ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Платонов Сергей Сергеевич
Российский государственный социальный университет
студент 1-го курса бакалавриата экономического факультета

Аннотация
В данной научной статье определены основные функции и роль негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в системе защиты и социальной поддержке граждан. Кроме того, рассмотрены экономические риски и детально исследованы особенности их проявления, изложены основные пути направления развития негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Платонов С.С. Функционирование и результативность работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/09/25224 (дата обращения: 08.03.2024).

С распадом Союза ССР (90-е годы прошлого века) быстрыми темпами начинается процесс развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Ввиду того, что данный сектор в пенсионном обеспечении совершенно новый, НПФ начинают сталкиваться с отсутствием высококвалифицированных кадров в данной области: их заменили представители смежных профессий (математики, бухгалтеры, физики, государственные служащие).

На сегодняшний день специалистами негосударственного пенсионного сектора в достаточной мере были накоплены большие теоретические знания и практический опыт. Стоит отметить: главной задачей также остается приспособить негосударственные пенсионные фонды к «российским реалиям», конечно же, анализируя и синтезируя опыт зарубежных НПФ, в том числе и по актуарному обеспечению (механизму математико-экономических методов образования и растрат страховых взносов).

Системы пенсионного обеспечения на данный момент находятся в состоянии «подъема» как в плане экономического оснащения, так и в плане законодательной базы. Важно отметить: нормативно-правовые акты в нашей стране, закрепляющие основные моменты пенсионного обеспечения, должны постоянно пересматриваться, дополняться и модернизироваться в соответствии с социально-экономическими факторами, а также демографической ситуацией.

При рассмотрении ключевых этапов формирования будущей пенсии работнику целесообразно выделить следующие:

1) государственная пенсия;

2) негосударственные пенсия, обеспечиваемая за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд;

3) пенсия, образуемая за счет личных средств.

Необходимость качественного развития негосударственного пенсионного сектора выделена сегодня большинством развитых стран, в том числе и Российской Федерацией. Если несколько лет назад НПФ, имеющие лицензионные соглашения, часто «уходили с поля боя» в связи с недостаточными материальными активами и их компетенцией, то сейчас такие ситуации практически сошли на нет. Участники системы гарантирования прав застрахованных ими лиц, а также управляющие компании, с которыми негосударственные фонды заключают договоры по управлению средствами пенсионных накоплений, действуют на основе формальных договорных обязательств – альянса. Тем самым удается избежать экономических рисков, связанных с утратой доверия со стороны государства или самих граждан.

На данный момент деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит следующим образом: вкладчик перечисляет взносы в НПФ, выбирает своего рода спецификацию договора, в котором прописываются его условия. Далее НПФ формирует именной (личный) пенсионный резерв вкладчика, который впоследствии инвестирует в активы. При выходе гражданина на пенсию определяется ее размер, порядок получения, исходя из накопленной суммы.

Кроме того, одним из важных направлений социальной политики НПФ является достойное материальное обеспечение пенсионеров, которые внесли непосредственный трудовой вклад в развитие экономики своей страны, а также обеспечили накопления НПФ для их последующей инвестиционной деятельности.

При действующем порядке у работника, имеющего заработную плату, при 25-летнем периоде уплаты за него страховых взносов, величина пенсии не поднимется выше 23-29 % последней полученной зарплаты.[1] В этих условиях представляется крайне важным развитие другой системы – негосударственного пенсионного обеспечения – и раскрытие финансовых ресурсов, социальной инфраструктуры, обеспечивающей возможность практического и теоретического функционирования этой системы в целом. При следующей тенденции, когда количество граждан, получающих пенсию по старости, начинает расти, а количество трудоспособного населения – сравниваться с первыми, Правительство Российской Федерации столкнулось с невозможностью в будущем индексировать страховые взносы, то есть пенсии граждан. С такой проблемой также имели бы дело не только Пенсионный фонд России, но и негосударственные пенсионные фонды. Такую ситуацию может исправить только повышение пенсионного возраста с учетом экономической обстановки, демографической ситуации в стране и, главное, снижение уровня бедности, что является важным фактором материального положения и самих пенсионеров, и трудоспособного населения. Поправки, которые будут приняты, а именно увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин соответственно до 65 и до 60 лет[2], позволят государству индексировать пенсии с учетом инфляции в стране. Такая реформа также затронет и НПФ, которые теперь смогут увеличивать страховые взносы наших граждан, тем самым укрепляя экономическое благосостояния пенсионеров.

Таким образом, стоит отметить, что для дальнейшего успешного функционирования НПФ, необходимо создание прочных основ для их существования в условиях перехода от плановой (командной) экономики к рыночным отношениям. Реформирование пенсионной системы с учетом использования новых инструментариев, способных стать реальным средством обеспечения достойной материальной поддержки наших граждан при их выходе на пенсию, является, несомненно, главной задачей и Пенсионного фонда России, и Министерства финансов, Правительства Российской Федерации.


[1] Корчагин Ю. А. Современная экономика России, 2008. 215 с.

[2] Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий»


Библиографический список
  1. Л.В. Федоров. Издательско-торговая компания «Дашков и К». – Москва, 2008. – 35 с.: ил., табл.; 21 см.
  2. Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины “Предпринимательское право Российской Федерации”) / В.А. Вайпан – М.: Юстицинформ, 2017.
  3. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие. — М.: Статут, 2010.
  4. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.
  5. Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: Практическое пособие. — “Дашков и К”, 2009.


Все статьи автора «Платонов Сергей Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: