УДК 321

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАСТУПЛЕНИЯ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА

Никифоров Алексей Алексеевич
Тюменский государственный университет
студент

Аннотация
Данную статью автор посвящает рассмотрению истории местного самоуправления, рассматривает его возникновение и развитие с древних времен до наступления Монголо – Татарского Ига.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Никифоров А.А. История развития местного самоуправления в Древней Руси до наступления Монголо-Татарского Ига // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/10/26106 (дата обращения: 14.10.2019).

Местное самоуправление всегда было характерным элементом политической  системы Российского государства. Фактически указанный институт начал свое развитие еще до возникновения на территориях, которые теперь считаются российскими, государства так такового.

Историю местного самоуправления на территории нашей страны можно разделить на два длительных по времени периода.

Первый период охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.

Второй период связан с образованием и развитием государства и принятием христианства на Руси [1].

Самоуправление вообще существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается тогда, когда появляются союзы общин, объединившиеся на основе экономических и политических интересов, на определенной территории и образовавшие вертикальное соподчинение власти.

У славян община зарождается со времен разложения родового строя и переселения их с побережья Дуная на русские земли.

И. Д. Беляев утверждает, что «славяне уже пришли на Русь, находясь в известной степени развития», что «общественное устройство у них не было родовое, а общинное» [2]. Общины же представляли собой по сущности и форме самоуправляющиеся единицы, которые формировались самим народом. В. Д. Иванов считает, что у славян община была формой только территориальной организации[3]. С этим нельзя, по-видимому, согласиться, учитывая процесс становления территориальной общины. Об этом будет сказано несколько позднее. К. С. Аксаков доказывает, что община постоянно была основой русского общественного устройства [4].

Объединение славян в общины было обусловлено экономическими интересами и стремлением организовать защиту от нападения неприятеля. Изначально община имела не столько территориальный признак, сколько производственный. Затем развитие производственных общин как форм самоуправления постепенно приводит их к свободному объединению по интересам на определенной компактной территории. Такова, например, эволюция купеческих общин, объединявших в одно целое людей различных племен. Купцы составляли свои общины (сотни), которые имели своих выборных старост (сотских) и жили улицами или слободами.

Изначально община имела не столько территориальный признак, сколько производственный. Затем развитие производственных общин как форм самоуправления постепенно приводит их к свободному объединению по интересам на определенной компактной территории. Такова, например, эволюция купеческих общин, объединявших в одно целое людей различных племен. Купцы составляли свои общины (сотни), которые имели своих выборных старост (сотских) и жили улицами или слободами.

Развитие собственного общинного производства подтверждается широкими внешнеэкономическими связями славян с народами других стран. Производственные товары и продукты славянские купцы доставляли в Византию, Болгарию, Литву, Грецию и т. д.

Объединение людей на производственной основе по интересам стало отправной точкой зарождения производственного общинного самоуправления. С развитием производства совершенствовалось и общинное управление, улучшались быт и жизнь людей, повышался уровень цивилизации. Конечно же, это измерялось не годами, а целыми столетиями.

Наиболее распространенной на Руси была сельская община. Но со временем жизнь потребовала формирования городских общин. Это, по-видимому, диктовалось нарастающим процессом разделения труда и необходимостью обеспечения защиты от неприятеля.[5]

Структура местного самоуправления в данный период носила производственно-территориальный характер. Производственные, купеческие общины, общины «черных людей», сформированные на основе экономических интересов, размещались в различных частях города.

В Новгороде и Пскове в качестве таких частей были концы и улицы. Другие города и пригороды имели только уличное деление.

В более поздние времена части территориальных общин стали называться в зависимости от того, какой вид деятельности был сконцентрирован на данной компактной территории. Например, в Новгороде были Гончарский конец и Плотницкий конец, являвшиеся административными единицами. Это свидетельствует о том, что здесь концентрировалось развитие ремесленного и строительного дел.

Итак, местное самоуправление проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Говоря о производственно-территориальном характере общин, Б. Чичерин замечает, что община – это корпорация, составленная из корпораций различного характера по интересам. С одной стороны, в Новгороде существовали территориальные общины: концы, улицы, с другой стороны, «сословные союзы суть ремесленные цехи, купеческие гильдии или товарищества» [6].

Принятие в 988 г. христианства оказало ощутимое влияние на русское общество. С введением христианства к прежним элементам – славянскому и варяжскому – присоединился новый элемент – византийский в лице христианской церкви и духовенства, пришедших на Русь из Византии.

С появлением христианской веры расширяется круг субъектов самоуправления. Наряду с производственными и территориальными общинами у славянских народов появляется монастырское и церковное самоуправление, сочетающее в себе производственно-территориальный принцип построения.

В Пскове, например, духовенство нескольких церквей объединялось при одной какой-либо церкви в собор, который избирал из своей среды двух церковных старост, управляющих делами своего собора .

Старое земское устройство, составлявшее основу жизни русского общества, продолжало существовать по-прежнему, охраняло законную самостоятельность общества от всяких внешних притязаний, способствовало его постепенному и правильному развитию и не допускало погибели русского народа в княжеских междуусобицах и войнах с внешними неприятелями .

Территориальной основой местного общинного самоуправления являлись младшие города, пригороды, селения, волости, погосты.

Городами тогда назывались те главные крупные общины, к которым примыкали мелкие общины. Они делились на старшие города и пригороды и имели внутреннее административно-территориальное деление, обусловленное производственным фактором.

Экономическую основу местного самоуправления составляли различные общины по роду занятий. Общины представляли собой, как правило, немногочисленные производственные или торговые коллективы. Общин насчитывалось на территории улицы, части города, в городе большое количество[7].

Развитие местного самоуправления на Руси продолжало поступательно развиваться вплоть до наступления Монголо – Татарского Ига, которое фактически уничтожило всю существовавшую до него систему. Местное самоуправление во времена зависимости от Золотой Орды кардинально изменилось, его сущность и система стали абсолютно другими, нежели были во времена свободного развития славянских народов.

Это позволяет говорить о том, что Российское государство на несколько веков буквально потеряло возможность развиваться, и ситуация, сложившаяся в сфере местного самоуправления лишнее тому подтверждение.

Монголо-татары уничтожили ту основу, которая объединяла славянские общины, – представительную власть, сконцентрированную в старших городах, являвшихся политическими и торговыми центрами.

Упразднение народного представительства повлекло за собой разобщение долго создававшихся союзов славянских общин, что в свою очередь стало одной из сотен причин длительного удержания господства монголо-татар над русским народом.

Татарские правители дальновидно и правильно рассчитали, что разобщенный народ не представляет опасности для завоевателей.

Таким образом, история данного периода свидетельствует о том, что до нашествия монголо-татар славянские народы имели реальное местное самоуправление и были устремлены к образованию союзов общин в лице городов, старших городов как политических центров, где власть действовала в форме народного представительства.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Аксаков К. С. О древнем быте славян вообще и русских в особенности, на основании обычаев, преданий, поверий и песен / К. С. Аксаков // Полное собрание сочинений. – М., 1889. – Т. I. Сочинения исторические.
  2.  Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. – М.: Тип. А.А. Карцева, 1888. — 220 с.
  3. Иванов В.Д. Русь изначальная. – М.: Астрель, 2011. – 491 с.
  4. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М.: Норма, 2015. – 520 с.
  5. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1903. – 615 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кузнецова Виктория Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация