О ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Кудрявцева Елена Владимировна
Южно-Уральский государственный университет
магистрант, кафедра административного и финансового права

Аннотация
В статье рассматривается система понятийного аппарата в контрактной системе как базовый инструмент для полного определения и раскрытия смысла норм права, реализации правовых процессов, как у субъектов правотворчества, так и структур управленческого и судебного правоприменения, граждан и организаций.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Кудрявцева Е.В. О понятийном аппарате в контрактной системе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24710 (дата обращения: 21.02.2024).

Государственное регулирование – основополагающая экономическая роль государства, важным звеном которого выступает бюджетная система, осуществляющая перераспределение национального дохода. В свою очередь, контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд – это её системообразующий фактор. Государственные закупки должны обеспечивать надлежащее выполнение государственных функций, при оптимальном сокращении расходной части бюджета, без снижения эффективности управления финансовыми ресурсами государства. Контрактная система характеризуется сложным комплексом отношений между участниками закупок. Указанные отношения базируются на принципах законности, эффективности, информационной открытости и прозрачности, добросовестной конкуренции и коллегиальности принимаемых решений. Основной целью контрактной системы является обеспечение нужд публично-правовых образований и созданных ими организаций в качественных товарах, работах и услугах, необходимых для выполнения органами власти своих государственных функций и обязанностей по отношению к населению.

Без сомнения, что основополагающим в контрактной системе является информационный компонент. Информационная основа деятельности в контрактной системе заключается в сборе, подготовке информации, формировании исходных данных для последующего анализа, сопоставления и обобщения, подготовки документированной информации. Далее определенный массив информации закрепляется на материальном носителе, с соблюдением процедурных требований, предоставляется и распространяется в Единой информационной системе. Следовательно, профессиональную основу деятельности участника контрактной системы, составляет определенный набор операций, связанных с преобразованием информации и в связи с этим, необходимо учитывать, что регулирование отношений в контрактной системе параллельно должно преломляться и в плоскость информационного права.

Предметной областью информационного права являются все виды и формы информации, информационных ресурсов и отношения субъектов в части ее сбора, учета, обработки, доступа, распространения и использования. Корректное формулирование и «фиксация» понятийного аппарата, как структурного механизма правоприменения, определяет эффективность и культуру правовой науки и законодательства.

Таким образом, система понятийного аппарата является основополагающим базовым инструментом для полного определения и раскрытия смысла норм права, реализации правовых процессов, как у субъектов правотворчества, так и структур управленческого и судебного правоприменения, граждан и организаций. [1]

Понятийный аппарат, безусловно, является основным инструментом в правотворчестве и правоприменении.

Представляется, что видовым признаком информации в контрактной системе являются сведения, касающиеся всех аспектов отношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, зафиксированные в Единой информационной системе. Сведения сохраняются электронном виде, и (или) бумажном носителе, с учетом соблюдения процедурных требований к её размещению, хранению и защите.

Такая информация обеспечивает профессиональное и практическое знание участников контрактной системы для осуществления правотворческого, правоприменительного и праворазъяснительного процессов.

Информационные отношения в контрактной системе – это общественные отношения, составляющие волевую сторону её субъектов, связанные с процессами предоставления, распространения и получения информации, в сфере  закупок товаров, работ, услуг посредством Единой информационной системы, обеспечивающей её обработку.

В контрактной системе каждый её участник является как получателем, так и обладателем информации, в зависимости от характера осуществляемого им информационного процесса. В этой связи представляется целесообразным ввести понятия «получатель информации в контрактной системе» и «обладатель информации в контрактной системе».

«Обладатель информации в контрактной системе» – участник контрактной системы, самостоятельно создавший информацию, либо получивший на основании Закона о контрактной системе обязанность, или право разрешать или ограничивать доступ к информации, касающейся действий, условий и результата отношений, возникающих на этапе планирования закупок, определения поставщиков, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, особенностей исполнения контракта, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

«Получатель информации в контрактной системе» является участник контрактной системы, получивший право и возможность на основании Закона о контрактной системе получать информацию, касающейся отношений, возникающих на всех этапах закупочной деятельности – планирования закупок, определения поставщика, заключения договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, особенностей исполнения контракта, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из анализа содержательной части информации, обладателями которой являются участники контрактной системы, очевидно, что в информационных отношениях субъектов присутствует и предоставление информации, и её распространение. Примером предоставления информации будет направление плана закупок на контроль в финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами для его согласования.

Только в случае согласования плана закупок в соответствующем органе у Заказчика будет возможность согласованный план закупок опубликовать в Единой информационной системе. Публикация информации в ЕИС является юридически значимым действием, опубликованную информацию обладатель удалить из системы самостоятельно не имеет возможности. Опубликованная информация отражается в ЕИС в соответствующем разделе и становится общедоступной. Примером распространения информации будут служить опубликованные в ЕИС планы закупок, планы-графики, информация о закупке, результаты определения поставщика, сведения из реестра банковских гарантий и т.п. Однако, в Законе о контрактной системе не закреплены понятия предоставление и распространение информации, используется термин размещение информации в ЕИС. При размещении информации функционал системы настроен таким образом, что информация размещается без публикации в виде проекта (черновика). До момента публикации ее можно удалять, редактировать, вносить изменения. Информация и документы, подлежащие контролю, направляются в соответствующий орган без публикации. После прохождения контроля без замечаний информация публикуется, при наличии замечаний, проводятся их исправления с повторным направлением на контроль. Контроль осуществляется уполномоченным лицом, а поступившая к такому лицу информация не является общедоступной.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что процесс размещения информации включает в себя как процедуру предоставления информации определенному кругу лиц, так и процедуру распространения информации неопределенному кругу лиц.

В заключении необходимо отметить, что понятийный аппарат в контрактной системе является предметом изучения с последующей детализацией дефиниций, что, несомненно, скажется на уровне правоприменительной культуры участников контрактной системы.

Южно-Уральский государственный университет – https://susu.ru/


Библиографический список
  1. Бачило И.Л. О терминах и понятиях в праве // И.Л. Бачило, М.М. Сперанский.- М., 2014. С. 41—45


Все статьи автора «Маркова Наталья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: