СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ И МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.

Беляков Алексей Владимирович1, Серяков Евгений Олегович2
1Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки
2Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, курсант 2 курса 22 учебной группы юридического факультета

Аннотация
В данной работе мы бы хотели провести некоторый сравнительный анализ огневой подготовки курсантов образовательных организаций двух на первый взгляд разных силовых структур, но как в системе МВД России, так и в системе ФСИН России к процессу обучения курсантов в области огневой подготовки действуют одни и те же педагогические закономерности общие для образовательного процесса, а специфической познавательной деятельностью будут являться овладение знаниями, умениями и навыками.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Беляков А.В., Серяков Е.О. Сравнительный анализ и тенденции совершенствования огневой подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России и МВД России на современном этапе развития. // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/06/25921 (дата обращения: 22.02.2024).

Сегодня во времена роста преступности наше государство нуждается в квалифицированных кадрах, как со стороны органов внутренних дел, так и со стороны уголовно исполнительной системы.

В ходе написания данной работы мы бы хотели провести некоторый сравнительный анализ огневой подготовки курсантов образовательных организаций данных силовых структур.

Как в системе МВД, так и в системе ФСИН к процессу обучения курсантов в области огневой подготовки действуют одни и те же педагогические закономерности общие для образовательного процесса.

Специфической познавательной деятельностью является овладение знаниями, умениями и навыками.

Из этого следует, что в процессе обучения огневой подготовке имеют место все существующие ступени познания:

чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика, но
в любом случае важно, чтобы воспринимаемый материал подвергался логической обработке, а теоретические знания воплощались в практическое выполнение, которое в свою очередь освещалось теорией.[3, С.55]

Процесс обучения курсантов (слушателей) имеет свои специфические законы, среди которых:

1) соответствие воздействий преподавателя познавательным возможностям обучающихся и характеру их деятельности;

2) воссоздание деятельности преподавателя и обучающихся
в соответствии с требованиями служебных задач.

Всё это в процессе обучения огневой подготовке реализуется через определенные методы и организационные формы занятий.

В образовательном процессе по дисциплине «Огневая подготовка» используются различные виды занятий, среди которых: практические занятия, факультативные занятия, консультация, самостоятельная подготовка и др.

С целью изучения и закрепления теоретических знаний, выработки умений и приобретения навыков, необходимых сотрудникам проводятся практические занятия, для проведения которых используются аудитория огневой подготовки, интерактивный лазерный тир и стрелковый тир, так же предусмотрены занятия на естественных полигонах (стрельбищах).

Факультативные занятия проводятся для закрепления и совершенствования техники стрельбы из боевого оружия на различных стрелковых тренажерах, отработки практических умений и навыков при выполнении нормативов.[2, С.56]

Для отработки умений и выработке навыков, как в уголовно исполнительной системе, так и в органах внутренних дел, необходимы практические занятия. Данные занятия проводятся на различных этапах,
а именно:

1. На первом этапе обучения (начальная подготовка) необходимо основное внимание уделять отработке элементов техники стрельбы (изготовке, хвату, прицеливанию, спуску курка с боевого взвода, технике нажатия на спусковой крючок и т.п.). Освоение элементов должно проводиться с применением технических средств (тренажеров), способствующих отработке элементов техники производства правильного выстрела, а также специальных упражнений, направленных на формирование основ техники стрельбы из боевого оружия.

2. На втором этапе обучения (базовая подготовка) необходимо применять различные средства и методы, направленные на моделирование ситуаций приближенных к реальным условиям обстановки, например, разнообразные мишени (слайды, фильмы, специальные мишени), разная форма одежда (летняя, зимняя, гражданская), стрельба в условиях ограниченной видимости (мишени освещаются проблесковым маячком), звуковые помехи (сирена, звуки выстрелов, крики) и др. Все эти средства
и методы стоит применять на фоне физической нагрузки с использованием элементов акробатики, а также с применением упражнений рукопашного боя: обезоруживание противника при проверке документов, защита при попытке отбора оружия при подходе спереди и сзади и др.

3. На третьем этапе обучения (тактико-техническая подготовка) образовательный процесс проводится с использованием полосы препятствий. Расширенный педагогический арсенал средств и методов обучения позволяет на его основе добиться более эффективного и всестороннего уровня развития огневой подготовленности курсантов (слушателей). Главное, чтобы использование всех этих рекомендаций были возможны в практике образовательного процесса огневой подготовки в вузах данных систем[3, С.58].

Основным отличием в подготовке курсантов данных силовых структур заключается в том, что, они регламентируются различными нормативно правовыми актами.

К примеру, в образовательных учреждениях МВД России, огневая подготовка регулируется «Наставлением по огневой подготовке в ОВД РФ[4]».

В вузах уголовно исполнительной системы, огневая подготовка регулируется приказом Минюста РФ
от 27 августа 2012 г. № 169
«Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы»[5].

В данных нормативных актах отражены:

- правила обращения с огнестрельным оружием, составляющие части различных видов оружия, все возможные меры профилактики и безопасности при обращении с оружием, а также отражены примеры случайной гибели или получения травм при не правильном обращении с оружием;

- правила стрельбы;

- практические навыки обращения с огнестрельным оружием (извлечение оружия из кобуры, приведение его в боевую готовность, производство выстрела, устранение задержек при стрельбе);

- нормативы по огневой подготовке;

- практическое выполнение упражнений Курса стрельб.

Анализируя данные нормативные акты, мы пришли к единому выводу, о том, что, огневая подготовка как в вузах МВД, так и в вузах ФСИН РФ идентичная.

В первую очередь это связано с тем, что данная дисциплина является основной, фундаментальной дисциплиной, которая играет одну из главных ролей в служебной деятельности сотрудников обоих структур.

Так же нам необходимо отметить, что в данных структурах не только общие правила обучения огневой подготовке, но и общие схожие проблемы, связанные с данным обучением, а именно:

Не всегда современная материальная база;

Нехватка помещений в тире для более эффективного и плотного проведения занятий.

Зачастую отсутствие собственных естественных полигонов и стрельбищ, для отработки упражнений огневой подготовки в обстановке приближенной к реальной, а также выработке навыка в применении автоматического оружия.

По этим и не только причинам могут возникать различные неудобства (накладки) при проведении дополнительных занятий (консультаций, самостоятельной подготовки и др.) и занятий с постоянным составом, поскольку нет пропускной способности в пределах одного тира.

Таким образом, как мы видим, что и в системе МВД и ФСИН России в огневой подготовке курсантов особых отличий нет. Это касается, как и общих положений так и общих проблем.

Для решения данных проблем необходимо обеспечивать вузы новым современными техническими средствами обучения, дополнительными помещениями для стрелкового тира, интерактивного тира, электронных тренажеров, оборудованных полигонов. В том числе одним из обязательных факторов, которые позволили бы сотрудникам сформировать навыки более приближенные к будущей профессиональной деятельности и в свою очередь усовершенствует и поднимет на новый, более высокий уровень их огневую подготовку, является наличие собственных стрельбищ для выработки навыка в применении автоматического оружия.


Библиографический список
  1. Горбенков, С.В., автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Методика огневой подготовки слушателей учебных заведений МВД России. – Москва. – 1997 г.
  2. Купавцев, Т.С., автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России. / – Москва. / – 2004г.
  3. Калуцкий И.Н. Огневая подготовка сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие, Рязань: Академия ФСИН России, 2015. – 335 с.
  4. Приказ МВД России от 23.11.2017 N 880 Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации;
  5. Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы».


Все статьи автора «Беляков Алексей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: