УДК 37.026.4

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Журавлев Иван Александрович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №20 г. Нижний Тагил
учитель математики

Аннотация
Статья посвящена реализации деятельностной наглядности как эффективного инструмента развития универсальных учебных действий обучающихся. В качестве инструмента реализации предложено использовать ряд интерактивных компьютерных сред. На конкретном материале продемонстрированы пути развития познавательных и регулятивных универсальных учебных действий при реализации деятельностной наглядности посредством использования интерактивных компьютерных сред.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Журавлев И.А. Реализация деятельностной наглядности в школьных дисциплинах гуманитарной направленности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24502 (дата обращения: 13.11.2017).

В современной дидактике понимание принципа наглядности претерпело существенные изменения: от применения наглядных средств в качестве иллюстрации осуществляется переход к деятельностному характеру наглядности, при этом наглядность становится интерактивной, динамичной, мультимедийной и нелинейной. Также меняется назначение наглядности: от средства активизации познавательной активности осуществляется переход к средству познания и развития обучающегося [1]. Недостаточно просто показать обучающимся какие-либо наглядные пособия, необходимо создавать ситуации, в которых бы обучающийся непосредственно взаимодействовал с наглядными пособиями (визуальными моделями), выполняя учебные действия и получая знания из результатов практической деятельности. Подчеркнём, что здесь мы говорим не о действии вообще, так или иначе осуществляемом в ходе использования средств наглядности, а именно об учебном действии, понимая под ним «осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт; конкретный способ преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий» [2, с. 75].

Для конструктивного обсуждения возможностей использования деятельностной наглядности в обучении приведём компонентную структуру этого понятия. «Содержание понятия деятельностной наглядности раскрывается в следующих компонентах:

– создание обучающимися визуальных моделей тех объектов, которые образуют проблемное поле;

– осуществление материализованных действий с визуальными моделями, позволяющими сформировать проблемную ситуацию;

– установление причинно-следственных связей между визуализированными компонентами моделируемой системы посредством допустимых её трансформаций» [1].

Указанный компонентный состав деятельностной наглядности позволяет рассматривать её как особо значимую для решения задач по развитию у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). Эффективным средством реализации деятельностной наглядности в обучении могут выступать, на наш взгляд, интерактивные компьютерные среды. Отметим также, что ключевым фактором развития универсальных учебных действий обучающихся будет выступать самостоятельное исследование учащимися визуальной модели, представленной в интерактивной компьютерной среде.

Реализация принципа деятельностной наглядности как процесса самостоятельного создания обучающимися визуальных моделей в ходе собственного познавательного опыта с помощью специальных средств наглядности путём специально организованной учебной деятельности на уровне основного общего образования может осуществляться, по нашему мнению, в ходе изучения большинства предметов. Однако основная часть исследований, посвящённых особенностям взаимодействия современного понимания принципа наглядности и деятельностного подхода, относится к циклу естественно-научных дисциплин, где активно используются реальные и виртуальные (компьютерные) эксперименты.

Рассмотрим некоторые возможности интерактивных компьютерных сред и возможности их применения на уровне основного общего образования.

На уроках географии при использовании интерактивной компьютерной среды «План местности» (рис.1) обучающимся предлагается посредством имеющегося набора условных знаков создать план местности. Данная программа может быть использована на уроках географии 6 класса при изучении темы «План местности». У обучающихся возникает проблема соотнесения условных знаков, представленных в интерактивной компьютерной среде, с реальными объектами на местности. Хотя эта учебная деятельность выступает как подготовительная к более полной реализации деятельностной наглядности, уже решение данной проблемы способствует развитию регулятивного универсального учебного действия «целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно» [3, с.29]. С помощью учителя обучающиеся определяют, какой условный знак соответствует тому или иному объекту на местности. После такого подготовительного этапа обучающиеся могут переходить непосредственно к конструктивному эксперименту с визуальными моделями, задания здесь могут быть сформулированы несколькими способами: на начальном этапе работы обучающимся может быть предложено воспроизвести в интерактивной среде план некоего участка реальной местности (например, по фотографии данного участка, либо по аэрофотоснимку), в последующем обучающимся можно предложить создание плана местности по текстовому описанию, заданному учителем, либо плана местности, наиболее подходящей для размещения объектов промышленности, инфраструктуры и т.д. При осуществлении такой работы получает развитие познавательное универсальное учебное действие «моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)» [3, с.30].

 

Рис. 1

Интерактивная компьютерной среда «Микрорайон» имеет схожий функционал со средой «План местности». Применяться данная программа может, например, в 9 классе на уроках географии при изучении размещения объектов инфраструктурного комплекса в теме «Сфера услуг». Работая с виртуальными объектами в данной интерактивной компьютерной среде, обучающиеся создают схему нового жилого района. В процессе работы обучающиеся сталкиваются с проблемой: какой минимальный набор элементов инфраструктуры необходим для полноценного функционирования жилого района? Нередко обучающиеся упускают из внимания объекты образования: школы, детские сады, учреждения дополнительного образования. Другие обучающиеся создают микрорайоны, где отсутствует больница и т.д. Путем обсуждения между собой и с учителем обучающиеся самостоятельно формируют список необходимых социально-экономических объектов для жизни людей. После этого обучающиеся вносят коррективы в ранее разработанные планы микрорайонов. Такая работа позволяет продолжить развитие регулятивных УУД «коррекция, т.е. внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата» [3, с. 29]. После окончания работы необходимо провести проверку на предмет наличия в плане микрорайона всех необходимых элементов инфраструктуры. Здесь получает развитие еще одно регулятивное УУД «контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона» [3, с. 29]. Обучающиеся нужно предложить представить разработанные планы одноклассникам, которые будут выступать в роли экспертов. Это также способствует формированию соответствующего комплекса регулятивных и коммуникативных УУД.

Интерактивная среда «Lanchester» может быть использована на уроках истории при изучении различных сражений. Программа «Lanchester», использует так называемое «ланчестерское уравнение» для предсказания исхода битвы, опираясь на ряд параметров [4].

Работая в данной интерактивной компьютерной среде, обучающиеся могут смоделировать ход сражения, опираясь на реальные исторические данные о численности войск противников, их месторасположении и т.д. В качестве конкретного примера рассмотрим битву на Куликовом поле, которая изучается в 6 классе. Учитель ставит перед обучающимися задачу смоделировать данную битву в интерактивной среде. Для этого обучающимся необходимо в обсуждении между собой и с учителем определить, какая информация существенна для построения соответствующей модели (численность сражавшихся армий, их расположение перед битвой и т.д.), а затем осуществить самостоятельный поиск этой информации, используя доступные им источники информации. В процессе работы у обучающихся развиваются познавательные универсальные учебные действия, такие как «поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств» и «определение основной и второстепенной информации» [3, с. 29 – 30].

В дальнейшем учителем перед обучающимися может быть поставлена следующая задача: варьируя имеющиеся параметры визуальных моделей, проследить, как будут меняться результаты битвы при уменьшении/увеличении численности войск с одной и с другой стороны, определить какое минимальное количество войск было бы необходимо для победы в данной битве и т.д. Из возникающего в ходе таких экспериментов противоречия с реальным исходом битвы учителю следует организовать обсуждение о роли морального фактора, действие которого не формализуемо и потому не может быть представлено в подобных моделях. Далее следует предложить обучающимся на основании этой экспериментальной деятельности сформулировать общие выводы, что способствует развитию познавательных УУД «установление причинно-следственных связей» и «преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область» [3, с. 30].

Как видно из изложенного выше, интерактивные среды позволяют выстраивать индивидуальные траектории в освоении учебного материала и развития УУД. В то же время весьма продуктивным оказывается организация работы в малых группах, поскольку она в процессе групповой коммуникации направляет обучающихся на рефлексию своей деятельности по получению результата. Одновременно это способствует развитию коммуникативных УУД, направленных на сотрудничество в рамках решения поставленной проблемы. Подробнее организация работы в малых группах на основе деятельностной наглядности описана нами в [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация принципа деятельностной наглядности на уровне основного общего образования позволяет выстраивать образовательный процесс с учетом необходимости развития у обучающихся целого ряда познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.


Библиографический список
  1. Журавлёв И. А. Принцип деятельностной наглядности как педагогическая проблема в развитии познавательных универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / И. А. Журавлёв // Современная педагогика. – 2016. – № 10 – Режим доступа :  http://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6035 (дата обращения: 08.11.2017).
  2. Степашкина Л. Ю. Педагогическое управление развитием общих учебных умений и навыков учащихся основной школы: дис….канд. пед. наук: 13.00.01/ Степашкина Любовь Юрьевна. Омск, 2005. – 193 с.
  3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с.
  4. Жезлов А. В. Разработка программного обеспечения для моделирования участка фронта на основе ланчестерских моделей / А. В. Жезлов, Н. В. Митюков // Вестник КИГИТ. 2010. № 5(14). С. 89-94.
  5. Журавлёв И. А. Потенциал групповой работы для развития универсальных учебных действий учащихся при обучении математике в средней школе / И. А. Журавлёв // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика : научно-методический журнал. – 2014. –  №3. – Т. 20. – С. 20–23.


Все статьи автора «Журавлёв Иван Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: