УДК 373

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Щелева Ирина Сергеевна1, Михайлова Дарья Ивановна2
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, студентка факультета иностранных языков Педагогического института
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Педагогического института

Аннотация
Данная статья посвящена изучению способов развития коммуникативных способностей обучающихся на уроках английского языка. Наиболее удачным решением для развития коммуникативных способностей обучающихся разного уровня авторы считают использование игр и игровых ситуаций на уроке. Также авторами освещены виды речевой деятельности: аудирование, чтение и т.д., которые способствуют развитию коммуникативных способностей обучающихся продвинутого уровня.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Щелева И.С., Михайлова Д.И. Развитие коммуникативных способностей обучающихся на уроках английского языка // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/04/24896 (дата обращения: 07.06.2018).

В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовать свою деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития коммуникативных способностей, так как наличие их высокого уровня, создает для обучающихся определенную основу в будущем.

Особого внимания заслуживает проблема развития коммуникативных способностей школьников на протяжении длительного периода в процессе изучения иностранного языка. В условиях современности обучение иностранному языку подразумевает формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межкультурное и межличностное общение с носителями языка. Кроме того, обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, осознание культуры своей собственной страны, также умение представить её, включение школьников в диалог культур. Возникает необходимость коммуникативного подхода к обучению.В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком.

В работах Е.И. Пассова раскрываются семь принципов построения содержания урока иностранного языка: речевая направленность, ситуативность, функциональность, новизна, личностная ориентация, коллективное взаимодействие, моделирование. Важнейшими являются принципы функциональности и ситуативности.

Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ и хотят узнавать новое. Применяются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые.

Например, использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке, развитию коммуникативных способностей. Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к ученикам. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества. По характеру игровой методики игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.Большинству игр присущи четыре главные черты: 1) свободная развивающая деятельность; 2) творческий, значительно импровизированный, очень активный характер; 3) эмоциональная приподнятость, соперничество, состязательность; 4) наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры.

Использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. На базе игровых интересов формируются познавательные, которые способствуют прочному усвоению знаний. Игра облегчает учебный процесс, помогает усвоить увеличивающийся материал и ненавязчиво развивает необходимые компетенции.

Основным видом игрыв процессе обучения иностранному языку в 5-6 классах будет являться предметная. Она подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. У учащихся данного возраста начинает формироваться языковая база,создается лексический запас, происходит овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами – клише, используемых в различных ситуациях общения.Здесь целесообразно использовать игры – соревнования.

В более старших классах, когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, наряду c лингвистическими и имитационными играми, применяются ролевые, направленные на социализацию учащихся. Ролевая игра – это разновидность деловой игры. Между обучающимися распределяются роли c «обязательным содержанием». Одни готовят выступление по заданной теме, другие готовят вопросы. При проведении игры действия ее участников направлены на изучение и обсуждение проблемной ситуации.Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. В процессе игры ученик преодолевает свою скованность и тревожность, ведь каждый получает роль и становится партнером, при этом хорошо отрабатывается учебный материал. Игра, сама по себе, вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на английском языке.

Свободное владение лексикой позволяет формировать коммуникативную компетентность обучающихся, т.е. уверенность в общении и понимание прослушанной речи на английском языке, такжеразвивать умения ситуативного реального общения.

Рассмотрим технику интеллектуального боя – блицтурнир. Класс делится на две группы. Каждой группе учитель задает одинаковое количество вопросов, на которые нужно дать краткий ответ одним словом, сочетанием слов, или «да»-«нет». Упражнения для формирования коммуникативной компетенции: создание учеником путеводителя по родному краю, с рассказом о достопримечательностях на английском языке; учащиеся прослушивают сказку, прочитанную носителем языка и придумывают свою историю с опорой на текст; игра на распознавание лишнего слова по разным аспектам языка.

Данные игры способствуют овладению общением на уровне ценностно-ориентационной функции. Место игр на уроках и отводимое им время зависят от следующих факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Ребята учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим людям. Игры позволяют создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету.В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ, повышаются качества знаний учащихся [1].

Следующим видом речевой деятельности является аудирование.Развитие этого вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух, способствует умению отделять главную информацию от второстепенной.На уроках английского языка аудирование со зрительной опорой, например, печатные тексты и видеофильмы помогают лучше воспринимать и запоминать информацию, так как вызывают больший интерес к ней.

Чтение как вид речевой деятельности делится на следующие виды: ознакомительное,изучающее,просмотровое/поисковое чтение. Обучение чтению помогает выделять основные факты,отделять главную информацию от второстепенной, раскрывать причинно-следственные связи между фактами,понимать аргументацию, находить интересующую информацию.

Обучение письменной речи также очень важно. Оно связано с совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает также развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений.

Особого внимания заслуживает монологическая речь, которая предполагает сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме,краткую передачу содержания полученной информации, умение четко и ясно высказывать свои мысли, рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы.

Для диалогической речи характерно  участие в дискуссии/беседе на знакомую тему, выражение своего отношение к высказыванию собеседника, свое мнение по обсуждаемой теме, умение спонтанно и тактично реагировать на реплики собеседника. Следует отметить, что построение диалогов строится на данных раннее моделях с определенными стандартными фразами на каждую тему [2].

Не менее важнымвидом речевой деятельности являются проекты-презентации.Обучающиеся используют в своих работах музыкальное сопровождение, а также наглядные фотографии, картинки, таблицы.При создании мини-проектов в группах или парах обучающиеся выступают в роли организаторов. Им даются исходные данные и предлагается использовать лексику, отработанную на уроке и этикетные формы выражения согласия/несогласия. Проектная работа дает школьникам возможность творчески проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы [3].

Таким образом, все вышеперечисленные средства помогают обучающимся стать более раскованными в общении, также нацелены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике, т.е. способствуют развитию коммуникативных умений учащихсяза счёт овладения интернациональной лексикой, грамматикой и орфографией. Это даёт ребёнку возможность свободного общенияс представителями из других стран, говорящих на английском языке.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Чиненова Т.А. Игровые технологии на уроках английского языка как средство развития коммуникативных способностей учащихся [Электронный ресурс] / Т.А. Чиненова //Открытый урок Обучение, воспитание, развитие, социализация.- 2016. Режим доступа: https://open-lesson.net/3937/ (дата обращения 15.03.2018г.)
  2. Теплоухова С.А. Формирование и развитие коммуникативных умений на уроках английского языка [Электронный ресурс] / С.А. Теплоухова // Информио.- 2015.- Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id1328/Formirovanie-i-razvitie-kommunikativnyh-umenii-na-urokah-angliiskogo-jazyka (дата обращения 13.03.2018г.)
  3. Кошик М.А. Формирование коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка [Электронный ресурс] / М.А. Кошик// Мультиурок.- 2016.- Режим доступа: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-kommunikativnykh-navykov-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html (дата обращения 13.03.2018г.)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Михайлова Дарья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация