УДК 159.92

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ОДИНОЧЕСТВУ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Бондаренко Ольга Владимировна
Молдавский государственный университет
докторант, Факультет Психологии, Образовательных наук, Социологии и Социального Ассистирования

Аннотация
Социальные процессы, призванные оптимизировать жизнь человека, часто приводят к нивелированию ценности личности, стирается важность общения, качество заменяется количеством, что может приводить к социальной изоляции, отчуждению. Таким образом, личность может находиться в напряженной готовности к многочисленным социальным воздействиям и вместе с тем, на фоне данной ситуации растет количество людей испытывающих на себе воздействие одиночества. Мы отмечаем двойственную природу одиночества, разное отношение к которому характеризуется неодинаковыми возможностями индивидов использовать его как ценный ресурс, как условие личностного развития. В данной статье рассматриваются результаты эмпирического исследования отношения к одиночеству на выборке молодых людей, занятых профессиональной и учебной деятельностью. Выявляются и сравниваются типы отношения к одиночеству, согласно дифференциальному опроснику ДОПО-3 Осина Е. Н. и Леонтьева Д. А., и объясняются полученные результаты. В статье проверяется гипотеза о различиях в структуре личностной зрелости и самоактуализации у молодых людей с разным отношением к одиночеству, а также описываются полученные данные.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Бондаренко О.В. Особенности отношения к одиночеству у молодых людей // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/04/25769 (дата обращения: 23.04.2019).

Современные тенденции часто характеризуются повышенной напряженностью социальных отношений, что способствует социальной разобщенности. Непредсказуемость, диктуемая многими сферами сегодняшней реальности, сказывается на сфере межличностного общения людей. В свою очередь, сознание современного человека находится в условиях нарастающего информационного потока, в многочисленных процессах взаимодействия с различными социальными феноменами, такими как современные социальные сети, мода, религия, и т.д. В этой связи современный человек часто находится в двойственной ситуации: с одной стороны напряженно готов «вливаться» в поток, с другой,- испытывает переживание себя как не вовлеченного в связи с другими людьми, которые характеризовались бы значимостью и глубиной, что в наиболее общем виде

Определяет понятие одиночества. Данное переживание может характеризоваться как физической изоляцией (отсутствием других людей), так и присутствием других, но без психологического с ними контакта (отчуждение).

В рамках диссертационного исследования «Особенности рефлексии и личностной зрелости у людей с разным уровнем субъективного переживания одиночества», нами было проведено исследование отношения к одиночеству на выборке молодых людей, занятых профессиональной и учебной деятельностью.

В исследовании приняло участие 224 молодых человека в возрасте 20 – 34 года, из них 76 студентов в возрасте 20-23 лет, 60 молодых людей в возрасте 20-25 лет, не имеющих высшего образования и состоящих в разных сферах деятельности (бармены, официанты, курьеры, менеджеры- консультанты, операторы), а также 88 молодых специалистов в возрасте 26-34 года, работающих в сфере IT- технологий, HR- направлений.

Для диагностики отношения к одиночеству был использован дифференциальный опросник переживания одиночества ДОПО-3 Осина Е. Н., Леонтьева Д. А.  Авторами подчеркиваются отличия личностей в отношении к одиночеству как к эмоционально позитивному состоянию, как ресурсу рефлексии, творческой деятельности [1, 2]

Исходя из результатов исследования, у всех трех групп испытуемых преобладает выраженность шкалы «позитивное одиночество» с тенденцией роста вместе с возрастом испытуемых. Так, в группе студентов 20-23 лет шкала позитивного отношения к одиночеству выражена у 61 % испытуемых, работающие молодые люди 20-25 лет позитивно оценивают ситуации уединения в количественном отношении 67 %, а также данный тип отношения к одиночеству поддерживает большинство респондентов из группы молодых специалистов (70 %) , находящихся в возрастном интервале 26-34 года.

Это означает, что большинство испытуемых- личности, стремящиеся к развитию которые позиционируют одиночество как возможность для внутреннего диалога с самим собой, необходимого для того чтобы осознать и обрести самого себя. Ситуации уединения связаны с положительными переживаниями, время наедине с самим собой является ценным, а также присутствует стремление осознанно это время находить для себя. При этом такие люди не считают себя одинокими, толерантны к переживанию одиночества, ситуациям уединения и одиноким людям в целом.

Данная ситуация может быть обусловлена тесной интеграцией молодых людей в социальное пространство, которое их окружает. Находясь в ситуациях профессионального и личностного взаимодействия, такие молодые люди могут находить отклик в разнообразных ситуациях общения у друзей и коллег по профессиональным и личным интересам, поскольку время молодости отмечено интенсивным развитием внутренней жизни во всем ее многообразии и проявляется в целях, ориентированных вовне. Поэтому он включен во все виды социальной активности и ощущает свою жизнь наполненной и спокоен в моменты переживания одиночества. Более того,  в молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию окружающего мира, себя самого. Сама творческая деятельность и внутренние преобразования оказываются связанными с «позитивным одиночеством», поскольку положительное отношение к нему выступает ресурсом творческой деятельности и личностного роста.[3, 4]

Так, отвечая на вопросы методики, респонденты выбирали следующие утверждения: «Я не испытываю недостатка в дружеском общении»; «Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми»; «В одиночестве приходят интересные идеи»; «Бывают чувства, ощутить которые можно лишь наедине с самим собой»; «Чтобы понять какие-то важные вещи, человеку необходимо остаться одному»; «В одиночестве человек познает самого себя».

Интересны на наш взгляд тенденции с двумя другими типами отношения к одиночеству, проявившиеся в группах. Так,  шкала “Зависимость от общения”, отражающая неприятие одиночества, неспособность оставаться одному, становится более выраженной с возрастом испытуемых. Если у группы студентов 20-23 лет она составляет 18 %, а у работающих молодых людей 20-25 лет – 20 %, то у молодых специалистов- 23 %.

Рассматривая данную группу испытуемых, можно отметить отличия, продиктованные нормативным кризисом молодости, который охватывает возрастной промежуток 27-33 года.[5]

Острота переживания данного кризиса продиктована потребностью в подведении промежуточных итогов, потребность в переменах, и в то же время страх перед неизвестным. Последствием глубинного самоанализа и критического пересмотра собственной личности может стать смена профессии, перемена уклада семейной жизни, пересмотр своих отношений с другими людьми. Такая внутренняя работа необходима для осознания человеком своего места в жизни.

Возможно, выраженность поиска общения с другими людьми в этом возрасте сопряжена с поиском себя самого, поиска новых смыслов через других людей, через новые знакомства и освоение новых видов деятельности. Зависимость от общения может быть выражена через неудовлетворенность в сегодняшнем социальном окружении, окрашенную в негативные эмоциональные тона, а неспособность оставаться наедине с собой на данном этапе обострена кризисными перерождениями своего «Я».

Данное предположение может быть подкреплено нивелированием показателей шкалы общего переживания одиночества у данной группы испытуемых, которая составляет всего 7%. Это обозначает, что для молодых специалистов, несмотря на кризисность возраста, ощущение одиночества не является актуальным в целом, они не осознают себя одинокими людьми, изолированными от близкого общения с другими. Но в то же время, по всей вероятности, респонденты не удовлетворены скорее качеством социального окружения, нежели в целом отношением к переживанию одиночества.

Стоит обратить внимание на тот факт, что в общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом, но многие исследования подтверждают данную проблему и в молодом возрасте, а также в студенческой среде.[6, 7, 8]

Так, у группы студентов шкала “Общее переживание одиночества” составляет 21 %, в то время как у работающих молодых людей 13 %, а у молодых специалистов выраженность данной шкалы составляет всего 7 %.

Данная шкала отражает  степень  актуального ощущения одиночества, нехватки близкого общения с другими людьми. Высокие баллы связаны с актуальной выраженностью  переживания изоляции, нехватки эмоциональной близости или контактов с  людьми  и осознанием себя как одинокого, изолированного человека.

Особенно данные переживания характерны для первокурсников, в связи с проблемой адаптации у обучению в ВУЗе.  А также они могут быть связаны с неудовлетворенностью своим положением в сложившейся системе социальной  и межличностной коммуникации.

Рассматривая реакции на одиночество у студентов, можно отметить как появление невротических реакций – слишком много есть, спать, принимать алкоголь, «ничего не делать», проводить много времени в социальных сетях, так и наличие продуктивной деятельности— чтение, занятие спортом, походы на различные мероприятия, написание стихов, рассказов и т.д. [6]

В нашем случае, у большинства в группе студентов присутствует положительное отношение к одиночеству, что обозначает, что для них данное состояние является приемлемым, и соответственно, они отдают предпочтение более продуктивным реакциям.

Причинами одиночества студентов можно назвать сложности в общении, проблемы с самооценкой и неуверенность в себе, отсутствие близких друзей. Взаимосвязь самооценки и одиночества была освещена в исследовании L. A. Peplau. Автор говорила о том, что чувство одиночества зависит от самоотношения, и связано с заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества часто приводит к появлению чувства неприспособленности, никчемности. Такие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых средств и т.д.[9]

Также, нами была выдвинута гипотеза о различиях в структуре личностной зрелости и самоактуализации у молодых людей с разным отношением к одиночеству.

Для исследования личностной зрелости была использована методика диагностики  личностной зрелости Руженкова В. А, Руженковой В. В., и Лукьянцевой И. С., где авторами выделены 5 базовых показателей (маркеров), составляющих личностную зрелость индивида: ответственность, терпимость, самоактуализация (саморазвитие), позитивное мышление и самостоятельность[10].

Самоактуализация у молодых людей исследовалась с помощью методики САТ (самоактуализационный тест E.Shostrom) в адаптации Алешина Ю. Э., Гозман Л. Я., Загика М. В., и Кроз М. В[11].

Согласно полученным данным, средние в группах респондентов с позитивным отношением к одиночеству и зависимостью от общения статистически различаются по показателю «общая личностная зрелость» (t= 3,22, p=0,00). Таким образом, мы можем утверждать, что благодаря способности респондентов с позитивным отношением к одиночеству находить для себя ресурсы в уединении, общий показатель личностной зрелости таких молодых людей может формироваться из выраженных характеристик данного явления, в частности, автономности, самостоятельности и осознанности.

Это может обуславливать различность всех трех групп испытуемых (позитивное отношение к одиночеству, зависимость от общения и общее переживание одиночества) по показателю «саморазвитие». (t= 2,057, p=0,01), (t= 4,888, p=0,00), (t= 2,826, p=0,00).

Саморазвитие представляется нам одним из важных аспектов общения с самим собой, поскольку опыт, обретенный личностью в ситуации уединения, получает возможность быть встроенным в личностную структуру, что позволяет говорить об изменениях в сторону роста и развития личности.

Наряду с данными показателями, нами была получена статистическая разница в структуре самоактуализации между данными группами, т.е. разница в показателе «общая самоактуализация» у групп позитивного отношения к одиночеству и зависимости от общения (t= 1,934, p=0,01), а также позитивного отношения и общего переживания одиночества (t= 2,951, p=0,00).

Так, согласно Маслоу А., личности, стремящиеся к развитию, позиционируют одиночество как возможность для внутреннего диалога с самим собой, необходимого для того чтобы осознать и обрести самого себя.

Реализуя в одиночестве потребность в неприкосновенности внутренней жизни, они не стремятся к отношениям зависимости с другими, но в то же время способны ценить и быть в полноценных и духовно богатых дружеских отношениях [12].

Поскольку у данных групп также обнаружена разница по шкале «самоуважение», а именно группа позитивного отношения к одиночеству и группа зависимых от общения- t= 2,368, p=0,00; и группа позитивного отношения к одиночеству и группа с общим  переживанием одиночества- t= 2,861, p=0,00, можно сделать вывод о том, что позитивное отношение к ситуациям одиночества позволяет быть самим для себя движущей силой и иметь собственный взгляд на ситуацию, не полагаться на чужие мнения и чувства, что делает личность способной сопротивляться попыткам общества навязать социальные условности.

Анализ результатов исследования в группах с разным отношением к одиночеству также позволил выявить разницу в структуре самоактуализации среди следующих шкал:

- средние в группе респондентов с позитивным отношением к одиночеству и зависимых от общения различаются по шкалам «синергичности» (t= 2,686, p=0,00), что предполагает более осмысленную и целостную картину восприятия мира, принятие закономерных жизненных явлений в их противоречивости у лиц с высокими показателями позитивного одиночества, поскольку данные характеристики присущи  творчески адаптированным людям, идущих по пути развития личности. Разница в средних по шкале «креативность» (t= 3,196, p=0,00) у данных двух групп еще раз демонстрирует важность уединения для творческой деятельности и личностного развития, описанную в работах, посвященных позитивному аспекту уединения и эмпирических исследований «позитивного одиночества». Так, К. Лонгом и др. было выделено семь позитивных аспектов уединения, в исследовании Лири и др. было показано, что тенденция к поиску уединения является следствием выраженной потребности в уединении, и ее нельзя объяснить слабостью потребности в близости [13];

- средние в группе опрошенных с позитивным отношением к одиночеству и общим переживанием одиночества различаются по шкале «гибкость поведения» (t= 4,255, p=0,00);

- средние в группе молодых людей с зависимостью от общения и с общим переживанием одиночества различаются по шкалам «ценностные ориентации» (t= 2,378, p=0,00) и «гибкость поведения» (t= 3,178, p=0,00).

Комментируя последние различия, интересно заметить, что шкала «ценностных ориентаций» и «гибкости поведения» в целом формируют блок ценностей, где реализуются как сами ценности, так и особенности их реализации в поведении. Согласно Леонтьеву Д. А. и Осину Е. Н., в группу, демонстрирующую высокие показатели переживания одиночества, попадают люди, переживающие экзистенциальный кризис.  Представители данного типа сообщают о низком субъективном благополучии и удовлетворенности жизнью, отчуждению по отношению к сферам работы, общественной и личной жизни, а также семьи и собственному внутреннему миру, это свидетельствует о кризисе смыслоутраты, а также о сосредоточенности на собственных переживаниях, либо склонности к иллюзорному решению проблем[9]. В то же время, зависимые от общения респонденты, не принимающие одиночество, успешно избегают, или пытаются преодолеть его путем погружения в социальные контакты и отношения с другими.

Поэтому, по сравнению с лицами, актуально переживающими одиночество, важными источниками смысла для таких людей становится семья и межличностные отношения, а также собственный внутренний мир.

В конечном итоге это позволяет обозначить их как более адаптированных, и предположить, что видимая картина благополучия может быть результатом наличия как действительно глубоких связей с другими и миром, так и защитных механизмов [13].

Резюмируя вышесказанное, важно отметить, что данное исследование призвано подчеркнуть отличия самоактуализирующихся личностей в отношении к одиночеству как к эмоционально позитивному состоянию, как ресурсу рефлексии и творческой деятельности. Индивидуальные различия обнаруживаются не в самих ситуациях одиночества, а в формах их субъективного переживания и влиянии на жизнедеятельность.

Позитивные эффекты одиночества становятся доступны индивидам, обладающим достаточным уровнем личностной зрелости, и связывающим их с возможностью взять паузу для общения с самим собой. Так происходит осмысленная переработка накопленных впечатлений и опыта, позволяющая интериоризировать их, делая еще один шаг в сторону личностного роста и развития.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО): структура и свойства // Психология. Журнал Высшей Школы экономии. — 2013. — Т. 10, № 1. — С. 55–81.
  2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. C. 212-385.
  3. Лепский В.Е. Рефлексия в работах Г.П.Щедровицкого и В.А.Лефевра // Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В.Е.Лепского. М.: Когито-центр, 2009. С. 27–38.
  4. Реан А. А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. Вып. 1.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
  6. Любякин А. А., Оконечникова Л. В. Исследование одиночества у студентов. Педагогическое образование в России, 2016. № 2, стр. 149-156.
  7. Шагивалеева Г. Р. Одиночество и его переживания студентами. Елабуга: Алмедиа, 2007. 157 с.
  8. Шаймарданова А. В., Кулакова Е. Н. Одиночество студентов в процессе социально- психологической адаптации к новым условиям // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 3. С. 50.
  9. Peplau L. A., Perlman D. Perspectives on loneliness. Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. 1982. Pp. 1—18.
  10. Руженков В. А, Руженкова В. В., Лукьянцева И. С. Методика диагностики личностной зрелости // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация.-2016. – Вып. 26. С. 65-70.
  11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C. 426-433.
  12. Леонтьев Д.А. Рефлексия как предпосылка самодетерминации // Психология человека в современном мире: материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, Москва, 15–16 октября 2009 г. / отв. ред. А.Л.Журавлев и др. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. Т. 2: Проблема сознания в трудах С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность. С. 40–49.
  13. Мацута В.В. Общение с самим собой // Коммуникативное измерение в психологической антропологии / под ред. В.И. Кабрина. Томск: Иван Федоров, 2007. — С.109-123.
  14. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Салихова А. Ж. Переживание одиночества: негативные и позитивные аспекты // Психология общения: тренинг человечности. Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской / под ред. О.В. Соловьевой. — М.: Смысл, 2007. – С. 320-322.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бондаренко Ольга Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация