Сегодня во времена роста преступности наше государство нуждается в квалифицированных кадрах, как со стороны органов внутренних дел, так и со стороны уголовно исполнительной системы.
В ходе написания данной работы мы бы хотели провести некоторый сравнительный анализ огневой подготовки курсантов образовательных организаций данных силовых структур.
Как в системе МВД, так и в системе ФСИН к процессу обучения курсантов в области огневой подготовки действуют одни и те же педагогические закономерности общие для образовательного процесса.
Специфической познавательной деятельностью является овладение знаниями, умениями и навыками.
Из этого следует, что в процессе обучения огневой подготовке имеют место все существующие ступени познания:
чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика, но
в любом случае важно, чтобы воспринимаемый материал подвергался логической обработке, а теоретические знания воплощались в практическое выполнение, которое в свою очередь освещалось теорией.[3, С.55]
Процесс обучения курсантов (слушателей) имеет свои специфические законы, среди которых:
1) соответствие воздействий преподавателя познавательным возможностям обучающихся и характеру их деятельности;
2) воссоздание деятельности преподавателя и обучающихся
в соответствии с требованиями служебных задач.
Всё это в процессе обучения огневой подготовке реализуется через определенные методы и организационные формы занятий.
В образовательном процессе по дисциплине «Огневая подготовка» используются различные виды занятий, среди которых: практические занятия, факультативные занятия, консультация, самостоятельная подготовка и др.
С целью изучения и закрепления теоретических знаний, выработки умений и приобретения навыков, необходимых сотрудникам проводятся практические занятия, для проведения которых используются аудитория огневой подготовки, интерактивный лазерный тир и стрелковый тир, так же предусмотрены занятия на естественных полигонах (стрельбищах).
Факультативные занятия проводятся для закрепления и совершенствования техники стрельбы из боевого оружия на различных стрелковых тренажерах, отработки практических умений и навыков при выполнении нормативов.[2, С.56]
Для отработки умений и выработке навыков, как в уголовно исполнительной системе, так и в органах внутренних дел, необходимы практические занятия. Данные занятия проводятся на различных этапах,
а именно:
1. На первом этапе обучения (начальная подготовка) необходимо основное внимание уделять отработке элементов техники стрельбы (изготовке, хвату, прицеливанию, спуску курка с боевого взвода, технике нажатия на спусковой крючок и т.п.). Освоение элементов должно проводиться с применением технических средств (тренажеров), способствующих отработке элементов техники производства правильного выстрела, а также специальных упражнений, направленных на формирование основ техники стрельбы из боевого оружия.
2. На втором этапе обучения (базовая подготовка) необходимо применять различные средства и методы, направленные на моделирование ситуаций приближенных к реальным условиям обстановки, например, разнообразные мишени (слайды, фильмы, специальные мишени), разная форма одежда (летняя, зимняя, гражданская), стрельба в условиях ограниченной видимости (мишени освещаются проблесковым маячком), звуковые помехи (сирена, звуки выстрелов, крики) и др. Все эти средства
и методы стоит применять на фоне физической нагрузки с использованием элементов акробатики, а также с применением упражнений рукопашного боя: обезоруживание противника при проверке документов, защита при попытке отбора оружия при подходе спереди и сзади и др.
3. На третьем этапе обучения (тактико-техническая подготовка) образовательный процесс проводится с использованием полосы препятствий. Расширенный педагогический арсенал средств и методов обучения позволяет на его основе добиться более эффективного и всестороннего уровня развития огневой подготовленности курсантов (слушателей). Главное, чтобы использование всех этих рекомендаций были возможны в практике образовательного процесса огневой подготовки в вузах данных систем[3, С.58].
Основным отличием в подготовке курсантов данных силовых структур заключается в том, что, они регламентируются различными нормативно правовыми актами.
К примеру, в образовательных учреждениях МВД России, огневая подготовка регулируется «Наставлением по огневой подготовке в ОВД РФ[4]».
В вузах уголовно исполнительной системы, огневая подготовка регулируется приказом Минюста РФ
от 27 августа 2012 г. № 169
«Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы»[5].
В данных нормативных актах отражены:
- правила обращения с огнестрельным оружием, составляющие части различных видов оружия, все возможные меры профилактики и безопасности при обращении с оружием, а также отражены примеры случайной гибели или получения травм при не правильном обращении с оружием;
- правила стрельбы;
- практические навыки обращения с огнестрельным оружием (извлечение оружия из кобуры, приведение его в боевую готовность, производство выстрела, устранение задержек при стрельбе);
- нормативы по огневой подготовке;
- практическое выполнение упражнений Курса стрельб.
Анализируя данные нормативные акты, мы пришли к единому выводу, о том, что, огневая подготовка как в вузах МВД, так и в вузах ФСИН РФ идентичная.
В первую очередь это связано с тем, что данная дисциплина является основной, фундаментальной дисциплиной, которая играет одну из главных ролей в служебной деятельности сотрудников обоих структур.
Так же нам необходимо отметить, что в данных структурах не только общие правила обучения огневой подготовке, но и общие схожие проблемы, связанные с данным обучением, а именно:
Не всегда современная материальная база;
Нехватка помещений в тире для более эффективного и плотного проведения занятий.
Зачастую отсутствие собственных естественных полигонов и стрельбищ, для отработки упражнений огневой подготовки в обстановке приближенной к реальной, а также выработке навыка в применении автоматического оружия.
По этим и не только причинам могут возникать различные неудобства (накладки) при проведении дополнительных занятий (консультаций, самостоятельной подготовки и др.) и занятий с постоянным составом, поскольку нет пропускной способности в пределах одного тира.
Таким образом, как мы видим, что и в системе МВД и ФСИН России в огневой подготовке курсантов особых отличий нет. Это касается, как и общих положений так и общих проблем.
Для решения данных проблем необходимо обеспечивать вузы новым современными техническими средствами обучения, дополнительными помещениями для стрелкового тира, интерактивного тира, электронных тренажеров, оборудованных полигонов. В том числе одним из обязательных факторов, которые позволили бы сотрудникам сформировать навыки более приближенные к будущей профессиональной деятельности и в свою очередь усовершенствует и поднимет на новый, более высокий уровень их огневую подготовку, является наличие собственных стрельбищ для выработки навыка в применении автоматического оружия.
Библиографический список
- Горбенков, С.В., автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Методика огневой подготовки слушателей учебных заведений МВД России. – Москва. – 1997 г.
- Купавцев, Т.С., автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России. / – Москва. / – 2004г.
- Калуцкий И.Н. Огневая подготовка сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие, Рязань: Академия ФСИН России, 2015. – 335 с.
- Приказ МВД России от 23.11.2017 N 880 Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации;
- Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы».