УДК 34

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА, ОТЦОВСТВА И ДЕТСТВА

Манукян Наринэ Араиковна
Тюменский государственный университет
Институт государства и права, студентка

Аннотация
Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется с учетом особенностей правового регулирование государства в данной сфере, также при решении данных вопросов государство должно не только опираться на законодательство, но и на общие представления о семейных отношениях.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Манукян Н.А. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/10/26153 (дата обращения: 19.11.2019).

Научный руководитель: Мишунина Алена Александровна

профессор кафедры конституционного и муниципального права

Института государства и права Тюменского государственного университета, доктор юридических наук

Законодательство нашей страны, декларирует, что защита семьи, материнства, отцовства и детства в свою очередь непосредственно обладают конституционно-правовым фундаментом, в него входят все  инструменты, законы субъектов РФ и прочие нормативно правовые акты, которые в свою очередь направлены на регулирование и защиту российских семей. Тем не менее, материнство, детство, отцовство и семья согласно Семейному кодексу РФ представляют собой субъекты государственной защиты[4].

Необходимо отметить тот, факт, что защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется с учетом  особенностей правового регулирование государства в данной сфере, также при решении данных вопросов государство не только опираться на законодательство, но и на общие представления о семейных отношениях.

Стоит отметить, что в первую очередь при защите интересов семьи, материнства, отцовства и детства необходимо руководствоваться  Конституцией РФ именно она является главным гарантом в данном направлении, в ней отмечено, что наше государство отвечает за семейный институт. Если говорить, более доступным языком семейный институт для нашего правительства является весьма важным вопросом.

Исторически так сложилось, что формирование государства, его устройства, взаимоотношения между людьми и отдельными образованиями нуждаются в регулировании. Регулятором выступают нормы права, которые, будучи зафиксированными как итоговые постулаты, обязательные для всех и всеми признаваемых, легитимных. Именно право и формирующие его нормы и правила – это залог построения устойчивого, стабильного общества и государства. Границы дозволенного, запреты, правила поведения, методы реагирования на нарушения, способы наказания и многое другое – все это определяется и регулируется именно правом. Государственная власть реализуется не только как властная, карательная, но и путем защиты и оказания поддержки своим гражданам. Благополучия в обществе во многом определяется тем, насколько материально обеспечены и защищены от разного рода незаконных посягательств семьи. Общепризнанным является тот факт, что женщина в период беременности, а также после рождения ребенка уязвима, она большую часть своего времени отдает именно ребенку, вследствие чего нуждается в помощи со стороны. Исходя из признания равенства родителей и супругов. За отцами также признается право на воспитание детей и, как следствие, на получение поддержки от государства. Однако законодательство Российской Федерации крайне несовершенно, его нормы во многих случаях могут быть истолкованы двояко и неверно пониматься правоприменителями. Право толкования норм права, осуществления их проверки на соответствие положениям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, обладает Конституционный Суд Российской Федерации. Толкование, которое дается Конституционным Судом Российской Федерации не может оспорено никем и в практике нормы права должны применяться с учетом разъяснений, изложенных в определениях и постановлениях данного суда. Изучение и анализ решений, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации, позволяет в дальнейшем применять нормы права более корректно.

Семейные отношения являются неотъемлемой и важнейшей частью социальной жизни общества. Они закреплены и регулируются семейным законодательством в Конституции РФ.

Понятие «семья» играет большое значение в жизни общества. Существует определенный ряд правил, норм и принципов, которые ориентируют и регулируют семейные отношения.

Понятия уважения и любви в семье не могут контролироваться государством, но защитить члена семьи от грубости, насилия, жестокого отношения и обращения с детьми, стариками, женщинами государство обязано. Начиная с младенчества, семейным кодексом РФ предусмотрен постоянный контроль государства по охране материнства и детства, прав, а также обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетним детям.[7]

Семья, материнство, отцовство и детство – в Российский Федерации эти ценности находятся под защитой государства. В Конституции РФ говорится об укреплении семьи, основой которой являются чувства взаимной любви и уважения, а также чувства взаимопомощи и ответственности. Особо отмечено то, что не должно быть какого-либо вмешательства в дела семьи извне, а также о защите своих прав членов семьи в судебном порядке.

Семья, материнство, отцовство и детство – в Российский Федерации эти ценности находятся под защитой государства. В Конституции РФ говорится об укреплении семьи, основой которой являются чувства взаимной любви и уважения, а также чувства взаимопомощи и ответственности. Особо отмечено то, что не должно быть какого-либо вмешательства в дела семьи извне, а также о защите своих прав членов семьи в судебном порядке.

Под конституционно-правовой защитой материнства, отцовства и детства следует понимать закрепленные в нормах конституционного права основы деятельности органов публичной власти, государственных, общественных организаций действующих в целях устранения препятствий на пути осуществления прав матери и ребенка, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении». Детство относится к самостоятельной конституционно-правовой категории.

В Конвенции о правах ребёнка содержатся следующие положения: ребёнок по причине своей умственной и физической незрелости, требует специальной заботы и охраны, в том числе защите его правовых интересов, как до рождения, так и после. Указанная норма не включена ни в один из законодательных актов РФ, хотя с юридической точки зрения её нужно закрепить.

К одному из важных элементов конституционно-правового статуса детей относятся принципы, согласно которым осуществляются отношения в сфере детства. К принципам могут относиться только те правила, которые являются признанными государством и обществом, и в то же время относятся к разряду ключевых установок и идей правового статуса человека и гражданина РФ. Принципы, относящиеся к правовому статусу личности, закреплены в Конституции РФ, они в равной степени должны быть применены  в случае реализации прав и свобод  детей. Всеобщий характер данных принципов можно объяснить их универсальностью, другими словами возможностью их применения независимо от возраста человека.

Автор считает, что появление системной программы могло бы позволить приблизить государство к уровню целостного и стройного механизма по защите материнства, детства, отцовства. Соответствующая программа приведет к тому, что можно избавится от барьеров и противоречий в законодательстве. Например, ежедневно сталкиваются с тем, что не принимают молодых девушек на работу (работодатели заранее предусматривают, что молодые специалисты уйдут в декретный отпуск).

В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обуславливает необходимость создания, федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.

По мнению автора, для совершенствования конституционно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства необходимо:

- повышенная уголовно-правовая охрана семьи, что ведет к предотвращению домашнего насилия, в первую очередь в отношении детей и женщин;

- гарантия социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

- повысить государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Проблематика охраны семьи, материнства, отцовства и детства по- прежнему сохраняет свою актуальность, касаясь вопросов жизнедеятельности каждого жителя нашей страны. Необходим общий системный анализ не только законодательства в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, но и степени эффективности правозащитных механизмов в данной сфере. Однако в настоящее время можно наблюдать в информационном пространстве огромное количество материалов эмоционального, политизированного характера, и лишь отдельные разрозненные научные исследования в рассматриваемой области правовых отношений.

Таким образом, институт семьи, материнства, отцовства и детства предполагает характерную цепочку социальных факторов, которые затрагивают все проблемы общества и развитие его в целом, союз и передача от поколения к поколению, признание государством выполнение своих обязанностей по правам каждого гражданина. Сказанное объясняет, почему Конституция РФ объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи.

Сегодня защита семьи, материнства, отцовства и детства является приоритетной в национальных проектах и важной в государственной семейной политике.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — N 31. — Ст. 4398.
  2. Капицын В. М. Права человека и механизмы их защиты. М.: ИКФ «Экмос», 2016. – 288 с.
  3. Полиэктова Д.Б. Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства: проблемы реализации и пути их решений // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/09/84358 (дата обращения: 25.03.2019).
  4. Сологуб, А.Ю. Конституционно – правовая защита прав ребенка в Российской Федерации / А.Ю. Сологуб // Известия Иркутской государственной академии. – 2016. – №4. – С. 175.
  5. Тагаева, С.Н. К проблемам применения семейно-правовой ответственности в брачных отношениях / С.Н. Тагаева // Семейное и жилищное право. – 2018. – №5 – С. 20-23.
  6. Ченцов, С.Д. Становление института уполномоченного по правам ребенка в России / С.Д. Ченцов, А.Е. Новикова. – 2015. – №1. – С. 123.
  7. Юнусова, О.М. Некоторые исторические аспекты возникновения международно-правовой базы в области защиты детей / О.М. Юнусова // Ученые записки государственного университета имени академика Б. Гафурова. – 2016. – №1. – С. 267


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Манукян Наринэ Араиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация