ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В РУССКОЯЗЫЧНОМ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ДИСКУРСЕ

Сафиканова Рената Рудольфовна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Аннотация
В статье описаны особенности вербализации концепта «инженерное образование» в русскоязычных университетских сайтах. Рассматриваются некоторая теоретическая база, посвященная концептам и университетскому дискрусу. Обосновывается актуальность и новизна исследования. Формулируются выводы о макроструктуре концепта: описываются содержания зон концепта и входящие в их состав когнитивные признаки, приводятся примеры, иллюстрирующие когнитивные признаки. В заключение приводятся выводы о специфике концепта в русскоязычном дискурсе, формулируется определение инженерного образования.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Сафиканова Р.Р. Особенности вербализации концепта «инженерное образование» в русскоязычном университетском дискурсе // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/06/25077 (дата обращения: 22.02.2024).

Исследование концепта «инженерное образование» выполнено на основе семантико-когнитивного подхода, который заключается в исследовании семантики языка как средства доступа к содержанию концептов [1, с. 38]. На данный момент определение того, что есть инженерное образование точно не сформулировано. В толковых и специальных словарях содержится небольшое количество информации, не позволяющей дать точное представление о процессе обучения специалистов-инженеров в вузе. В этой связи видится потребность в определении преобладающих смыслов, формирующих данный концепт в сознании представителей отдельно взятой культуры.  С учетом укрепления тенденции к прагматическому изучению языковых аспектов в лингвистических исследованиях, изучение дискурса необходимо для раскрытия языковой системы, имеющей специфику в экстралингвистическом выражении. Следовательно, изучение особенностей концепта «инженерное образование» в русскоязычном университетском дискурсе представляется актуальным.

Концепт – это ментальная единица языка, соединяющее элементы сознания, действительности и языкового знака. Каждый концепт обладает набором признаков – основной набор универсален для всех языков, однако дополнительные признаки концепта могут быть по-разному вербализованы у представителей отдельно взятых культур [2, с. 67]. Моделирование концепта позволяет представить его содержание и полевую структуру. Полевая структура строится на основе выделения ядра, ближней и дальней периферии.

Принято считать, что отношения концепта и дискурса носят двусторонний характер. Дискурс может являться пространством, в котором объединены концепты, и концепты, в свою очередь, могут создавать вокруг себя определенный дискурс [3, с. 76]. Концепт «инженерное образование», следуя данной концепции, образует вокруг себя поле университетского дискурса. В рамках университетского дискурса проявляются определенные черты концепта «инженерное образование» в соответствии с дискурсивно обусловленными признаками. В данной статье за основу взято определение дискурса, сформулированное И.В.Силантьевым [4, с.102]. Под дискурсом исследователь понимает «открытое множество высказываний, построенных в системе «силовых линии» социокультурного поля данного дискурса». В рамках данного исследования «социокультурное полем» является университет. В университетский дискурс в этом случае входят все тексты (высказывания), имеющие отношение к университету. Одним из воплощений университетского дискурса является сайт университета.

Источником материала для данного исследования послужили тексты, размещенные на сайтах российских университетов. По ключевым словам «инженерное образование» было выделено 150 контекстов.

З.Д. Поповой и И.А. Стерниным выделяется три базовых структурных компонента концепта: образ, информационное содержание и интерпретационное поле. Под образом понимается «единица универсального предметного кода» [1, с. 46]. Информационное содержание концепта являет собой минимум когнитивных признаков, характеризующих его важнейшие дифференциальные черты, чаще всего они совпадают со словарными дефинициями концепта. Интепретационное поле включает в себя несколько зон, объединяющих близкие по содержанию когнитивные признаки. В результатах данного исследования будут приведены когнитивные признаки следующих зон: энциклопедической, утилитарной, регулятивной и общеоценочной.

В результате анализа контекстов, проведенного на основе методики лингвокогнитивного анализа [1, с. 79], было выделено 5 основных информационных признаков, 36 признаков интерпретационного поля и 3 признака образного содержания концепта «инженерное образование» в русскоязычном университетском дискурсе. Каждый из признаков вербализован минимум один раз.

Доминантным признаком информационного содержания стал следующий признак: «инженерное образование предполагает формирование целей и задач обучения на основании современных технологий» (4 контекста). Пример контекста:  «Инженерное образование – процесс постоянной корректировки целей и задач обучения, в соответствии с происходящими изменениями в области технологий».

Следующим по частотности признаком стал признак «структура инженерного образования предполагает наличие технологичных и эффективных методов обучения» (2 контекста). Признак демонстрируют следующий контекст: «инженерное образование предполагает наличие соответствующих современным требованиям учебных планов, лабораторий, обучающих технологий и других средств, повышающих эффективность учебного процесса, а также признание активной роли студентов и преподавателей в процессе обучения».

Интерпретационное поле концепта (207 контекстов) в русскоязычном университетском дискурсе наиболее полно представлено регулятивной зоной, предписывающей, что необходимо осуществить в сфере инженерного образования. Она представлена 11 когнитивными признаками, вербализованными в 73 контекстах. Далее в скобках будет указано количество контекстов, объетивирующих признак.

Доминантными признаками стали «потребность в инновационной реорганизации инженерного образования» (12), «необходимость разработки конкретных мер по улучшению инженерного образования» (11), «необходимость интеграции инженерного образования и предприятий» (9). Примерами признаков стали следующие контексты: «Цели конкурса: внедрение современных информационных технологий в процесс инженерного образования»; «Системный характер кризиса в состоянии инженерного дела и инженерного образования требует для выхода из кризиса принятия в стране мер системного характера, политических и экономических решений, охватывающих дошкольное, общее, и высшее профессиональное образование»; «законопроект “Об образовании”» содержит нормы, направленные на развитие инженерного образования, в том числе и участие работодателей в образовательном процессе. В нынешних экономических условиях — это жизненно необходимо».

Второй по частотности встречаемых когнитивных признаков стала энциклопедическая зона (64), характеризующая признаки концепта, требующие знакомства с ними на базе взаимодействия с денотатом. Всего было выявлено 10 признаков. Наиболее яркими признаками, вербализующими концепт в данной зоне, стали следующие: «осуществляется инновационный подход к инженерному образованию в мировых университетах» (19), «на научных конференциях и форумах обсуждаются перспективы инженерного образования» (8), «инженерное образование поддерживается на правительственном уровне» (8), «инженерное образование тесно связано с промышленностью» (8). Примерами, иллюстрирующими данный признак стали следующие контексты: «Методы инновационного инженерного образования применяются в зарубежных университетах в разной степени и в различных сочетаниях»; «В этом году форум посвящен перспективам развития инженерного образования и поддержке студенческих научно-технических обществ»; «В настоящее время правительство нашей страны уделяет пристальное внимание развитию инженерного образования, проводятся заседания, форумы, рабочие встречи»; «Развивается система оценки качества инженерного образования с точки зрения предпринимательского подхода».

Утилитарная зона (22) дает представление о том, что дает инженерное образование, какие функции выполняет и к каким последствиям может привести. Наиболее яркими признаками стали: «инженерное образование обеспечит нужды новой индустриализации» (7), «инновации в инженерном образовании обеспечат специалиста комплексными междисциплинарными знаниями» (5). Примеры: «Только наличие национальной доктрины инженерного образования позволит сформировать действенную доктрину инженерного образования новой индустриализации, обеспечивающую целевую опережающую переподготовку подготовку кадров для решения проблем новой индустриализации»; «Инженерное образование служит для создания условий для возрождения единой естественнонаучной и гуманитарной культуры и деятельности». Всего 5 признаков.

Общеоценочная зона  концепта (38) формируется 10 когнитивными признаками, позволяющими оценить состояние инженерного образования. Наиболее яркие признаки: «качество инженерного образования России неудовлетворительно» (9), «инженерное образование в ряде университетов России — качественное» (8). Примерами стали следующие контексты: «Сегодняшние молодые инженеры, хотя и хорошо обучены в области фундаментальных наук и математики, но они слишком часто не понимают физических основ своего дела»; «Российская инженерная школа – одна из лучших школ инженерного образования».

Образное содержание концепта «инженерное образование» представлено неярко. Было выявлено 4 признака концепта, представленных единичными примерами. Доминантным стал признак «инженерное образование России – ценность» (2). Пример контекста: «Вместе с тем инженерное образование в России – непреходящая ценность, и качество его – основа будущего технологического процветания России».

Таблица 1 – Параметры концепта «инженерное образование» в русскоязычном университетском дискурсе: макроструктура.

Параметры концепта

% в РЯ дискурсе

1. Объем информационного содержания

4,09

2. Объем интерпретационного поля

94,09

2.1 Энциклопедическая зона

29,09

2.2. Утилитарная зона

10

2.3. Регулятивная зона

33,2

2.4. Общеоценочная зона

17,3

3. Объем образного содержания

1,8

В результате исследования макроструктуры концепта были определены основные когнитивные признаки концепта «инженерное образование» в русскоязычном университетском дискурсе, а также на основе подсчетов определена яркость данных признаков (см. Табл. 1). Информационное содержание концепта – это 4,09% от общего объема когнитивных признаков. Выявленные признаки отражают содержание словарных дефиниций. Инженерное образование в русскоязычном университетском дискурсе прежде всего включает формирование целей и задач обучения на основании современных технологий (это наиболее яркий признак информационного содержания – 44, 4 % от его общего объема). Инженерное образование должно учитывать интересы технической сферы развития и выстраивать учебную программу с учетом развития технологий.

Интерпретационное поле концепта – 94,09 % содержания концепта. Наиболее ярко в общем объеме макроструктуры концепта представлена регулятивная зона (33,2% от общего количества признаков) и энциклопедическая зона (29,09 % от общего количества признаков). Данные зоны выявили потребность в инновационной реорганизации инженерного образования в стране, необходимость разработки конкретных мер по улучшению инженерного образования, и необходимость интеграции инженерного образования и предприятий. Было продемонстрировано, что осуществляется инновационный подход к инженерному образованию в мировых университетах, на научных конференциях и форумах обсуждаются перспективы инженерного образования, инженерное образование поддерживается на правительственном уровне и инженерное образование тесно связано с промышленностью.

Образный компонент составил 1,8 % от общего содержания концепта. В контексте университетского дискурса инженерное образование было показано как ценность, а инженерно-технический университет как флагман инженерного образования.


Библиографический список
  1. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. – Воронеж, 2007. – 250 с.
  2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М: «Гнозис», 2004. – 390 с.
  3. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
  4. Силантьев И.В. Текст в системе дискурсивных взаимодействий // Критика и семиотика. – 2004. – Вып. 7. – С. 98–123.


Все статьи автора «Сафиканова Рената Рудольфовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: