УДК 070.41:654.19/.197

КОНЦЕПТ «МАССМЕДИА» В ТАКСОНОМИИ MEDIA TOPICS

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
доцент кафедры журналистики и языковой коммуникации

Аннотация
В статье исследуется концепт «массмедиа» и его место в иерархической таксономии медиатем Media Topics Международного совета по вопросам печати и телекоммуникаций . Описаны концепты верхнего ранга «искусство, культура и развлечения» и нижнего ранга, включающего подчиненные понятия «новостные медиа», «периодика», «телевидение» и др.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Балалаева Е.Ю. Концепт «массмедиа» в таксономии Media Topics // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/08/26022 (дата обращения: 07.08.2019).

Международный совет по вопросам печати и телекоммуникаций (International Press Telecommunications Council, IPTC) создает и поддерживает наборы понятий, которые могут присваиваться как значения метаданных для таких объектов, как текст, фотографии, аудио- и видеофайлы и пр. Этого можно достичь либо с помощью обычного человеческого языка, либо с помощью кодов NewsCodes – определенных последовательностей символов, зафиксированных в специальных контролируемых вокабулярах, или кодированных словарях. Контролируемый вокабуляр – это упорядоченный набор слов, используемых для индексирования контента и/или для его получения при просмотре или поиске; это специально разработанный, официально признанный набор терминов, позволяющий кодировать темы публикаций [1, c. 17].

В зависимости от назначения новостные коды делятся на описательные административные, трансмиссионные и др. К описательным новостным кодам, помимо жанра, тематического классификатора и др., относится таксономия Media Topics, которая фокусируется на категоризации текста. Таксономия Media Topics разработана IPTC в 2010 г. на основе тематических кодов Subject Code для классификации, поиска, поддержки маршрутизации и хранения контента, а также управление цифровыми активами [2; 3].

Таксономия организована по иерархическому принципу. На высшем уровне расположено 17 концептов: 1) искусство, культура и развлечения; 2) преступность, закон и правосудие; 3) катастрофа, авария и чрезвычайное происшествие; 4) экономика, бизнес и финансы; 5) образование; 6) окружающую среду; 7) здоровье; 8) человеческие интересы; 9) труд; 10) образ жизни и досуга; 11) политика; 12) религия и вера; 13) наука и технология; 14) общество; 15) спорт; 16) конфликты, война и мир; 17) погода [4, c. 152].

Медиатемы различаются по количеству понятий, степени разветвленности и глубине распределения по иерархическим уровням.

Наиболее разветвленными является медиатемы «Экономика, бизнес и финансы» (23,52%), «Спорт» (18,18%) и «Политика» (9,09%), которые составляют более половины (50,79%) от общего количества понятий всех медиатем. Медиатемами с наименьшим количеством понятий являются «Человеческие интересы» (1,12%) и «Погода» (0,47%). В среднем, медиатемы содержат от 20 до 58 подчиненных понятий.

Медиатема «Искусство, культура и развлечения» имеет 54 подчиненных понятия: 3 – на втором уровне («исскуство и развлечения», «культура» и «массмедиа»), 23 – на третьем, 19 – на четвертом и 8 – на пятом.

Концепт «исскуство и развлечения» включает: «анимацию», «мультпликационные фильмы», «кино», «танцы», «моду», «литературу», «музыку», «театр», «визуальные исскуства», «выставки», «сериалы», «фестивали».

Концепт «культура» охватываает: «культурное развитие», «обычаи и традиции», «праздничные мероприятия», «язык», «библиотеки и музеи» «памятники и наследие».

Концепт «массмедиа» включает «новостные медиа», «газеты», «онлайн медиа», «периодику», «телевидение» и «социальные медиа» (рис. 1).

 Рис. 1. Концепт «массмедиа» в таксономии Media Topics

(по материалам официального сайта International Press Telecommunications Council [5])

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Балалаева Е.Ю. Универсум новостных кодов IPTC // Международная журналистика-2018: глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15 февр. 2018 г. Минск: ИЦ БГУ, 2018. С. 17-21
  2. Балалаєва О. Ю. Аналіз новинних кодів за стандартами Міжнародної ради з питань преси та телекомунікацій // Науковий вісник Національного університету біоресурсів і природокористування України. Серія: Філологічні науки. 2017. Вип. 272. С. 103-110.
  3. Шинкарук, В. Д., Балалаєва О. Ю. Підготовка аграрних журналістів: перспективи та завдання // Науковий вісник Національного університету біоресурсів і природокористування України. Серія: Філологічні науки. 2017. Вип. 263. С. 117-125.
  4. Balalaieva O. Media topics in descriptors of International Press Telecommunications Council. Вісник Львівського університету. Серія Журналістика. 2017. № 42. С. 151-158
  5. IPTC Official Website. Available at: http://www.iptc.org.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Балалаева Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация