ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Добрышкина Кристина Владимировна
Самарский университет государственного управления "Международный институт рынка"
магистрант 1 курса, факультет государственного и муниципального управления

Аннотация
В данной работе рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема коррупции и ее регулирования на государственном уровне, рассмотрены основные причины, признаки коррупции и меры по противодействию ей.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Добрышкина К.В. Проблемы антикоррупционной политики Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25849 (дата обращения: 21.02.2024).

Актуальность и значимость данной темы заключается в том, что сегодня в РФ коррупция превратилась уже не просто в криминальную проблему, а в общегосударственный негативный фактор, который не только лишь подрывает авторитет властей, но и разрушает государственность и все более глубоко подрывает экономическую безопасность страны.

Опасность коррупции состоит не только  в снижении продуктивности экономической сферы, но и в негативном воздействии на результативность работы государственных служащих, снижении качества управления обществом, ухудшении геополитического положения страны, либо вообще в разрушении государства как суверенной единицы. Коррупция стала негативным фактором, которая подрывает авторитет власти, разрушает государственность, ослабляет экономику, сильно подрывает авторитет страны в мире и, в конечном итоге, создает угрозу национальной безопасности страны

Для России борьба с коррупцией, по сути, превратилась в настоящую войну. Коррумпированность нынешней российской системы государственного управления, отдельных ведомств, предпринимательских структур, вовлеченность в систему коррупционных отношений значительного числа россиян давно стали проблемой, которая вызывает повышенное внимание общества. Поэтому особое внимание в вопросах борьбы с коррупцией направлено со стороны Президента РФ, именно для этого был утвержден Национальный план противодействия коррупции.

Понятие «коррупция» не является уголовно-правовым, оно выступает в роли собирательного термина, в который входит множество правонарушений самых разнообразных видов (то есть это могут быть и дисциплинарные нарушения, и уголовно-правовые).

Несмотря на множество мнений ученых, на сегодняшний день существует определение понятия «коррупция», которое установлено и закреплено законодательно.

Коррупция, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», является «злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества <…>, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц <…>, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица».

Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, коррупция включает в себя:

- легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174);

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

- получение взятки (ст. 290);

- дачу взятки (ст. 291);

- посредничество во взяточничестве (статья 291.1);

- мелкое взяточничество (ст. 291.2);

- служебный подлог (ст. 292) [2].

Основными признаками коррупции являются следующие:1) факт правонарушения или преступной деятельности (нелегальный характер сделки);

2) скрытый характер деятельности (коррупция не поощряется, что ведет к необходимости проведения сделок тайно);

3) распространяется там, где есть власть и возможность получения выгоды (стремление к увеличению своего богатства, возможность использования своего положения в обществе);

4) распространена как в системе государственной службы, так и в бюджетном и частном секторах (любой человек, обладающий властными полномочиями и высоким положением и злоупотребляющий ими, будет коррупционером);

5) неформальный характер взаимоотношений между субъектами коррупционной деятельности (круговая порука, взаимное укрывательство совершенного преступления);

6) может быть, как личная заинтересованность, так и давление лиц из вне [8, с. 59].

Немаловажной проблемой выступает развитие правового понятия коррупции, закрепленного в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции». На сегодняшний день имеющееся определение не содержит комплексного содержания коррупционного деяния, позволяет некую свободу усмотрения правоприменительных органов в отношении квалификации данного деяния. Поэтому из имеющегося определения не следует, принадлежат ли к коррупционным только те деяния, которые именно запрещены уголовным законом, или же и те, в отношении которых отсутствует запрет. Поэтому предлагается внести дополнения в действующее законодательство в отношении определения коррупции. Итак, предлагается нормативно изложить определение коррупции так чтобы оно носило как криминологическое значение, так и имело бы законодательную юридическую конструкцию, которые не исключают правового определения квалифицирующего признака противодействия коррупционным проявлениям и преступлениям.

Если все же давать более чёткое определение коррупции, оно должно звучать так: «коррупция – это злоупотребление служебным положением, публичными и вверенными ресурсами в личных целях, либо как любое использование служебного положения представителями власти в личных целях вопреки интересам общества и государства».

Коррупция – это социально-историческое явление. Борьба с коррупцией ведется всегда – это одна из приоритетных задач любого государства. Коррупция представляет угрозу, препятствует экономическому развитию, ведет к нравственной деградации общества [5, с. 34].

В России коррупция – это не только самый доходный бизнес, но и часть национальной идеи. Любую важную государственную задачу чиновники воспринимают как повод для зарабатывания. Поэтому коррупция стала не цементирующей силой бюрократии, а системой, разрушающей всю страну.

Владимир Путин признал, что проблемы с коррупцией существуют во многих регионах России. Обсуждая проблемы государства, президент отметил, что одной из них является коррупция. При этом он признал, что с ней сталкиваются и другие государства.

Он назвал эту проблему одним из главных факторов, которые мешают развитию России в целом. Тем не менее президент считает, что у республики есть все шансы улучшить свое положение, несмотря на это препятствие.

Нынешняя жизнь во многом имеет виртуальный характер, и люди, особенно облечённые властью, зачастую не думают вообще ни о чём, пребывая в герметичном, комфортном состоянии, и разного рода «сигналы», свидетельствующие об изменениях в реальности, просто до них не доходят. Но это лишь одно, психологическое объяснение. Второе – это встроенность каждого конкретного чиновника в определённую систему, «выход» из которой, во-первых, затруднителен по ряду объективных причин, а во-вторых, не гарантирует ничего хорошего.

Всё это вместе взятое, а также и многое другое, обусловленное контекстом каждой конкретной ситуации, является глубочайшей проблемой, которая требует от власти долгого, методичного, муторного, но необходимого профилактического решения. Каждый коррупционер, особенно высокого ранга, ставит под сомнение доверие народа к власти. В сущности, это одна из проблем национальной безопасности страны.

В процессе развития современной России, сформировались определённые условия, породившие проблемы, обострение которых приводит к росту коррупции.

Первая проблема определяется противоречием между расширением масштабов коррупции и увеличением неопределенности представления об этом явлении в общественном сознании. Люди не разбираются в том, где заканчивается благодарность и желание угодить кому-либо и начинается коррупция. Большинство полагает что коррупция – это когда воруют деньги. Люди имеют смутное представление о том, что такое конфликт интересов. Само понятие коррупции является предметом споров и дискуссий ученых-гуманитариев различных отраслей науки. В результате, соседствуют различные представления о коррупции, которые нередко противоречат друг другу.

Решение данной проблемы видится на путях продолжения когда-то начатой работы по формированию правовой культуры и правового сознания общества. Эти явления складываются из двух составляющих: знания народом законов государства и обеспечение неукоснительного действия законов государства. Государство должно быть в состоянии обеспечить безусловное действие закона. В демократическом государстве, к идеалу которого мы стремимся, общество должно иметь возможность всесторонне контролировать деятельность государства в этой сфере. Что же касается знания народом законов, то здесь потенциал общества, всех его институтов, трудно переоценить. Нужна систематическая работа по правовому просвещению общества, по пропаганде ценностей законопослушного образа жизни, по формированию морального неприятия людьми коррупции на основе широкого общественного осуждения коррупционного поведения людей. Постановка такой цели на уровне идеологического ориентира и стремление государства и общества к реализации этой цели, могут дать вполне скорые и приемлемые результаты.

Вторая проблема связана с механизмом формирования общественно политического и административного слоя общества, претендующего на участие в управлении государством.

Решение данной проблемы связано с формированием открытого и прозрачного механизма подготовки руководящих кадров на самых различных уровнях. Необходима государственная система воспитания, обучения и развития руководящих кадров в области государственного и муниципального управления

Такая система должна ориентировать будущую политическую и административную элиту на жертвенное служение обществу и государству, на заботу каждого её представителя о чести и достоинстве, о собственном профессионализме.

Третья проблема, пожалуй, самая сложная. Она связана с пониманием базовых принципов строительства нашего государства. Мы строим демократическое государство. Мы уже понимаем, что демократии могут отличаться друг от друга. Эти отличия обусловлены историческими традициями, национально-психологическими особенностями народов, характером их культуры и другими условиями, и характеристиками жизни людей [4, с. 28].

Но основа любой полноценной демократии – это соответствующий демократии материально-экономический уровень жизни людей. Изучение опыта борьбы с коррупцией в различных государствах позволяет заметить важную деталь. Успешнее эта борьба происходит в тех государствах где уровень жизни людей является более высоким. Искоренение бедности приведёт к изменению социально-нравственных ценностей общества, существенному сужению экономической и социальной базы коррупции. Тогда мы сможем добиться существенных результатов в борьбе с коррупцией. Она не исчезнет совсем, пока на земле живут люди. Но она станет всего лишь единичным явлением, которое общество будет  отвергать, а закон, неукоснительно действующий в государстве, оставит коррупции совсем мало шансов [7, с. 29].

Противодействие такому социальному явлению как коррупция является основной задачей современной России. Проблема взяточничества значительно влияет на развитие государства, затрагивает экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества. Коррупционные отношения стали неотъемлемой частью нашей жизни. Большинство граждан нашей страны, услышав о взяточничестве, не удивляются и спокойно воспринимают данный факт, как обыденное явление. При этом наиболее распространенными и очевидными являются нарушения коррупционного характера в финансовой сфере.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью, совершенствование УК РФ.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12,12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018). // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018). // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  4. Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Сборник научных трудов по итогам Второй Всероссийской научной конференции с международным участием Ответственный редактор чл.-корр. РАН В.Н. Руденко. М., 2018. – С. 221
  5. Воронцов С.А. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов н/Д : Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. – С. 272.
  6. Гриб В.Г. Противодействие коррупции. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – С. 192.
  7. Елисеева С.Н. Уголовная политика в сфере противодействия коррупции // Наука и общество. 2015. № 1. – С. 66–72.
  8. Куракин А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2018. № 4. – С. 22.


Все статьи автора «Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: