УДК 373

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ивченко Юлиана Михайловна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студентка факультета иностранных языков Педагогического института

Аннотация
Данная статья посвящена изучению роли дидактических игр при обучении младших школьников на уроках английского языка. Проведенное исследование позволяет утверждать, что дидактические игры активно используются как учителями английского языка, так и студентами Педагогического института.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ивченко Ю.М. Роль дидактических игр при обучении младших школьников на уроках английского языка // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/03/24891 (дата обращения: 07.06.2018).

Научный руководитель: Михайлова Дарья Ивановна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Педагогического института

 

Известно, что игра для ребёнка является неотъемлемой частью его жизни. Играя с ребенком, можно развить его как личность, развить творческие способности, сформировать высокие нравственные качества.

В педагогической практике применяются понятие «дидактическая игра». Термин
«дидактическая игра»
ввели Ф. Фребель и М. Монтесори как «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры» [1, 501]. По мнению
П.И. Пидкасистого, дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений процессов; коллективная, целенаправленная, учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи ориентируют свое поведение на выигрыш [2, 251].

Используя различные игры на уроках иностранного языка, учитель помогает школьнику изучать иностранный язык в радостной и увлекательной форме, так как игра развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

Следует отметить, что однозначной классификации дидактических игр не существует. Так, например, в пособии для учителей «Обучающие игры на уроках английского языка» М. Ф. Стронин выделяет две категории таких игр: 1) грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков; 2) творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений, позволяют проявить самостоятельность [3].

Игра на уроках английского языка не только выполняет обучающие задачи, но и задачи воспитания: создание доброжелательной обстановки в классе, радостного рабочего настроения, дисциплинированности. Игра даёт возможность показать свои способности даже самым слабым обучающимся, так как учитель, используя различные способы деятельности, даёт возможность выбрать ребенку себе задание по уровню его знаний.

Сущность дидактических игр заключается в том, что школьники, решая интеллектуальные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. При этом ребенок воспринимает умственные задачи как практические, игровые. Это повышает его активную деятельность.

С помощью дидактической игры происходит вовлечение младшего школьника в мир знаний, он становится активным участником и творцом учебной деятельности.

В.П. Теплинский пишет: «Игровые моменты на уроке исполняют роль первого толчка в формировании познавательного интереса к науке и стимула к приобретению знаний» [4, 125]. По мнению Ивановой И.С., «игра в учебном процессе — методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка» [5].

Дидактические игры можно проводить на любом этапе урока, исходя из дидактических целей учителя. Рассмотрим следующие цели использования игр на уроках иностранного языка: 1) формирование определенных навыков; 2) развитие определенных речевых умений; 3) обучение умению общаться; 4) развитие необходимых способностей и психических функций; 5) познание (в сфере становления собственного языка; 6) запоминание речевого материала.

Существуют следующие цели использования игр на уроках иностранного языка:

1. формирование определенных навыков;

2. развитие определенных речевых умений;

3. обучение уметь общаться;

4. развитие необходимых способностей и психических функций;

5. познание (в сфере становления собственно языка);

6. запоминание речевого материала.

Целями фонетических игр являются тренировка учащихся в произношении английских звуков, обучение громко и отчётливо читать стихотворения, разучивание стихотворений с целью их воспроизведения по ролям. В своей практике учителя используют такие игры, как «The Funny Little Clown», «Playing a Rag Doll», «Ice-Cream Cones». Эти игры проводятся на различных этапах урока, учитель работает не только над произношением звуков учащимися, но и создает атмосферу непринуждённости и разрядки на уроке.

Основная цель орфографических игр – освоение правописания изученной лексики. Данные игра можно использовать при проверке домашнего задания («The Alphabet», «Take the Hint, Anagrams», «A Letter Ladder»). Эти игры рассчитаны на тренировку памяти у обучащихся.

Цели лексических игр различны. Это и тренировка в употреблении лексики в ситуации, приближенной к естественной обстановке, активизация речемыслительной деятельности учащихся, и развитие речевой реакции ребёнка, знакомство с сочетаемостью слов. Данные игры направлены на тренировку употребления отдельных частей речи («Number Snatch», «How Many Pages», «I Have a Cat»), или отдельных тем: «Покупки», «Внешность», «Одежда» («What Can I Do for You?», «Have You Ever Seen My Sheep», «What Colour Is My Shirt »?).

Грамматические игры развивают творческую активность учащихся, обучают учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности, способствуют созданию естественной ситуации для употребления определённых грамматических форм. Данные игры проводятся с использованием различных предметов: шарф, пирамида, сумка («Peter and Paul», «What Is There in the Bag», «The Pyramid»).

В рамках курсового исследования был проведен опрос учителей иностранного языка и студентов IV курса, проходивших педагогическую практику в школах г. Белгорода и Белгородской области. Цель опроса заключалась в изучении популярности дидактических игр на уроках английского языка и использования их на отдельных этапах урока.

В результате опроса нам удалось выяснить, что на вопрос «Как часто Вы используете дидактические игры на своих уроках?» респонденты ответили следующим образом: а) всегда – 40% учителей и 14 студентов; б) часто – 20% учителей и 46% студентов; в) иногда – 40% учителей и 26% студентов; г) никогда – 0% учителей и 14% студентов (рис1). На вопрос «Испытываете ли Вы трудности в выборе подходящих дидактических игр» респонденты ответили так: а) 30% и б) нет 70% (ответы студентов) и а) да – 20%, б) нет – 80% (ответы учителей).


Рисунок 1. Использование дидактических игр на уроках английского языка (ответы учителей и студентов)

Роль дидактических игр на уроках английского языка важна. Они развивают умственные, познавательные и творческие способности детей, и в то же время уроки становятся увлекательнее и интереснее. Английский язык для детей не кажется скучным и утомительным, а наоборот дети получают удовольствие от этого предмета. Игра – это средство всестороннего воспитания личности ребёнка – умственного, нравственного, трудового, эстетического физического.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Давыдов В.В. (гл.ред.) Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М – Я. – М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 1999 — 669, [1] с.
  2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с.
  3. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: Из опыта работы. Пособие для учителя. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с., ил.
  4. Теплинский В. П.О роли элементов занимательности и игры в учебном процессе в формировании познавательных интересов подростков // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе. Ростов-на-Дону, 1977. – 125 с.
  5. Иванова И.С. Роль игровой деятельности в формировании коммуникативных навыков на начальном этапе обучения иностранному языку: [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/opitnometodicheskaya-razrabotka-po-teme-rol-igrovoy-deyatelnosti-v-formirovanii-kommunikativnih-navikov-na-nachalnom-etape-obuch-394781.html. (Дата обращения: 18.02.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Михайлова Дарья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация