ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕНТАЛИТЕТА ПОДРОСТКОВ ЗАКРЫТЫХ ГОРОДОВ НА РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Шатова Светлана Владимировна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
магистрант

Аннотация
В данной статье представлен теоретический анализ особенностей менталитета жителей закрытых административно-территориальных образований и факторы, влияющие на уровень развития этнической толерантности у подростков закрытых городов.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шатова С.В. Влияние особенностей менталитета подростков закрытых городов на развитие этнической толерантности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24606 (дата обращения: 21.02.2024).

Развитие современного общества во многом зависит от людей, которые способны и готовы к позитивному взаимодействию с представителями разных национальностей, культур и этносов, признающих ценность другого человека, отличающегося своими убеждениями, традициями, моральными и этическими нормами, особенностями мировоззрения.

Особое значение данное положение приобретает в условиях современного поликультурного общества, социальные последствия которого имеют свои противоречия: с одной стороны – это увеличение масштаба взаимодействия разных национальностей в различных сферах жизнедеятельности; с другой стороны – это обострение противостояний между народами, провоцирующее дестабилизацию в обществе, рост агрессии и нетерпимости.

Проблема толерантности, в частности этнической, становится необходимым аспектом межэтнического взаимодействия и межкультурной коммуникации, как в мировом сообществе, так и в России.

Воспитание межэтнической толерантности у подростков, как основы национального самосознания, является одной из актуальных проблем современного образования. Актуальность этой проблемы обусловлена теми процессами, как рост агрессивности, конфликтов и конфликтных ситуаций. Государство и современное образование направлены на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного этнического сознания и поведения, миролюбия, непримиримости к экстремизму. Особо важное значение в этом направлении касается подрастающего поколения, которому в силу возрастных особенностей свойственны: максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей является подростковый возраст [17]. Именно в этом возрасте формируется этническое самосознание подростков, и поэтому на данном этапе наиболее эффективным будет воздействие на этнические стереотипы и развитие этнического толерантного отношения.

Понятие толерантности объемно и многозначно в различных аспектах. «Можно говорить о политической толерантности как о терпимости властей к инакомыслию и об этнической толерантности, проявляющейся в мирном сосуществовании различных этнических групп… Можно говорить о толерантности как о норме повседневности общения» [2, с. 20].

С позиции межличностного взаимодействия, толерантность – это готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющим различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения (Рожков М.И., Байбородова Л.В.).

По мнению Д.В. Зиновьева, толерантность – это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной, культурной принадлежности; терпимое отношение иным взглядам, нравам, привычкам [12].

Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он является, а именно отношение к иному этносу и его представителям. «Этническая толерантность – это готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, т.е. к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства» [1].

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений [5]. К сожалению, у подростков недостаточно необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные проблемы многонационального общества. Подрастающее поколение не имеет такой положительной практики межэтнических и межкультурных отношений, которая есть у старшего поколения, получивших жизненный опыт сосуществования с другими нациями и народами в период социализма.

Страх перед чужим, отсутствие доверия и взаимопонимания являются побудительным мотивом и закрепляющимся стереотипом поведения, которое направлено на неприятие и нетерпимость к чуждым влияниям, что определяет понятие - интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других (В.П. Кожевникова).

Поэтому развитие этнической толерантности и толерантного сознания личности становится одной из важных проблем образования. Задача формирования толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, но в первую очередь тех из них, работа которых непосредственно связана с воспитанием детей и подростков, которые имеют большие возможности для формирования гуманистических ценностей и реальной готовности к толерантному поведению.

Содержание социально значимых черт личности формируется на макросоциальном уровне, т.е. составные элементы менталитета больших социальных групп (к которым относятся жители закрытых городов) возникают на основе исторического опыта, обобщенного политико-экономическими, культурными и идеологическими системами.

Для того, чтобы раскрыть психологические составляющие менталитета населения закрытых городов, необходимо определить понятие “менталитет”. Данным термином пользуются зарубежные и отечественные исследователи, однако, единого определения не существует.

В первые десятилетия XX в. термин использовался по отношению к приматам и жителям первобытных обществ. Французский историк Ж. Лефевр определял коллективную и индивидуальную ментальность как биологические константы. Иные подходы к данному понятию имели основатели журнала “Анналов” М. Блок и Л. Февр. Менталитет ими рассматривался как исторически складывающаяся структура, определяющая мысли, чувства, ценности и поведение людей [11].

В современных исследованиях понятие “менталитет” чаще всего рассматривают как «…совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы» [9, с. 3] (В.А. Шкуратов, А.Я. Гуревич, А.В. Петровский).

К составляющим менталитета чаще всего относят:

- систему знаний и представлений людей о мире, в котором они живут (ценности, идеалы, социальные нормы);

- мотивационную сферу;

- социальные установки;

- стереотипы поведения.

Принципы изучения данных психологических образований в больших и малых социальных группах анализируются в работах В.М. Бехтерева, Г.М. Андреевой, А.Н. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, Б.Г. Ананьева и других авторов.

В данном случае, менталитет может рассматриваться как «…некая характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте» [9, с. 3].

Психологические составляющие менталитета населения закрытых городов являют собой то типичное, что характерно каждому жителю ЗАТО, в той или иной мере присуще всем представителям данной группы. Эти отличительные черты (не одинаковые для всех, но именно общие) создают социальный тип личности, порожденный идентичными условиями существования, предопределенный конкретными историческими обстоятельствами.

Особенности малого города, влияние его особенностей на социализацию рассматривал А.В. Мудрик [13]. О.М. Дерябина исследовала психологические проблемы закрытых городов, связанных с производством. Характерные особенности ценностных ориентаций в закрытом городе были выделены В.П. Визгиным и X. Гастерсоном [6; 7].

Если рассмотреть историческую ситуацию, в которой создавались и развивались системы ЗАТО, можно выявить некоторые факторы формирования менталитета населения закрытых городов.

Во-первых, ЗАТО – обязательно некрупное поселение городского типа, и население здесь всегда выступает носителем городского типа сознания.

Во-вторых, ЗАТО – поселение с искусственно закрытым социумом. В силу этой специфики формирование менталитета молодежи как мироощущения, мировосприятия, определяющееся образом жизни, мышлением, нравственностью, обладает своими особенностями.

В-третьих, социум ЗАТО обладает еще одной значительной особенностью – из-за не столь давнего возникновения такого типа населенных пунктов ценности, стереотипы и стандарты поведения старшего поколения населения накладываются в сознание молодежи на нормы, установки и стереотипы, принятые в среде закрытых городов.

В-четвертых, относительное социальное и материальное благополучие жителей ЗАТО, сохраняющееся даже в современных условиях финансового кризиса, по сравнению с населением других населенных пунктов России, накладывает определенный отпечаток и на процесс социализации молодежи, и на формирование их менталитета.

Когда говорят о закрытых городах, то вспоминают военную промышленность и секретные разработки. Сейчас положение о секретности в закрытых городах практически отсутствует, в сравнении с временами СССР. Когда-то этих населенных пунктов не было на картах, а их жители не имели права за пределами города говорить о том, где они живут. Людям было достаточно компенсации от государства в виде надбавок к заработной плате, что существует и по сей день. Но нельзя сказать, что эта добровольная изоляция никак не отразилась на жизнях людей закрытых городов. Ограниченное пространство, где люди работают и учатся каждый день, накладывает определенный отпечаток. Люди становятся скрытными, появляется страх сказать что-то лишнее. Кроме того, в ЗАТО обычно чище, нет лиц без определенного места жительства, довольно низкий уровень преступности.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что престижный социальный статус закрытого города формировал пренебрежительное, несколько высокомерное отношение горожан ЗАТО к жителям других населенных пунктов, не входившим в особо огороженную зону. А возможность открытия закрытой территории пугает их – ведь это приведёт к потере своего особого положения, к снижению материального достатка, к повышению преступности и ухудшению коммунальных условий.

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток образа жизни закрытых городов. Немаловажное значение играют такие особенности, как: стабильность, устойчивость, которые здесь ценятся много выше, чем успех; склонность к инерции сильнее, чем к развитию. Однако в целом стиль жизни ориентируется на крупные города. Это проявляется:

- в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную профессию;

- в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию;

- в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений.

Именно поэтому молодежь все чаще стремится уехать из закрытого города в крупные мегаполисы с целью получения образования или профессионального роста. Однако сложившиеся с детства стереотипы в городе с особым положением могут вызвать проблемы во взаимоотношениях в поликультурном обществе крупных городов.

Изложенное позволяет выявить сложившиеся противоречия.  С одной стороны, в век глобализации экономики, интеграции и взаимозависимости, мир становится единым; с другой – человечество в условиях социального и национального неравенства остается разделенным. Проблема в том, что для многонациональной России как поликультурного государства сохраняется социальная напряженность в обществе, которая проявляется в  межэтнических и межконфессиональных конфликтах.

Кроме того, изучение проблем этнической толерантности нашло отражение в работах многих ученых практиков и теоретиков: в контексте этнопедагогики и этнопсихологии; межэтнического взаимодействия; в рамках формирования этнической толерантности детей и молодежи. Но такие особенности подростков проживающих в условиях ЗАТО, как дефицит общения с представителями других наций, практических знаний о культурах других народностей в рамках этнического поликультурного образования – тема практически не изученная.

В связи с этим напрашивается вывод, что социальные и административно-территориальные особенности закрытого города повлияли на сформированность негативного отношения у жителей, а в частности подростков закрытого административно-территориального образования, к представителям других населенных пунктов, и в особенности к представителям других народностей, что является актуальной проблемой для таких городов.

Для решения этой проблемы необходимо более тщательное изучение особенностей менталитета жителей закрытых городов; и проведение комплекса специально разработанных мероприятий, направленных на развитие этнической толерантности; устранение дефицита общения с представителями других наций; использование практических знаний о культурах других народностей у подростков закрытого административно-территориального образования.


Библиографический список
  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания // Образование в современной школе. 2002.  №4. С. 58-69.
  2. Асмолов А.Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 19-26.
  3. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М., изд-во ФГАУ Федеральный институт развития (ФИРО), 2011. С. 73.
  4. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005.
  5. Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. М.: АПК и ПРО, 2007. С. 4.
  6. Визгин В.П. Формирование этноса советского ученого-атомщика // Наука и общество: история советского атомного проекта. С. 367.
  7. Гастерсон X. Ливермор глазами антрополога // Вопросы истории естествознания и техники. 1995. № 2. С. 98.
  8. Дерябина О.М. Психологические проблемы закрытых городов, связанных с производством военного плутония, и возможные способы их решения, Сборник докладов IV Международной радиоэкологической конференции: “Утилизация плутония: проблемы и решения”, Красноярск, 2000.
  9. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20.
  10. Зараковский Г.М. «Качество жизни населения России: психологические составляющие» Социальная психология. М.: Смысл, 2009. 320 с.
  11. Корнилов Г.Е., Приходько Л.С. Ментальность: историко-философский экскурс. Курган, 2000. 98 с.
  12. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. / Под ред. А.А. Белика. М.: Смысл, 2001. 555 с.
  13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
  14. Науменко Л.И. Этническая идентичность: проблемы трансформации в постсоветский период. Этническая психология и общество. М., 1997. 76 с.
  15. Наумова Н. Ф. Жизненные стратегии в переходном обществе / Социологический журнал. 1995. №2. С. 5-11.
  16. Собкин B. C., Ваганова М. В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности / Проблемы толерантности в подростковой субкультуре: труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIII. М: ЦСО РАО, 2003. С. 256.
  17. Фельдштейн И. Д. Психология развивающейся личности. М: «МОДЭК», 1996. 512 с.


Все статьи автора «Шатова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: