УДК 37

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Козлова Виктория Юрьевна
Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация
В данной статье проводится описание и анализ методики развития функциональной грамотности у учащихся средней школы на уроках дисциплин гуманитарного цикла.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Козлова В.Ю. Методика развития функциональной грамотности у учащихся средней школы // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/08/25961 (дата обращения: 14.09.2020).

Формирование и развитие функциональной грамотности в современном мире продолжается на протяжении всей жизни человека. В настоящее время это одна из важнейших социальных и образовательных потребностей людей.

Цикл гуманитарных дисциплин, к которому относится русский язык и литература, является важной частью подготовки в средней школе. Его можно назвать базовым в образовании. Предметы данной направленности решают следующие задачи при формирования ФГ у обучающихся:

  • обеспечивают взаимосвязь образовательной подготовки и культурного развития личности;
  • обеспечивают достижение целей и понимание значимости гуманитарных дисциплин для будущей профессии;
  • обеспечивают выработку познавательных и организационных умений, на основе которых формируются умения профессиональные [Гаврилюк 2006: 20].

Изучение дисциплин гуманитарного цикла в рамках среднего школьного образования можно представить в качестве своеобразной стратегии, которая реализуется на основе специфических для этого процесса принципов. Учащийся должен обладать индивидуальными процессуальными характеристиками – творческим потенциалом, самостоятельностью, разносторонностью знаний интересов, – которые стимулируют у него желание взаимодействовать, сотрудничать и общаться в малой группе.

Основными принципами являются: непрерывность образования; межпредметная взаимосвязь компетенций гуманитарных дисциплин; личностный подход, помогающий в раскрытии потенциала учащегося; динамичность, выражающаяся в постоянном предвидении новых тенденций и изменений в будущей профессиональной деятельности и потребностей рынка труда.

Для формирования функциональной грамотности необходимы содержательные, технологические и организационные педагогические условия.

Содержательные условия – это условия, которые направлены на обеспечение построения содержания дисциплин гуманитарного цикла. При этом идет ориентация на саморазвитие и самопознание личности будущего специалиста на основе компетентностного подхода. Данный подход реализуется при помощи развития умения находить решение учебных и профессиональных задач, а также взаимодействия с социумом на базе знаний, ориентированных, главным образом, на практику: научные понятия, навыки работы с таблицами и графиками, инструкции, интерпретация и резюмирование информации.

К технологическим условиям относятся такие, которые направлены на обеспечение технологического компонента формирования ФГ. Они также подразумевают использование преподавателями современных педагогических технологий организации самостоятельной работы обучающихся, которые дают начало самостоятельности в определении цели, задач и составлении плана действий. К ним относитя технология развития критического мышления и проектного обучения.

Организационные условия направлены на вовлечение учащихся в деятельность по созданию ФГ, оранизацию сотрудничества отношений учитель – обучаемый, использование современных средств оценивания достижений в учебе. К последнему можно отнести презентации различных проектов, проведение дебатов, сбор портфолио [Фролова 2012: 30].

Для проверки эффективности реализации данных педагогический условий, формирующих у учащихся функциональную грамотность как основу развития учебно-познавательной компетентности в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла, проводится диагностика следующих критериев: мотивационного, деятельностного, когнитивного и рефлексивного.Они сопоставляются со структурными компонентами ФГ.

Мотивационный компонент структуры ФГ характеризуется некоторыми особенностями. К ним относится: направленность на понимание своих образовательных интересов и потребностей, целей и представлений конечного результата деятельности; активное вовлечение в образовательное пространство; познание нового в процессе освоения гуманитарных дисциплин; положительную мотивацию к проявлению компетентности.

Деятельностный компонент отличается наличием умений и опыта успешного исполнения необходимых действий самостоятельной и научно-исследовательской работы на основе уже существующих знаний, а также выбора способа планирования и осуществления деятельности по решению различных задач, которые способствуют процессу развития учебно-познавательной компетентности.

Когнитивный компонент характеризуется направленностью на изучение комплекса общественно-гуманитарных, естественных и общетехнических знаний преимущественно прикладного характера.

Рефлексивный компонент отличается умением создания планов в соответствии с пониманием своих реальных возможностей, обстоятельств и целей; способностью к аналитическому анализу собственной деятельности; выработке личной позиции в процессе сопоставления новой информации и уже имеющихся знаний [Фролова 2012: 98].

Методика формирования ФГ учащихся средней и старшей школы при изучении дисциплин гуманитарного цикла построена на использовании системного, лично-ориентированного, деятельностного и дифференцированного подходов.

Основным подходом является системный. При его использовании процесс формирования ФГ получает устойчивость, внутреннюю организацию и целостность, а также дает возможность рассматривать данный процесс в системе, которая представляет собой последовательное формирование сферы коммуникации функциональной грамотности на разных уровнях процесса образования.

Деятельностный подход позволяет каждому школьнику практиковать творческую деятельность и развивает индивидуальный опыт получения и анализа информации. 

Личностно-ориентированный подход способствует обеспечению и поддерживанию процессов саморазвития и самореализации учащихся и развитию их индивидуальности. Целью данного подхода является создание таких условий, при которых на каждом уроке повышалась бы познавательная активность обучающихся и возрастал их уровень функциональной грамотности в сфере общения.

Дифференцированный подход учитывает способности, интересы и склонности учащихся при выполнении ими разного рода деятельности и решении различных ситуаций [Пронина 2009: 49 ].

В ходе реализации методики формирования функциональной грамотности применяются принципысистемности, познавательной активности и ценностного самоопределения.

Принцип системности определяет роль формирования функциональной грамотности в сфере общения в едином процессе развития основных компетенций, выявляет степень сформированности ФГ у учащихся, а также обнаруживает связанные с этим процессом трудности.

Принцип познавательной активности предполагает когнитивную активность, при которой школьники вовлекаются в процесс получения знаний и формирования функциональных умений. Они самостоятельно добывают знания и планируют ход своей деятельности; ставят проблемы и умеют их решать в различных ситуациях. Данный принцип опирается на интересы учащихся и способствует их привлечению к решению проблемных ситуаций при дискуссиях, а также вовлекает в самостоятельный процесс решения функциональных задач.

Принцип ценностного самоопределения предполагает, что формирование ФГ в коммуникационной сфере содействует выработке собственной позиции по отношению к внешним условиям [Фролова 2012: 82].

Рассматриваемая методика подразумевает поэтапное включение обучающихся во все более усложняющуюся учебную деятельность на основании выявления мотивации к общению и изучению гуманитарных предметов и диагностического отслеживания сформированной функциональной грамотности в сфере коммуникации. 

В ходе формирования ФГ предполагается интеграция актуальных для среднего и старшего школьного возраста видов деятельности на определенном предметном материале. Каждый учащийся может самостоятельно выбрать объем данных, а также сроки и темп обучения.

Метод дискуссий, дебатов можно вводить в процесс обучения уже в младшем подростковом возрасте, чтобы к более старшему возрасту школьник умел четко формулировать свои мысли, не боялся вступать в контакт с любым типом собеседником, независимо от возраста, пола и характера, имел навыки общения и соблюдал нормы и правила социуума, а также мог изменять речевое поведение, если этого требует ситуация.

Метод проектов, создание, демонстрация и защита компьютерных презентаций помогают преодолеть трудности, связанные с чувством неловкости, неуверенности, страха выступать перед публикой.

Обеспечивая единство организации образовательного процесса, преподаватель направляет школьников на практическое применение знаний в сфере общения с помощью практико-ориентированных упражнений и заданий, стихотворных текстов, алгоритмов действий, предписаний. 

Аттестация ФГ обучающихся по дисциплинам гуманитарного цикла – это определение конечного уровня ФГ школьников в конце урока, после изучения темы или раздела. Диагностика ФГ учащихся по гуманитарным предметам – это определение уровня ФГ учащихся в начале урока, перед изучением темы или раздела, модуля. Измерение – это количественное выражение качества знаний и умений обучающихся в условных единицах. Результатом измерения, его условно-формальным или знаковым выражением является оценка. 

Качество ФГ школьников по предметам гуманитарного цикла – это определенный уровень усвоения ими содержания обучения гуманитарных дисциплин средней и старшей школы, отвечающий современному стандарту образования.

Существует четыре уровня функциональной грамотности: недопустимый, допустимый, достаточный, высокий. Качество гуманитарного образования – это внешняя и внутренняя определенность процесса и результата гуманитарного образования, отражающая соответствие действующему образовательному стандарту фактических достижений учащихся.

При формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы главной целью является создание всесторонне развитой личности учащегося, его теоретического мышления и представлений о языке как основе национального самосознания, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Основной задачей является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.

Под языковой компетенцией понимается умение учащихся правильно употреблять слова и их формы, использовать в соответствии с нормами литературного языка различные синтаксические структуры и синонимические средства [Русский язык 2011: 19]. Это обеспечивает владение богатством русского языка как условием успешной речевой деятельности.

Для достижения данных условий в школе вводятся новые слои лексики, проводится разбор фразеологизмов. Благодаря этому улучшается грамматический строй речи школьников, усваиваются морфологические нормы согласования и управления, построения предложений разных видов, повышается словарный запас. Результат можно ждать только в том случае, если учитель осуществляет хорошо продуманную и спланированную в соответствии с требованиями программы на определённый срок обучения работу по формированию образной речи учащихся систематически, а не отрывочно, фрагментарно.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки [Русский язык 2011: 21].

Можно хорошо знать нормы произношения, грамматические формы и конструкции, владеть большим словарным запасом, уметь выражать свою мысль различными способами, быть компетентным в языковом отношении, однако не уметь использовать все эти знания и умения в соответствии с реальной речевой обстановкой или коммуникативной ситуацией. Иначе говоря, для владения языком важны практические умения и навыки употребления тех или иных слов и грамматических конструкций в заданых условиях общения.

Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи и её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма) [Русский язык 2011: 22]. Коммуникативная компетентность подразумевает способность к полноценной речевой коммуникации во всех сферах человеческой деятельности с обязательным соблюдением социальных норм речевого поведения. Основным умением, формирующимся в рамках коммуникативной компетенции, является умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. 

Данное умение включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стилей и типов речи, строение описания, повествования, рассуждения, способов связи предложений в тексте и т. д., умений и навыков анализа текста. Коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с точки зрения того, с кем, где, о чем и с какой целью мы говорим. Для их формирования необходимо иметь иметь уже сформированные лингвистическую и языковую компетенции.

Выделяется также культуроведческая (этнокультуроведческая) компетенция, которая обеспечивает образование языковой картины мира, овладение речевым этикетом, что является важнейшим способом приобщения к национальной культуре [Горина 2015]. 

Процесс формирования функциональной грамотности школьников не прерывается (начинается в начальной школе и продолжается не только на старших ступенях образования, но и всю жизнь) и является элементом целостного процесса формирования ключевых коммуникативных компетенций. Этот процесс предполагает целенаправленное включение школьников в усложняющуюся деятельность путем выполнения ими усложняющихся упражнений и заданий, направленных на: 

  • освоение норм и правил языка с использованием алгоритмического способа изучения орфограмм, создающих когнитивную основу ФГ;
  • применение знаний в ситуациях создания текста/высказывания в речевой ситуации с заданными условиями, создания собственного текста на основе анализа неадаптированных текстов, разработки памяток и инструкций, которые позволяют применять знания в стандартных и нестандартных обстоятельствах;
  • формирование универсальных аналитических умений, позволяющих решать различные задачи в процессе работы с информацией;
  • развитие рефлексии и самооценки сформированности ФГ в сфере коммуникации, позволяющих изменять речевое поведение [Палжанова 2016: 61].

Вхождение школьников в языковой мир невозможно без приобретения социокультурной компетенции – становления представлений человека об окружающем мире. Процесс формирования данной компетенции осуществляется при усвоении новых значений лексики и фразеологии, национально-культурного компонента семантики, при знакомстве с исторической и религиозной жизнью народа, понимании смысла текста.

Методика формирования функциональной грамотности при изучении гуманитарных предметов: 

  • нацелена на формирование ФГ школьников в сфере коммуникации в совместной деятельности учителя и учащихся;
  • предполагает разработку и использование в процессе обучения индивидуальных заданий, направленных на преодоление коммуникативных трудностей учащихся;
  • предусматривает постепенное включение школьников в усложняющуюся учебную деятельность на основании диагностики коммуникативных трудностей учащихся;
  • ориентирована на использование в качестве ведущего метода оценки самооценку школьником успешности личностного опыта общения и работы с информацией, а также оценку учителем знаний и умений, составляющих когнитивную основу функциональной грамотности;
  • обеспечивает целостность организации образовательного процесса, направленного на повышение уровня функциональной грамотности в коммуникативной сфере у подростков [Вершловский 2007: 141].

Итак, мы можем сделать вывод, что главная цель при формировании ФГ в преподавании филологических дисциплин в средней школе заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его национального самосознания, теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.


Библиографический список
  1. Вершловский С.Г. Функциональная грамотность выпускников школ / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – С. 140-144.
  2. Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. – 2006. № 12. – С. 16-24
  3. Пронина Е.П. Основы методики преподавания русского языка: системно-деятельностный подход / Е.П. Пронина, Г.Н. Тулузакова. Самара: Изд-во СГПУ, 2009. – 192 с.
  4. Фролова П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : монография / П.И. Фролова. – Омск: СибАДИ, 2012. – 196 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Козлова Виктория Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация