ПРОБЛЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Гусев Антон Сергеевич
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
преподаватель кафедры уголовно исполнительного права юридического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов, связанных с привлечением к труду осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях ФСИН России.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Гусев А.С. Проблемы, существующие в производственном секторе исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы на современном этапе // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/07/25165 (дата обращения: 25.02.2024).

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее – УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения (ст. 103). Данная обязанность, прежде всего, направлена на исправление осужденного, привитие ему трудовых навыков, получение им специальности, по которой осужденный сможет работать не только в период отбывания наказания, но и после освобождения из пенитенциарного учреждения. Кроме того, трудовой стаж, вырабатываемый в местах лишения свободы, засчитывается в общий стаж и дает право на получение пенсии (ст. 104 УИК РФ).

Важно отметить, что обязательное привлечение осужденного к труду открывает для него возможность полностью или частично возместить вред, причиненный преступлением, что значительно повышает шансы доказать, что он не нуждается в полном отбытии назначенного срока лишения свободы, и как следствие, может условно-досрочно освободиться, либо не отбытая часть наказания может быть заменена, например, исправительными работами (ст. 79, 80 УК РФ). Кроме того, у осужденных появляется возможность заработать денежные средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в ларьках (магазинах), расположенных на территории исправительных учреждений (ст. 105 УИК РФ).

В равной степени уголовно-исполнительное законодательство обязывает администрацию пенитенциарных учреждений осуществлять привлечение осужденных к труду, учитывая их социально-демографические характеристики (пол, возраст, трудоспособность, состояние здоровья, специальность) и сам факт наличия рабочих мест (ст. 103 УИК РФ).

Учитывая вышеизложенное, мы можем условно разделить всех осужденных на лиц, подлежащих обязательному привлечению к труду, и на лиц, работающих по желанию.

Если не принимать во внимание осужденных, которые сознательно отказываются трудиться, что расценивается как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ), то единственная причина, по которой не работает первая из обозначенных категорий осужденных – это не предоставление рабочих мест для трудоустройства, что является препятствием к получению осужденными возможности частично или в полном объеме возместить ущерб (погасить исковые и алиментные обязательства), приобрести предметы первой необходимости, продукты питания или помочь своим родным и близким посредством отправления денежного перевода.

Рассмотрим основные проблемы создания новых рабочих мест на территории исправительных учреждения для трудоустройства осужденных:

1. Устаревший парк станочного оборудования, использование которого невозможно по причине его неисправности, либо опасности эксплуатации.

Если не рассматривать работы, связанные с низкоквалифицированным трудом и животноводством, то в настоящий момент на территориях большинства исправительных учреждений в основном функционируют швейные и деревообрабатывающие участки, реже встречаются металлообработка и прочие виды производств. Если рассматривать швейное оборудование, включая спецмашины, его стоимость, то никаких больших проблем ни с покупкой, ни с ремонтом данного оборудования не возникает. Также не вызывают, по большому счету, каких-либо трудностей эксплуатация портативного ручного электроинструмента, однако, говоря о переносном электроинструменте, используемом в производственном процессе в качестве основного технологического оборудования, мы не можем говорить о больших объемах такого производства.

Ввиду того, что широкое использование труда осужденных осуществлялось в период, совпадающий с расцветом послевоенной экономики СССР (с 1960 по 1980 гг.), обеспечение станочным технологическим оборудованием производилось именно в этот период, и как следствие, данное оборудование на современном этапе исчерпало свой срок эксплуатации, большинство станков находится в аварийном состоянии либо не может обеспечить нужных объемов и качества производимой продукции.

2. Отсутствие в исправительных учреждениях оборотных денежных средств для реконструкции имеющихся производственных площадей. С начала 90-х ХХ в. по настоящее время значительно снизилось взаимодействие крупных предприятий с производственным сектором уголовно-исполнительной системы, ввиду чего многие производственные участки оказались не загружены заказами на выпуск продукции, что привело к их консервации и как следствие, обветшанию.

3. Значительное снижение доли государственного заказа в общем объеме производства приводит к простою многих производственных участков, ориентированных на выпуск продукции внутрисистемного назначения.

4. Недостаточное интегрирование производственного сектора пенитенциарной системы в экономику страны.

5. Отсутствие квалифицированного рабочего персонала как со стороны администрации исправительных учреждений, так и со стороны осужденных, который в состоянии освоить и внедрить новые производства на территории исправительных учреждений.

6. Негативные стереотипы, сложившиеся у потенциальных потребителей в отношении исправительных учреждений, и как следствие, нежелание сотрудничать.

7. Отсутствие федеральных и региональных программ развития и поддержки производственного сектора уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), а также значительное снижение объемов работ, производимых по кооперации с крупными предприятиями субъектов Российской Федерации.

Необходимость решения, указанных проблемных вопросов предусмотрена Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р с помощью следующих мер:

– целесообразно создавать дополнительные рабочие места в исправительных учреждениях с целью привлечения всех осужденных, лишенных свободы, к труду, поскольку, если осужденный не работает в связи с непредоставлением ему этой возможности, то обеспечивается питанием, предметами первой необходимости за счет средств федерального бюджета, тогда как трудоустроенные и соответственно получающие заработную плату осужденные обязаны возмещать государству стоимость предоставляемого им питания;

– организовывать больше производственных участков в колониях-поселениях, в том числе расширять производство сельскохозяйственной продукции, особенно в субъектах Российской Федерации с благоприятными климатическими условиями;

– необходимо обновлять производственную базу учреждений УИС, стремиться к изготовлению конкурентоспособной продукции.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2016 2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Развитие уголовно-исполнительной системы (2017–2025 годы)”» предусмотрено, что для привлечения к труду 290 тыс. осужденных необходимо приобрести 101 тыс. единиц оборудования преимущественно отечественного производства, а также создать 50 тыс. новых рабочих мест по наиболее перспективным отраслям: металлообработка – 0,6 тыс. мест, деревообработка – 4,1 тыс. рабочих мест, швейная промышленность – 45,3 тыс. рабочих мест.

Подводя итог, считаем необходимым обозначить значимость исследуемой темы еще и тем, что отсутствие рабочих мест для трудоустройства осужденных приводит к длительному перерыву в их трудовом стаже, что в свою очередь сказывается на уровне владения профессиональными навыками и умениями, что снижает вероятность успешной постпенитенциарной адаптации, трудоустройства, что в свою очередь, приводит к материальным затруднениям и повторному совершению преступлений.


Библиографический список
  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ : принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 2, ст. 198.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25, ст. 2954.
  3. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : [распоряж. Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772–р] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 43, ст. 5544.
  4. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 – 2025 годы)» : [распоряж. Правительства Рос. Федерации от 23 дек. 2016 г. № 2808-р] [Электронный ресурс]. – URL:  http://rulaws.ru/goverment/ Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-23.12.2016-N-2808-r/


Все статьи автора «Гусев Антон Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: