УДК 372.881.161.1

РАБОТА СО СВЯЗНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Максимова Валентина Ильинична
МБОУ «НСОШ №1 им. И.С. Гаврильева»
РС(Я), Намский улус, с.Намцы учитель русского языка и литературы

Аннотация
Задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из ключевых задач школы и в первую очередь уроков русского языка. Текст является основной учебной единицей, способной формированию коммуникативных умений. В статье рассматриваются некоторые формы работы с текстами малого объема.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Максимова В.И. Работа со связным текстом на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования коммуникативных компетенций // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/02/24838 (дата обращения: 08.06.2018).

Доминирующей идеей ФГОС по русскому языку является формирование языковой, коммуникативной и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Взаимосвязь языковой и речевой компетенций очевидна: первая (знание многоуровневой языковой системы, понимание особенностей функционирования единиц языка в речи) создает основу для овладения второй (знаниями, умениями и навыками, необходимыми для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения). Применительно к практике развития речи учащихся совершенно справедливым является мнение Н.А.Ипполитовой о том, что именно текст должен составлять основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются основные коммуникативные умения; «чтобы научить школьников создавать тексты, обеспечивающие результативное общение, нужно показать им образцы подобных текстов, изучить их структуру, языковые особенности, коммуникативные возможности и т.п.»

Речевая и коммуникативная компетенции, т.е. знание принципов отбора языковых средств для порождения высказывания, повышается в связи с необходимостью создавать связные тексты. Только развитая связная речь позволяет младшему школьнику свободно и эффективно общаться с окружающими людьми: «включает» в активный процесс коммуникации, позволяет точно и лаконично выразить свои мысли и чувства, вести диалог. Кроме того, овладение учащимися связной речью способствует их успешному дальнейшему обучению всем предметам, поскольку развитая речь – важнейшее условие усвоения программного содержания предметов общеобразовательного цикла.

Развитие связной речи учащихся в 5-6 классах в контексте всей системы работы по русскому языку может осуществляться путем устных и письменных высказываний малой формы. Задачи, связанные с включением малых текстов в учебный процесс по русскому языку, – это прежде всего задача обучения, в то время как с текстами большого объема связаны в основном задачи контроля. Преимущество малых текстов состоит в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами, сочетая в себе задачи обучения и задачи контроля. Упражнения, построенные на малом тексте, позволяют рассмотреть функцию языкового явления наряду с его структурой и семантикой. В то же время текст информативен, коммуникативно ориентирован, художественный текст иллюстрирует эстетическую функцию языка. В оптимальном рабочем режиме можно проанализировать с учащимися малый текст как образец употребления языковых форм, включая в урок наиболее показательный в этом отношении отрывок из произведения или произведения малой формы. Текст может стать и отдельным, но постоянным фрагментом урока со своим особенным информационным, лингвистическим и эстетическим содержанием. Именно текст соединяет в уроке русского языка две его стороны: рациональную и эмоциональную. Работа с текстами миниатюрами может проходить в следующих формах: речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативно-речевой компетенции; творческого упражнения по развитию языкового чутья у учащихся, их креативности; интерпретация текста, написание своего написания; упражнения по подготовке к экзамену с практическими целями, например, научить запоминать и пересказывать любой текст, а также научить воспринимать и воспроизводить стили текста в его характерных особенностях. [1, с.4-9]

Обычно учащиеся охотно читают, слушают, пересказывают, записывают, создают сами малые тексты. Небольшой объем не отягощает школьников. Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение). Адекватность ученического сочинения теме, стилю, типу речи следует обсудить в классе. Вслед за детскими работами могут быть предъявлены ценные в художественном отношении тексты мастеров слова. Реальный процесс обучения русскому языку требует от учителя готовности опираться на жизненные впечатления учащихся, откликаться на происходящее в окружающем детей мире, в природе, в социальном пространстве. Такой отклик возможен даже в жесткой структуре урока, если время от времени обращаться к тексту малого объема в самых разных учебных формах (мини-диктант, мини-изложение, мини-сочинение, запись по памяти стихотворного текста и др.).

Включение малого текста в структуру учебного процесса связано с обновлением модели урока: текст может быть использован как опорный, обеспечивающий логические связи урока, его содержание и динамику. В этом случае создается модель урока с учетом текста: «на основе текста», или «от слова к тексту», или «от готового текста к созданию своего текста». Текст в подобных моделях урока выступает средством интегрирования учебного материала и этапов учебной деятельности. В связи с работой над текстом соединяются в единый комплекс образовательные, практические и воспитательные задачи.[2, с.6]

Диапазон приемов, связанных с использованием текста малой формы, достаточно широк: можно взять за основу первую строку Мастера и написать свое небольшое сочинение, подводящее своим содержанием к данной концовке и др. Для создания учащимися небольшого текста в форме оперативного (быстрого, спонтанного) отклика уместно воспользоваться такими началами будущих текстов, которые позволяют распространить их в связное высказывание в соответствии с заданной каждым из зачинов темой. Будущий текст обычно прогнозируется по данному началу многовариантно. Это дает учащимся выбор своего пути развития темы и обеспечивает разнообразие ученических работ. Содержание детских работ будет тем ярче и интереснее, чем ближе школьникам тематическая направленность зачина.

Творческие тексты-миниатюры учащихся эффективны в учебном процессе. Во-первых, со стороны учителя, так как: а) на их творческой основе осуществляется продуктивное общение с учащимися; б) эти высказывания позволяют в большей степени, чем другие упражнения, осуществлять индивидуальный подход к детям и выявлять их способности. Во-вторых, со стороны учащихся, так как: а) с их помощью реализуется природная потребность подростков к творчеству; б) они воспринимаются учащимися с большим интересом в силу малого объема и естественности, свободы высказывания; в) они могут быть быстрым живым откликом на событие личной, школьной и общественной жизни, явлений культуры, природы; г) создавая творческие работы учащиеся усваивают русский язык и мир, высказывают свое отношение на реальную действительность, познают себя как личность.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – 2-е изд., – М.: Флинта, Наука 2000. –  144с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Максимова Валентина Ильинична»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация