ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рузанова Мария Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Вознесенское
Амурский район Хабаровского края, учитель английского языка

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы преподавания иностранного языка в условиях инклюзивного образования. Проведенное исследование позволяет утверждать,что главным критерием успеха преподавания иностранного языка в классах с ОВЗ – создание благоприятного климата, ситуации успеха и использовании технологий взаимного обучения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Рузанова М.Н. Особенности реализации инклюзивного образования на уроках английского языка // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/04/25775 (дата обращения: 21.02.2024).

Инклюзивное образование является обеспечением равного доступа к образованию для всех, принимая во внимание разнообразие специальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации», 2012, с. 2]; Это основано на факте, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, религиозные и другие характеристики, а также социально-экономического статуса семьи, имеют равные права и включены в систему общего образования.

В каждом классе, где я преподаю уроки английского языка, есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Иностранный язык – один из самых трудных предметов. Освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к снижению внимания, усилению психологической напряженности у учащихся.

Исходя из этого, проблема преодоления психологической напряженности учащихся, снижения мотивации и интереса становится актуальной на уроках английского языка. Что же делать?

На мой взгляд, в первую очередь необходимо создать благоприятный психологический климат на уроке, добиться атмосферы веры детей в свои силы.

Я стремлюсь, чтобы мои уроки имели коммуникативную, практическую направленность. Это способствует включению детей с ОВЗ в общение со сверстниками, выражению своих мыслей, как на русском, так и на английском языке.

Начинаю урок с различных фраз, это способствует расширению и закреплению лексического запаса.

Например, приветствие

Welcome, everybody! (Приветствую всех!)

Welcome to all of you (Приветствую всех вас).

I’d like to welcome you all to this course (Я хотел бы поприветствовать всех вас на этом курс).

Good morning, everybody (Всем доброе утро).

Good afternoon, everybody (Всем добрый день).

Hello, everyone! (Всем привет!)

Howareyou? (Как поживаете?)

Например, начало урока

Let’s begin our lesson now(Давайте начнем наш урок сейчас).

So we can begin today’s lesson (Итак, мы можем начать сегодняшний урок).

Is everybody ready to start? (Все готовы начать?)

I hope you are all ready for your English lesson (Надеюсь, вы все готовы к уроку английского).

 

В речевую зарядку всегда вношу что – то новое:

Задав традиционные вопросы, входящие в повседневный диалог, предлагаю детям составить собственный прогноз на определенный день по выбору.

Использую проблемные ситуации: «Мне предложили переехать жить в город. Как мне поступить. Что бы вы посоветовали?»

После важного события в стране, в школе беседу начинаю с вопросов:

What did our country celebrate yesterday? (Что праздновала вчера наша страна?)

Did you take part in sport competitions yesterday? (Вы вчера принимали участие в спортивных соревнованиях?)

Если у учащихся возникают затруднения в построении высказываний, то на доске или на экране есть схемы – подсказки для правильного построения предложений.

Беседу, начатую в рамках речевой зарядки, обязательно связываю с темой урока. Это отвечает практической направленности урока.

На этапе объяснения, закрепления нового грамматического, лексического или речевого материала, главная задача – удержать внимание ученика с ОВЗ.

Здесь важно создать ситуацию успеха ученика, при этом можно придерживаться простой схемы от простого к сложному. Для повторения пройденной темы на данном этапе урока применяю мурманскую методику, основанную на идее А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко о взаимном обучении. Занятие организуется в динамических парах и ученики одновременно играют роли и обучаемых, и обучающихся. Учащиеся получают карточки с заданием, состоящим из двух частей: первая часть содержит теоретический вопрос, вторая – содержит задания практического характера.

Карточки имеют цветовую маркировку, которая позволяет ученику найти пару. Все передвижения динамических пар, количество проработанных теоретических вопросов и практических заданий фиксируются в маршрутных картах.

По окончании совместной работы в маршрутных картах или тетрадях делаются пометки: указывается фамилия ученика и цвет проработанной карточки. Результат работы по мурманской методике оценивается с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, учительского контроля.

Пары составляю таким образом, чтобы более сильный ученик помогал более слабому.

Алгоритм работы по мурманской методике

  1. Учащиеся получают карточки с цветовой маркировкой.
  2. Каждый самостоятельно изучает информацию первой части карточки: отвечает на теоретический вопрос.
  3. Каждый ученик самостоятельно выполняет практическое задание второй части.
  4. Учащийся ищет себе пару с отличным цветовым сигналом карточки, записывает в свою тетрадь фамилию своего собеседника, делает отметку о цветовой маркировке.
  5. Первый ученик объясняет материал первого блока своей карточки, делая пометки в тетради собеседника.
  6. Второй ученик таким же образом прорабатывает с партнером содержание своего первого блока.
  7. Учащиеся обмениваются карточками, выполняют упражнения из второго блока самостоятельно.
  8. Сравнение результатов, анализ ошибок, дополнительные пояснения.
  9. Участники динамической пары обмениваются словами благодарности, прощаются, продолжают работу с пункта №4.

Используя на уроках мурманскую методику, перестаю быть просто рассказчиком. Работаю лишь как консультант, разъясняю трудные моменты при выполнении практической части.

Главным плюсом применения данной технологии считаю развитие самостоятельности, повышение учебной мотивации и учет здоровьесберегающих технологий, т.к. во время выполнения заданий учащиеся несколько раз передвигаются по классу в поисках своей цветовой пары.

Итогом работы служит либо коллективное обсуждение, либо те учащиеся, кто справился с заданием без ошибок, становятся экспертами и проверяют остальных учащихся.

Таким образом, в группе создается атмосфера поддержки, взаимного уважения и признания.

Проведя сравнительный анализ результатов усвоения материала осуществляю перспективное планирование на следующий учебный год.

В заключении хочу добавить, что всё, о чем я рассказала – это лишь часть данной проблемы. Многое ещё необходимо изучать и применять на практике, но эта тема мне интересна, она позволяет мне самосовершенствоваться и помогать детям овладевать устной речью.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012, ­ С. 2
  2. Бондарева А. В. Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2017. — №5.
  3. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. — 2010. — № 3.
  4. Ульенкова У. В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы / У. В. Ульенкова, Е. Е. Дмитриева // Коррекционная педагогика. — 2008. — № 4.


Все статьи автора «Рузанова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: