УДК 91*1

БИАРМИЯ: ОЛЕННАЯ ЗЕМЛЯ НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Федченко Олег Дмитриевич
частный исследователь

Аннотация
Статья посвящена выяснению местоположения Биармии. В основу изучения положены рассказ Оттера о путешествии на север и описания походов норманнов в сагах. Анализ географических ориентиров в средневековых источниках позволил локализовать землю Биармии на Кольском полуострове, определить ключевые топонимы и гидронимы северных территорий.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Федченко О.Д. Биармия: оленная земля на Кольском полуострове // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/02/24842 (дата обращения: 10.06.2018).

«…Неправильное решение его может увлечь историческую этнографию и археологию северо-восточной России на совершенно ложные пути…» – так о проблеме локализации Биармии высказался известный российский ученый Ф. А. Браун [1, с. 62].

Неведомая, таинственная, загадочная, древняя земля бьярмов будоражит умы историков уже не одно столетие. Впервые название Beormas появилось в тексте «Орозия короля Альфреда» конца IX века. В трактате представлен рассказ норвежского путешественника Оттара, побывавшего в северных краях Скандинавского полуострова. В дальнейшем в сагах встречается Bjarmaland.

В ходе многолетней полемики о местонахождении Биармии определились три основные версии [2, с. 139]:

- на Кольском полуострове (Олаус Магнус, средневековые европейские картографы);

- Подвинье, Пермский край (Ф. Страленберг, К. Тиандер);

- территория от Кольского полуострова до Ладожского озера, Заволочье (Т. Джаксон, Е. Мельникова, Г. Глазырина).

Экзотические версии, вроде соответствия Биармии Руси и подобные, упоминать не будем, ибо они хороши исключительно для литературной беллетристики в стиле фолк-хистори и фэнтази.

Оттар проделал путь из родных мест в северные края за 15 дней. Как рассказывал путешественник, его курс менялся два раза: 6 дней он шел на север, затем на восток 4 дня, после чего повернул на юг и проплыл 5 дней [3, с. 24]. В таком случае, легко представить направление движения на географической карте:

Рисунок 1. Путь Оттара в северные земли (пунктирная линия – курс судна, красная линия – путь, пройденный путешественником).

Пунктирной линией обозначен курс судна, на котором шел Оттар. Поворот на восток произошел, где закончилась земля, примерно в районе острова Ингейа. Далее путешествие длилось 4 дня вдоль 71 градуса северной широты до места, где море повернуло в южном направлении. Этим пунктом может быть восточное побережье полуострова Нордкин, после прохождения мыса Нордкин и мыса с маяком Слеттнес у Гамвика. Здесь же отметим, что Оттару пришлось на этом отрезке «ждать ветра немного северного», поскольку ему пришлось обогнуть выступающий на самую малость (на несколько минут) на север мыс Нордкап на острове Магере. В целом, именно «восточное» движение у нас оказывается ограниченным и по времени (4 дня), и по расстоянию (200-250 километров).

Если принять темп движения примерно равным на всем протяжении пути (везде маршрут пролегал вдоль береговой линии), то со старта до первого поворота Оттар мог проплыть около 300-350 километров. Тогда отправной точкой можно назвать южное побережье острова Сеньё или северная часть острова Хинне. Именно эти рядом лежащие территории могут быть связаны с местом проживания путешественника – район Тромсё, поселение Маланген [3, с. 29; 4, с. 53].

Здесь сделаем существенное замечание. Представленный расчет отправной точки путешествия Оттара, совпадающий с его местом жительства (примерно 68 градус северной широты), ставит под сомнение предположение некоторых исследователей о старте судна из района около 65 градуса северной широты [4, с. 53].

От поворота на юг до конечной точки плавания прошло 5 дней, или около 250-300 километров. Пунктом назначения оказывается место за полуостровом Рыбачьим – Кольский залив, который выглядел в глазах Оттара, как большая река, уходящая внутрь земли. Интересным представляется момент, что там же мы встречаем губу и реку Ваенга, которая у скандинавов могла быть ретранслирована, как Вина, и обозначать весь залив.

Следуя за описанием Оттара, во время его путешествия земля всегда была справа по борту, лишь, войдя в «реку», он увидел населенным «другой» берег. «Бьярмийцы
очень густо заселили свою землю. Зато земля терфиннов была вся необитаема, если не считать останавливающихся там охотников или рыбаков, или птицеловов», констатировал отважный мореплаватель [3, с. 24]. Так он достиг неведомой земли Бьярмиа.

Наш вывод подтверждает предположение, сделанное известным специалистом в области истории географических исследований М. И. Беловым: «Отар достиг не Белого моря и Северной Двины, а лишь Кольского полуострова, и его плавание окончилось у берегов Кольской губы после того, как он обогнул Рыбачий полуостров…» [5, с. 30].

Попытаемся выяснить этимологию хоронима. Очевидно, что Бьярмиа – это название земли, услышанное Оттаром от местных жителей. В силу того, что на территории Кольского полуострова располагались финно-угорские племена, то рассматриваемый термин может быть представлен, как бьар+маа. Второй компонент есть «земля» от финского и эстонского - maa и карельского – mua. Первый элемент может происходить от финского и эстонского poro (родственно финскому peura) – олень (одомашненный) [6, с. 255]. Интересным представляется ремарка, что в эстонском языке poroимеет слэнговое обозначение финнов. Таким образом, Бьярмиа – это земля оленей, оленеводов. С другой стороны, можно обратить внимание на этноним лопари, который, вероятно, произошел от саамского лоап (лопье) – рыболовная тоня, место притонения [7, с. 163], т.е. имеет значение «рыболовы».

Аналогичное «бьярмам» понимание этнонима мы видим в термине «карел», в основе которого выделяется финское и карельское karja – скот (домашний) и эстонского kari – стадо. Идентичное значение мы встречаем и у других народов, живущих за полярным кругом. В частности, с «оленями» связаны этнонимы коряки [8, с. 39], чукчи [9, с. 3] и другие, характерной особенностью которых является оленеводство. Как отмечал Кир Козмин, при освоении Кольского полуострова «удалые Мурманы наткнулись на оленных аборигенов, никому еще не подвластных и занимавших привольную пустыню вплоть до Океана между 64 и 70 градусами северной широты…» [10, с. 5]. Олений культ отражен и в мифологических образах саамов – Мяндаш, Луот-хозик и другие.

В рамках нашей версии проясняется значение упоминаемой Оттаром земли терфиннов (Terfinna land). Ее положение соответствует определению термина Turja в словаре Лоннрота Finskt-svenskt Lexikon – территория по другую сторону гор к северу Норвегии и Лапландии. Вместе с этим связано и словосочетание Turian meri – Ледовитый океан [11, с. 25]. Таким образом, Терфинны – это финны, живущие на побережье от Варангерфьорда до Кольской губы.

Достаточно часто Бьярмаланд встречается в сагах, повествующих о походах норманнов на север. Имеется несколько интересных моментов в описании привлекающей викингов земли, которые могут служить ориентирами в нашем исследовании [12, с. 91, 113-114, 167-168, 222]:

1) «…после этого отправился он на север в Финнмарк и вплоть до Бьярмаланда…» («Сага о Харальде Прекрасноволосом»);

2) «…поплыли прочь о реке Вине… внутри ограды стоит бог бьярмов, который зовется Йомали…» (Сага об Олаве Святом»);

3) «…летом отправились в военный поход в Бьярмаланд… Эймунд остался и отправился осенью на восток в Судрдаларики…отправился на восток в Хольмардар и оттуда по восточному пути к морю…в Йорсалир…» («Сага о Хаконе Хаконарсоне»);

4) «…отправил Хаука на север в Бьярмаланд, чтобы добыть меха… поехать на север в Сурдсдалар и Бьярмалнд…» («Прядь о Хауке»).

Очевидно, Бьярмаланд лежит на севере рядом с Финнмарком. О таком же расположении страны бьярмов указано и в географическом сочинении «Описание Земли I» [12, с. 319-320]. Автор упоминает Свитьод, Норвегию и Финнмарк, Финнланд, два Квенланда, который находится к северу от Бьярмаланда. Уточняющим обстоятельством может служить пассаж из труда «Орозия короля Альфреда»: «…на юге от свеонов расположен остийский морская рукав, а на севере от них через пустыню, земля квенов, а на северо-западе от них обитают скридфинны…» [3, с. 23].

Близкое к выше описанному расселение народов можно увидеть на карте Себастьяна Мюнстера [13]:

Рисунок 2. Карта Скандинавии. 1544 г.

Важным атрибутивом в идентификации бьярмов выступает религиозная составляющая, о которой упоминают авторы саг. По мнению лингвистов, слово Йомали имеет прибалтийско-финское происхождение, что ставит под сомнение “двинско-пермскую” версию о положении Биармии, отдавая предпочтение территории Кольского полуострова [14, с. 77].

Выкручиваться исследователей заставляет путь Эймунда из Бьярмаланда на восток в Судрдаларики и далее на восток в Хольмардар. Как отмечает Т. Джаксон, «имея даже смутное представление о карте Восточной Европы, можно понять, что указанные в саге направления движения Эймунда никак не соответствует реальности…» [12, с. 167]. Однако, возможно, присутствует вариант неправильного понимания обстановки историками. Источником заблуждения может быть неверно трактуемый топоним Судрдаларики, который связывают с Суздальской землей, что и создает неестественность ситуации. Между тем, Эймунд мог отправиться от Кольской губы к Сортавала и затем, преодолев Ладожское озеро, добраться до Новгорода и по восточному пути двинуть дальше в Йорсалир (примерный маршрут мог бы выглядеть на выше представленной карте Мюнстера по точкам 1 – 2 – 3).

Сортавала находится на кряже северного побережья Ладожского озера и имеет древнюю историю. К концу эпохи викингов поселение уже стало одним из важных центров в карельских землях. Археологические раскопки указывают на контакты в тех местах карелов, скандинавов и славян (русских) [15].

Также можно предположить, что Судрдаларики, кроме поселения Сортавала, имели более широкое в территориальном смысле значение, на что указывает вторая часть –рики. Вероятно, для скандинавов этот термин служим и обозначением карельской земли в северном Приладожье. Первоначально «познакомиться» с Сортавалой норманны могли, когда попадали в Ладожское озеро из Балтийского моря через Финский залив. Именно про такой путь на север рассказано в «Пряде о Хауке» [12, с. 222-223]. Эйрик, будучи конунгом Уппсалы, отправляет Бьёрна и Сальгарда на «север в Сурдсдалар и Бьярмаланд». Корабли отправляются из Лёга и, в итоге, преодолев путь, встречают Хаука и Вигхарда, шедших северным побережьем из Норвега и уже проплывших Гандвик (о котором мы поговорим далее). При этом, шведы появляются «из-за острова», которым может быть полуостров Рыбачий. Очевидно, что Хаук и Вигхард прошли маршрутом Финский залив – Ладожское озеро – Кольский залив – Ледовитый океан, т. е. примерно в обратном направлении, которым двигался Эймунд. Таким образом, Сурдсдалар – это, скорее всего, обозначение карельских земель, или, выражаясь современным языком, Сортаваларский регион.

В контексте нашего исследования можно локализовать и загадочный пелагоним Гандвик (Gandvíkgandr — «чары, колдовство» и vík — «залив» [16]). Как отмечает Т. Джаксон, по мнению современных ученых, Бьярмаланд и Гандвик поставлены во вполне однозначную зависимость, так что от понимания одного из них зависит толкование другого [16]. Признавая за биармами Кольский полуостров, мы можем отождествить Гандвик с Варангерским морем (Варангерфьорд) и прилегающими водами Ледовитого океана. Именно такое положение морского залива соответствует всем описаниям в сагах и рассказах хронистов, которые отмечают, что он, как подчеркивает Т. Джаксон, «омывает на севере Норвегию и Финнмарк» [16].

Таким образом, можно утверждать, что легендарная Биармия – это «оленная земля» на восточном побережье Кольского залива и реки Колы.

Также мы определили, что Гандвик – Варангерфьорд с прилегающими водами Ледовитого океана; земля Терфинна – побережье от Варангерфьорда до Кольской губы; Сурдсдалар и Судрдаларики – Сортавала с окрестностями, один из карельских регионов; гидроним Вина – губа Ваенга и Кольский залив.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Джаксон Т. Н., Глазырина Г. В. Бьярмия в отечественной историографии // Археология и история Пскова и псковской земли. Тезисы докладов. Псков, 1986, с. 62-64.
  2. Ширинкин П.С. К возобновлению полемики о географическом положении скандинавской биармии (Bjarmaland) на территории пермского края. Географический вестник. 2014. № 3 (30). С. 138-145.
  3. Матузова В. И. Английские средневековые источники IX-XIII вв. / Под. ред. В. Т. Пашуто, Я. Н. Щапова. – М.: Наука, 1979, 269 с.
  4. Тиандер К. Поездки скандинавов в Белое море. – Санкт-Петербург, Типография И. Н. Скороходова, (Надеждинская, 43), 1906, 456 с.
  5. Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века. // История открытия и освоения Северного Морского пути. – Москва: Морской транспорт. 1956, том 1, 592 с.
  6. Koivulehto J. Saamen ja suomen ‘poro’ // Sámit, sánit, sátnehámit. Riepmočála Pekka Sammallahtii miessemánu 21. beaivve 2007. Suomalais-Ugrilaisen Seuran Toimituksia = Mémoires de la Société Finno-Ougrienne 253. Helsinki 2007. с. 251–258.
  7. Саамско-русский словарь. Афанасьева Н. Е., Куруч Р. Д., Мечкина Е. И. и др.; под ред. Куруч Р. Д. – М.: Русский язык, 1985, 568 с.
  8. Жукова А. Н. Корякский язык // Языки мира. Палеоазиатские языки. – М., 1997, с. 39-53
  9. Богораз В. Г. Чукчи. – Ленинград: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934. — Т. 1. — 194 с.
  10. Козмин К. Варангерское море и его история (Из жизни Архангельского Севера) – Архангельск: Губернская типография, 1914, 14 с.
  11. Ross A. S. C. The Terfinnas and Beormas of Ohthere. – Viking Society For Northern Research (UK). 1981, 86 с.
  12. Древняя Русь в свете зарубежных источников: хрестоматия: в 5 т. / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой, А. В. Подосинова. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науки, 2009. Т. 5, 384 с.
  13. Munster Sebastian. «Esmakordselt ilmunud pohiteosest Cosmographia», 1544 http://www.kolamap.ru/img/1544/1544m.html
  14. Valtonen I. An Interpretation of the Description of Northernmost Europe in the Old English Orosius, – MA Thesis, University of Oulu, 1988, 172 с.
  15. Сакса А. И. Карелия железного века – рождение Карелии. http://www.kirjazh.spb.ru/history/saksa_1.htm
  16. Джаксон Т. Этногеографический справочник http://norse.ulver.com/articles/jackson/ethnogeo.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федченко Олег Дмитриевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация