УДК 33

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ В СТРОИТЕЛЬНОМ СЕГМЕНТЕ

Витина Екатерина Олеговна
Институт управленческих технологий и аграрного рынка
г. Самара, магистрант кафедры "Государственное и региональное управление"

Аннотация
Тема развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране достаточно сложная, но важная не только для экономического роста, но и для решения ряда социальных вопросов. В статье рассмотрен непосредственно строительный сегмент в области малого и среднего бизнеса на примере Самарского региона. Проведено исследование и выявлен ряд проблем связанный с отсутствием роста и развития и определены пункты для решения выявленных трудностей. Для данной работы были взяты проверенные данные Самарской статистики и Министерства экономического развития.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Витина Е.О. Проблемы малого и среднего предпринимательства на российском рынке в строительном сегменте // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/05/25003 (дата обращения: 24.09.2018).

Малый и средний бизнес – это два сектора в экономике, один из которых включает в себя индивидуальное и малое предпринимательство, а второй оказывает существенное влияние на национальные рынки и связывает между собой крупный бизнес, малые предприятия и потребителя. [4, С. 10-27]

Данные виды предпринимательства играют важную роль в развитии современной рыночной экономики, и занимают около 30 % ВВП. Не смотря на то, что в Европе показатель только малого бизнеса составляет 50 %, в России этот показатель растет и государство значительно больше средств стало вкладывать в развитии, как малого, так и среднего бизнеса. Это связано с тем, что данные виды предпринимательства обеспечивают конкурентную среду, решают проблему безработицы, динамичнее реагируют на изменение спроса, являются источником налоговых выплат для государственного бюджета и более полно удовлетворяют потребности населения. [3, http://economy.samregion.ru/activity/predprinim/itogi/razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-samarskoy-oblasti-v-2017-godu/]

В основном малый и средний бизнес занимает сферу торговли и составляет около 32 %. Но в данной статье будет рассмотрена и проанализирована роль малого и среднего бизнеса в сфера строительного рынка, на примере Самарской области.

Как известно, строительство является крупной отраслью в экономике и занимает десятую часть экономики страны в целом.

Говоря о строительстве имеется ввиду следующие пункты:

- строительство жилых зданий;

- строительство автодорог, мостовых конструкций;

- реконструкция и капитальный ремонт;

- производство строительных материалов;

Роль малого и среднего предпринимательства в данной сфере довольно существенна. Это определяется тем, что малые предприятия способствуют развитию и росту строительной отрасли, усиливая конкуренцию, а также выполняют множество социальных функций. [2, 3-13]

Доля малого и среднего бизнеса в строительстве составляет около 11 % в России в целом. Что касается данных по Самарской области на 2017 год, то 13 % предприятий (8470) занимаются деятельностью связанной с данной сферой. По сравнению с 2014 годом показатель вырос на 4 %. [1, http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/]

Проведенные исследования выявили основные сложности, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в строительном сегменте, основной проблемой является низкая платежеспособность покупателей. Следующий показатель – это высокий уровень налоговых сборов, который правительство постоянно повышает. Также стоит отметить, недостаток квалифицированных кадров в данной отрасли, а именно найм работников из стран ближнего зарубежья. Помимо этого, отрицательным фактором является отсутствие генеральных планов, что не позволяет городу разработать стратегию и определить как будет развиваться территория муниципального образования, на которой предполагается строительство. В развитии данного сегмента, также особую роль играет государство, его финансовая поддержка, субсидии, программы, определенные издержки. Безусловно, и программы и субсидии от государства существуют, но в последнее время, а именно хотелось бы отметить период с начала 2014 года по настоящее время (период начала подготовки к чемпионату мира по футболу) этот период можно назвать достаточно сложным, так как большая часть федеральных денежных средств тратиться именно на подготовку этого события, строятся дороги, стадионы, ведутся реконструкционные работы, производится ремонт зданий, строятся объекты социального значения. То есть денежные средства выделяются непосредственно только на эти цели, и в ближайшее время какой-то особой финансовой поддержки для сектора малого и среднего бизнеса не предвидится.

Экономика малого бизнеса, как отмечают многие руководители, находится в кризисной ситуации, в немалой степени из-за высокого уровня налогообложения, коммерческого кредита и слабого инновационного развития.

Все вышеперечисленные проблемы достаточно актуальны для повышения уровня развития экономической отрасли и требуют особого внимания со стороны государственной власти.

Для решения данных проблем необходимо предпринять следующие меры :

- развитие нормативного правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства как целостной системы;

- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства со стороны государственной власти, путем ввода новых программ и субсидий.

- снижение налоговых сборов;

- увеличение производства на отечественном рынке конкурентоспособных строительных и отделочных материалов.

- развитие системы консалтинговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам эффективного управления, направленного на повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и ее продвижение на внутренние и внешние рынки;

- переориентация на внутренний рынок. Многие компании пересмотрели свои стратегии развития и сократили долю экспортируемой продукции. В результате развития внутреннего рынка потребления и стимулирования строительства правительством, выгодно и безопасно становится производить для внутреннего рынка.

- развитие конкуренции на рынке строительных и отделочных материалов, государственное стимулирование развития отрасли, регулирование монопольных проявлений, совершенствование торгово-сбытовой системы должны повлечь выравнивание цен и их постепенное снижение.

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций.

Процесс развития и эффективного функционирования области малого и среднего бизнеса может быть обеспечено путем осуществления вышеуказанных пунктов. Помимо этого действительно важно активное участие государства в развитии данного сектора, а также важен механизм взаимодействия между федеральной и муниципальной властью.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Самарастат [http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/] 29.04.2018г.
  2. Савельева И.П. “Малые строительные предприятия, как основная часть ивестиционно-строительного региона // Экономика и учет в строительстве. 2007 № 10 С.3-13
  3. Итоги Министерства экономического развития Самарской области Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области [http://economy.samregion.ru/activity/predprinim/itogi/razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-samarskoy-oblasti-v-2017-godu/] 29.04.2018г.
  4. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. 2011 год, С. 10-27


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Витина Екатерина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Проблемы малого и среднего предпринимательства на российском рынке в строительном сегменте”

  1. 23.05.2018 в 14:47

    Молодец. Хорошо написала!

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация