УДК 371

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ЧЕРЕЗ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Найденова Ирина Сергеевна
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики

Аннотация
В статье рассмотрена актуальная проблема необходимости проведения экспертизы образовательных достижений в условиях трансформации образования. Влияние международных сравнительных исследований на введение дополнительных критериев в инструментарий измерения достижений внутри стран, в том числе необходимость использования фоновых показателей, используемых в процессе анализа и экспертного заключения для принятия решений о качестве образования внутри страны.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Найденова И.С. Трансформация образования в разных странах: национальная экспертиза учебных достижений через международный инструментарий // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/07/26010 (дата обращения: 15.09.2020).

В мире все больше внимания уделяется образованию как наиболее эффективной экономической инвестиции в человеческий капитал. Для сохранения и наращивания экономического потенциала страны и её ресурсов современная экономика основывается на ценности знания, принятия инноваций, создание новых знаний [1;2]. Существуют различного рода рейтинги, в том числе и в образовании, показывающие развитие стран по разным критериям и показателям.

Для достижения социальных целей применяется индекс, характеризующий уровень развития страны – индексы человеческого развития (ИЧР) ООН, который включает информацию о здоровье, доходах и уровне образования в странах мира[3]. По данным на 2018 год, рейтинг стран (всего 189) классифицируется на четыре группы[4]:

  1. Очень высокий уровень человеческого развития с интервалом более 0,800 (59 стран), где лидерами являются такие страны, как Норвегия, Швейцария, Австралия. В эту группу входят и Сингапур, Республика Корея, Российская Федерация, Казахстан.
  2. Высокий уровень человеческого развития более 0,700 (53 страны), в их числе Турция, Албания, Таиланд, Китай, Узбекистан Туркменистан и др.
  3. Средний уровень человеческого развития 0,550-0,699 (39 стран), такие как Кыргызстан, Таджикистан, Индия, Камбоджа и др.
  4. Низкий уровень человеческого развития менее 0,550 (38 стран), где самые низкие показатели имеют Нигерия, Сьерра-Леоне, Гаити и др.

Образование сегодня не является изолированным процессом и находится во взаимодействии с иными социально-политическими сферами, в том числе находится в рамках мировых образовательных трендов[5;6;7;8]. Постоянно развивающиеся технологии существенно влияют и на методы преподавания и на сам процесс обучения. Происходит эволюционный сдвиг от печатных источников информации к цифровым: интерактивным учебникам, использованию на уроках компьютеров и планшетов, растущее число онлайн-курсов и пр. Доступ к образовательным ресурсам можно получить в любом месте и в любое время. Разного рода приложения (Skype, онлайн доски и др.) создают возможность для взаимодействия учеников и учителей с целью наращивания знаний.

В странах с высокими показателями в области образования (Южная Корея, Сингапур) принцип развития интеллектуального потенциала всех учащихся привел к появлению принципиально новых, более сбалансированных систем оценивания и их проверки, которые, в свою очередь, послужили катализаторами трансформации образования в целом. Классическим примером такой трансформации является Южная Корея, где еще в середине 20-го века 90% населения страны было малограмотным. Сегодня, согласно рейтингу эффективности национальных систем образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment) британской международной группы Пирсон (Pearson), является лидером. Данный рейтинг составлен на основе сопоставимых международных показателей когнитивных навыков (чтения, математики, естественных наук) исследований PIRLS, TIMSS, PISА с учетом индекса грамотности населения и доли обучающихся получающих среднее и высшее образование [9].

За последние десятилетия, проводя экспертизу образовательных достижений, Южная Корея изменила свой подход к оцениванию. Страна по-прежнему заинтересована в использовании стандартизированных оценок для сопоставления результатов с образовательными стандартами (внутренняя экспертиза) и с результатами других стран (внешняя экспертиза). Однако отказались внешнего оценивания, которое ранжировало учащихся по уровням для перехода на следующую ступень среднего образования. Для проведения экспертной оценки системы образования на национальном уровне проводится периодическая выборка (менее 5%) учащихся в различных классах и по различным предметным областям, при этом анализу подвергаются результаты выборки, а также оценки, полученные учащимися в школе[10].

Фокус современного оценивания смещается от ранжирования и категоризации учащихся на основе их успеваемости к более конструктивным целям – анализу, сравнению и интерпретации результатов для информирования об образовательных, ресурсных и административных показателях и принятия дальнейших стратегических решений. Таким образом, результаты учебных достижений и факторы, влияющие на них подвергаются экспертизе[11].

Использование понятия «экспертизы» в образовании тесно связано с изменениями в измерениях качества образовательных достижений. Экспертиза образовательных достижений не только сопоставляет полученные результаты с нормами (оценка), но и анализирует те проблемы, с которыми сталкиваются в процессе организации учебной деятельность в соответствии с национальными и международными нормами. Соответственно экспертиза является процессом проверки измеренных или оцененных результатов, как учебных, так и образовательных достижений.

В мире движение идет от оценивания к мониторингу, а затем экспертизе образовательных достижений. Не только учебных, а образовательных. Если раньше оценивались именно учебные достижения, то развитие международных исследований, например PISA, демонстрирует, что качество образования оценивается, прежде всего, уровнем образовательных достижений, которые включают не только учебные достижения, а также эмоциональные, социальные, когнитивные и др. особенности развития ребенка.

Участвуя в международных сравнительных исследованиях многие страны мира, стремятся не просто получить оценку образовательных достижений учащихся своей страны относительно других, но и проанализировать цели, сопоставить «внутренние» и «внешние» результаты, проанализировать программы, определить направления развития, и дальнейшую стратегию развития деятельности. Как результат – переосмысление, определение сильных и слабых сторон организации учебной деятельности, понимание направлений совершенствования результатов учебной деятельности, что и является экспертизой образовательных достижений, т.е. экспертиза образовательных достижений через международный инструментарий.

Можно отметить, что анализ всех заданных показателей в международных исследованиях не просто оценка учебных достижений, а экспертиза, так как при анализе, помимо достижений учащихся, учитываются весь спектр полученных данных. При этом внимание уделяется не только и не столько определению результатов по уровню предметной подготовки, сколько выявление различий между странами и выявление факторов, влияющих на результат образовательной деятельности. Страны, заинтересованные в повышении качества образования, опираясь на международный инструментарий, проводят экспертизу учебных достижений внутри страны, подвергая экспертной оценке результаты национальных экзаменов, уровень подготовки учителей, учебные планы и другие факторы, влияющие на фактические результаты учащихся (США, Австралия, Франция, Сингапур, Южная Корея и др.).

В настоящее время многие страны мира при оценке качества образования и экспертизе учебных достижений учащихся средней школы используют контрольно-измерительные материалы, разработанные по аналогии с самыми современными сравнительными исследованиями определения уровня подготовки старшеклассников к обучению в современном образовательном пространстве в эпоху информатизации общества[12;13]. В ходе экспертизы анализируются не только когнитивные измерительные материалы, но и анкетные данные учеников, учителей, администрации, отчеты образовательных структур и многое другое.

Используется внутренняя и внешняя классификация экспертизы образовательных достижений, которая может рассматривать, как отдельные категории учебных достижений, фоновых показателей, так и в комплексе, в зависимости от цели проведения. Выделим основные:

Экспертиза соответствия, суждение строится на первичных данных. Это формальный тип экспертизы, который определяет соответствие образовательных учреждений установленным соответствующими органами власти стандартам, нормам, положениям.

Диагностическая экспертиза – фокус на учебном процессе. Экспертируется всё, что касается процесса обучения, в частности, определяется соответствие работы учителя, соответствие изучаемого с учебным планом, системы оценивания учащихся и пр. Такая экспертиза дает заключение о предоставлении качества образовательных услуг конкретной организацией.

Экспертиза эффективности анализирует измеренные показатели успеваемости учащихся посредством тестирования и анкетирования.

Рассмотрим типичные системные категории экспертизы образовательных достижений в большинстве стран с высоким качеством образования:

Система школьного учета. Данная категория анализирует информацию:

– об обучающихся (поступление в школу, посещаемость, успеваемость и пр.);

– об учителях (индивидуальный профиль);

– о финансах (бюджет школы, расходы);

– о физическом оснащении (школьное здание, классные комнаты, мебель, оборудование и пр.).

Система статистических данных, которая часто называется информационной системой управления образованием. Сюда относят сбор, компиляцию, сопоставление и анализ данных на школьном уровне (учащиеся, учителя, учреждения, финансы и пр.).

Системы управления ресурсами. Анализ данных об управлении учителями, в том числе и их распределении; управление финансовыми ресурсами (транзакции и контроль финансового состояния  учебных заведений).

Если раньше экспертиза предусматривала ресурсные показатели (материально-технические, финансовые и пр.) и учебные показатели, то сегодня этого недостаточно. Страны с высокими показателями уровня образования (Сингапур, Корея и др.) добавляют дополнительные критерии для экспертизы – измерение и анализ навыков 21-го века (критическое, творческое мышление, решение проблем, социально-эмоциональный интеллект и др.) – общеобразовательные компетенции[14].

Таким образом, для экспертизы образовательных достижений собираются не только данные о качестве образовательных достижений субъектов образовательного процесса, но и системе образования в целом. В результате проведения экспертизы принимаются управленческие решения, которые приводят к повышению  качества образования в целом в школе, регионе, стране и позволяет повысить рейтинг на мировом уровне.

 Статья выполнена в рамках гранта РФФИ № 19-013-00147-а “Трансформации в зарубежном образовании”


Библиографический список
  1. Пахомова Л. Ф. Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия). М.: Институт востоковедения РАН, 2007.
  2. Au A. Sociology and science: The making of a social scientific method //The American Sociologist.  2018. Т. 49. №. 1.
  3. Индекс человеческого развития. Программа развития Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdfhttp://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf
  4. Индексы и индикаторы человеческого развития. обновленные статистические данные 2018. Для Программы развития Организации Объединенных наций (ПРООР). Электронный ресурс: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf
  5. Brandt Y. Education: the most powerful investment in our future. UNICEF. 2015 // Yoka Brandt is a UNICEF Deputy Executive Director. Электронный ресурс https://blogs.unicef.org/blog/education-the-most-powerful-investment-in-our-future/
  6. PISA 2015 Results Excellence and equity in education // Volume 1 Ihttps://www.oecd-ilibrary.org/docserver/9789264266490-en.pdf?expires=1554304576&id=id&accname=guest&checksum=D3F22BE86C505A5F1C74D5FAC7EA6980
  7. Mitra D. Pennsylvania’s Best Investment: The Social and Economic Benefits of Public Education. Электронный ресурс доступ 20.03.2019 https://www.elc-pa.org/wp-content/uploads/2011/06/BestInvestment_Full_Report_6.27.11.pdf
  8. Lee Jong-Wha Why we must invest more in education. World economic forum. 2014. Электронный ресурс доступ 20.03.2019 https://www.elc-pa.org/wp-content/uploads/2011/06/BestInvestment_Full_Report_6.27.11.pdf
  9. The Learning Curve 2014 report, published by Pearson, explores factors behind global performance shifts in global education league tables. 2014. https://www.pearson.com/corporate/news/media/news-announcements/2014/05/new-global-educationindexshowsasiansuperpowersexcelinlearning.html
  10. Lemke Ch., Group M. Student Assessment: New Perspectives. 2011. URL: https://www.intel.com.br/content/dam/doc/white-paper/education-assessment-tranformation-paper.pdf
  11. Грини В. Оценка образовательных достижений на национальном уровне / Винсент Грини, Томас Келлаган; пер.с англ. Т.Д. Леонтьевой; науч.ред. М.Б. Челышкова. М.: Логос, 2011.
  12. Андерсен Пру Разработка тестов и анкет для национальной оценки учебных достижений / Пру Андерсен, Джордж Морган; пер.с англ. В.Н. Симкина; науч.ред. В.И. Звонников. М.: Логос, 2011. 204 с.
  13. Далингер В. А. Критериальный подход к оцениванию результатов обучения учащихся математике / В. А. Далингер // Международный научно-исследовательский журнал. № 4 (70). 2018. URL: https://research-journal.org/pedagogy/kriterialnyj-podxod-k-ocenivaniyu-rezultatov-obucheniya-uchashhixsya-matematike/
  14. Designing effective monitoring and evaluation of education systems for 2030: A global synthesiss of policies and practices UNESCO Education Sector Division for Policies and Lifelong Learning Systems (ED/PLS) Section of Education Policy (ED/PLS/EDP). 2016 URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/pdf/me-report.pdf
  15. Baehr M. Evaluation Methodology 2004. URL: https://www.webpages.uidaho.edu/ele/scholars/practices/Evaluating_Projects/Resources/Evaluation%20Methodology.pdf
  16. Farrell G.M. Results‐Based Monitoring and Evaluation at the Commonwealth of Learning, Commonwealth of Learning, Vancouver. 2009.
  17. Tan E. Assessment in Singapore: Assessing creativity, critical thinking and other skills for innovation. Presentation at OECD -CCE-MOE Educating for Innovation Workshop [PowerPoint slides]. Singapore, 2013.
  18. Hill P. Asia‐Pacific Secondary Education System Review Series № 1: Examination Systems. Bangkok & France: UNESCO, 2013.
  19. Hopfenbeck Th. N. Writing assessment, comparative judgment and students′ evaluative expertise. Assessment in education: principles Policy & Practice. 26:1,1-5. 2019.
  20. Levent, F. & Pehlivan, M. Confucianism’s influence on ethics education in South Korea. Journal of Human Sciences. № 14(1), 2017.
  21. Lee Jong-Wha Why we must invest more in education. World economic forum. 2014/ URL: https://www.elc-pa.org/wp-content/uploads/2011/06/BestInvestment_Full_Report_6.27.11.pdf
  22. Roth, W.M. First-Person Methods: Toward an Empirical Phenomenology of Experience. Springer Science & Business Media. 2012.
  23. Vanhoof J., Van Petegem P. Matching internal and external evaluation in an era of accountability and school development: Lessons from a Flemish perspective //Studies in educational evaluation.  2007. Т. 33. №. 2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Найденова Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация