ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: ЕГО ОСОБЕННОСТИ И МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В НЁМ

Филиппов Леонид Иванович
Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18" г. Кисловодска

Аннотация
Особенностью нового технологического уклада является широкое освоение на практике законов микромира. Сюда же можно смело отнести и информационные технологии. Составной частью нового уклада становятся когнитивные технологии. Поэтому в сферу новых технологий вовлекаются гуманитарные науки, например, философия, психология, педагогика и др. Человек становится объектом технологий. Особую значимость приобретает педагогика. Как следствие нового уклада, возникает вопрос: соответствует ли та или иная социально-экономическая система того или иного государства шестому технологическому укладу?

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппов Л.И. Шестой технологический уклад: его особенности и место педагогики в нём // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/05/25014 (дата обращения: 23.02.2024).

Согласно теории «длинных волн Кондратьева», в рамках пятого технологического уклада, сегодня возникают контуры будущего уклада. Следует сразу оговориться: теория Кондратьева описывает поведение сугубо капиталистической формы хозяйствования! Пример СССР и нынешнего Китая показывает некоторое несоответствие теории волн Кондратьева для стран с социалистической формой хозяйствования. Если в 2008 году во всём капиталистическом мире наблюдался кризис во всех его проявлениях (в том числе и в России), то Китай почти не сбавлял свои обороты в экономике, показывая ежегодный более чем 10% прирост ВВП. Нечто подобное проделывал СССР в 20-30 годах 20 столетия. Своеобразие китайской экономики заключается в том, что она использует и рыночные механизмы. Такое сочетание (её ещё называют «конвергенцией») использовала наша страна в 20 годах под названием «нэпа». И в том и в другом случае власть находилась и находится в руках коммунистов, которые отдавали предпочтение тому или иному укладу экономики. Если в СССР отдавались предпочтение и преференции социалистическому укладу по отношению к другим на тот момент четырём укладам, то в нынешнем Китае отдаётся предпочтение наиболее эффективным и национально ориентированным формам собственности (социализм с китайской спецификой). По словам Ден Сяопина – инициатора экономических реформ в Китае: «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей – это хорошая кошка». Здесь главное – в чьих руках находятся командные и управляющие бразды правления. В.И.Ленин и Н.И.Бухарин, исследуя нэп, утверждали, что кооперация (любая хозяйствующая структура – уточнения автора) в условиях капитализма – это капиталистическая кооперация, кооперация в условиях социализма – это социалистическая кооперация.

Шестой уклад, по заверениям некоторых экономистов, начнёт оформляться с 2010 по 2020 годы (эмбриональная фаза), хотя конец пятого уклада намечен на 2035 год. Академик РАН Евгений Николаевич Каблов: «…фаза зрелости мировой экономики (для шестого уклада – уточнение автора) наступит к 2040 годам. При этом в 2020-2025 годах произойдёт новая научно-техническая и технологическая революция…». Обратим наше внимание на базовые направления этой революции. Е.Н.Каблов: « У нас на слуху сейчас био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика – синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и в конечном счёте обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой». Следует всё же добавить в эти базовые направления и когнитивные технологии! Доводы. Если проанализировать предыдущие пять укладов, то обнаружится, что объект, ради которого менялись эти уклады, оставался как-то в стороне от этих изменений. Теперь, чтобы обеспечить основную цель шестого уклада – «выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой», необходимо ещё и воспитать «нового человека». Целенаправленное воспитание – это прерогатива педагогики. Кстати, педагогическое понимание «воспитания» предполагает целенаправленное управление различными видами деятельности воспитанника-ученика со стороны учителя-воспитателя [1, с. 29]. С другой стороны, когнитивные технологии – это технологии, связанные с процессом познания человеком окружающего мира. «Получается, что когнитивные технологии – это всё то, что происходит у человека в сознании в процессе познания, то есть изучения, анализа и обработки того или иного информационного материала»[2]. Можно сопоставить [4]: проблемы, затрагиваемые когнитивными технологиями – это проблемы гносеологии – важного раздела философии! (Модное сейчас направление в философии – «философия информации» – занимается теми же проблемами). Нами уже проводилось сравнение понятий «философского познания» и «педагогического обучения». «Обучение» – это частный случай «познания». Следует подчеркнуть роль учителя в учебном процессе – мы её сравнивали с химическим катализатором, позволяющая значительно быстрее, целенаправленно и лучше производить образовательные деяния [3].

Если проанализировать базовые направления шестого уклада, то выявляется особенность: почти все направления связаны с освоением законов микромира – это мир элементарных частиц, атомов и молекул. Размеры этих объектов варьируются от 10-18 метра до 10-6 метра. В статье [4] мы уже исследовали характеристики микромира и макромира. Здесь нами приводился довод: «Не всякое макроскопическое описание применимо к микроскопическим явлениям, как и не всякий вопрос, имеющий смысл в рамках ньютоновской физики, имеет разумный ответ в области атомных явлений». Вот поэтому пришлось ввести понятие «позиция наблюдателя», которое привязывается либо к микромиру, либо к макромиру. «Позиция наблюдателя» – это дополнительное условие для критерия истинности, позволяющее оценивать явления по степени принадлежности к микромиру, либо к макромиру. В этой же статье была показана принадлежность явлений, связанных с понятием «информация», с микромиром. В конце статьи приводится важное замечание: «Человек живет в макромире, а явления микромира стал осваивать сравнительно недавно. Теперь он захотел объяснить понятиями и законами макромира явления микромира, которые (понятия и законы) совершенно не годятся для этого». Последнее замечание говорит нам о том, насколько сложны в освоении явления микромира. На самом деле, человек живёт  в макромире, его органы чувств фиксируют явления макромира. Явления микромира он фиксирует опосредованно, через приборы, которые, в свою очередь, фиксируют только следы нужного нам явления. В школьном учебнике физики даётся такое сравнение-пропорция: если средний атом увеличить до размеров среднего яблока, то само яблоко увеличится до размеров нашей планеты. Несмотря на такие трудности, человек успешно осваивает законы микромира. Например, светодиодные лампы уже стали атрибутом повседневности. Эти лампы на порядок (в 10 раз) дольше работают и на порядок меньше тратят электроэнергию. Нанопокрытие многих материалов значительно улучшают их качество в каком-то параметре. Например, нанопокрытие трущихся деталей может многократно увеличить срок их службы. Если обратиться к биотехнологии, то «она возникла на стыке микробиологии, биохимии и биофизики, генетики и цитологии, биоорганической химии и молекулярной генетики. Методы биотехнологии могут применяться на следующих уровнях: молекулярном (манипуляция с отдельными частями гена), генном, уровне плазмид, клеточном, организменном и популяционном». И здесь явно проглядывается тенденция в познании фундаментальных основ живых организмов на молекулярном, генном, клеточном уровне, то есть на микроуровне. Даже церковь стала сетовать на то, что учёные стали вторгаться в Божий удел, осуществляя клонирование.

Самым важным атрибутом в когнитивной технологии стало понятие «информация». Это понятие из общенаучного перешло в ранг философских категорий [4]. Мы познаём с помощью информации, вся наша психическая деятельность осуществляется с помощью информации, обучаемся и воспитуемся тоже с её помощью. Информация стала средством массового воздействия на сознание людей. У всех на слуху методы гибридной революции, где уровень шельмования информацией не знает границ. А что творится на выборах в представительные органы власти, как осуществляется реклама…? Так вот, перед педагогикой стоит задача воспитания такого «нового человека», который бы смог эффективно обрабатывать всё возрастающий поток информации: устранять ложные посылы, выбирать для решения оптимальные варианты, уметь запоминать и излагать важные и ключевые детали, стремиться к самообразованию. Известно, что в рамках разумных государственных законов, образованными людьми легче управлять. Самой важной задачей педагогики всё же является социализация индивида своего государства, то есть – конструктивное приобщение каждого к общественной форме бытия, в противовес индивидуализму, потребительской психологии, эгоизму. Положение о принадлежности нашего государства к социальному статусу записано в нашей Конституции РФ: Статья 7. В комментариях к Статье 7 разъясняется смысл социального государства. Так вот, реальность нашей жизни не подтверждает ни «социальной справедливости», ни «взаимной ответственности». Факты: доходы 10% самых богатых нашей страны за какие-то 25 лет в 17 (децильный коэффициент) раз превышают доходы 10% самых бедных; воровство и бегство капиталов из страны, превышающее только по проверенным данным более одного триллиона долларов за последние 25 лет. К сведению, примерно 260 млрд. долларов – это наш годовой бюджет на 2018 год, норма децильного коэффициента составляет 5-7. Такой высокий децильный коэффициент (17, есть данные и о более высоком показателе, превышающем 24) для нашей страны является существенным фактором, способствующим социальному взрыву. Последствия такой «рачительной» социально-экономической системы легко предугадать. То есть, в нашей социально-экономической системе возникает бюджетная диспропорция, недофинансирование важных программ, ведущие к отставанию в развитии, в том числе в науке и технологиях. Мы можем упустить и шестой технологический уклад! Обидно наблюдать за процессом деградации нашей страны. Академик С.Ю.Глазьев, занимаясь изучением «длинных волн», предложил концепцию технологических укладов ещё в конце 80-х, которую продолжил развивать впоследствии [5]. Даже являясь Советником Президента, он не может преодолеть концептуальные тенденции уже нынешней социально-экономической системы. Такое состояние можно сравнить с «параличем осознания» (ущербности данной социально-экономической системы) для нашей правящей элиты реальности. Здесь уместно напомнить вполне убедительную позицию Ленина и Бухарина по поводу кооперации в той или иной социально-экономической системе.

Когда речь заходит о развитии как таковом, то важно определить начальный этап этого развития. Для шестого технологического уклада уже проходит эмбриональная фаза такого развития. В этот период развитые страны, например, США, Китай не жалеют денег на научные изыскания, на стартапы, даже в сомнительных научных проектах. Цель: выявить прорывные научные идеи и технологии любой ценой! Почти каждое производство стремится изготовить качественный товар. Ранее уже отмечалась современная тенденция в науке на освоение законов микромира. Только освоив законы микромира, можно существенно улучшить качество товаров, услуг, различного рода технологий. Естественно полагать, что освоив новые технологии на основе законов микромира, можно получить конкурентные товары и услуги на рынке. Но как конструктивно подойти к решению этих практических задач для нашей страны? Обратимся к категориям исторического материализма (социальной философии) – «базису и надстройке» [6, с. 35]. «В противовес различного рода концепциям технологического детерминизма, пытающимся непосредственно вывести характеристики общества из используемой им техники и технологии, марксизм доказывает, что основой господствующих в каждом обществе идей, учреждений и организаций является экономический базис, то есть присущая обществу совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определённым уровнем развития производительных сил». Здесь: «производственные отношения людей, составляющие экономический базис общества, являются материальными: они существуют объективно, вне и независимо от сознания и воли людей; они складываются в процессе материального производства и изменяются непосредственно под влиянием развития производительных сил. Экономические отношения, являясь формой развития производительных сил, определяются ими, но в то же время сами определяют всю надстройку. Общественная надстройка выступает как идеологическая и политически-правовая форма экономического содержания общественной жизни»[7, с. 432]. (Данная теоретическая установка Маркса о базисе и надстройке полностью подтверждается и в наше время). По сути, рассматривая новый технологический уклад, мы рассматриваем тем самым новый уровень развития производительных сил под влиянием базовых направлений – вот в чём состоит ценность и актуальность данной проблемы для нашей страны! Но та или иная социально-экономическая система по-разному воспринимает развитие производительных сил в своей стране. Следует подчеркнуть, что значительное развитие производительных сил производство получает после освоения новых технологий посредством научных изысканий. Например, по заверению экономистов, рост производительности труда на 95% зависит от инноваций. С.Ю.Глазьев сравнивает две страны: США и Китай. В обеих странах хорошо поддерживается наука, развитие новых технологий. Но если одна страна теряет позиции в мировой экономике, то другая укрепляется. Почему? Всё дело в базисе. В США финансовый капитал обладает очень большой степенью свободы. Большая доля его крутится на фондовой бирже – спекулятивный капитал, который, по большому счёту, ничего не производит (здесь прибыль получить любой ценой – превыше всего, даже не смотря на откровенный вред для абсолютного большинства). Традиционный для капиталистической страны – вывоз капитала в другие страны – бич для экономики США. С точностью до наоборот происходит с Китаем. Даже вкладывая капитал в другие страны, Китай широко использует свои производственные возможности, рабочую силу, но прибыль от этого предпринимательства поступают в Китай. Под жёстким контролем находится и фондовый рынок. Опираясь на индикативное планирование, Китай создал эффективный баланс между частным предпринимательством и социалистической формой правления. С.Ю.Глазьев предлагает взять за основу модели экономического развития Японии, Китая или Индии. Мы же почему-то копируем модель США в худших её проявлениях. Например, вывоз капитала по-русски – это вывоз в офшоры, как краденого. Мало того, вывезенный капитал от частного лица и в офшорные зоны, попадает под сильное влияние, зависимость откровенных врагов нашей страны. По словам З.Бзежинского 500 млрд. долларов российской элиты находятся в банках США. Риторический вопрос от бывшего советника по национальной безопасности президента США Джимми Картера: «Чья это элита?»

Только на основе (базисе) экономического строя данного общества формируется надстройка общества и соответствующие им учреждения: государство, право, политические партии, политические идеи, мораль, искусство, философия, религия и т.п. Конечно, ключевым атрибутом надстройки является институт государства. А вот основные функции государства – это лечение, обучение и защита. Но чтобы эффективно учить, лечить и защищать, необходимо иметь эффективную экономику. Хотя надстройка и обладает относительной самостоятельностью в каких-то рамках допустимых изменений, она все же формируется и контролируется базисом. Можно рассматривать надстройку, как механизм для поддержки того или иного базиса в том случае, если базис сам не нарушает введённые им же правила, например конституционных. Вопрос. Какой механизм поддерживает действующий базис в нашей стране и соответствует ли он шестому технологическому укладу? Насчёт соответствия – однозначно нет! Факты  и выводы. Известно, что промышленный капитал проявляет рентабельность в среднем на 5% – 6%. Для функционирования предприятия требуются кредиты, которые берутся в банках. Процентная ставка кредитов того или иного банка напрямую зависит от процентной ставки рефинансирования Центрального банка РФ. С 26 марта 2018 года ставка рефинансирования установлена на отметке в 7.25%. Поэтому банки (они у нас почти все частные или с долевым участием) устанавливают ставки по кредитам значительно выше ставки рефинансирования, то есть ставки по кредитам в реальности превышают 10%. (В развитых странах кредитная ставка в банках не превышает 3%). Промышленное производство в России стало в большинстве случаев нерентабельным на протяжении длительного периода.  Отсюда – рост долгов предприятий и цены на произведённый товар, банкротство и ликвидация предприятий. Как следствие, рвутся цепочки межхозяйственных связей, капитал уходит в спекулятивно-паразитическую зону. Нерадужную картину добавляет несоразмерно высокие налоги на труд, явно ошибочная кредитно-денежная и волютная политика ЦБ России. Порой на спекулятивные операции налоги меньше, чем на осуществление трудовой деятельности. Таким образом в нашей стране, после 1991 года, установлен такой базис, или такие производственные отношения в соответствии с таким уровнем развития производительных сил, что невыгодно и непристижно стало честно трудиться, творить, изобретать; выгодно – спекулировать всем и даже святыми символами, обманывать, мошенничать на всех уровнях. Производительные силы теряют «силу» при таком положении дел в нашей стране. Коррупция в России – это массовое повсеместное обыденное явление. В марксистско-ленинской этике и эстетике проводился основополагающий принцип: бытие определяет сознание. По сути, – это соотношение базиса и надстройки. Точнее, в общественной жизни (бытие) основополагающим формирующим фактором утверждались производственные отношения (ключевой элемент бытия) в соответствии с определённым уровнем развития производительных сил (ключевой фактор изменения бытия), только после этого сознание начинало отражать реалии сложившихся ключевых отношений. Известно, что все виды искусства (надстроечный элемент базиса) подобны зеркалу: они отражают реальность в своих формах, на своём языке, не взирая на свободу выбора автора. Героем советского фильма в основном был человек труда, сегодняшнего – бандит, мошенник, полицейский, который борется с преступниками вне и внутри своего учреждения, на два фронта. К надстроечному элементу мы относим и педагогику. Вся система образования базируется на принципах, которые заложенны в педагогике, как науке. Здесь много проблем, которые плохо решаются. Автором предложен вариант, который позволит устранить многие проблемы. В проекте «Информационная педагогика» [3] , была введена новая категория педагогики – «информация». В свою очередь, «информация» из общенаучного понятия перешла в ранг философский, наряду с «материей», «сознанием» [4]. Было обнаружено: информация подчиняется законам микромира! Вот поэтому философы давали неудовлетворительное определение «информации», так как использовали понятия и понимания данного явления из макромира! Введение в арсенал педагогики «информации» выявили две важнейшие проблемы педагогики. Первая – несоответствие экспоненциального роста объёма информации (энтропия) методам её усвоения, вторая – в школе, в начальных классах, везде практикуется резкий переход от игровой формы деятельности к учебной [8]. Если разумно учесть данные проблемы педагогики при выработке новых методик обучения и воспитания, то можно будет значительно улучшить качество образования! В результате должно улучшиться управление в государстве за счёт воспитания «нового человека»! То есть, и педагогика, и образование подключаются со своей стороны напрямую к решению основной цели шестого технологического уклада. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк в 19 веке высказал на первый взгляд парадоксальную мысль: «Войны выигрывают школьный учитель и винтовка современного образца». Если перефразировать мысль Бисмарка, то необходимым условием сильного во всех отношениях государства является последовательное освоение нового технологического уклада, а в рамках этого уклада – новых образовательных технологий. В рамках уже шестого технологического уклада, в том числе и в рамках когнитивных технологий, особое значение приобретают приобщение и разработки в другие науки идей философии и математики. Почему? Во-первых, только эти две науки обладают универсальным объектом исследования (объективная реальность), в том числе и микромира! Было уже отмечено в статье [9], что «в перспективе, любая наука должна опираться и на математику и на философию. Эти науки уже на начальном этапе должны наделяться исследованием достоверности явления (истинности) – принципиальная мировоззренческая позиция, вероятностным исходом получения нужного результата, смыслом, перспективой, стратегией развития, мерой безопасности и другим». Во-вторых, познание микромира предполагает «косвенное осязание» его. (Ранее нами отмечалось: мы «фиксируем только следы нужного нам явления»). Согласование математики и философии с другими науками. Философия утверждает, что любой объект (целое) имеет структуру. Между любыми его элементами (частями) устанавливаются связи (отношения) [10]. Эти всевозможные связи и отношения изучают разные науки, исходя из объекта и предмета её изучения уже конкретных наук. После этого философия делает второе утверждение: качественная характеристика объекта зависит от количественных, между количеством и качеством устанавливается мера соответствия. В упрощённом виде, многие науки в рамках своего предмета изучения, занимаются качественной характеристикой. А вот «мерой соответствия» между качественной и количественной характеристиками занимается математика. Как происходит освоение микромира? Вначале конструируются модели, схемы, планы, алгоритмы на основе «позиции наблюдателя» для микромира. Далее, используя известные законы микромира, исследователь (это работа математика) составляет новые уравнения, зависимости с изменёнными параметрами, которые необходимо проверить на практике. Далее, исследователь от той или иной науки проводит проверку. Без этой работы исследование сильно тормозится. Функции философии в исследовании микромира: мировоззренческая, общеметодологическая и обоснования истинности полученных результатов.

Выводы.

Любое государство в современную эпоху должно стремиться к многогранному усилению. Только сильная экономика может решить эту проблему. В противном случае государство обречено на угнетённое состояние, приводящее к упадку, разорению, нападкам со стороны других стран, социальным взрывам. Но сильная экономика подразумевает такие производственные отношения, которые соответствуют уровню развития производительных сил. Только успешное освоение шестого технологического уклада мировой экономики позволит быстро наращивать уровень производительных сил в стране. Анализ новых базовых направлений в технологиях выявили тенденцию – освоение на практике законов микромира, позволяющие получить существенное улучшение качества товара и услуги. В когнитивных технологиях особую значимость приобретает понятие «информация». Это понятие тоже относится к микромиру. «Правильное» использование этого понятия в философии и педагогике позволит выйти на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой.


Библиографический список
  1. Андреев  В.И. Педагогика творческого саморазвития.  Изд. Казанского университета, 1996. – 563 с.
  2. Интернет (www), далее запрос: «шестой технологический уклад/Наука и жизнь».
  3. Видеохостинг «ютуб» в Интернете (www), далее запрос: «проект информационная педагогика 3, 4».
  4. Филиппов 2013 – Филиппов Л.И.  Исследование философских категорий методами формальной логики. Основы метафилософии. Новые требования к критерию объективной истины. Информация и «слабая энергия». //Гуманитарные научные исследования. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: human.snauka.ru/2013/05/3165.
  5. Интернет (www), запрос: «Википедия – Глазьев Сергей Юрьевич».
  6. Фролов 1987 – Фролов И.Т. Философский словарь. – М.: ИПЛ, 1987. – 590 с.
  7. Константинов  Ф.В.  Основы марксистской философии.  Гос. изд. полит. лит. – М. – 1959. – 672 с.
  8. Филиппов Л.И. Стратегия рационального обучения в педагогике // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8765.
  9. Филиппов Л.И. Предмет метафилософии. Внутренний и внешний кризис философии. Актуальные проблемы философии // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/01/24805 (дата обращения: 14.02.2018).
  10. Филиппов Л.И. Новые законы философии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23494 (дата обращения: 15.02.2018).


Все статьи автора «Филиппов Леонид Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: