УДК 13.00.00

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ ГИМНАЗИИ ИМ. В.В. ДАВЫДОВА Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)

Прудникова Светлана Вячеславовна
Н(ч)ОУ "Гимназия им. В.В.Давыдова"
г. Набережные Челны, заместитель директора по УР

Аннотация
Автор данной статьи описывает опыт Гимназии им В.В.Давыдова по организации внеурочной деятельности по изучению истории родного края.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Прудникова С.В. Внеурочная деятельность по изучению истории родного края (на примере Гимназии им. В.В. Давыдова г. Набережные Челны) // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/11/26111 (дата обращения: 17.09.2020).

Одной из ключевых личностных характеристик современного школьника согласно Федеральному государственному образовательному  стандарту  третьего поколения  является любовь к Родине, своему народу,  родному краю. Важную роль изучению истории родного края отводили такие выдающиеся ученые как М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.Х. Вессель, А.С. Барков, К.Д. Ушинский и др.

К.Д. Ушинский подчеркивал важность изучения истории родного края,  и ее  особую роль в формировании  личностных качеств учащихся, в нравственно-патриотическом воспитании, поскольку краеведение  является не только сводом знаний о крае, но и источником нравственного, культурного, экологического воспитания подрастающего поколения. Говоря словами  Д.С. Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней» [4].

.Особенность школьного краеведения  заключается в том, что оно  осуществляется под руководством педагога и в соответствии с  учебным планом. В целом принято выделять урочное и внеурочное краеведение, поскольку реализация регионального компонента  осуществляется посредством краеведения, как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности учащихся [2].

Данная статья представляет собой  обобщение педагогического опыта Гимназии им. В.В.Давыдова  (г.  Набережные Челны) по организации внеурочной деятельности по изучению  истории родного края.

Гимназия им. В.В. Давыдова,  являясь экспериментальной площадкой в направлении развивающего обучения, ставит  своей целью не только познакомить учащихся с историей, культурой, обычаями и традициями, природой малой родины, но и, с учетом деятельностного подхода,  организовать учащихся на созидательную деятельность, на благо родного края.

Республика Татарстан находится в Поволжском регионе в 800 км к востоку от Москвы,  имеет богатую историю и глубокие культурные традиции. Деятельность по изучению истории Татарстана в гимназии проходит по нескольким направлениям, а именно: «История и культура тюркоязычных народов, проживающих на территории  республики Татарстан», «Люди, которыми гордится Татарстан», «История моей семьи вплетается историю моей страны», «Природа Татарстана».

Изучение истории Татарстана  проходит  не только на уроках истории, в Гимназии им. В.В. Давыдова активно работает Школьная академия наук (ШАН), в составе которой  действует кафедра  краеведения. Кафедра занимается вопросами исторического, географического, литературного и этнографического краеведения.

Одним из основных направлений кафедры  является историческое краеведение,  в рамках которого большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся по сбору, анализу, классификации исторического материала. Учащиеся гимназии самостоятельно выбирают темы  проектов в соответствии со своими интересами  с последующим утверждением тем на кафедре.  Работая над проектами, они не только знакомятся с теоретическими источниками, посещая библиотеки, но и проводят экскурсии  к историческим местам, встречаются со старожилами для того, чтобы получить важные исторические сведения что называется «из первых рук». Так, работая над  проектом по истории медеплавильного завода, который был основан на территории современного города Набережные Челны при Петре I, учащиеся собирают исторический материал, посещают Музей истории города, ведут поисковые работы на месте бывшего завода. Целью данного проекта является сбор исторических данных с последующей передачей в Музей истории города. Выполняя проект по истории г Елабуга, учащиеся посещают  городские музеи  г. Елабуга и  места раскопок, беседуя с руководителями исследования, встречаются  и беседуют  со старейшими жителями  города.  Экскурсии в города  Казань, Елабуга, Свияжск, Булгары   позволили  более глубоко познакомиться с историей Татарстана. Познавательные краеведческие экскурсии являются неотъемлемой частью работы по изучению истории Татарстана и позволяют учащимся прикоснуться к артефактам и почувствовать  важность изучения краеведения.

Другим важным направлением работы по изучению истории родного края является организация выставок  на тему «Люди, которыми гордится Татарстан», «История моей семьи вплетается историю моей страны». Такую выставку предваряет  долгий и серьезный этап сбора, анализа, подготовки исторических материалов, встречи с выдающимися людьми, которые прославились как во время ВОВ, так и в мирной жизни своей созидательной деятельностью на благо города и республики Татарстан. Уважительное отношение к истории родного края, к свершениям предыдущих поколений и людям, гордость за эти достижения  формируются непосредственно в процессе общения.

Наиболее ярко  деятельностный подход проявляется в направлении  «Природа Татарстана», в рамках которого учащиеся не просто изучают природные богатства родного края и любуются красотами, но о и стремятся преобразовать  мир, организуя экологический десант по очистке территорий  от мусора.

Знакомство с экономикой республики Татарстан в исторической перспективе проходит на ведущих промышленных предприятиях города и республики. КАМАЗ, благодаря строительству которого и возник г. Набережные Челны, с готовностью проводит экскурсии для учащихся,  знакомя их с героической историей создания предприятия и достижениями. Посещение сборочного конвейера, музея истории КАМАЗа, общение с ведущими специалистами  также способствуют формированию уважительного отношения к истории города  и гордости  за их достижения.

Итак, как следует из вышесказанного, знание истории малой родины способствует  более полному пониманию тех исторических процессов, которые происходили и происходят на  данной территории, сохранению и приумножению исторического наследия, обычаев и традиций народов, проживающих на данной территории.

Изучение истории родного края является неотъемлемой частью учебного процесса и направлено на формирование таких личностных качеств учащихся как любовь к родному краю, уважение к истории  родного края, гордость за достижения предыдущих поколений и желание преобразовывать мир на основе исторического опыта предыдущих поколений.

Внеурочная деятельности позволяет более глубоко познакомить учащихся с историей родного края, способствует формированию интереса к исторической науке в целом.  Деятельностный подход  к изучению истории родного края  позволяет не только изучить историю и дать оценку историческим событиям, но и стимулирует  учащихся  к деятельности по позитивному преобразованию мира.


Библиографический список
  1. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: История, теория, основы проектирования. — М.; Ростов-на-Дону, 2004. — С. 26—27
  2. Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в РФ: дискуссионные подходы.//Проблемы современного образования  №4,  2012
  3. Лихачёв Д.С. Любить родной край // Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 1. М., 1990.
  4. Лихачёв Д.С.  Краеведение как наука и как деятельность. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Прудникова Светлана Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация