ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ В ОБЛАСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Порошина Елизавета Алексеевна
Уральский государственный экономический университет
студентка группы М-ЭПБ-16

Аннотация
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Порошина Е.А. Приоритетные задачи борьбы с правонарушениями в сфере экономики в области пищевой промышленности // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/01/24796 (дата обращения: 03.03.2024).

Проблема обеспечения экономической безопасности в современном обществе является одной из самых актуальных, поскольку в последние годы в стране усилилась ситуация экономического кризиса и соответствующего рода проблемы. В этих условиях неизбежно возникает необходимость обеспечения экономической безопасности от внешних угроз и при внутренних экономических угрозах посредством узаконивания экономической деятельности, защиты экономических прав физических и юридических лиц, установления порядка законной работы предприятий.

При несоблюдении различными субъектами требований к экономической безопасности, как гражданами, так и организациями, предприятиями и государственными органами, возникает не только непосредственная угроза здоровью и жизни многих людей, включая самих нарушителей, но и осложняется деятельность государственных органов по обеспечению экономической безопасности, возникают трудности в раскрытии и расследовании преступлений или нарушений и пр. Все это в совокупности создает угрозу безопасности личности, общества и государства.

Принимая во внимание основополагающие проблемы борьбы с экономическими правонарушениями, возникают следующие приоритетные задачи:

- улучшение законотворческой и правоприменительной работы, в том числе предоставление высокой степени адаптации действующих норм законодательства (включая уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях) к изменяющимся хозяйственным условиям;

- формирование методической и методологической основы, на базе которой государственные органы смогли бы оперативно и командой среагировать на перемены в хозяйственных условиях, возникновение новых видов экономических правонарушений;

- развитие нормативно-правовой базы и соответствующих инструментов борьбы с правонарушениями в сфере экономики;

- предоставление подготовки кадров с новыми экономическими предписаниями;

- более точное распределение функций между правоохранительными органами на базе разграничения подследственности и определение для каждого правоохранительного органа основных направлений борьбы с экономическими правонарушениями;

- организация тесного взаимодействия финансово-экономических и правоохранительных органов;

- осуществление государственной политики в области профилактики правонарушений в сфере экономической деятельности, наблюдение за изменением динамики и структуры экономических правонарушений, укрепление налоговой культуры, привнесение наибольшей гласности деятельности государственных органов при борьбе с экономическими правонарушениями.

Обеспечение государственной политики в научно-технической области и сфере инновационной деятельности целенаправленно на усовершенствование законодательной деятельности, что потребует высококачественного организационного, методологического и методического обеспечения.

Создание системы наблюдения за законодательной и правоприменительной практикой в научно-технической области и сфере инновационной деятельности относится к необходимым инструментам предоставления ответственного качества утверждения государственных решений на основе развития и объединения того опыта, имеющегося в области мониторинга законодательства и правоприменительной практики, так и формирования, и развития его новых видов. Целью системы мониторинга является обеспечение утвержденных решений органов исполнительной власти в процессе подготовки и закрепления законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе на формирование нужного механизма социального партнерства власти и общества, целенаправленного на гармонизацию институтов законодательной, исполнительной, судебной власти и гражданского общества. Разработка концепции системы мониторинга законодательной и правоприменительной практики в научно-технической области и сфере инновационной деятельности устремлена на формирование важных условий для формирования информационной поддержки разработки и улучшения законодательства в научно-технической области и сфере инновационной деятельности направленной на активное привлечение к указанному процессу профессиональных экспертных сообществ, как на этапе законотворческой деятельности, так и на этапе анализа правоприменительной практики.

Наблюдение законодательства и правоприменительной практики
в деятельности органов государственной власти. В современное время заметно повышается интерес не столько к проблемам собственно качества законодательного обеспечения общественных отношений, сколько к объективной потребности в организации и усовершенствовании системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ, инициировал в 2002 году работу по формированию системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики, определяя основной задачей повышение эффективность законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, а также восполнять потребность гражданского общества в непрерывной экспертизе решений власти и нормализации плодотворного социального партнерства между властью и обществом.

В данном случае, является необходимым исследование и поиск механизмов мониторинга правового качества нормативно-правовых документов и их использования. Указанные инструменты должны быть нужными элементами правотворческой деятельности органов власти в РФ, конечной целью деятельности которых будет являться самоанализ, самоконтроль и самосовершенствование с точки зрения выведения своего положения и своей деятельности согласно базовым конституционным, гуманитарно-правовым принципом, закрепленным в Конституции РФ.

Исходя из этого, мониторинг законодательства и правоприменительной практики характеризуется как систематическая, комплексная деятельность органов власти, научного сообщества, институтов гражданского общества и общественных организаций по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния законодательства и практики его использования.

К основной цели мониторинга относят повышение качества утверждаемых законов, совершенствование на базе законодательной и правоприменительной деятельности системы принятия и реализации государственно-политических решений и соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ принимает во внимание создание системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в РФ.

Осуществление Советом Федерации с 2003 года ежегодных Всероссийских научно-практических конференций «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики» (далее мониторинг права), перешел на особый этап решения такой сложной и многоплановой проблемы. Это способствовало активизации работы по развитию мониторинга права на многих сторонах. После процесса всестороннего рассмотрения актуальных проблем в области мониторинга права, состоявшегося на конференции, наметились пути их эффективного решения.

Социологическая служба «Барометр», после проведения опросов среди участников конференций, выявила их мнения и оценки по целому ряду значимых аспектов мониторинга права.

По мнению респондентов, в совокупности широкого спектра направлений оказания мониторинга права, наибольшее развитие получает мониторинг законодательства и правоприменительной практики. Однако преобладает незначительный рост степени взаимодействия между органами, занимающимися мониторингом права. Также важно привлекать другие организации для проведения мониторинга права на регулярной основе. По окончанию опросов по большому счету привлекаются научные организации и экспертные структуры, не так часто общественные организации.

Результаты опросов говорят об использовании на сегодняшний день в практике мониторинга права достаточно широкого спектра исследовательских методов с разной степенью напряженности (изучение документов, сравнительный анализ, статистический анализ, социологические опросы, интервьюирование, метод гуманитарно-правовой экспертизы, проведение эксперимента и др.) Особое предпочтение отдается изучению документов и сравнительному анализу.

Вместе с этим, процесс закрепления мониторинга права происходит в целом достаточно затруднительно и противоречиво. На сегодня, целый перечень факторов задерживает развитие мониторинга права. Сравнивание результатов проведенных социологических опросов говорит о том, что главным фактором такого рода является организационный фактор. Очень часто поднимается вопрос о формировании единой системы мониторинга права, единого федерального органа в области мониторинга права и соответствующего исследовательского института. Анализируя роли других факторов можно заметить увеличение значимости кадрового, финансового и материального факторов.

В ходе выявленных результатов опросов, заслуживают внимания конкретные факторы увеличения эффективности реализации мониторинга права. В числе названных факторов, важно назвать следующие:

- увеличение открытости деятельности законодательных, исполнительных, судебных органов власти;

- акцентирование внимания на мониторинг, как самостоятельного вида государственной правовой политики;

- усиления правосознания граждан, а также должностных лиц;

- создание единой методологической основы мониторинга;

- утверждение на федеральном и региональном уровнях законодательных актов по организации и осуществлению мониторинга права;

- проведение тренингов для специалистов для осуществления мониторинга права;

- создание обоснованных наукой индикаторов мониторинга права;

- усиленное использование возможностей научных организаций, экспертного сообщества в осуществлении мониторинга;

- стратегическое использование международного опыта;

- активное применение институтов гражданского общества;

- осуществление комплексного социологического анализа развития мониторинга права.

Также важно принимать во внимание роль корректирующего влияния мониторинга права, важность применения широкого спектра действий такого рода, как:

- снятие устаревших норм и актов;

- занесение перемен в действующие нормативные акты и утверждение новых нормативно-правовых актов в осуществление действующих законов;

- инверсия компетенции и функций органов, изменение структурных подразделений, пересмотр должностных обязанностей соответствующих лиц и др.

В систему мониторинга необходимо включать:

- тезаурус основных понятий и определения, которые имеют отношение к сфере научно-технической и инновационной деятельности, использующихся в законодательных и нормативно-правовых актах;

- реестр законодательных и нормативно-правовых актов, структурированный по уровню их разработки и использования (федеральный, региональный, межгосударственный и др.);

- основу законодательных и нормативно-правовых актов, утвержденных к настоящему времени, в том числе действующие поправки и нормативно-правовых актов и проекты законодательных и нормативно-правовых актов, состоящих на этапе разработки и принятия;

- базу данных о состоянии правоприменительной практики включая решения судебных органов и наиболее частых запросов организаций по объяснению практики использования законодательства базу данных о планах законотворческой и нормотворческой деятельности министерств и ведомств, которые затрагивают регулирование отношений в области научно-технической и инновационной деятельности.

Существуют виды экономических угроз экономической безопасности. Экономические угрозы экономической безопасности страны подразделяются на внешние и внутренние.

К внутренним угрозам экономической безопасности относятся:

- возрастание структурной деформации экономики страны;

- понижение инвестиционной и инновационной активности;

- разрушение научно-технического резерва страны;

- влияние устойчивой тенденции перемену страны на топливно-

сырьевую периферию развитых стран;

- усугубление имущественного расслоения общества;

- усиление криминализации в экономике и обществе.

Внешние угрозы экономической безопасности состоят из следующих

пунктов:

- «утечка умов за границу»;

- «бегство капитала» за рубеж;

- увеличение государственного долга;

- повышение импортной зависимости по продовольствию и

потребительским товарам;

- избыточная открытость экономики;

- сокращение рынков сбыта военной продукции;

- закупка иностранным капиталом предприятий для вытеснения

национальной продукции с внешнего и внутреннего рынков;

- пониженный уровень развития транспортной инфраструктуры

экспортно-импортных процессов.

Классификация угроз экономической безопасности предприятия.

Внутренние угрозы экономической безопасности предприятия включают в себя:

1) преступные и другие неблагоприятные операции сотрудников фирмы;

2) неисполнение принимаемого режима сохранности материалов,

включенных в коммерческую тайну;

3) неисполнение работы в установленном порядке использования

технических средств;

4) неисполнение порядка и правил контроля за безопасностью фирмы,

формирующие предпосылки для появления чрезвычайных происшествий (игнорирование правил противопожарной безопасности, радиационной безопасности);

5) запаздывание техники и технологии;

6) неверные действия персонала предприятия («человеческий фактор»)

и т.д.

Внешние угрозы экономической безопасности предприятия заключаются в следующем:

1)    квалифицированные структуры, спецслужбы, которые занимаются

нахождением экономической информации;

2)    фирмы, отдельные лица, основывающиеся на проведении

промышленного шпионажа;

3) организованная преступность;

4) перемена финансовой ситуации в стране в худшую сторону;

5) понижение стоимости на фондовом рынке акций предприятия, то есть

понижение капитализации предприятия;

6) преступления в области компьютерных технологий и т.д. Классификация угроз экономической безопасности личности.

Наиболее серьезными видами угроз экономической безопасности

личности являются:

- нарушение прав потребителя;

- невыплата пенсий и заработной платы;

- безработица;

- невосполнимое обесценение сбережений;

- рэкет (вымогательство, обычно принимающее формы организованной

преступности с применением угроз, жестокого насилия, взятия заложников);

- мошенничество и др.

Однако, угрозы экономической безопасности предприятия могут

являться гораздо более различными. Виды внешних угроз экономической безопасности предприятий:

- разрыв хозяйственных связей между предприятиями, которые составляют единую технологическую цепочку;

- разбалансированность между производящими, заготовительными и перерабатывающими отраслями;

- увеличение разрыва по рентабельности между отраслями;

- разная степень готовности отраслей и производств к функционированию в условиях рыночной экономики с учетом имеющегося научно-технического и кадрового потенциала и конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- уменьшение общего объема производственных инвестиций и снижение их эффективности;

- свертывание высокотехнологичных производств;

- неконкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, вытеснение их с внутреннего рынка из-за хронического недофинансирования и низкого уровня инвестиций;

- повышение налогового пресса на производителя продукции при сложившейся практике изымания налога на добавленную стоимость и за счет этого необоснованное поднятие цен;

- недостаточный уровень платежеспособного спроса юридических и физических лиц;

- низкий уровень ресурсосбережения.

Таким образом, существуют самые разные угрозы, которые могут одновременно относиться к различным группам классификации.

От достоверной идентификации угроз, от верного выбора системы показателей их проявления, зависит степень адекватности оценивания экономической безопасности предприятия преобладающей реальности и комплекс необходимых действий по предупреждению и парированию опасности, соответствующих масштабу и характеру угроз.

Угрозы проявляются в виде:

-   взрывов;

-   минирования, включая применение дистанционного управления;

-   поджогов;

-   нападения, вторжения, захватов, пикетирования, блокирования;

-   повреждения входных дверей, решеток, ограждений, витрин, мебели, в

том числе транспортных средств личных и служебных;

-   технологических аварий, пожаров;

-   краж.

Правовая политика в экономической сфере экономики как одна из самых важных разновидностей направления государственной политики, которая имеет собственное юридическое содержание и самостоятельное назначение в правовой жизни общества, в условиях современных преобразований необходима для обеспечения реализации экономической функции Российского государства.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая: [по состоянию на 2 ноября 2013 г.: принят ГД 24 октября 1994]. – КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru.
  2. Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности РФ» от 29.04.1996 г. № 608 – КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  3. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ
  4. Богомолов В.А., Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления // 2-изд.перераб.и доп.  – Москва: ЮНИТИ 2014. – 303с.
  5. Гусев, В.С., Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов [Текст] / Гусев В.С. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов учебник. // СПб.: ИД Очарованный странник, 2010. — 342 с.
  6. Ильина Д.В., Оценка экономической безопасности предприятия // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11), 2010. — 402 с.
  7. Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д., Илякова И.Е. Экономическая безопасность организации (предприятия): учебное пособие // издательство: ИНФРА-М, 2017. — 304 с.


Все статьи автора «Порошина Елизавета Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: