УДК 34

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ И ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Струков Константин Викторович
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
аспирант

Аннотация
В статье рассмотрены общие черты Латиноамериканской и Евразийской интеграции. Делается вывод о схожести некоторых аспектов развития интеграционных процессов на территории Латинской Америки и Евразии. На основе общих характеристик развития интеграционных процессов в данных регионах определяются возможные пути укрепления сотрудничества между странами-участниками данных процессов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Струков К.В. Общие черты развития Латиноамериканской и Евразийской интеграции // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24748 (дата обращения: 23.09.2018).

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований – проект № 15-33-01214 «Региональная интеграция государств Евразии и Латинской Америки: компаративный анализ».

Интеграционные процессы в условиях глобализации являются неотъемлемой составляющей жизни современных государств на текущем этапе их развития. Свойственны они, в том числе, для стран Евразии и Латинской Америки.

Сопоставимость общих и особенных черт в развитии латиноамериканской и евразийской интеграции создает предпосылки для проведения сравнительно-правового и сравнительно-исторического анализа.

Анализ современного состояния исследований по данной научной проблеме показывает, что интеграция в российской правовой доктрине представляет собой комплексный объект исследования, который изучается рядом юридических наук, в том числе теорией государства и права, сравнительным правоведением, международным публичным правом, международным частным правом и другими отраслевыми юридическими науками. Если в отечественной правовой доктрине «право интеграционных объединений» рассматривается как региональное международное право, то в зарубежной оно изучается в качестве автономного правопорядка (интеграционного права, коммунитарного права). В этом ключе проблемы интеграционного права рассматривались, например, такими учеными, как: Алонсо Гарсия (Alonso R. García), Альварес Гарсия (Alvares J. García), Р. Барра (R. Barra), М.А. Экмекдиан (M. A. Ekmekdjian), С. Фельдштейн, Feldstein, П. Отермин (Pérez J. Otermín), П. Пескаторе (P. Pescatore), У. Рестрепо (Uribe F. Restrepo) и др. В российской юридической науке традиционно уделяется внимание рассмотрению таких аспектов интеграции, как обеспечение государственного суверенитета в условиях интеграции, пределы делегирования внутригосударственных полномочий на наднациональный уровень, распределение компетенции между национальными и наднациональными структурами, разрешение коллизий между наднациональными и внутригосударственными правовыми регуляторами (А.Я. Капустин, Ю.С. Кашкин, И.И. Лукашук, О.И.Тиунов, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин и др.). Приоритетным направлением исследований остается изучение унификации и гармонизации международного частного права в условиях интеграции государств. Общетеоретические вопросы унификации международного частного права отражены в работах дореволюционных отечественных ученых – Л.А. Комаровского, А.Н. Мандельштама, Ф.Ф. Мартенса, в трудах советских и российских ученых – С.В. Бахина, М.И. Брагинского, Н.Г. Вилковой, И.А. Грингольца, Г.К. Дмитриевой, Н.Г. Дорониной, В.П. Звекова, О.П. Коровиной, С.Н. Лебедева, Л.А. Лунца, А.Л. Маковского, О.Н. Садикова, Н.А. Шебановой и других. Унификацию международного частного права изучали специалисты в области сравнительного правоведения: зарубежные ученые – М. Ансель, Р. Давид, А.Х. Саидов, К. Цвайгерт и Х. Кетц; российские авторы – С.С. Сафронова, Ю.А. Тихомиров, А.А. Тилле и др. Унификации международного частного права в рамках интеграционных объединений посвящены научные работы российских ученых-юристов – А.А. Маковской, Л. Неделин, Г.А. Пакерман. Методы унификации международного частного права в условиях интеграции государств исследовали латиноамериканские авторы – Ф. Арроя (F. Arroyo), А. Вильяльта (A. Villalta), Марко Герардо Монрой Кабра (Marco Gerardo, Monroy Cabra), Хоакин Каиседо Кастилья (Joaquín Caicedo Castilla), Г. Парра-Арангурен (G. Parra-Aranguren), Татьяна Маекельт (Tatiana Maekelt), А.М. Гарро (A.M. Garro) и др. Одна из первых работ в области изучения влияния судов на развитие интеграции на примере Суда Европейских Сообществ была подготовлена М.Л. Энтиным. На современном этапе вопросам организации и практики деятельности судов интеграционных объединений посвящается все большее число научных трудов видных представителей отечественной юридической науки: Т.Н. Нешатаевой, А.С. Смбатян, В.Л. Толстых и др. Имеются исследования по данной тематике зарубежных авторов – А.М. Пуньялы, Г.Ч. Лизкано и др.

Говоря о границах настоящего исследования, следует отметить, что под евразийской интеграцией нами понимаются интеграционные процессы, осуществляемые на территории постсоветского пространства под эгидой Российской Федерации, что связано с тем фактом, что на постсоветском пространстве после распада СССР в качестве идейной основы построения нового формата межгосударственного сотрудничества России и бывших союзных республик была взята, в том числе, концепция «Евразии» как особом надцациональном объединении, имеющем собственный культурно-исторический путь развития, основанный на духовных традициях народов, проживающих на ее территории. Латиноамериканская интеграциями ограничивается интеграционными процессами, имеющими место на территории всей Латинской Америки[1].

Развитие интеграции в современном мире обусловило появление новых форм общения государств – межгосударственных интеграционных объединений. Под интеграционным объединением условимся понимать группу государств, объединенных на основе международного договора, для достижения целей интеграции.

По сути, интеграционное объединение представляет собой международную организацию, так как его международная правовая характеристика соответствует основным признакам международной организации как субъекта международного права. В то же время четко сформулированная цель (сотрудничество государств для достижения интеграции (сближения) в различных областях), комплексность поставленных задач (повышение уровня социально-экономического развития стран-членов), а также характерная система органов (совещательный орган по типу высшего совета или парламента; исполнительный орган в виде высшей комиссии; судебный орган) позволяют говорить о некоторой специфике интеграционных объединений как особого вида международных организаций.

Не вызывает сомнения, что интеграционные процессы в указанных регионах (Евразия и Латинская Америка) обладают своими особенностями исторического, культурного, социального, экономического и политического характера.

Однако, признавая бесспорное наличие географической отдаленности латиноамериканского и евразийского регионов, а также уникальность интеграции в каждом из них, следует констатировать наличие схожих черт в их характеристике. На идеологическом уровне можно говорить о том, что в развитии латиноамериканской и евразийской интеграции имеет место сильная опора на национально-патриотические идеи единства нации, апеллирование к наличию индивидуального культурно-исторического типу развития.

Как для евразийской интеграции на территории постсоветского пространства, так и для латиноамериканской интеграции характерно сильное влияние Западного мира, проявлявшееся, с одной стороны, в тесном сотрудничестве со странами Северной Америки и Европы по самому широкому спектру вопросов (экономических, политических, духовно-культурных и т.д.), а с другой стороны – в противостоянии различным формам экспансии, к которым прибегали западные партнеры. В частности для идейного развития стран Латинской Америки важное значение играет национально-освободительное движение, борьба за независимость латиноамериканских народов от западной агрессии, что находит прямое отражение во многих идейных течениях (боливаризм, кастризм, социализм, фокизм, альтерглобазим и т.д.), получивших свое развитие в рамках конкретных интеграционных проектов (АЛБА, Андское сообщество и т.д.). Для идейного развития интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой Российской Федерации, важное значение играет проблема дихотомии «Восток-Запад», вопросы четкой формулировки и отстаивания национальных интересов стран-участниц интеграционных проектов[2].

Экспансионистские устремления некоторых западных стран, прежде всего США, являются фактором, удерживающим на идейном уровне страны Латинской Америки и Евразии от принятия неоимпериалистической мировоззренческой установки Соединенных Штатов Америки, при которой интересы данных стран будут сильно ущемлены, и одновременно служат мощным стимулом для активизации процессов международного сотрудничества, базирующихся на паритетных и взаимовыгодных началах.

В то же время интеграционные проекты на территории Латинской Америки и Евразии строятся на либеральных концептах экономического сотрудничества, создания зон свободной торговли, общего рынка, протекционистской тарифной политике, копировании системы органов управления, характерных для интеграционного процесса, протекавшего в ходе становления Европейского Союза. Магистральное направление развития сотрудничества между интеграционными объединениями Латинской Америки и Евразии в этой связи представляется  как поиск путей, направленных, в первую очередь, на развитие экономического потенциала стран-участниц таких объединений.

При этом схожесть мировоззренческих установок призвана лишь способствовать поисков вариантов совместных действий для достижения цели экономического усиления стран-участниц интеграционных процессов.  Экономика является основной конечной целью реализации интеграционных проектов. Наиболее простые формы интеграции в экономической сфере это создание зон свободной торговли. Более сложной формой представляется таможенный союз, поскольку в большей степени затрагивает вопросы протекциотистской политики национальных государств, направленной на защиту собственных производителей товаров, работ и услуг от иностранной торговой экспансии. Самая высшая ступень экономического сотрудничества в рамках интеграционных процессов это создание общего рынка и единой валюты.

При этом страны-участницы интеграционных процессов как на территории Евразии, так и на территории Латинской Америки, стремятся к максимально возможной экономической интеграции, однако часто данные процессы приостанавливаются из-за опасений ущемления торгово-эконмических интересов отдельно взятых национальных государств, участвующих в интеграции.

Основными формами латиноамериканской экономической интеграции в современный период являются зона свободной торговли и таможенный союз. Общий рынок как форма экономического сотрудничества латиноамериканских стран – явление формирующееся, несмотря на его провозглашение в уставных документах Меркосур и Андского сообщества.

ЕАЭС является объединением наднационального типа с формирующимся общим рынком. Помимо отмены таможенных пошлин во взаимной торговле, что является основой зоны свободной торговли, в рамках ЕАЭС также действует единый таможенный тариф в торговле с третьими странами, формируются единые рынки товаров, услуг и капиталов и завершается формирование единого рынка в целом, т.е. осуществляется функционирование экономического союза. Это не просто международная организация, а определенное экономическое пространство (общий рынок, проведение скоординированной, согласованной или единой отраслевой политики), которое с учетом его правовых основ можно назвать экономико-правовым пространством.

Таким образом, можно подчеркнуть, что пока ни в Латинской Америке, ни в Евразии не достигнуто глубоких форм интеграции, однако отмечается стремление к созданию интеграционных объединений наднационального типа и общего рынка.

К схожим чертам в развитии евразийской и латиноамериканской интеграции следует отнести наличие многочисленных интеграционных объединений различных по своим реализуемым задачам и организационно-правовому устройству. Для евразийского пространства среди таковых можно назвать ЕАЭС, СНГ, СРБ, ОДКБ. Применительно к Латинской Америке это, например, Меркосур, Андское сообщество, Унасур, Карибское сообщество, Центральноамериканское сообщество.

Важно отметить, что подавляющее большинство объединений Латинской Америки и Евразии являются международными организациями координационного типа, либо находятся на переходном этапе: от интеграционного объединения координационного типа к наднациональному интеграционному объединению.

В тоже время можно отметить наличие, как в Латинской Америке, так и в Евразии быстрых переходов от одной формы интеграции к другим, более развитым, то есть констатировать наличие некоего эволюционного пути развития данных процессов. На территории Евразии Зона свободной торговли довольно быстро трансформировалась в Таможенный союз, а он в свою очередь в Евразийский экономический союз. Общий рынок стран Южной Америки (Меркосур) находится на «переходном» этапе: от международной организации координационного типа к наднациональному интеграционному объединению. Если ранее о движении Меркосур по наднациональному пути не могло быть и речи (в силу расхождений между государствами-участниками по этому вопросу), то в настоящее время предпринимаются отдельные шаги в этом направлении. С этим связано проведение на современном этапе реформы парламента Меркосур (Парласур), которую предполагается завершить к 2019 г. Основная идея реформы заключается в достижении «эффективной наднациональности», когда законодательная власть в региональном парламенте организуется по типу национальных конгрессов. Кроме того, к 2019 г. предполагается создание Суда Южной Америки.

Создание гармонизированного (т.е. единообразного, непротиворечивого) правового пространства – цель каждого межгосударственного интеграционного объединения. Важной чертой интеграционных процессов в Латинской Америке и Евразии является деятельность по унификации и гармонизации права в рамках интеграционных объединений. Это обусловлено тем, что процесс построения правого пространства, обеспечивающего единство таможенно-тарифного, налогового, антимонопольного, торгового правового регулирования, невозможен без процесса приведения норм международного и национального права стран-участниц к единым стандартам, обеспечивающим высокую степень эффективности их взаимодействия. Одной из главнейших целей гармонизации права интеграционных объединений является формирование коммунитарного права, представляющего собой автономную правовую систему, которая применяется на основе принципов прямого действия, непосредственного применения и верховенства над нормами внутреннего законодательства государств-членов интеграционного объединения. При этом следует констатировать, что большинство интеграционных объединений Латинской Америки и Евразии находятся лишь в начале построения коммунитарного права. На современном этапе можно сделать вывод о формировании интеграционного права, обеспечивающего сам механизм интеграции. В целом унификация права в интеграционных объединениях Евразии и Латинской Америки представляет собой движение к гармоничному взаимодействию различных правовых систем, обеспечивающему единообразное правовое регулирование. Опыт гармонизации евразийского и латиноамериканского правового пространства имеет некоторые общие черты: разнообразие используемых методов и форм унификации и гармонизации права; особый порядок. Важно отметить, что взаимное построение единой правовой системы – это тот путь, по которому должны идти субъекты глобализации, потому что он основывается на признании каждого субъекта глобализации, который имеет свое правовое пространство. При этом предполагается, что теория и практика динамично и глубоко взаимодействуют друг с другом. Взаимное построение единой системы может в свою очередь пойти также двумя путями: либо путем согласования интересов, либо путем компромисса. Международное право, как известно, создается так же в процессе согласования воли сторон международных отношений, установления их общеобязательного характера.

Единое правовое пространство также обуславливает развитие системы судов интеграционных объединений, что имеет место, как в Латинской Америке (Андский суд, Центральноамерикнский суд, Карибский суд, суд суд Меркосур), так и на территории Евразии (прежде всего суд ЕАЭС).

Полагаем, что процессы региональной интеграции на территории Латинской Америки и Евразии могут быть дополнены за счет усиления сотрудничества между интеграционными объединениями.

В первую очередь такое сотрудничество должно быть направлено на усиление торговых связей между государствами двух континентов. Перспективными с точки зрения экономики представляется заключение международных соглашений о создании зон свободной торговли между ЕАЭС и региональными интеграционными объединениями Латинской Америки. Также перспективным направлением сотрудничества представляется создание совместных предприятий и центров развития предпринимательства[3].  Важно отметить, что экономическая интеграция в как стран Латинской Америки, так и стран Евразии, ввела в практику систему наднационального регулирования, согласно которой функции, переданные наднациональным органам, позволяют управлять экономикой государства извне. Пределы наднационального регулирования определяются теми полномочиями, которые государства – участники интеграционного процесса передают наднациональному регулятору как единому центру, принимающему решения по выработке согласованной экономической политики, обязательные на территории всех государств, составляющих единое экономическое пространство. Безусловно, экономическая интеграция предполагает единообразие не только норм частного права, но и, как было отмечено выше, норм публичного (административного) права, от степени согласованности которых во многом и зависят успехи интеграционного объединения.

Также актуальным является ведение работы в области обмена опытом функционирования органов интеграционных объединений (судов, комиссий, рабочих групп и т.д.) Евразии и Латинской Америки в форме направления официальных делегаций, проведения стажировок по обмену, проведения совместных научно-практических семинаров.

Перспективным направлением выглядит создание совместных научно-исследовательских проектов, направленных на углубленное изучение экономико-правовых систем государств Латинской Америки и Евразии, их сопоставление, разработку общих рекомендаций и стратегий развития.

Полагаем, что углубление сотрудничества в рамках двух континентов будет способствовать продвижению нового формата многополярного управления, усилению влияния Российского федерации от совместного участия стран Латинской Америки и Евразии в международном политическом общении и при принятии решений в международных организациях[4].


[1] Гулевич В.А. Гноссеологические основы интеграции евразийского пространства // Международная конференция «Евразийский вектор развития: проблемы и перспективы». Официальный сайт журнала «Международная жизнь». URL: https://interaffairs.ru/.

[2] Струков К.В. Теоретико-философские основы евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. – 2016 – № 8.

[3] Иваненко С.В. Экономический механизм социалистической интеграции. Автореф. дисс. канд. эконом. наук. М. – 1984 г.

[4] Барис В.В. Тенденции и перспективы геополитического развития России на рубеже веков. Автореф. дисс. докт. полит. наук. – М. 2003 г.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Lascaris Constantino Historia de las ideas en Centroamerica -San Jose, 1970.
  2. Авдеев К.Е. Становление латиноамериканской цивилизации: социально-философский анализ. Автореф. дисс. канд. философ. наук. – М. 2010.
  3. Баранова И.В. Исторические взгляды славянофилов: феномен общественно-политической мысли России середины XIX века и его социокультурные истоки. Автореф. дисс. канд. истор. наук. – Орел. 2007 г.
  4. Бобровников А.В. Латинская Америка: новые вызовы и пути модернизации // Латинская Америка. 2005. № 10.
  5. Бургете А.Р., Дерюгина А.В. Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX- начало XX в.). М. 1965 г.
  6. Вахитов Р. Р. Труды классиков евразийства и ситуация с их републикацией. Официальный сайт интернет-библиотеки Nevmenandr.net. URL: http://nevmenandr.net/.
  7. Гулевич В.А. Гноссеологические основы интеграции евразийского пространства // Международная конференция «Евразийский вектор развития: проблемы и перспективы». Официальный сайт журнала «Международная жизнь». URL: https://interaffairs.ru/.
  8. Дугин А.Г. Основы геополитики. – М. 1997 г.
  9. Иваненко С.В. Экономический механизм социалистической интеграции. Автореф. дисс. канд. эконом. наук. М. – 1984 г.
  10. Исэров А.А. Общественное мнение и становление внешней политики США в Латинской Америке, 1815-1829. Автореф. дисс. канд. истор. наук. – М. 2006 г.
  11. Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Ташкент: Узбекистан, 1996 г. Т. 1.
  12. Мальцева С.Е. Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века: на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины. Автореф. дисс. канд. полит. наук. – М. 2008 г.
  13. Морозов И.Л. Левый экстремизм как политический феномен второй половины XIX века – начала XXI веков: эволюция стратегии и тактики. Автореф. дисс. докт. полит. наук. – Саратов. 2010 г.
  14. Струков К.В. Идея космополитизма европейской культуры в книге Н.С. Трубецкого «Европа и человечества» // Политика, государство и право. – 2014. – № 9.
  15. Струков К.В. Теоретико-философские основы евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. – 2016 – № 8.
  16. Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли. X-XVIII века. М. 2003 г.
  17. Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. Автореф. дисс. докт. истор. наук – М. 2001.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Струков Константин Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация