ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ

Еретнова Евгения Павловна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация
В статье рассмотрены такие важные понятия как «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», его основные особенности в современной системе образования. Здесь можно сделать акцент на то, что специфика такого образования во многом объясняет последующие реформы в данной сфере. Также был описан ряд законодательных документов, которые регламентируют процесс инклюзивного образования в России, рассмотрены основные особенности современной системы инклюзивного образования в целом, его главные цели и задачи. Более того были приведены принципы инклюзивного образования, которые помогут предотвратить дифференциацию общества. Образование является важнейшим средством для самореализации в обществе, при его помощи происходит существование и развитие человеческого общества.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Еретнова Е.П. Инклюзивное образования в россии: понятие, задачи, особенности // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/07/25997 (дата обращения: 21.02.2024).

Процесс модернизации экономики и политики государства повлек за собой важнейшие изменения и в системе образования. Самым важным шагом стало внедрения инклюзивного образования. Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией  и учит детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми.  В основу инклюзивного образования положена идеология, в соответствии с которой исключена любая  дискриминация детей, но одновременно создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Однако особую сложность вызывает организация образовательного процесса в школах. Недостаточное методическое обеспечение, отсутствие узких специалистов и учебная база ставят преподавателей перед сложной задачей. В процессе обучения учащимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо преодолеть трудности, связанные с овладением предметами школьного курса, и сложности с формированием социальных навыков общения и самореализации [6].

Важным условием политики в области образования стало соответствие данной системы нормам основных международных документов, а именно Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека. Самым важным законодательным источником является статья 43 Конституции Российской Федерации, которая посвящена реализации права граждан на образование. Часть 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого человека на получение образования. Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является общедоступным и бесплатным. При этом основное общее образование является обязательным [13].

Гарантии граждан на реализацию права на образование конкретизированы в статье 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой установлено, что для реализации процесса образования граждан с ОВЗ государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период учебы, создает условия не только для получения образования, но и для адаптации лиц с отклонениями в развитии, оказывает содействие в получении образования [14].

Законодательными документами, регламентирующими процесс инклюзивного образования, являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 года № 3266-1, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-Ф, Протокол №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенция ООН о правах ребенка [11].

Основным и самым актуальным направлением современной системы образования в России является «инклюзивное образование». Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к процессу образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [14]. Цель данного образования – создание инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать свою востребованность и возможность реализовать себя в социуме.

Образовательные учреждения создают особые условия для детей, которые имеют особые потребности. Статистические данные показывает, что из образовательной системы выбывает около 15% учащихся, потому что система не способна удовлетворить индивидуальные потребности таких детей [3].

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека и уменьшить уровень дискриминации по каким – либо признакам. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере представляет собой реконструкцию всего образовательного процесса как системы в целом.

Термин «инклюзивное образование» был введен в международный обиход в 1994 году на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями.

Главная задача современного инклюзивного образования в Российской Федерации состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальные способности каждого школьника, выявить перспективу совершенствования приобретенных знаний, навыков и умений и продолжить  развитие его функциональных возможностей в современном обществе. Этот набор мер включает в себя как техническое оснащение образовательных учреждений, так и развитие специальных учебных курсов для преподавателей и студентов, направленных на развитие взаимодействия с людьми с особыми потребностями.

Инклюзивное образование, являясь частью образовательной политики многих государств-членов международного сообщества ЮНЕСКО, представляет собой динамически-развивающийся подход, который заключается в позитивном отношении к разнообразию учеников. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей, способствует развитию толерантности и социального равенства. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Инклюзивное образование в России основано на особых принципах, применимых для каждого этапа образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, администрация учебных заведений и педагоги  принимают детей с особенностями и отклонениями  независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им  необходимые условия на основе психологических и педагогических приемов, нацеленных на их потребности. Данное образование предоставляет детям возможность получить необходимые компетенции по стандартам образовательной политики государства [4].

В образовательной сфере статус «ребенок с ограниченными возможностями» присваивается детям, у которых есть отклонения от физической, психической или умственной нормы. Этим детям очень сложно овладеть обычной школьной программой без определенной помощи и особой материально-технической базы. В связи с этим был разработан новый образовательный стандарт, который включает в себя различные нововведения и реконструкции уже существующего образовательного процесса.

Комплексность или «командный стиль» работы сталкивается с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов. Не менее важным аспектом инклюзивного образования в России является развитие системы сопровождения, которая испытывает трудности в методической необеспеченности квалифицированными работниками образовательной среды. Наше общество легко научилось выявлять особенности каждого ребенка, классифицировать их, а затем дифференцировать детей на группы в соответствии с их физическими, психологическими или умственными особенностями. К сожалению, диагностический инструментарий, используемый специалистами, ориентирован на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей ее решения.

Для ликвидации дифференциации общества и для успешной реализации инклюзивного образования в современных школах России были разработаны следующие основные принципы:

1)  дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

2)  программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (“комбинированному”) детскому саду;

3)  все дети с особыми потребностями должны иметь право на место в детском саду;

4)  разрабатывается методология для поддержки обучения детей с разными способностями (улучшая тем самым качество образования);

5)  все дети участвуют во всех мероприятиях (спортивные мероприятия, спектакли, конкурсы, экскурсии и так далее);

6)  индивидуальное детское обучение поддерживается совместными усилиями педагогов, родителей и всех тех, кто может оказать необходимую ​​поддержку;

7)  инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддержать детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами общества [7].

Процесс внедрения системы инклюзивного образования в России проходит достаточно сложно. Основными причинами здесь являются спад в экономике и недостаток финансовых средств, незаинтересованность администрации многих учреждений, нехватка квалифицированного персонала, а также общественная интолератность касательно данного вопроса. Однако переход на новый уровень образования позволит  России сделать новый шаг в развитии государства. Поэтому весьма важно развивать систему инклюзивного образования, так как успех в освоении этой программы позволит многим детям не чувствовать себя ущемленным и оскорбленными, будет способствовать социальной адаптации каждого ребенка с индивидуальными особенностями здоровья в обществе, а также позволит создать более совершенное общество, способное развиваться и идти вперед.


Библиографический список
  1. Ануфриев, А. Ф.  Как    преодолеть   трудности     в     обучении     детей / А. Ф. Ануфриев. – Москва : Просвещение, 2010. – 153 с.
  2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – Москва : Советская энциклопедия, 1995. – 607 с.
  3. Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. – Москва : 2010. – № 3. – С. 50-56.
  4. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова // Специальное образование. – Москва : 2010. – № 3. – С. 14-20.
  5. Кондаков, И. М. Психология – 2000:  иллюстрированный   справочник / И. М. Кондаков. – Москва : Академия, 2000. – 428 с.
  6. Конституция Российской Федерации  : офиц. текст / Российская Федерация. – Москва : Маркетинг, 2007. – 39 с.
  7. Кузьмин, М. Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики / М. Н. Кузьмин. – Москва : ИНПО, 2006. – 236 с.
  8. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2003.  – 672 с.
  9. Мюррей, П. Индивидуальный подход к устойчивому развитию /              П. Мюррей. – Москва : Бином, 2015. – 298 с.
  10. Олифер, В. Н. Новые технологии в обучении / В. Н. Олифер. – Санкт-Петербург : БХВ, 2000. – 215 с.
  11. Пенин, Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики  / Г. Н.  Пенин  // Инклюзивное образование. –  2010. – № 9. – С. 41-47
  12. Полат, Е. С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – Москва : Академия, 2002. – 272 с.
  13. Права человека и модернизация российского образования. Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://lawru.info/dok/2006/04/17/n313126.html (дата обращения: 22.02.2016).
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: