ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вань Елена Николаевна
Оренбургский государственный университет

Аннотация
Статья посвящена описанию и анализу различных подходов к определению профессиональной направленности. Проведен анализ основных направлений исследований профессиональной направленности личности. Обозначена необходимость и перспективность изучения нормативно-правового аспекта профессиональной направленности личности.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Вань Е.Н. Профессиональная направленность как предмет психологического исследования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24578 (дата обращения: 22.02.2024).

В настоящее время профессиональная направленность личности особенно актуальна в качестве предмета психологического исследования. Этот факт подтверждается многочисленностью  работ, посвященных исследованию данного психологического феномена.

Профессиональная направленность личности является предметом исследования многих ученых: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. М. Митина, Л. И. Божович, Е. Р. Горелова, Т. С. Деркач, Н. Н. Доронина, М. И. Дьяченко, С. А. Зимичева, С. Х. Асадулина, В. А. Сластенин, Н. В. Кузьмина, Е. М. Никиреев, И. Ю. Быргазов, В. П. Симонов, А. С. Городничева, Т. Д. Дубровицкая, Т. Ж. Качикеев, С. К. Морозов, Е. П. Ильин, А. А. Реан, А. И. Щербаков, Э. Ф. Зеер и др.

Несмотря на то, что направленность личности выступает предметом активных исследований, это понятие имеет множественные трактовки [2].

Так, С.Л. Рубинштейн рассматривает данный психологический феномен через динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность,  сами, в свою очередь, определяясь её целями и задачами [8].

В словаре практического психолога С. Ю. Головина, направленность определяется как общее свойство личности, объединяющее устойчивые мотивы, которые ориентируют деятельность личности относительно текущих ситуаций. Она выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности [1].

В самом широком понимании направленность личности – это системная характеристика личности, объединяющая побуждения, определяющие активность личности, предпочтительное отношение к действительности. Она включает в себя широкий спектр внутренних побудительных сил личности, таких как потребности  и мотивы, идеалы, убеждения, цели [7].

Профессиональная направленность является составляющей общей направленности личности, и как одна из ее составляющих включает свойства, которые проявляются в трудовой деятельности человека [4].

Проблемы профессиональной направленности личности рассматривались во многих работах психологов и педагогов. Основными направлениями исследований в этой области являются:

- изучение этапов становления и уровней сформированности профессиональной направленности (И. Ю. Быргазов, А. С. Город-ничева, Т. Д. Дубровицкая, Т. Ж. Качикеев, С. К. Морозов, Е. М. Никиреев);

- разработка критериев оценки профессиональной направленности и методов ее диагностики (Е. П. Ильин, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, В. П. Симонов, А. И. Щербаков и др.);

- изучение профессиональной направленности студентов (М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, С. А. Зимичева, Н. В. Кузьмина, В. А. Сла-стенин и др.);

- исследование содержания и структуры профессиональной направленности (С. Х. Асадулина, Л. И. Божович, Е. Р. Горелова, Т. С. Деркач, Н. Н. Доронина, М. И. Дьяченко, С. А. Зимичева, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. М. Митина, Е. М. Никиреев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Характеристика структуры профессиональной направленности имеет достаточно разнообразные трактовки и зависит от того подхода, который применяют исследователи.

К.К. Платонов в структуре профессиональной направленности выделяет интерес, который исходит из знаний и положительных эмоций, профессиональных идеалов, склонностей, стремлений, мотивов, качеств, характеризующих человека как профессионала [6].

И. Д. Левитов в структуру профессиональной направленности включает (кроме потребностей, интересов и идеалов) широкий спектр параметров, включая эмоционально-волевую готовность к  профессиональной деятельности, любовь к своей профессии[3].

А. К. Маркова профессиональную направленность раскрывает как характеристику побудительных сил личности в отношении профессиональной деятельности, определяемой потребностями  и мотивами, убеждениями, побуждениями в мотивационной сфере, а также интересами личности [5].

Системообразующим элементом готовности личности к правомерному поведению в сфере профессиональной деятельности выступает профессионально-правомерная направленность как её системное свойство, побуждающее достигать профессиональных целей правомерными способами [10].

Опираясь на подход Т.Г. Хащенко и М.М. Шпак, согласно которому професcиональная направленность личности может быть представлена системой отношений к себе, к другим людям и к деятельности, в структуре профессионально-правовой направленности можно выделить три основных подсистемы: интраориентационную, интерориентационную и деятельностно-ориентационную[9].

Интраориентационная подсистема интегрирует образ себя как субъекта права (представления, эмоциональное отношение, поведенческие привычки по отношению к себе как к субъекту прав), принятие ответственности за свое правовое поведение, самооценку своих возможностей и ограничений в отстаивании прав и исполнении обязательств и т. п.

Интерориентационная подсистема объединяет отношение к другим людям как носителям прав (представления, эмоциональное отношение, поведенческие привычки по отношению к другим как к субъектам прав), внутреннее принятие необходимости соблюдения прав, установка на соблюдение собственных прав со стороны других людей и т. п.

Деятельностно-ориентационная подсистема включает образ собственной профессиональной деятельности как нормативно-регулируемой, эмоциональное отношение к ней в контексте нормативности (принятие/непринятие), поведенческие привычки, предопределяющие отношение личности к своей профессиональной деятельности.

Сопоставление позиций указанных выше авторов позволяет сделать ряд выводов, касающихся структуры профессиональной направленности:

1) профессиональная направленность представляет собой системное личностное образование, стержнем которого выступают мотивационные тенденции.

2) профессиональная направленность определяется сложными взаимосвязями когнитивных, аффективных, мотивационных и поведенческих структур личности.

3) профессиональная направленность, рассматриваемая в контексте правомерного поведения личности, может быть представлена системой отношений к себе, к другим людям и к профессиональной деятельности.

Исходя из данных анализа исследований, посвященных изучению профессиональной направленности, можно сделать вывод, что наименее изученным является ее нормативно-правовой аспект.

Профессионально-правомерная направленность характеризует не только сформированность правовых знаний, но и мотивационную готовность личности к правомерному поведению в сфере профессиональной деятельности.

В связи с этим, изучение профессионально-правомерной направленности личности  представляет не только теоретический, но и практический интерес.


Библиографический список
  1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. – 300с.
  2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. – М.: «Знание», 2009. – 240с.
  3. Левитов Н. Д. Психология труда. – М.: Высшее образование, 1963. – 82 с.
  4. Митина Л. М. Психология профессионального развития личности // Российский журнал. – 2010. – №1(14).
  5. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308с.
  6. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  7. Платонов К. К. Профессиональное призвание // Профессиональная ориентация молодёжи. – М.: Высшее образование, 1984.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – 720 с.
  9. Хащенко Т. Г., Хащенко А. В., Шпак М. М. Психология правомерного поведения. – Ульяновск, 2011. – 67 с.
  10. Хащенко Т.Г., Шпак М.М. Правомерная направленность в структуре личностной готовности к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 3.

 



Все статьи автора «Вань Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: