УДК 37

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКА В УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» ЛАДЫЖЕНСКОЙ Т.А., БАРАНОВА М.Т., ТРОСТЕНЦОВОЙ Л.А. И ДР.

Козлова Виктория Юрьевна
Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются стилистические аспекты языка в учебно-методическом комплексе «Русский язык» Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Козлова В.Ю. Стилистические аспекты языка в УМК «Русский язык» Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/09/25962 (дата обращения: 05.11.2019).

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи школьников: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического общения.

Сведения по стилистике и речеведению в данном школьном курсе программы даются с пятого по девятый классы. Работа по культуре речи также рассредоточена по всем классам. В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи, включающие речеведческие понятия и виды работы над текстом, пропорционально распределены среди грамматического материала.

Итак, начнем с пятого класса и рассмотрим темы, включающие в себя стилистический аспект.

В пятом классе со стилистикой так или иначе связано много вводных тем. Назовем основные.

Тема «Язык и человек». При рассмотрении данной темы школьники осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека.

Тема «Стили речи». При изучении этой темы ученики выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Учатся устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения цели высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия и прощания; знакомятся с понятием речевого этикета.

Тема «Диалог». Школьники учатся различать предложения с прямой речью и диалог, оформлять его на письме. Делятся на группы и по очереди читают стихотворения с заданной другой группой интонацией. После – оценивают точность и выразительность произношения. Составляют диалог, описывая происходящее на картинках в рабочих тетрадях. Строят диалоги в разных стилях.

Тема «Синтаксис». Осваивают базовые понятия синтаксиса. Анализируют тексты в рабочих тетрадях с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.

Тема «Пунктуация». Получают общие сведения о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают роль знаков препинания в тексте. Анализируют тексты с точки зрения значения знаков препинания.

Тема «Виды предложений по цели высказывания». Учатся распознавать предложения по цели высказывания. Описывают смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений. Придумывают предложения с различной интонационной окраской и различающиеся по цели высказывания.

Тема «Предложения с обращениями». Узнают функции обращения. Учатся правильно интонировать предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения в зависимости от стиля речи. Составляют небольшой текст с предложениями с обращениями.

Тема «Письмо». Учатся различать письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов различных писем, ищут в письмах обращения, приветственные и прощальные слова. Пишут письмо другу.

Для понимания и сопоставления функциональных стилей речи потребуется знание всех тем из раздела «Лексика»: «Слово и его лексическое значение», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слов», «Омонимы», «Антонимы», «Синонимы».

Можно сделать вывод, что пятый класс является переходным, вступительным в большой мир русского языка, поэтому содержание тем базируется на знакомстве с различными разделами и понятиями. Происходит формирование, в первую очередь, коммуникативной компетенции: школьники начинают овладевать основами письменной и устной речи и видами речевой деятельности; учатся правильно использовать язык в различных сферах общения в зависимости от ситуации, умеют определить стиль письма и написать ответ; знают, что такое обращения и для чего они служат в речи; понимают разницу в стилях между разговором с другом и описанием научного термина.

Благодаря темам, входящим в раздел «Лексика», и теме «Синтаксис» у школьников происходит формирование языковой компетенции, так как они начинают сознательно использовать в речи различные синтаксические конструкции, а также умеют правильно подбирать слова и использовать синонимы в соответствии с речевой ситуацией.

Реализация данных умений и навыков происходит с помощью диалога учитель – ученик, ученик – ученик, а также через упраженения к данным темам, приведенные в рабочей тетради. Кроме того, учитель может дополнительно использовать дидактические материалы, входящие в УМК, а также пособие с проверочными работами.

В шестом классе углубляется изучение стилистических аспектов языка и изучаются особенности официально-делового стиля речи.

Тема «Текст и стили речи». Повторение и расширение знаний по данной теме. Ученики в упражнениях в рабочих тетрадях выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов из дидактических материалов, предложенных учителем.

Тема «Официально-деловой стиль речи». Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Пишут тексты, относящиеся к данному стилю: заявления, объяснительной записки, характеристики, автобиографии.

Для выявления особенностей функциональных стилей речи, в частности, пройденного раннее официально-делового стиля, потребуется знание всех тем из раздела «Лексика»: «Общеупотребительные слова», «Профессионализмы», «Диалектизмы». Кроме того, пишут сжатое изложение из входящего в состав УМК сборника с диктантами и изложениями.

Итак, мы видим, что в шестом классе, в отличие от пятого, вводных тем практически нет, зато углубляются знания одного конкретного стиля – официально-делового. Знания лексического состава языка расширяются, что повышает словарный запас учеников и формирует языковую компетенцию, а затем, после применения полученных знаний на уроках в виде устной работы, и лингвистическую. При написании текстов в официально-деловом стиле, а также написании изложения происходит формирование коммуникативной компетенции.

В седьмом классе происходит дальнейшее углубление знаний о стилистике.

Тема «Стили литературного языка». Школьники знакомятся с текстом, а затем дополняют начатые предложения. Определяют стиль текстов из упражнений в рабочей тетради и аргументируют свой ответ. Учатся соотносить стили текстов и жанры.

Тема «Виды диалогов». Расширение знаний по данной теме, пройденной в пятом классе. Узнают виды диалогов и анализируют их. Составляют диалоги на заданную тему.

Тема «Публицистический стиль». Получают знания о публицистическом стиле как функциональной разновидности языка. Работают со справочной литературой и подбирают примеры текстов данного стиля. Учатся находить признаки публицистического стиля в различных текстах. Создают устное выступление в публицистическом стиле и выступают с ним в классе. Пишут свободный диктант.

Тема «Стили литературного языка». Ученики определяют стиль текстов и аргументировано обосновывают ответ. Соотносят стили текстов и жанры.

Тема «Учебно-научная речь. Отзыв». Ищут признаки учебно-научной речи и учат правила написания отзыва. Проводят анализ отзывов, приведенных в качестве примера в учебнике и рабочей тетради. Ищут отзывы в Интернете. Пишут собственные отзывы.

Тема «Текст. Стили речи». Читают тексты, приведенные в рабочей тетради, а также в дидактичских материалах, предложенных учителем, определяют стиль речи и обосновывают ответ. Пишут диктант.

Тема «Фразеологизмы». Учат базовые понятия фразеологии. Учатся различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. Ищут фразеологизмы в текстах упражнений в рабочей тетради и во фразеологическом словаре и составляют с ними предложения.

Итак, мы видим, что происходит постепенное, поэтапное усложнение практических заданий. Так, если раньше нужно было просто прочитать текст и выявить особенности стиля, то теперь, обладая уже достаточно объемным багажом знаний, школьники должны дополнить предложения лексикой определенной сферы употребления. Становится все больше упражнений на определение стиля текста, что формирует коммуникативную компетенцию, и написания различных работ и диктантов, что формирует языковую компетенцию. Школьники учатся находить фразеологизмы в текстах и овладевают знаниями, в каких стилях речи они уместны, а в каких – нет. Кроме того, подробно изучается публицистический стиль. Во время изучения данной темы можно брать тексты не только из учебников, рабочей тетради и дидактических материалов, но и из различных публицистических изданий. Это также формирует коммуникативную компетенцию. Научный стиль представлен своей разновидностью – учебно-научной речью.

В восьмом классе ученики учатся употреблять обращения, составляют письма, моделируют разговор по телефону. Можно сказать, что преподавание русского языка в восьмом классе по данной программе меньше всего предполагает изучение стилистического аспекта языка. При этом нельзя не отметить, что приведенные темы формируют лингвистическую и коммуникативную компетенции.

Девятый класс можно назвать повторение всего изученного. Тема «Стили речи» также есть в плане, но рассматривается уже иначе. Если с пятого по восьмой класс темы подразумевали подробное изучение конкретных стилей и их особенностей, то в девятом классе учащиеся уже просто заполняют схему о стилях в рабочей тетради и оттачивают на практических упражнениях умение определять стиль, его особенности и признаки. Также ученики высказывают свое мнение по поводу соблюдения стиля в разных речевых ситуациях и добавления в речь жаргонизмов и заимствований, что в настоящее время очень актуально. Здесь в полной степени и равной мере формируются и языковая (лексическая составляющая), и лингвистическая (отрабатывание на практике), и коммуникативная (смена речевых ситуаций) компетенции.

В русском языке существует пять функциональных стилей речи: научный, художественный, публицистический, официально-деловой и разговорный. Мы рассмотрели представление стилистических аспектов языка в УМК «Русский язык» Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. и можем сделать следующий вывод: данный учебно-методический комплекс действительно направлен на практическое применение знаний. В нем подробно рассмотрены официально-деловой и публицистический стили, что говорит об установке на развитие речевой культуры учащихся и овладение ими правилами использования языка в разных ситуациях общения. Художественный стиль – это язык литературы. Его нужно изучать, знать его особенности, но он не является коммуникативным стилем. Научный стиль в данном УМК представлен своей разновидностью, подстилем – учебно-научной речью. Ее цель – научить ученика четко и доказательно излагать свои аргументы, выводы, обобщения письменно и устно. Разговорный стиль в устной речи представлен диалогом, изучению которого уделяется большое внимание в каждом классе. На письме данный стиль может выражаться запиской, личным дневником или письмом. Правила написания письма, его виды изучаются в пятом и повторяются в восьмом классе.

Мы видим, что формирование языковой, лингвистической и, особенно, коммуникативной компетенций реализуется в полной мере. Содержание данной программы (мы рассматриваем только стилический аспект) обеспечивает осознание основных особенностей устной и письменной речи и анализ примеров; владение различными видами монолога и диалога; выбор языковых средств в зависимости стиля речи и ситуации общения; установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка, а также создание письменных высказываний разных стилей и выступление перед классом с небольшими сообщениями, докладом.

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Козлова Виктория Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация