ПРОГРАММА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ – МИГРАНТАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Кондакова Анастасия Анатольевна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
магистрант

Аннотация
В данной статье представлены материалы эмпирического исследования, целью которого была разработка комплексной программы психосоциальной работы с подростками –мигрантами в общеобразовательной организации.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кондакова А.А. Программа психосоциальной работы с подростками – мигрантами в общеобразовательной организации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24642 (дата обращения: 21.02.2024).

В настоящее время в практике разрешения проблем граждан, нуждающихся в социальной поддержке, невозможно игнорировать психологический аспект в разрешении разного рода трудных жизненных ситуаций. Так, клиента необходимо не только направить в разрешении его социальной проблемы, но и оказать ему полноценную психологическую поддержку в целях повышения мотивации разрешения возникшей жизненной ситуации, ведь конечной целью деятельности социального работника является достижение такого результата работы, когда необходимость в его помощи у клиента исчезает. В результате такой работы клиент приобретает новый опыт разрешения ситуации, с которой пришлось столкнуться и становится более компетентным и адаптированным к изменившимся условиям жизни.

Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации ребенка. Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания — социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно [1].

Для оказания психологической поддержки подросткам, обеспечения их личностного развития и гармонизации психоэмоционального состояния подростков мигрантов нами была разработана программа психосоциальной работы:

1. Социально-психологический тренинг личностного развития и социально-психологической адаптированности подростков к условиям миграции

2. Социально-психологические игры «Парад планет»

Социально-психологический тренинг личностного развития и социально-психологической адаптированности подростков к условиям миграции

Цели тренинга:

1. Снятие тревожности, напряженности и  предоставление  эмоциональной поддержки.

2. Предоставление подростка-мигранта м возможности осознавать собственные проблемы.

3. Изменение отношения подростков к себе и к окружающему миру.

4. Развитие у подростков навыков регуляции эмоциональных переживаний, внутреннего контроля за ситуациями, формирование толерантности к критическим жизненным ситуациям.

Направления работы практического психолога:

1. Обучение подростков социально-психологическим навыкам, взаимодействия.

2. Формирование критического отношения подростков к деструктивным способам поведения личности (суицид, алкоголизм, наркомания).

3. Помощь в создании конструктивных стратегий поведения.

Средство решения поставленных целей: групповая деятельности с подростками-мигрантами в условиях реальной малой группы, в которую подросток-мигрант естественно вовлечен, проводит определенную часть своего времени, осуществляет личностно-значимое для него общение.

Групповая работа с подростками-мигрантами  включала:

1. Ролевые игры с подростками-мигрантами .

2. Элементы психодрамы.

3. Социально-психологические тренинги общения.

4. Выполнение индивидуальных творческих заданий.

В основу групповой работы с подростками-мигрантами был положен принцип, взятый из практики клиентоориентрированнои терапии: полное, ясное, искреннее обговаривание участниками своих чувствах, ощущений в словесной форме, так называемое «Я – сообщение». Необходимыми элементами групповой работы были обмен впечатлениями и обсуждение. Важной особенностью нашей работы с подростками-мигрантами было постепенное вовлечение взрослых — педагогов, психологов, родителей подростков в групповое взаимодействие.

Занятия с подростками-мигрантами, разделенной для проведения тренинговой работы на две группы по 11 человек соответственно, проводились 4-5 раз в неделю по одному часу на протяжении 1 месяца. Общее количество проведенных занятий – 20.

В первом блоке групповая работа выполняла реализацию следующих задач:

– Сплочение и близкое знакомство участников группы.

– Создание атмосферы доброжелательности.

Комфортный психологический климат группы является показателем позитивных межличностных отношений и необходим для появления положительных изменений в личности участников.

1. Развитие раскрепощенности, спонтанности и свободы в общении.

2. Мотивирование подростка-мигранта на обращение к себе, к собственному внутреннему «я».

3. Обучение подростков некоторым приемам общения.

4. Снятие пессимистической установки.

5. Убеждение подростка-мигранта в том, что необходимо поделиться с окружающими – участниками группы — своей проблемой, подробнее рассказать о причинах отрицательных эмоциональных переживаний.

Первый этап групповой работы с подростками-мигрантами  включал 5 занятий.

Содержание первого этапа групповых занятий с подростками-мигрантами, включающие тематику и ход занятий, а также психологические приемы работы с подростками-мигрантами, представлено в таблице 6.

Таблица 6. Содержание первого блока тренинговой работы практического психолога с подростками мигрантами

No

п/п

тема

ход занятия и задания

приемы

1 Я индивидуальность,

Я – личность!

Определения:

жизнеосуществление, жизненный план, смысл жизни.

Представление себя и других. Умение слушать собеседника. Оценка прошлого и настоящего.

Проекция своего будущего

Освоение тренингового стиля общения и самораскрытия.

Осознание своего стиля преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсов. Развитие умения контролировать собственные эмоции.

Дискуссия: что такое

Приемы В течение 2-3

минут дать себе небольшую

2 Мир во мне!

Определения:

Адаптация, психологическая защита, толерантность.

Освоение тренингового стиля  общения и самораскрытия.

Осознание своего стиля в преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсов. Развитие умения контролировать собственные эмоции.

Коллективное обсуждение тактик поведения. Упражнения:

«Трамвай», «Борьба с непроизвольными мышечными напряжениями», «Змейка». Зарисовка собственных эмоций.

Методика «Самоисцеление»

- по окончании упражнения участники анализируют свои ощущения.

3 Я,ты, он, она- вместе целая семья.

Определения: симпатия, сопереживание

Дисскусия: что такое дружба и как завоевать друзей. Развитие способности к сплочению группы и коллективного взаимодействия Тренинг «Знакомство». Упражнения: «Карусель», «Интервью». Тренинги общения. Минисочинение «Мои сильные стороны»
4 Я чувствую

- значит живу!

Определения:

чувства, эмоции, переживания.

Сравнительный анализ своих переживаний с впечатлениями  и ощущениями других членов группы. Рассказать о самом сильном переживании (впечатлении) в своей жизни.

 

Умение делиться своими ощущениями  и переживаниями в нестандартных ситуация с другими членами группы. Упражнения: «Ода о себе», «Без маски», «Мои слабые стороны», «Антитезис».
5 Отголоски прошлого в сегодняшнем дне.

Определения:

ситуация, конфликт, агрессия.

Анализ событий прошедших дней. Дать оценку своему настроению, поведению.

Умение анализировать жизненные ситуации других членов группы.

Рассказ о прошедших событиях 2-3 мин, часов, дней.

Упражнения:

«Обращение к себе»,

«Релаксация».

Минисочинение «Мое любимое занятие».

* По окончании каждого занятия проводилось упражнение по формуле аутогенного погружения.

По окончании каждого занятия ребята давали оценку происходящим изменениям их отношений к самому себе и окружающим, как происходит их адаптация к новым условиям жизнедеятельности.

Следующий блок занятий был направлен на привлечение подростками-мигрантами  положительного конструктивного опыта окружающих для решения трудных проблем и регуляции эмоциональных переживаний. Главную роль на этом этапе работы с подростками-мигрантами  играло самораскрытие педагога-психолога, проводившего занятия. Важным в общении с подростками-мигрантами  является то, что психолог относится к последним как к взрослым людям, самостоятельным и свободным в принятии решения и высказывания той или иной точки зрения.

Таким образом, акцент был сделан на установлении равных, не осуждающих отношений с подростками-мигрантами. А это не могло быть обеспечено без желания и способности педагога-психолога самому быть открытым и честным в общении с группой.

Многими отечественными и зарубежными психологами подчеркивается важность умения практического психолога строить отношения с подростками-мигрантами  (А.Ю. Гордин, И.Б. Котова, Г.П. Мальковская, К. Роджерс, О.Л.Чернова, Е.Н. Шиянов и др.).

Поскольку педагог-психолог является значимым взрослым для подростков, поэтому они во многом ориентируются на его мнение и подражают его действиям. Демонстрируя позитивное отношение к подростка-мигранта и создавая успех в определенных видах деятельности, он, тем самым, дает им возможность через подражание научиться так же относится и к себе и к другим, создавая позитивное отношение к окружающему.

Задачи следующих пяти занятий.

1. Стимулирование группы, активизируя участников.

2. Развитие межличностных отношений.

3. Снятие тревожности и психологического дискомфорта.

4. Анализ опыта переживаний и поведения в период адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

5. Профилактика социальных вредностей.

6. Развитие у подростков стремления к позитивному миропониманию и мироощущению.

7. Развитие у подростков «свободных взглядов (без зажимов) на общепринятые штампы и стереотипы.

Содержание второго блока занятий с подростками-мигрантами , включающее тематику и ход занятий, а также психологические приемы работы с подростками-мигрантами  по адаптации их к новым условиям, представлено в таблице 2.

Основное назначение проведенных занятий (особенно последних двух) – дать понять подростку, что он достаточно взрослый и в праве самостоятельно может не только обсуждать серьезные темы, но и контролировать свое поведение и нести ответственность за свои действия и поступки.

Таблица 7. Содержание второго блока тренинговой работы практического психолога с подростками-мигрантами

No

п/п

тема

ход занятия и задания

приемы

1 Я в группе

Определения:

авторитет, уважение, кодекс чести

Определение особенностей группового взаимодействия и место каждого участника в группе. Рисунок группы.

Упражнения:

«Телефон», «Контакты», «Осознать возрастную характерность».

Анализ поведения участников группы.

2 Мой мир – твой мир.

Определения:

ощущения, потребности, стресс

Самораскрытие членов группы. Релаксация.

Развитие положительных эмоций Умение видеть себя со стороны.

Сочинение о  себе, о своей проблеме.

Упражнения:«Умение  учитывать  в своем поведении тончайшие изменения предлагаемых обстоятельств»,

«Внутреннее оправдание (по В. Леви)», «Старый заброшенный  магазин».

3 Умение сопереживать и анализировать.

 

Совместное

Переживании и анализ поведения участников группы.

 

Проигрывание конфликтных ситуаций: в семье, школе, в кругу сверстников. Ролевые игры. Зарисовывание эмоций.
Определения:

объективная оценка,

ситуация, активность,

конструктивный

- деструктивный

аффект.

Поиск путей совладения с трудностями на примерах из книг, фильмов, рассказов, опыта знакомых.
4 Курение, алкоголь, наркотики (Есть ли им место в нашей жизни?) Определения: компенсация, пристрастие, деградация, саморазрушающее поведение. Совместная беседа: «Социальные вредности в жизни подроска». Анализ ситуации из собственной жизни и опыта окружающих. Прослушать исповедь наркомана. Коллективное обсуждение: причины, риск, выход, будущее. Составление самотренингов : «Я бросаю курить», «В моей жизни нет места наркотикам и алкоголю».
5 Суицид как выход из тупика.

Определения:

суицид, депрессия, апатия, «суицидальный шантаж»,  фобия, фрустрация.

Беседа-диспут:

«Суицидальная Активность подростков».

Анализ ситуаций.

Прослушать исповедь подростка-мигранта — суицидента.

Коллективное обсуждение: причины, выход, будущее.

Составление коллективное программы – помощи подростку — суициденту.

Наши занятия были нацелены на то, что подростки имели возможность на мгновение поменяться местами с «героями» исповедей, примерить их позицию на себя и решить: а как бы я поступил в данной ситуации. Взгляд «со стороны» на деструктивное поведение сверстников – это возможность увидеть и почувствовать сколько боли и страдания можно причинить себе и окружающим.

Таким образом, наши усилия были направлены на осознанное решение проблемы и высказывание своей, пусть даже не традиционной, точки зрения.

Следующий блок занятий был направлен на проигрывание и коллективное обсуждение причин дезадаптации в новых условиях жизнедеятельности, с целью выявления их возникновения, особенностей переживаний и поведения участников, особенностей «разрешения» ситуаций и вырабатывания конструктивных стратегий совладения с трудностями.

Содержательная сторона третьего блока групповых занятий педагога-психолога с подростками-мигрантами , включающая тематику и ход занятий, а также психологические приемы работы, представлено в таблице.

Таблица 8. Содержание третьего блока тренинговой работы практического психолога с подростками-мигрантами

No

п/п

тема

ход занятия и задания

приемы

1 Я и моя семья

Определения: вина, стыд,

напряженность,

страх,конфликт,

ссора.

Обсуждение

предполагаемых

причин ссор с

родителями.

Совместный  поиск

выхода из ситуации.

Упр.1

«Тест-игра  на общение»

Проигрывание ситуаций:

•пришел  домой  поздно, •родители очередной

Раз читают мораль,

•наказание, •родители вошли  без стука в комнату и увидели…

2 Школьные

конфликты

Определения:

адаптация,

психологический

климат

Обсуждение

предполагаемых

конфликтов со

сверстниками.

Совместный  поиск

выхода из ситуаций.

Обсуждение

предполагаемых

причин поведения

подростков кризисных

ситуации в социальной

среде.  Совместный

поиск выхода из

ситуаций.

Проигрывание

ситуаций:

• вызов к директору,

•Я – изгой в

классе!

• одноклассники

подшутили,

• новичок пришел

в класс,

• учитель сделал

Замечание в

оскорбительной

форме

3 Конфликты с друзьями, сверстниками. Определения: любовь, ревность, месть, ненависть, терпение. Обсуждение предполагаемых причин конфликтов с друзьями, сверстниками. Обсуждение переживаний. Совместный поиск выхода из ституаций. Проигрывание ституаций:

- мне объявили бойкот!

- друг оскорбил, унизил,

- я подвел друзей,

- расставание с другом.

4 «Отцы и дети»

(занятие 1)

Поменяться ролями:

взрослые «стали»

детьми, а дети – взрослыми.

Обсуждение ситуаций,

Поиск решения.

Проигрывание

ситуаций:

• развод родителей,

• запрет,

• наказание,

•учитель накричал,

выгнал из класса,

• отец (мать) в гневе.

5 «Отцы и дети»

(занятие 2)

Разделиться на два полюса: взрослые и дети. Обмен мнениями по проблемам:
Каждый «полюс»

готовит свою

репрезентацию ответа,

аргументированную и

убедительную. В процессе обсуждения

можно перейти из

одного лагеря  в другой, если противоположная

точка зрения ближе. В

конце – поведение

коллективных выводов.

«Нужны ли

запреты?»

«Нужно ли

наказывать подростка-мигранта

и как?»

«Как удержать

подростка-мигранта от дурного намерения?»

Упр. 2 «Отчеты»

Упр. 3 «Тесты-игры»

(домашнее задание)

Упр. 4 «Рисунки»

Упр. 5«Финальный

сеанс»

Следующая серия занятий – заключительная. Ее назначение – помощь в формировании жизненного сценария подростков. Ее задачи:

1. Дальнейшее развитие личности подростка-мигранта .

2. Углубление самопознания подростков.

3. Адаптация к новым окружающим людям, ситуациям, и к самому себе.

4. Развитие механизма когнитивного оценивания жизненных проблем.

5. Развитие ценностных ориентации и профессиональных намерений подростков.

Содержание четвертого блока групповых занятий с подростками-мигрантами , включающий тематику и ход занятий, а также психологические приемы работы педагога-психолога, представлено в таблице.

Таблица 9. Содержание четвертого (заключительного) блока тренинговой работы педагога-психолога с подростками-мигрантами

No

п/п

тема

ход занятии и задания

приемы

1 Прекрасное будущее.

Определения:

интерес, деятельность,

жизненный план,

личностный рост,

перспектива,

профориентация.

Как ты видишь

будущее?

Обсуждении и анализ

профессиональных

намерений

участников группы.

«Цветное» будущее

(сочинение на

тему).

Упражнения: «Ваши

Способности к

искренности»,

«Ситуативные линии

ролевого поведения».

2 Место

профессиональной

деятельности в нашей жизни.

Определения:

Психологическая

устойчивость,

толерантность,

ответственность,

профессионализм.

Обсуждение

поведения участников

в ситуациях успеха

- неуспеха в

будущем.

Создание

самотренинга

«Программирование

На удачу».

Тренинги:

• начальник

И подчиненный,

• поступление

В институт,

• увольнение,

• забастовка

3 Из любой ситуации есть выход. Возможность

Выступить в

роли психолога. Анализ сложных жизненных

ситуаций участников

группы.

Тренинги:

«Телефон доверия», «Борьба

противоположностей».

Упражнения: «Жизнь без себя»,

4 Мир творчества

(дифференцирование

и отражение эмоций и

Проведение балла-

Маскарада с

участниками группы.

Коллективные

творческие

упражнения:

 чувств). «Маски»  должны

отражать:

темперамент героя,

его эмоциональное

состояние,стиль жизни.

Задача других

- отгадать маску.

«Портрет»,

«Привлечение

внимания

объекта».

 

 

5 Подведение итогов. Воспоминания о

прошедших занятиях

по типу анкеты

«Обратная связь».

Заключительные

выводы.

Сочинение «Мои

лучшие воспоминания

о занятиях в группе».

Каждый участник имеет возможность

выступить с ответным словом на 5 минут (можно задавать уточняющие вопросы).

В конце первого блока занятий у подростков наблюдалось снижение напряженности в межличностных отношениях неустойчивых подростков и установление позитивного психологического климата в группе. У подростков наблюдалось увеличение доверия друг к другу и открытости в общении, появилась возможность работать над более сложными проблемами в групповой форме. С каждым занятием у подростков все больше развивались такие качества, как ориентировка на мнение других людей, перенятие конструктивного жизненного опыта, попытки решения конфликтных ситуаций активными мирными способами, открытое выражение собственного мнения, стремление общаться и доверять другим участникам группы, обращение за поддержкой к товарищам и практическому психологу.

В своих отзывах подростки отмечали определенные изменения в своей личности, что, в частности, выражалось в развитии общительности, смелости, активности, рассудительности, способности контролировать свое поведение и эмоции. Важным является также то, что подростки чаще опирались на опыт переживаний своих сверстников — участников группы, учась на ошибках товарищей. Подростки демонстрировали не только способность к объективному оцениванию и избирательному перенятию, а не копированию, опыта сверстников, но и развитие механизмов сопереживания, сострадания, участия.

К концу второго и в процессе третьего блока подростки практически не испытывали трудностей в процессе проигрывания ролей. Все происходило «само собой», без особых усилий. Участники естественно переходили от обсуждения ситуаций к поиску конструктивных путей преодоления проблемы. В ходе проигрывания ситуаций у подростков развивалось рефлексивное видение собственных эмоций и конструктивные способы оперирования с ними.

Анализ групповой работы с дезадаптированными подростками-мигрантами показывает, что в процессе групповых занятий они приобретают опыт принятия со стороны взрослого, опыт равных, не осуждающих отношений.

Тренинговые занятия дают им эмоциональное и событийное разнообразие, которого им не хватает в жизни. Тренинг позволяет подростка-мигранта м посмотреть друг на друга и на ситуацию по-другому, увидеть то лучшее в товарищах, сверстниках, окружающем мире, что раньше не замечалось. Наблюдается потребность подростков в эмоциональном комфорте и поддержке со стороны значимого взрослого. Структура нашей работа избегала штампов и стереотипов. Доверительная атмосфера и эмоциональная поддержка позволила подростка-мигранта м вступить в тесный контакт с практическим психологом и задавать вопросы, высказывая свое мнение, перестраивать будущее.

В ситуациях неуспеха в будущем подростки уже не демонстрировали уход, дистанциирование от ситуации, а говорили, что главное не паниковать, не поддаваться отчаянию, а подумать и реализовать себя в каком – то другом позитивном деле.

На заключительном занятии звучали положительные отзывы подростков об эффективно проведенной работе, и выразили желание участвовать в групповой деятельности дальше.

Следующим мероприятием психосоциальной работы с подростками-мигрантами явилось организация социально-психологическая игра «Парад планет».

Цель – формирование и развитие коммуникативных навыков, обучение способам продуктивного и позитивного сотрудничества детьми-мигрантами

Задачи игры:

– обучение способам продуктивного и позитивного сотрудничества;

– формирование и развитие навыков толерантного поведения;

– осознание уникальности других и ценности многообразия мира;

– формирование активной жизненной позиции, основанной на ответственности и самостоятельном принятии решений;

– развитие социальной чувствительности;

– формирование позитивного социального потенциала;

– профилактика социально опасных форм ксенофобии;

– развитие творческих способностей и активизация воображения.

Идея игры «Парад планет» заключается в том, что участники придумывают и изображают на специально подготовленных пазлах собственные игровые государства, которые впоследствии объединяются в планеты. По сценарию выживание созданных планет и их мирное сосуществование в галактике становится возможным только в случае, если государства, образовавшие каждую планету, смогут найти объединяющее начало («общий язык») и построить бесконфликтные отношения друг с другом.

Игра «Парад планет» развивает стремление детей к межкультурному диалогу и способствует приобретению навыков позитивного сотрудничества.

Психологические  игры представляют собой эффективный инструмент для самоанализа и психотерапии – как в индивидуальной работе, так и для работы в группе.

Каждый участник психологической игры получает уникальный опыт взаимодействия с окружающими, возможность посмотреть на себя со стороны, получить ответы на жизненные вопросы.

«ЖИЗНЕННЫЙ ЦВЕТОК»

«Жизненный цветок» – это психологическая игра, позволяющая участникам проанализировать актуальную жизненную ситуацию, отследить свои жизненные стратегии, стремления, поработать с Теневой стороной своей личности, получить ответы на интересующие жизненные вопросы.

В основу игры «Индивидуация» положена идея конструкции личности согласно К. Г. Юнгу.

Игра предлагает участникам совершить путешествие в изучении себя и своих свойств, стилей поведения, особенностей восприятия реальности. Это происходит в процессе путешествия различных персонажей на игровом поле.

Игра дает возможность подумать о том, что сейчас озадачивает, мешает и помогает, что есть важного, а что второстепенного. Путешествие, которое сопровождает ведущий игры, позволяет участнику познакомиться со своими уже известными сторонами, а также узнать, что скрывается в неизведанной части «Я»: в зоне Тени, Анимы и Анимуса.

Технически игра представляет собой алгоритм перемещения карт участников по игровому полю, который превращается в захватывающий путь личностных трансформаций и изменений, с привлечением внешних и внутренних ресурсов.

«ВСЕЛЕННАЯ ДОКТОРА КТО»

Игра «Доктор Кто» – это психологический инструмент, который в формате игры позволяет участникам осознать свои поведенческие стратегии, отследить свое поведение в ситуации достижения, проанализировать особенности собственных копинг-стратегий.

Игра достаточно многофункциональна, может быть использована в качестве игровой платформы.

Инструментарий игры: игровое поле, специальные ассоциативные карты «Доктор Кто», игральный кубик.

«ИДЕАЛ»

Психологическая игра «Идеал» будет интересна всем, кто хочет увлекательно, с пользой и весело провести время, разобраться в том, почему мы иногда не понимаем друг друга, какие идеальные черты хотим видеть в своем партнере и насколько они отличаются от реального положения дел.

Специалистам этот набор может помочь в процессе консультаций как одного клиента, так и семьи, пары, детей и родителей. Также игру можно использовать в групповой психологической работе – для проведения тренингов, семинаров, мастер-классов!

Инструментарий игры: 174 карточки-характеристики, таблица с характеристиками «идеалов», таблица с кодами и «бонусами», дополнительные карточки «замена свойства».

«КСЕНОБИОЛОГИЯ»

Принимая участие в игре, участники смогут проанализироать собственные жизненные стратегии, умение взаимодействовать с другими, собственные навыки адаптивности и способы социальных контактов.

«Ксенобиология» — это интересное путешествие, в котором участники смогут лучше узнать и понять самих себя,  а также отследить свои способы взаимодействия с окружающими.

Игра «Ксенобиология» сочетает проективный метод и рациональный подход в работе с группой или в индивидуальной работе. Игра представляет собой сегментированное игровое поле по которому перемещаются различные «персонажи», обозначенные определенными ассоциативными картами.

Игра предполагает специальную игральную колоду ассоциативно-метафорических карт «Ксенобиология», изображающие несуществующих животных, а также символы и артефакты. С их помощью можно придумывать истории, изучать особенности самопрезентации клиента, исследовать и изменять поведенческие стереотипы.

«ЕЛКА»

Данная игра предполагает работу с какой-либо личностной проблемой или внутренним вопросом, ответ на который можно получить в ходе игры. Алгоритм игровых действий предполагает возможность рассмотреть проблему с разных позиций, расширить спектр ее понимания и найти новые подходы для решения.

Правила этой игры предполагают перемещение участника по разным позициям поля, где обозначены определенные вопросы и мета-позиции, помогающие по-новому посмотреть на заявленную проблему или заданный вопрос.

«ВОЗРАСТЫ ЖИЗНИ»

Игра «Возрасты жизни»  — это путешествие по яркому и интересному пути, этапы которого касаются тех или иных периодов нашей реальной жизни. Играя, участники смогут подытожить свои жизненные этапы, проанализировать текущие события, помечтать и распланировать будущее.

Также участники смогут поработать над «личной жизненной историей» и посмотреть со стороны на собственные стратегии и способы взаимодействия с окружающими.

Теоретическая значимость данных исследований состоит в том, что они дают более расширенные представления об особенностях этнической толерантности подростков закрытого административно-территориального образования. Практическая значимость исследования – материалы исследования могут быть применены в практической работе с подростками в школьной психологической службе, молодежных центрах, а также обогатить содержание лекционных и практических психологических занятий в вузах.

Мощнейшим инструментом содействия адаптации детей из семей мигрантов является образовательная среда. Будучи организована с учетом специфики социальных проблем и психологического состояния детей и подростков из семей мигрантов, она способна смягчить возникающие сложности социальной адаптации и способствовать интеграции детей и подростков из семей мигрантов в принимающее сообщество.

Миграция и пребывание в новой социокультурной среде оказывает системное воздействие на личность ребенка и ставит его перед необходимостью адаптации – трудным и порой драматичным процессом. На успешность социокультурной адаптации детей влияют как эндогенные (личностные особенности, специфика предшествующего жизненного опыта и пр.), так и экзогенные причины. Среди последних – юридическое, социальное и экономическое положение мигрантов.

Каждый мигрант – носитель специфической культуры или субкультуры. Откуда бы не приехал ребенок, его культура, так или иначе, отличается от культуры принимающей стороны. Психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов должна строиться с учетом культурного контекста и культурно-обусловленной специфики механизмов переживания проблемных ситуаций.

Этническая идентичность является ключевым компонентом в структуре социальной идентичности личности мигранта. Адаптация мигрантов к новой культурной среде должна проходить на основе осознания ценности и значимости собственной культуры и собственной личности.

В рамках нашего исследования была разработана комплексная программа психолого-педагогических технологий адаптации детей их семей мигрантов к образовательным средам, эффективность которой была проверена с помощью диагностического пакета, построенного на основе выделенных операциональных критериев.

Исследование показало, что разработанная комплексная программа является эффективным средством содействия социальной адаптации детей –мигрантов младшего школьного возраста разных национальностей.

Проведенная работа, конечно, не охватывает всей сложности проблемы социальной адаптации детей – мигрантов и не исчерпывает возможностей образовательной среды в деле содействия такой адаптации. Однако оно открывает возможные пути дальнейшего исследования проблемы.


Библиографический список
  1. Ковалева, Н.И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения / Н.И. Ковалева // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 75-80.
  2. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания // Образование в современной школе. 2002.  №4. С. 58-69.Гордикова, И.В. К вопросу об адаптации к школе у детей-мигрантов младшего школьного возраста / И.В. Гордикова // Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer30/1030.pdf.
  3. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2005.-479 с.


Все статьи автора «Кондакова Анастасия Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: