ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ «АНТИКЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ»

Пономарёв Игорь Артурович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Современный человек, погружённый в насыщенную информационную среду, вынужден стихийно (и это становится его первостепенной витальной задачей – способом выживания) осваивать такой стиль когнитивного мышления, как «клиповый». Однако стезя профессионала (а современный мир – мир «узких специалистов», глубоко погружённых в узкоспециальную область исследования/деятельности и одновременно – в глобальный мир, частицей которого является и «собственный» индивидуальный жизненный проект) предполагает «линейный тип» когнитивного стиля мышления. Таким образом, у современного человека есть бытийный запрос на критическое мышление (мышление с помощью понятий), формированием которого также стихийно, т. е. в клиповой манере, «занимается», в частности, Интернет. Современное образование в виде философии (как обязательной для изучения в высшем учебном заведении дисциплины) даёт возможность современному человеку профессионально овладеть навыками критического («антиклипового») мышления.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Пономарёв И.А., Пятилетова Л.В. Формирование навыков критического мышления: философия как технология «антиклипового мышления» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/07/24282 (дата обращения: 23.02.2024).

Клиповое мышление рассматривается на сегодняшний день как культурное бедствие, абсолютное зло (расхожая фраза российских интеллектуалов-преподавателей (в особенности, философии, поскольку именно философия в большей степени решает вопросы «формата» мышления): «студенты ушли в пещеру»; типичная жалоба учителей средней школы: дети плохо пишут изложения, что связано с трудностями в понимании чужих текстов) и как историческая неизбежность: современные технологии породили иную – ещё до конца не обжитую и тем более не осмысленную – цифровую среду, порождающую такой объём информации, который один человек не в силах объять; увеличение объёма и скорости информационных потоков повлекло за собой ускорение жизненного темпа, что нашло своё выражение в «переформатировании жизни», в её многозадачности и желании всё успеть, ничего не пропустить; увеличилось численность человеческих контактов, взаимодействий-диалогов [1].

Новая среда в корне изменила человека, он стал «раздробленным» [1]. Таким образом, изменение онтологии – это своеобразный ответ окружающей (информационно-цифровой) среде, во многом – витальный ответ, в конце концов, позволяющий выживать в новых условиях [2].

Очень важно увидеть главное, что стоит за феноменом клипового мышления – это не «дефект», но – смена когнитивного стиля, у которого есть как свои преимущества (многозадачность: «дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить в сети, редактировать фотки, делая при этом уроки» [1]), так и свои недостатки: «гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст» [1].

Клиповому мышлению как когнитивному стилю противостоит «линейное мышление» (мышление с помощью понятий), нацеленное на выделение существенного и отбрасывание случайного.

Сегодня в разных социальных пространствах сталкиваются «люди экрана» (клиповое мышление как преобладающий когнитивный стиль) и «люди книги» (мышление с помощью понятий как доминантный когнитивный стиль), непримиримые в своей амбивалентности. Особенно остро это взаимоисключение когнитивных стилей переживается, когда ареной столкновения антагонистических типов мышления становится отдельно взятый человек: «Несколько лет назад у меня появилась тревожная мысль, что кто-то или что-то, копалось в моем мозге, перенастраивало нервную систему, перепрограммировало память. Не то, чтобы я теряю разум – по крайней мере, мне так не кажется, но он изменяется. Я не думаю так, как я привык думать. Это сильнее всего ощущается во время чтения. Раньше погрузиться в книгу или длинную статью было просто. Мой ум следовал за повествованием или же проносился по виражам из аргументов, я мог провести часы, гуляя по необъятным просторам текстов. Вряд ли такое ещё случится. Сейчас я часто теряю концентрацию уже после двух-трех страниц. Я суечусь, теряю нить рассуждений, начинаю искать, чтобы ещё сделать. Я чувствую, как заставляю свой капризный мозг вернуться к тексту. Вдумчивое и серьезное чтение, которое было естественным, превратилось в проблему» [3].

Однако у «человека экрана» есть потребность в адекватно-истинной (не фейковой) информации, что порождает запрос на критическое мышление [4], т. е. когнитивный стиль «человека книги» (этот запрос обусловлен невозможностью стать профессионалом в какой-либо области без элементарных навыков понятийного мышления; образование в вузе предполагает наличие данного когнитивного стиля).

Обращение к многочисленным Интернет-ресурсам лишь только дезориентирует «человека экрана»: сами рекомендации по развитию критического мышления во многом носят клиповый характер [например, 5].

Очевидно: на момент работы с информацией навыки критического мышления уже должны быть сформированы. В одном из интервью М. Плисецкая заметила: когда меня спросили, как ты делаешь этот жест во время балетной партии и я стала наблюдать во время танца за тем, как я это делаю, я не смогла больше никогда этот жест воспроизвести. – Невозможно думать и одновременно рефлексировать (притом, перманентно) над тем, как ты думаешь: критическое мышление уже должно быть сформировано.

На наш взгляд, философия является той дисциплиной, которая целенаправленно занимается формированием навыков понятийно-критического мышления.

Входя в пакет базовых для изучения предметов в рамках высшего образования, философия нацелена на формирование (преимущественно) следующей компетенции: «владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения» (ФГС 3+).


Библиографический список
  1. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. URL: http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm (дата обращения: 18. 07.2017).
  2. Мазикина Л. Почему наши дети не читают [Электронный ресурс]. URL: https://storia.me/ru/@anastasia.komarovskaya/kultura-i-iskusstvo-p4rgh/pochemu-nashi-deti-ne-chitayut-eshhe-raz-i-na-paltsakh-hdu3d (дата обращения: 19. 07.2017).
  3. Карр Н. Делает ли Google нас глупее? [Электронный ресурс]. URL: http://media-ecology.blogspot.ru/2011/03/google.html (дата обращения: 19. 07.2017).
  4. Лазарева М. Учим детей не верить фальшивым новостям в Интернете. Как выявлять фальшивые новости в Интернете и почему важно научить этому детей [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/school/detektor-lzhi-dlya-interneta (дата обращения: 19. 07.2017).
  5. Бочарников О. Критическое мышление: базовые принципы и приёмы [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/science/critical-thinking-guidance (дата обращения: 19. 07.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: