УЧАСТИЕ КУРСАНТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Беляков Алексей Владимирович1, Балакин Александр Владимирович2
1Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки
2Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, курсант 2 курса 21 учебной группы юридического факультета

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в ведомственных образовательных организациях, а также поднята проблема участия курсантов в данной деятельности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Беляков А.В., Балакин А.В. Участие курсантов в обеспечении пожарной безопасности ведомственных образовательных организаций // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25820 (дата обращения: 23.02.2024).

В настоящее время вопросы, связанные с пожарной и аварийной безопасностью стоят достаточно остро как в России, так и во всем мире. Практически ежедневно из выпусков новостей мы узнаём о новых и новых пожарах на различных объектах инфраструктуры, разрушающих здания, выводящих из строя технику, и, зачастую, уносящих жизни людей. «Хромая лошадь» в Перми – 156 жертв, «Зимняя вишня» в Кемерово 64 жертвы, дом престарелых под Краснодаром – 63 жертвы, здание УВД в Самаре – 57 жертв, общежитие РУДН в Москве – 44 жертвы, ТЦ «Адмирал» в Казани – 19 жертв, ТЦ «Пассаж» в Ухте – 25 жертв, и многие другие известные случаи техногенных и природных пожаров до сих пор не теряют своей актуальности, и обществом ассоциируются как наиболее страшные примеры того, что правила пожарной безопасности должны соблюдаться неукоснительно.

Безусловно, это касается и ведомственных образовательных организаций страны. В данной статье хотелось бы рассмотреть обеспечение пожарной безопасности в данных организациях и поднять такую проблему, как участие курсантов в деятельности, связанной с пожарной безопасностью.
Эта проблема является особенно актуальной из-за нескольких причин:

Во-первых, каждая образовательная организация нуждается в качественном обеспечении своей безопасности и нормальном (устойчивом, повседневном) функционировании;

Во-вторых, ведомственные вузы готовят не просто специалистов, а будущий офицерский состав. Это предполагает не только, например, работу
с документами, но и приобретение умений, и выработку навыков действий
в особых условиях (экстремальных ситуациях).

Таким образом, данная деятельность курсантов является важной как для совершенствования их лично-профессиональных качеств, так и для обеспечения повышения устойчивости функционирования образовательной организации при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Однако прежде стоит упомянуть о том, как в целом обеспечивается противопожарная безопасность в данных учреждениях. Рассмотрим это на примере ФКОУ ВО ВЮИ ФСИН России.

В институте функционирует служба ведомственной пожарной охраны, основными функциями которой являются [1]:

1)     Организация и осуществление ведомственного пожарного надзора

по проверке соблюдения требований пожарной безопасности работниками

и обучающимися образовательной организации, а также принятие мер по устранению выявленных недостатков в результате проверок (тренировок, учений).

2)     Организация и проведение работы по профилактике пожаров

(загораний) на объектах Института.

3) Организация тушения пожаров (загораний) на объектах Института.

4) Разработка проектов локальных правовых актов в области пожарной

безопасности, а также документов, регламентирующих деятельность Службы

на объектах Института.

5)  Проведение мониторинга состояния пожарной безопасности, сбора

и обработки информации в области обеспечения пожарной безопасности

на объектах Института.

6) Разработка предложений по совершенствованию, созданию, реорганизации и ликвидации Службы.

7) Организация и проведение обучения работников и обучающихся Института мерам пожарной безопасности.

8) Организация и проведение противопожарной пропаганды и другие.

Соблюдение мер пожарной безопасности – обязанность всех сотрудников и обучающихся института, но переменного личного состава – в особенности.

Исходя из этого необходимо отметить те занятия, которые проводятся с курсантами. Это и теоретическая, и практическая деятельность (лекции, тренировки эвакуации, применение огнетушителей, пожарных кранов и так далее). Но особенно хотелось бы подчеркнуть то, что во ВЮИ ФСИН в настоящее время существует такое формирование, как нештатная пожарная дружина. В её состав входят по 10 курсантов от каждого курса юридического факультета. Дружина каждого курса разбита на звенья, в соответствии
с которыми за каждым из его членов закреплены определённые обязанности.

Основная задача дружины – быстрое реагирование и помощь при возникновении пожара, то есть ликвидация возгорания путём использования огнетушителей и иных средств пожаротушения, а также эвакуация людей
до прибытия дежурного караула городской пожарной части. Для совершенствования навыков и умений курсантов, нормального функционирования нештатной пожарной дружины проводятся соответствующие мероприятия:

- лекции о правовых основах обеспечения пожарной безопасности
в Российской Федерации и на объектах института, об основных элементах систем и средств обеспечения пожарной безопасности на объектах института, а также о порядке оказания первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре;

- практическая подготовка (занятия) по назначению, устройству и порядку применения первичных средств пожаротушения, систем внутреннего противопожарного водопровода, участие в подготовке и проведении эвакуации в случае пожара из зданий института, участие в практических мероприятиях Владимирского пожарно-спасательного гарнизона и другие.

Таким образом, одним из путей решения поставленной проблемы на примере ВЮИ ФСИН России можно назвать формирование определённой группы наиболее подготовленных курсантов, в данном случае – это нештатная пожарная дружина, которая силами обучающихся обеспечивает пожарную безопасность образовательной организации.

Подводя итог, обеспечение пожарной безопасности – сложный и многоаспектный процесс, участие в котором должны принимать все члены какой-либо организации (различие заключается только лишь в их полномочиях: для одних это выполнение штатных требований противопожарного режима, для других – тренировки эвакуации, учения, разработка проектов и др.). Деятельность курсантов в данной области является наиболее перспективным и эффективным видом взаимодействия личного состава со службами пожарной охраны организаций в целях более качественного обеспечения своей безопасности и нормального (устойчивого, повседневного) функционирования, как в режиме повседневной деятельности, так и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.


Библиографический список
  1. Приказ от 8 декабря 2017 г.  №691 «Об утверждении Положения о службе ведомственной пожарной охраны ВЮИ ФСИН России».
  2. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 30 марта 2005 г. №214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний».


Все статьи автора «Беляков Алексей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: