АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Навоенко Артем Александрович1, Костоусов Сергей Алексеевич2, Шилиманов Михаил Николаевич3
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», магистрант
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», магистрант
3ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», к.с.н, доцент

Аннотация
Настоящая статья направлена на анализ нормативно-правовых основ индустриальных парков в Свердловской области и направления их совершенствования. В процессе исследования были систематизированы нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на стимулирование развития индустриальных парков. Анализ нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере индустриальных парков показал, что нормативно-правовое обеспечение стимулирования создания индустриальных парков в регионах весьма неоднородно и в большей степени представлено законодательство, прямо регламентирующее сферу индустриальных парков, которое принято в 2009-2014 гг. На основе анализа нормативно-правовых актов, принятых Законодательным Собранием Свердловской области в целях поддержки инновационного производства были сделаны выводы о необходимости разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере создания и развития индустриальных парков, опираясь на законы других субъектов Российской Федерации. На основе изучения источников были выявлены направления совершенствования нормативно-правовых основ индустриальных парков Свердловской области.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Навоенко А.А., Костоусов С.А., Шилиманов М.Н. Анализ нормативно-правовых основ индустриальных парков свердловской области и пути их совершенствования // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/06/25122 (дата обращения: 03.03.2024).

Создание индустриальных парков это прежде всего инструмент привлечения инвесторов, развития предпринимательства, оптимизации бизнеса, увеличения доли налоговых поступлений в бюджет.

Главным конкурентным преимуществом индустриальных парков для компаний-резидентов является возможность относительно быстрого доступа к специально подготовленным земельным участкам с инженерной и транспортной инфраструктурой и, если парк создается на кластерной основе, дополнительного доступа к местному рынку товаров производственного назначения. В отличие от обычных промышленных площадок индустриальные парки обеспечены всей необходимой инфраструктурой и административно- правовыми условиями для размещения производств. Обустройство площадки сразу для нескольких производств приводит к экономии на инфраструктурных затратах и облегчает задачу привлечения инвесторов. Для резидентов индустриальных парков также неоспоримыми плюсами являются упрощённый порядок прохождения всех необходимых административных и разрешительных процедур, а также предоставляемые возможности по расширению или диверсификации производства.

На данный момент в России в общем, а в Свердловской области в частности существует ряд причин, по которым инвесторы опасаются осуществлять капиталовложения в создание и развитие индустриальных парков, среди которых на первом месте стоит слабая нормативно-правовая база.

На данный момент можно заметить, что в наиболее развитых регионах России, таких как Томская, Ленинградская, Ростовская, Калужская области, действуют нормативно-правовые акты, стимулирующие создание индустриальных парков. Залогом успеха и работоспособности являются предоставленные субъектами РФ налоговые субсидии и льготы, объем которых зависит от установленных соответствующим законом факторов: величина инвестиций в основные фонды, приоритетности инвестиционного проекта с точки зрения экономики региона.

Большинство таких льгот действует в течении определённого срока, как правило не превышающего период осуществления инвестиционного проекта. Кроме того, при оценке региона с налоговой точки зрения важно понимать, как теоретически доступные (законодательно закрепленные) преференции применяются конкретными властями.

На примере Калужской области можно понаблюдать эффективность создания индустриальных парков для региона. Наибольшую долю поступлений в консолидированный бюджет Калужской области формируют налог на прибыль организаций и НДФЛ. В среднем на один рубль затрат пришлось 12,5 рублей прибыли.

Проведенный анализ распределения налоговых и таможенных поступлений по уровням бюджетной системы указывает на их непропорциональность. Региональный уровень на свои колоссальные вложения в создание парков получает лишь малую часть в виде налоговых поступлений.

Распределение налоговых и таможенных поступлений по уровням бюджетной системы складывается так, что в среднем в федеральный бюджет поступает более 88% всех поступлений.

Ключевым нормативным документом, законодательно закрепившим статус индустриальных парков, является Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Законодатель обозначил определение понятий и суть применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в рамках функционирования индустриальных парков и промышленных кластеров.

Создание и развитие индустриальных парков началось около 9 лет назад по инициативе субъектов федерации и (или) частных инвесторов, это стало предпосылкой разработки в регионах России собственной нормативной базы, регламентирующей их создание и функционирование. В процессе исследования нами были систематизированы нормативно- правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на стимулирование развития индустриальных парков (табл. 1).

Таблица 1. Нормативно-правовые акты регионов Российской Федерации в сфере индустриальных парков

Субъект Российской Федерации

 

Наименование документа

 

Закон о промышленной политике

Пермский край Закон Пермского края от 3 марта 2015 г. №440-ПК «О промышленной политике в Пермском крае»
Ульяновская область Закон Ульяновской области от 29 декабря 2014 г. №218-ЗО «О промышленной политике в Ульяновской области»
Липецкая область Закон Липецкой области от 14 июня 2001 г. №144-ОЗ «О промышленной политике в Липецкой области»
Свердловская область Закон Свердловской области от 23 ноября 2015 г. №136-ОЗ «Об отдельных вопросах реализации в Свердловской области промышленной политики»

Закон об индустриальных парках

Томская область Закон Томской области от 15 декабря 2014 г. №182-ОЗ «О промышленных (индустриальных) парках в Томской области»
Ленинградская область Закон Ленинградской области от 28 июля 2014 г. №52-оз «О мерах государственной поддержки создания и развития индустриальных парков в Ленинградской области»
Чеченская республика Закон Чеченской Республики от 12 мая 2014 г. №20-РЗ «Об индустриальных парках в Чеченской Республике»
Оренбургская область Закон Оренбургской области от 6 мая 2014 г. №2283/669-V-ОЗ «Об индустриальных (промышленных) парках Оренбургской области»
Саратовская область Закон Саратовской области от 25 ноября 2013 г. №203-ЗСО «О государственной поддержке промышленных (индустриальных) парков в Саратовской области»
Пензенская область Закон Пензенской области от 18 октября 2013 г. №2462-ЗПО «Об индустриальных парках Пензенской области»
Ростовская область Областной закон Ростовской области от 5 июля 2013 г. № 1114-ЗС «Об индустриальных парках в Ростовской области»
Республика Коми Закон Республики Коми от 4 марта 2013 г. № 15-РЗ «О государственной поддержке деятельности технологических и индустриальных парков в Республике Коми»
Ивановская область Закон Ивановской области от 14 февраля 2013 г. №3-ОЗ «Об индустриальных парках в Ивановской области»

 

Тверская область Закон Тверской области от 28 апреля 2010 г. №41-ЗО «О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков и туристско-рекреационных парков»

 

Ставропольский край Закон Ставропольского края от 29 декабря 2009 г. №98-кз «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках»

Закон об инвестиционной деятельности

Тамбовская область Закон Тамбовской области от 6 марта 2014 г. №383-З «О государственной инвестиционной политике и поддержке инвестиционной деятельности в Тамбовской области»
Вологодская область Закон Вологодской области от 8 мая 2013 г. №3046-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области»
Омская область Закон Омской области от 11 декабря 2012 г. № 1497-ОЗ «О государственной политике Омской области в сфере инвестиционной деятельности»
Тульская область Закон Тульской области от 6 февраля 2010 г. №1390-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области»
Ярославская область Закон Ярославской области от 19 декабря 2005 г. №83-з «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»
Калужская область Закон Калужской области от 16.12.1998 №31-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области»
Кировская область Закон Кировской области от 24.06.2010 №537-ЗО «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области»
Свердловская область Закон Свердловской области от 30 июня 2006 года №43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области»

Анализ показал, что нормативно-правовое обеспечение стимулирования создания индустриальных парков в регионах весьма неоднородно. В большей степени представлено законодательство, прямо регламентирующее сферу индустриальных парков, которое принято в 2009-2014 гг.

Нормативные документы 2015 г. – законы о промышленной политике Ульяновской области и Пермского края – стали следствием принятия федерального законодательства и транслируют его основные положения на региональный уровень.

Развитие индустриальных парков, обновление нормативно-правовой базы имеет особое значение для Свердловской области. Ни в одном другом регионе Российской Федерации нет такой высокой концентрации предприятий промышленного производства. На протяжении всех 80 лет существования, Свердловская область остается центром промышленного комплекса России.

Среди нормативно-правовых актов принятых Законодательным Собранием Свердловской области в целях поддержки инновационного производства можно выделить следующие законы:

Закон Свердловской области от 15 июля 2010 года № 60-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области». Законом определены основные принципы отбора субъектов инновационной деятельности, которым предоставляется государственная поддержка.

Законом Свердловской области от 9 ноября 2011 года № 114-ОЗ “О внесении изменений в статью 3 Закона Свердловской области “Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций” освобождены от уплаты налога на имущество организации – резиденты особых экономических зон, созданных на территории Свердловской области, в отношении учитываемого на балансе таких организаций имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, в течение десяти последовательных лет, считая с месяца, в котором это имущество поставлено на баланс в качестве основных средств.

С целью совершенствования механизма поддержки инвесторов был принят Закон Свердловской области от 8 апреля 2013 года № 26-ОЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Свердловской области «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области». Законом предусмотрены налоговые преференции сроком на 15 лет в части налога на прибыль, закрепленного за бюджетами субъектов Российской Федерации, для налогоплательщиков, являющихся резидентами особых экономических зон, созданных на территории Свердловской области.

Анализ указанных региональных законов выявил что, принятие указанных мер позволило увеличить инвестиционную привлекательность особых экономических зон для резидентов, ускорило процесс принятия решений потенциальными резидентами по размещению новых производств на территории Свердловской области, но для развития индустриальных парков в Свердловской области, необходимо разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере создания и развития индустриальных парков и закрепляющие следующие вопросы:

- порядок создания индустриальных парков;

- отбор управляющей компании и ее функции;

- функции (полномочия) уполномоченного и (или) наблюдательного органа;

- статус резидента индустриального парка;

- соглашение о ведении деятельности в индустриальном парке;

- прекращение статуса индустриального парка;

- государственная поддержка индустриальных парков.

Отмечается, что в регионах с развитой нормативной базой в сфере индустриальных парков установлен четкий порядок присвоения статуса подобной структуры, определены функции и полномочия ключевых стейкхолдеров. Важное место отводится координации и мониторингу реализации проектов со стороны органов государственной власти в лице уполномоченного органа. Субъекты федерации определяют меры поддержки создаваемых структур и их резидентов, включающие финансовые, организационные, информационные, консультационные и др.

На основе изучения источников были выявлены направления совершенствования Закона Свердловской области от 15 июля 2010 года № 60-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области»:

- ключевые аспекты отбора управляющих компаний индустриальных парков;

- содержание и порядок заключения соглашений о создании индустриального парка и о ведении хозяйственной деятельности на территории индустриального парка;

- основные функции уполномоченного органа и управляющей компании индустриального парка;

- критерии присвоения статуса индустриального парка.

Нормативное закрепление ключевых аспектов отбора управляющих компаний индустриальных парков имеет целью повысить прозрачность требований к ним, процедур их отбора, продемонстрировать отсутствие административного диктата по отношению к инвесторам со стороны региональных органов власти. Подобные нормы встречаются в законодательстве в сфере индустриальных парков Пензенской, Ивановской областей, Чеченской Республики.

В частности, в указанных документах установлено, что выбор управляющей компании осуществляется правообладателем земельного участка, если он находится в частной собственности, и на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, установлены критерии выбора победителя подобного конкурса.

Закрепление в законодательстве Свердловской области содержания и порядка заключения соглашений о создании индустриального парка и о ведении хозяйственной деятельности на территории индустриального парка позволят потенциальным инвесторам изначально спланировать основные аспекты административно-управленческих взаимодействий с региональной администрацией и резидентами.

Прозрачность полномочий и функций уполномоченного органа и управляющей компании индустриального парка в случае их нормативного закрепления также могут стать дополнительным конкурентным преимуществом при определении инвестором площадки для развития промышленного производства и обеспечить большее доверие к региональным органам власти.

В законодательстве Свердловской области не прописаны критерии присвоения статуса индустриального парка. Предлагается включить нормы, достаточно полно представленныме в Законе Оренбургской области от 06.05.2014 №2283/669-V-ОЗ «Об индустриальных (промышленных) парках Оренбургской области»: «Присвоение статуса индустриального парка

Статус индустриального парка присваивается сроком на десять лет с возможной последующей пролонгацией.

Присвоение статуса индустриального парка осуществляется при выполнении следующих условий:

1) наличие плана развития индустриального парка;

2) возможность привлечения и размещения на территории резидентов индустриального парка;

3) возможность оказания сервисных услуг резидентам индустриального парка;

4) наличие резерва площадей для развития индустриального парка.

К заявке на присвоение статуса индустриального парка прилагаются следующие документы:

1) согласие собственников объектов недвижимости и иных правообладателей на использование их имущества в целях создания индустриального парка;

2) план развития индустриального парка, включающий в себя:

а) план земельного участка и перечень объектов недвижимости

предлагаемых для размещения резидентов индустриального парка;

б) предполагаемую структуру управления индустриальным парком;

в) перечень организаций, оказывающих сервисные услуги резидентам индустриального парка.»

В исследовании был проведен анализ регионального законодательства в сфере индустриальных парков субъектов Российской Федерации в целях бенчмаркинга для разработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы Свердловской области в сфере индустриальных парков.

Таким образом, с использованием инструментария бенчмаркинга нами были даны предложения, направленные на совершенствование нормативно-правовых основ создания и функционирования индустриальных парков Свердловской области, которые позволят сделать более четким и прозрачным содержание взаимодействия органов исполнительной власти и потенциальных инвесторов, что создаст дополнительные конкурентные преимущества для их привлечения в регион.


Библиографический список
  1. Ассоциация индустриальных парков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.indparks.ru/certification/standard/ (дата обращения: 27.11.2017).
  2. Методические рекомендации по созданию и развитию индустриальных парков, претендующие на государственную поддержку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russiaindustrialpark.ru/article/75 (дата обращения: 27.11.2017).
  3. Мусина С. З. Индустриальные парки как фактор развития регионов // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 458-461.. URL: https://moluch.ru/archive/108/26221/ (Дата обращения: 2.12.2017)
  4. Законодательное Собрание Свердловской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zsso.ru/legislative/laws (дата обращения: 27.12.2017).


Все статьи автора «Навоенко Артем Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: