УДК 347.92

ПРИНЦИПЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННЫХ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ

Ястребцова Анастасия Сергеевна
Кубанский государственный университет
магистрант кафедры социология

Аннотация
Данная статья посвящена обзору способа существования, организации и структуре современных эзотерических сообществ. Большинство подобных данных уже неактуальны и базируются на старых представлениях о тайных обществах, поэтому назрела необходимость нового подхода к описанию эзотерических сообществ. Проведенное исследование показало, что жизнедеятельность таких сообществ лучше всего научно описать и объяснить с помощью теории В. Тернера.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Ястребцова А.С. Принципы существования и структура современных эзотерических сообществ // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24477 (дата обращения: 31.10.2017).

Эзотерические сообщества можно рассматривать в разрезе нескольких современных теорий. Однако, на наш взгляд, лучше всего их принципы существования и функционирования в обществе рассмотреть в свете теории В. Тернера о понятиях «коммунитас» и «структура».

Под коммунитас Тернер понимал особую модель общества, реализующуюся, прежде всего, в процессе ритуальной деятельности и противопоставляемую другой модели – структуре [1]. Люди в коммунитас, обладают особым чувствам к новому времени, к переменам, или выражаясь словами Д.Юма, чувством к человечеству.

Эзотерические сообщества, несомненно, представляют собой совершенно особую модель микросоциума, которая проявляет себя в том, что со стороны структуры, определенно, кажется ритуальной деятельностью, хотя члены этих сообществ далеко не всегда будут согласны с таким определением. Но, тем не менее, их деятельность непосредственно духовная, основана на обрядах посвящения, определенных практиках и учениях, что в целом соответствует определению Тернера, особенно если сузить его понятие ритуала до религиозного контекста. Что касается чувства человечества то здесь члены эзотерических сообществ будут полностью согласны. Согласно их взглядам, именно эзотерические сообщества имеют наиболее ясное видение современной ситуации, по крайней мере того, что касается духовного мира людей.

«Коммунитас» или «открытое общество» отличается от структуры или «закрытого общества» тем, что потенциально или в идеале может распространяется до пределов всего человечества. На самом деле, первоначальный импульс часто быстро теряется и «движение» становится обычным новым социальным институтом – иногда даже более фанатичным и воинственным, чем другие, по той причине, что оно ощущает себя единственным носителем общечеловеческих истин [1].

Зачастую эзотерические сообщества в период своего зарождения и пика существования имеют именно такие намерения: распространить свое влияние как можно шире, желательно на весь мир, дабы донести людям скрытую, но понятую в их учении, истину. Однако, со временем течения либо теряют популярность, сменяются новыми и просто забываются, либо находят определенную нишу, в которой продолжают свою деятельность, либо превращаются в религиозные группы. Однако, за исключением последнего варианта развития событий, сколько-нибудь агрессивного поведения в этой среде не наблюдается.

В большинстве случаев такие движения возникают в переходные исторические периоды, которые во многих отношениях похожи на переходные фазы важных ритуалов, когда основные группы населения переходят из одного культурного состояния в другое.

Как считают современные ученые, сегодня мы живем именно в такой переходный исторический период, период нестабильности и неизвестности, что будет дальше, как будет развиваться человечество. Жить так, как мы жили до этого становится крайне опасным, так единодушно заявляют экологи, футуристы, прогнозисты, глобалисты и другие ученые этого направления. Сегодня необходимы качественные перемены, причем срочно. И именно это хором заявляют эзотерические сообщества: чтобы спасти нашу землю и цивилизацию, в самые короткие сроки необходимы разительные качественные перемены в сознании общества, каждого индивида, что неизбежно повлечет за собой изменения в устройстве общества, и приведет к качественно другому обществу, примерно такому как описывает И.В. Бестужев-Лада в своей книге «Альтернативная цивилизация».

Так, мы видим, что стремления эзотерических сообществ сегодня совершенно соответствуют глобальным тенденциям мировой мысли, хотя они и предлагают для реализации этих проектов свои уникальные стратегии и способы решения проблем. Если ученые предлагают начать снаружи, то есть с изменения условий жизни, в следствии чего должен родиться новый человек, с новым менталитетом, то эзотерики в свою очередь предлагают поступить точно наоборот – сперва создать новый тип людей, с новым взглядом на мир, и тогда эти люди смогут изменить условия жизни на планете. Как бы там ни было, но суть стремлений и тех и других остается одинаковой.

Коммунитас возникает там, где нет жесткой социальной структуры. Эту идею можно описать словами Бубера. Он употреблял термин «община» вместо «коммунитас», хотя значение понятий приблизительно соответствует. Итак, по его мнению, община – это жизнь множества людей, но не рядом, а вместе. И это сообщество, хотя оно и двигается к общей цели, на всем своем пути сталкивается с другими сообществами и структурами, вступает с ними в живое общение [2].

В среде эзотерических сообществ действительно нет жесткой структуры, они могут меняться буквально от часа к часу в зависимости от средств и возможностей, которыми располагают. Они так же не вписываются ни в одну из существующих структур, хотя их и можно условно приблизить к религиозным общинам.

Что касается понятия «не радом, а вместе», то такое представление отлично отражает разбросанность одного и того же эзотерического сообщества по городам, а иногда и странам, и континентам. Эти люди не находятся рядом, но вместе выступают как члены единого сообщества, которое общается между собой вне зависимости от места пребывания.

Общение в таком сообществе, коммунитас, проходит в среде, в которой все люди воспринимаются наравне, и есть возможность прямого, непосредственного, личного контакта Я – Ты, в противоположность отчужденным, обезличенным отношениям Я – Оно в жесткой структуре.

Действительно, во всех эзотерических сообществах существует возможность прямой связи с любым из участников. Это касается не только рядовых членов сообществ. Любой член эзотерического сообщества всегда имеет доступ не только к тем, с кто сидит с ним рядом, но и с любым из наставников, учителей, организаторов в любой части света, где они есть. Все личные контакты всегда доступны, имеется возможность личной связи и общения, вне зависимости от социальных статусов внутри и вне сообщества.

Очертания коммунитас никогда не фиксированы, не устойчивы, они всегда находятся в состоянии становления; например, индивиды постоянно вступают, покидают или перемещаются между такими сообществами, иногда делая совершенно невозможным очертить даже приблизительно их границы [3].

Эзотерические сообщества действительно отличаются своей текучестью. Многие участники состоят даже не в одном сообществе, а чаще сразу в нескольких, или даже во многих одновременно, поскольку находят в каждом что-то ценное для себя. Люди перемещаются между сообществами, привлекают новых участников, кто-то уходит по каким-либо причинам, но все это делает очертания эзотерических сообществ неуловимыми даже для их «руководства». Никто и никогда не сможет точно сказать, сколько человек состоит в таком сообществе. Ни в одно эзотерическое сообщество не требуется регистрация, никто не ведет учета посещаемости, базы данных если и создаются, то только для удобства организации непосредственной деятельности, а кроме того всего существует совершенно неподсчитываемое число лиц, которые по факту являются латентными участниками сообществ, никак себя не проявляя в деятельности, но искреннее считая себя приверженцами того или иного учения. Иногда такие люди создают любительские минисообщества на местах, о которых основное сообщество может не иметь ни малейшего понятия. И это вносит дополнительные сложности в определение границ эзотерических сообществ.

Рассмотрим структуру современных эзотерических сообществ более детально.

Современный эзотеризм существует в различных организационных формах: крупные новые «религиозные» движения (НРД), духовные центры, группы оккультного знания, тренинги духовного развития, семинары личностного роста и т.д.

Любое из таких объединений зачастую можно представить как одновременно общину верующих, виртуальное сообщество и опыт социального экспериментирования.

Все эти группы имеют в своей основе общие ценности и представления, что дает возможность представить их как единое эзотерическое сообщество. Членов эзотерического сообщества объединяет специфическое самосознание, выражающееся в протесте против современного способа существования общества и стремлении утвердить новую (хотя зачастую этим идеям уже по нескольку тысяч лет, но они так и не были реализованы на практике, хотя и продолжают существовать в сознании людей) духовно-практическую альтернативу.

Сегодня эзотерическое движение условно представляет собой единое целое, со своими организационными центрами, духовными лидерами, печатными изданиями, магазинами. При этом можно отметить тот факт, что эзотерическое движение является международным феноменом.

Часть групп представляет собой филиалы международных организаций, имеющих аналогичные отделения в Европе, Америке, Азии и Африке. Руководители этих организаций, их духовные лидеры, постоянно путешествуют по миру, посещая своих учеников в разных странах и городах, которые тоже постоянно находятся в движении от семинара к семинару, от посвящения к посвящению, фактически создавая таким образом особый вид эзотерического туризма.

В рамках эзотерических сообществ развиваются разнообразные сети: магазины здоровой пищи, одежды из натуральных тканей, органической косметики, магазины атрибутики, тренинговые центры, медитационные центры и т.д.

Посмотрим огранизацию эзотерических сообществ на примере OSHO International Foundation, самой крупной на сегодняшний день эзотерической организации.

Основной центр огранизации находится в Индии, в Пуне, где каждый день проводятся медитации и другие мероприятия. Центр имеет при себе не только залы для практик, но так же отель, парк, спа и другие удобтва, призванные обеспечить комфорт пребывания в центре. Сам центр был основан еще Ошо, ныне содержится его учениками и последователями.

В центре проводится обучение ведущих, которые потом имеют право преподавать ОШО практики по всему миру, и обучать следующих ведущих уже на местах, с выдачей международного сертификата, который однако не позволяет преподавать в Индии.

В Пуне каждый год проводится собрание главных мастеров, которые вырабатывают и корректируют способы обучения новых ведущих, методы преподавания, а так же обсуждают положение дел на местах.

Эти же люди, чаще всего создают филиалы OSHO International Foundation в других городах и странах, которые подчиняются правилам центральной организации. Реже такие центры создаются инициативными лицами на местах, но позже так же регистрируются и подчиняются тем же требованиям.

У всех центров есть определенные требования по оформлению залов, организации занятий, используемой музыке, атмосфере, которые они обязаны соблюдать.

Кроме ежедневного функционирования центров по всему миру, OSHO International Foundation проводит несколько международных фестивалей в год, члены организации часто участвуют во многих других мероприятиях, организованных другими сообществами, проводят индивидуальные семинары, практики, вебинары, консультации по всему миру и т.д.

Кроме того OSHO International Foundation представлена в СМИ и социальных сетях: Osho International, Osho Meditation Resort, Instagram, Twitter, Google+, Pinterest, YouTube. Имеет множество мобильных приложений:  OSHOPlay, Osho Zen Tarot, Osho Transformation Tarot, Osho Buddha Deck, Osho Radio, Osho No-Thought, Osho Почтовые Открытки, Osho Experience, Osho Магазин.

На официальном сайте кроме всей базовой и сопутствующей информации по всей организации и проводимым мероприятиям имеется онлайн библиотека, радио, телевидение.

Так же OSHO International Foundation имеет свою торговую марку, статус официальной организации и прочие законные основания для существования.

На OSHO International Foundation работает не только штат подготовленных мастеров-эзотериков, но так же целый штат программистов, экономистов, редакторов и прочего обслуживающего основную деятельность сообщества персонала.

В отдельно взятом городе OSHO International Foundation чаще всего представлена ОШО Центром, либо схожим зарегистрированным официально представительством, зачастую в виде отдельного здания с гостиницей. В таком центре каждый день утром и вечером проводятся две обязательных медитации, установленных стандартом в Пуне, не пропускаются даже государственные праздники и выходные. В остальное время в центре проводятся медитационные марафоны, проводится обучение, терапевтические занятия, семинары, читаются лекции, устраиваются встречи, предоставляются в аренду залы для проведения других (не ОШО) практик и семинаров.

Периодически проводятся выездные семинары в местах силы.

Так же ОШО практики проводятся на природе, в домашних и иных условиях местными сертифицированными ведущими.

Приблизительно по такой же схеме сегодня работают все официальные эзотерические сообщества. Конечно, в меньших масштабах, но суть организации остается.

Можно утверждать, две основные идеи заложенные в эзотерических сообществах такого рода: преображение человека и создание совершенного общества. Они являются универсальными для всех эзотерических сообществ и служат той структурирующей силой, которая лежит в основе эзотерической практики.

Однако, в этой идеологии изменения общества всегда являются побочным продуктом преображения человека, т.е. изменения сознания. Поэтому можно смело говорить о том, что вся вышеописанная организация является средством связи с конкретными индивидами, и ставит перед собой целью работу с индивидуумом.

Людям, кто находится в рамках структуры, проявления коммунитас обычно кажутся опасными. Так происходит потому, что такие сообщества невозможно определить в понятиях традиционных критериев оценивания структуры.

В целом общественное мнение никогда не поддерживало оккультные, мистические, эзотерические сообщества. Не поддерживает оно и сейчас. Эзотерические сообщества зачастую воспринимаются как противники официальной религии, хотя чаще всего они и не говорят ни слова против. Вследствие такого отношения они воспринимаются как угроза традиционному порядку, а кроме того они плохо поддаются логическому анализу, их действия кажутся иррациональными и странными, а потому заслуживающими порицания в общественном мнении.

Тернер отмечал, что коммунитас существуют на стыках, окраинах и в слабых местах социальной структуры. Современные условия предоставляют сообществам множество таких возможностей в физическом, в социальном, в метафизическом плане, и этих возможностей становится всё больше.

Точно так же обосновались эзотерические сообщества – на стыке религий, в их слабых местах, в условиях поиска духовной основы жизни, они предлагают свои возможности. Поскольку материальный мир все больше усложняется, становится все более подвижным, появляется все больше факторов стресса, уважение к традиционным религиям иногда подрывается, люди начинают искать что-то альтернативное, что-то что способно им приспособиться к новой жизни, избавиться от стресса, страданий, найти объяснения происходящим процессам. Именно эти ниши и пытаются занимать эзотерические сообщества, и для определенной категории людей, им это, несомненно, удается.

Итак, через теорию В. Тернера мы увидели описание жизни современных эзотерических сообществ. После подробного переложения ее на эзотерических сообществ она дает достаточно полное научное представление о том, что из себя представляют и в каких условиях вышеуказанные функционируют и развиваются сегодня.


Библиографический список
  1. В. Тернер. Символ и ритуал. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1983.
  2. Buber M. Between Man and Man. L., 1961.
  3. Ожиганова А.А. Современные эзотерические сообщества проблемы и перспективы изучения // Русская антропологическая школа. Труды. М., 2013. № 12.


Все статьи автора «Ястребцова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: