УДК 316.77

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РАБОТЕ С ТРУДОВЫМИ МИГРАНТАМИ

Кузнецова Алена Юрьевна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
магистрант

Аннотация
В данной статье представлен теоретический анализ особенностей коммуникативной компетенции специалистов социальных служб, работающих с трудовыми мигрантами и факторы, влияющие на уровень коммуникативной компетенции специалистов социальной службы. Раскрыты основные проблемы коммуникативного общения при работе с иностранными гражданами (трудовыми мигрантами).

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кузнецова А.Ю. Коммуникативная компетенция специалистов социальной службы по работе с трудовыми мигрантами // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24646 (дата обращения: 07.12.2017).

Социальные льготы для мигрантов – защищены международным правом и государство дает возможность иностранцем пользоваться всеми социальными и медицинскими услугами. У мигрантов есть право пользоваться всеми социальными услугами  установленными в нашей стране. На сегодняшний день в России нет, такого понятия, как социальные права человека приехавшего в Россию. Социальные льготы для трудовых мигрантов рассматриваются по конституционному и международному праву в качестве социально-экономических или культурных прав. Объединив социальные права человека, можно подвести черту о  понятии социальных льгот применяемых к мигрантам. Социальные услуги  мигрантов — находятся под защитой международного сообщества у которого есть гарантии данным государством и возможности, которые предоставляются иностранцам и лицам в социально-трудовой сфере, где осуществляется их трудовая деятельность. Законодатели РФ отказались от написания используемого в международном трудовом праве термина – трудящийся-мигрант, потому как  он является – иностранным работником. Иностранные работники – это лица находящиеся на территории РФ без гражданства и работающие по трудовому договору в соответствии с ФЗ от 25.07.2002. [1].

Услуги делятся на два вида: социальные — это пенсии, пособия, компенсации и др.; и медицинские. Мигранты находящиеся на территории РФ пользуются такими же правами, как и российские граждане. Специалист по социальной работе должен обращать внимание, а также учитывать особенности нуждаемости повседневных потребностей интересов и прав мигрантов в России. Коммуникативная компетентность специалиста работающего с иностранными гражданами (трудовыми мигрантами), представляет собой совокупность качеств и свойств, а также способностей личности, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности в социальной работе. Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью при работе с мигрантами, которая формируется в профессиональной сфере и стала высокой оценкой  профессионального уровня специалиста работающего с иностранными работниками, а также характеризуется главной составляющей во взаимоотношениях людей. При этом главной профессиональной частью составляет общение. Проблема общения и коммуникативной компетенции в общении, в процессе профессиональной деятельности специалистов работающих с иностранными гражданами, его неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям. Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии, а само понятие общения, коммуникации является базой категорией психологической науки (Б.Ф.Ломов, 1984) [2].

Однако большинство специалистов из-за непрофессионального уровня  коммуникативной компетенции и этими качествами не владеют, в итоге у специалистов социальной сферы начинаются значительные трудности в работе с иностранными гражданами (мигрантами), чаще всего это происходит из-за выбора авторитарного поведения в общении. Особо важно надо отметить пути и средства повышения коммуникативной компетенции содержат работы, приобщенные к трудностям и проблемам в общении, рекомендованные в социально-психологической теории, и психологии (М.Андерсон, Т.А.Аржакаева, А.А.Бодалев, Д.Катц, Е.А.Климов, Г.А.Ковалев, Е.С.Кузьмин, В.Н.Куницына, Я.Л.Коломинский, В.А.Лабунская, Г.Лассвелл, Л.Ли, Б.Ф.Ломов, Б.Д.Парыгин и др.) [3].

Специалист по социальной работе должен владеть не только профессиональными знаниями в социальной сфере, навыками и умениями, но и профессионально эти знания демонстрировать, показывая  профессионализм работы, подтверждая правоту своих знаний, должен правильно в устной и письменной речи проделывать результаты предоставляемой работы. У специалиста по социальной работе работающего с иностранными гражданами (мигрантами) должен показывать свои знания в  речевом этикете и уметь его использовать, управлять общением и  организовать требуемый вид общения, предмет общения анализировать, цели и его задачи, правильно и конкретно формулировать вопросы, также точно давать на них ответы, правильно вести и контролировать беседу, разрешать конфликтные ситуации и анализировать их, правильно строить беседу и речь.

Специалисты работающие в службе социальных услуг и иностранные граждане, часто сталкиваются с проблемами как: у иностранного гражданина (мигранта) может и не знать информацию о доступе к неформальной системе (в незнакомом ему городе отсутствие друзей и родственников, и в такой же ситуации находятся и члены его семьи, как он сам (мигрант); возникновение потребности при некорректном или неграмотном информировании и установлении контактов от социальных служб с формальными системами; причинами не трудоустройства иностранного гражданина, может быть дискриминация по этническому признаку и неправильные виды на иностранных граждан и на их трудовую деятельность. Таким образом, для специалистов по социальной работе, важно учитывать все тонкости, влекущие на возможность трудоустройства иностранных граждан, для создания помощи в полном объёме в социальной сфере. Специалист  социальной службы по работе с иностранными гражданами, должен уметь найти эмоциональную связь и процессе контакта взять на себя инициативу в общении, владеть техникой профессионального общения.

Коммуникативная компетенция – это понятие, введенное Д. Хаймсом. Знание языка, понимаемое как умение выбирать варианты, обусловленные ситуативными, социальными или другими внеязыковыми факторами, изучаемые ситуативной грамматикой. Коммуникативная компетенция приобретается индивидом в процессе социализации, она позволяет человеку чувствовать себя членом социально обусловленной системы общения. Формирование коммуникативной компетенции выражается в овладении системой использования языка в зависимости от отношений между говорящими, места, цели высказывания. [4]

Коммуникативная компетентность у специалистов, работающих с иностранными гражданами (мигрантами) и ведущих приём иностранных граждан (мигрантов) были выявлены необходимые соответствующие способности, проявляющиеся в умениях, они называются знаниями в действиях, конкретно в рабочих ситуациях. Коммуникативная компетентность специалистов, может характеризоваться сниженным уровнем профессиональной деятельности, компетенция которой определятся эмоциональным профессиональным выгоранием. Состояние, которое описываемое в сфере профессионального выгорания характеризующееся, как физическое, умственное и моральное истощение, сопровождающейся долговременной эмоциональной и психологической нагрузкой. И с другой стороны, описывающийся действие, как период профессионального истощения, сопровождающиеся различными рабочими ситуациями.

Социальная работа относится к такой профессиональной деятельности, в которой важную роль играют личностные качества специалиста, определяющие успешность и эффективность его работы и присутствие коммуникативной компетенции понимается как эффективность или адекватность на способность разрешать проблемные ситуации, с которыми сталкивается специалист, работающий с иностранными гражданами (мигрантами). Показателями коммуникативной компетенции специалиста работающего с клиентами (мигрантами) являются:

- умение быстро ориентироваться в общении;

- умение планировать свою речь;

- умение правильно находить информацию;

- уметь обеспечивать обратную связь с клиентом (мигрантом) в ситуации общения.

В практике выявление коммуникативной компетентности специалистов работающих с иностранными гражданами (мигрантами) встречаются случаи, требующие проявление профессионализма на высоком уровне, в работе с клиентами, находящимися в состоянии острого кризиса, в консультировании. Социальные службы по работе с иностранными гражданами, соприкасаются с проблемами, так или иначе связанными с непрофессиональной деятельностью специалистов социальной сферы, как среднего звена, так и ведущего. Набор специалистов является важной и ответственной задачей для социальной сферы. В управлении социальной защиты населения коммуникативная компетентность специалистов – это “лицо” управления, их деловые и профессиональные качества в соответствии должностным обязанностями во многом являются успешной работой всего управления и службы в целом. Не менее важен точный и верный набор специалистов ведущих прием граждан (мигрантов). Вновь пришедшие специалисты, ведущие приём граждан (мигрантов), должны быть не только профессионально грамотными, но и гармонично вписаться в рабочий коллектив, не нарушая в нем баланс и устойчивость в взаимодействии и не став конфликтным источником.

Система социально-психологических мероприятий, направленных на оказание профилактической, консультативной и просветительской помощи специалистам, работающим с гражданами (мигрантами), будет способствовать повышению развития коммуникативной компетенции специалистов. Значимым для развития коммуникативной компетенции специалистов, сопровождается самообладанием, оно является показателем личности специалиста. Самообладание – это скорее управление в различных ситуациях своим поведением, а не качество личности. Специалисту постоянно приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, в которых необходимо развивать специально коммуникативную компетентность в себе и чувство самообладание.

Развивать коммуникативную компетентность – это значит повышать культуру общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль, а также уметь своевременно снимать последствия негативного общения и находить правильный выход из кризисной ситуации.

Для специалиста работающего с иностранными гражданами (мигрантами), важным фактором в первую очередь является физическое и психологическое здоровье, а также профессионализм, потому как большинство из специалистов это женщины, у которых высокая степень восприимчивость, сострадание, сочувствие, эмоциональность намного сильнее выражена, чем у мужчинами. Развитие коммуникативной компетентности специалистов поддерживается и укрепляется здоровьем, а значит надо пользоваться индивидуальными, групповыми и коллективными системами. В ситуации психологической самозащиты негативного общения оборудуются комнаты, а также подбираются методики релаксации, психологической разгрузки индивидуальная и групповая психотерапия. Обязательны медицинские осмотры, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение в дома отдыха и необходимы занятия физкультурой.

Коммуникативная компетентность специалиста работающего с иностранными гражданами (мигрантами), значит решать быстро и эффективно проблемы мигрантов. Специалисту важно повышать свой уровень квалификации, заниматься самообразованием в практической работе, делиться и брать опыт у своих коллег по деятельности, а также посещать различные семинарами, курсами по профессиональной деятельности. Развитие коммуникативной компетентности – это развитие знаний, умений и навыков, также условий труда и снятие напряжения, а также улучшение психологического климата в среди коллег. Вопросы о проблемах коммуникативной компетенции, изучаются исходя из разных позиций, однако до сих пор нет специальных исследования, посвященных развитию коммуникативной компетенции специалистов работающих с иностранными гражданами (мигрантами).

Коммуникативная компетентность специалистов необходима для эффективной коммуникации в социальной сфере, как межличностное взаимодействие. Чтобы убедиться в коммуникабельной компетенции специалиста работающего с клиентами, необходимо иметь обратную связь, при котором можно узнать, как иностранные граждане поняли работника социальной сферы. Коммуникативная компетентность специалистов характеризуется поведением, направленным на деловое общение. Присутствие коммуникативной способности у специалистов имеет большую возможность влияния на окружение. Иначе, коммуникативная компетентность определяется с межличностных отношений.

В итоге можно сказать, что профессионализм руководителя и каждого специалиста работающего с иностранными гражданами, во многом определяется его умением общаться со своими коллегами и клиентами.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017).
  2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.  М: изд-во «Наука», 1984. 444с.
  3. Чернова Г. Р. Социальная психология: учеб. для вузов. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. 200 с.
  4. Hymes, D. On Communicative Competence. In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp. 269-293.


Все статьи автора «Кузнецова Алена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: