ВОЛЕВАЯ АКТИВНОСТЬ ПЛОВЦОВ

Ахметзянова Регина Руслановна
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
В данной статье рассмотрен вопрос волевой активности детей, занимающихся плаванием. Исследование показало, что в возрасте от 14 до 17 лет выше волевая активность у девочек, чем у мальчиков.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ахметзянова Р.Р. Волевая активность пловцов // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/10/26113 (дата обращения: 22.02.2024).

В настоящее время проблемой деятельности человека, его активности личности интересуются многие ученые и исследователи. Такое психологическое качество как воля всегда занимало и сейчас занимает особое место в психологии.

Сила воли – это одна из главных черт в человеческом характере. Зачастую можно даже услышать «характер» вместо «силы воли», это не случайно, потому что насколько у человека развита сила воли, настолько он может реализовывать и другие свои качества.

Карьера спортсмена и весь его путь спортивной деятельности тесно связан с силой воли. Это объясняется тем, что спортсмену часто приходится преодолевать объективные (большое количество тренировочных нагрузок; погодные условия) и субъективные (возникновение неблагоприятного эмоционального состояния, например, неуверенности в себе, страха, волнения) трудности.

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления волевых качеств у пловцов.

В исследовании приняли участие группа в количестве 10 человек (5 мальчиков, 5 девочек). Возраст спортсменов, занимающихся в группе, варьируется от 14 до17 лет.

Для подтверждения или опровержения гипотезы нами был проведены методики на определение силы воли спортсменов, целью первого теста «Диагностика волевого потенциала личности» явилось изучение обобщенной характеристики силы воли.

Испытуемым были предоставлены бланки с вопросами, на которые они должны были ответить. В методике представлены 15 вопросов, ответами на которые были фразы «да»; «случалось» или «не знаю»; «нет». Ответ «да» оценивался двумя баллами; ответ «случалось» или «не знаю» оценивался одним баллом, а ответ «нет» не оценивался. Общий результат уровня развития качества: 0-12 – низкий , 13- 21 – средний, 22-30 – высокий уровень.

Таблица 1 – Результаты теста «Диагностика волевого потенциала личности»

№ испытуемого Баллы Уровень развития качества Спортивный разряд Среднее значение мальчиков Среднее значение девочек Мальчик/ девочка
1 20 средний II 20ср.ур 22,4выс.ур м
2 24 высокий I м
3 26 высокий III м
4 14 средний I м
5 16 средний I м
6 24 высокий II д
7 28 высокий III д
8 20 средний II д
9 19 средний II д
10 21 высокий II д

По результатам данной методики было выявлено, что девочки пловчихи имеют более высокий уровень развития волевых качеств. Поэтому у девочек более высокие спортивные результаты.

С помощью следующей методики мы изучили и определили уровень решительности у пловцов. Целью методики явилось изучение решительности, как волевого качества [2]. Ход выполнения: испытуемому предлагался бланк с вопросами, ответ на которые «да» или «нет». Оценивание результатов методики: от 0 до 9 баллов – нерешительность; от 10 до 28 – средняя решительность; от 29 – высокая решительность.

Таблица 2 – Результаты теста «Решительны ли вы?»

№ испытуемого Баллы Уровень развития качества Спортивный разряд Среднее значение мальчиков Среднее значение девочек Мальчик/ девочка
1 24 средний II 21,8 ср.ур 25,4 ср.ур м
2 16 средний I м
3 9 низкий III м
4 29 высокий I м
5 31 высокий I м
6 29 высокий II д
7 29 высокий III д
8 20 средний II д
9 19 средний II д
10 30 высокий II д

По результатам данной методики мы определили, что уровень решительности у девочек пловцов выше, чем у мальчиков. Поэтому у девочек более высокие спортивные результаты.

Таким образом, в процессе данного исследования после проведения методик по изучению уровня силы воли и решительности было выявлено, что у девочек спортсменок более высокий уровень развития качеств, и они имеют более высокие личные спортивные результаты.


Библиографический список
  1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.54-55.
  2. Шапиро С.А., Шатаева О.В. Мотивация трудовой деятельности. М.: Издательство «Директ-Медиа», 2015.


Все статьи автора «Шарифуллина Светлана Рафаэльевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: