УДК 159.923:159.98

ТРАНСФОРМАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Никулина Екатерина Валерьевна
Оренбургский государственный университет
студентка факультета гуманитарных и социальных наук, кафедры общей психологии и психологии личности

Аннотация
В статье рассматриваются особенности восприятия времени человеком в разных психофизиологических состояния, представлены различные точки зрения исследователей по представленной проблеме, отмечены спорные взгляды. В частности, автор рассматривает восприятие времени в рамках нахождения человека в экстремальной ситуации, указывает на особенности трансформации такого восприятия. Анализ приведенной литературы позволяет утверждать, что время, проведенное в экстремальных условиях откладывается в подсознании как более длительное, чем было на самом деле. Данная информация имеет особое значение в работе с сотрудниками правоохранительных органов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Никулина Е.В. Трансформация субъективного времени в экстремальных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24476 (дата обращения: 31.10.2017).

Субъективное переживание ускоренного хода времени – актуальная проблема современного человека. Косвенно об этом свидетельствует и высокий спрос на тренинги тайм-менеджмента, на препараты, снижающие нервно-психическое напряжение. Переживание недостатка времени заставляет нас функционировать в экстренном режиме, создаются условия для длительного хронического стресса.

Ввиду специфики службы, сотрудники правоохранительных органов чаще «гражданских» подвергаются экстремальным ситуациям, соответственно и стрессам. И, как правило, в этих ситуациях от них требуется оперативность действий, и своевременность реакции во времени, ведь от перечисленных факторов могут зависеть судьбы и жизни людей. Также известно, что при профессиональном отборе в правоохранительные органы стрессоустойчивость рассматривается как наиболее важное профессионально важное качество.

Стрессоустойчивость предполагает, что человек способен в самых сложных и эмоционально напряжённых ситуациях  принимать взвешенные обдуманные решения, то есть, можно предположить, что у людей, с высокой стрессоустойчивостью, субъективное восприятие  времени максимально приближено к объективному. Иными словами, в экстремальной ситуации субъективное время для индивида течет быстрее и дольше объективного,  то есть – замедляется. Исследование данной проблемы может послужить материалом для психологов, работающих в правоохранительных органах, при отборе и подготовке кадров к непосредственной службе. Выявление особенностей трансформации времени в экстремальных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов позволит психологу спрогнозировать их реакцию и действия  в запрашиваемой ситуации.

Время – одно из основных понятий физики и философии; трактуется как форма протекания физических и психических процессов, условие их протекания. Лаплас определял время как впечатления, оставляемые в нашей памяти последовательностью впечатлений. [3,5]

Психологическое время, в психологии, определяется отражением в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути, а именно отношений объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Биологической основой восприятия времени служит – ритмическая смена возбуждений и торможений в больших полушариях головного мозга.[12]

Стресс – совокупность неспецифических (адаптационных) реакций организма на различные факторы (стрессоры), нарушающие гомеостаз организма. [13]

Экстремальная ситуация, в Словаре терминов МЧС определяется как ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими жизни человека факторами.

Временная перспектива – полная совокупность представлений индивидуума о своём психологическом будущем и прошлом, существующих в данный момент времени [1, 4]

Такие ученые, как: У. Джемс, Ж. Нюттен,  А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.А. Миско, Н.В. Тарабрина, О.Н. Арестова, М.Ш. Магомед-Эминов, С. Мадди и другие, рассматривали взаимодействие экстремального стресса с временной перспективой в когнитивном аспекте Я-концепции и в рамках мотивационного подхода, что позволило выявить влияние временной перспективы индивидуума на его эмоционально психическое состояние. Например, оптимизм в старости помогает справляться с жизненными трудностями; а ощущение отсутствия перспектив является одним из показателей феномена «выученной беспомощности» [9]

Одним из популярных подходов к пониманию временной перспективы  является трактовка этого конструкта как фактора совладания со стрессом. Так, в концепции жизнестойкости С. Мадди человек постоянно совершает выбор прошлого (привычного и знакомого) и будущего (нового, неопределенного и непредсказуемого).  Частота выбора той, или иной временной перспективы, определяет степень жизнестойкости индивида. Постоянный выбор прошлого приводит к отчуждению в форме вегетативности, нигилизма, авантюризма и, как следствие, значительно снижает устойчивость к неблагоприятным жизненным ситуациям.

Психолог Екатерина Воронова выделила несколько факторов, которые влияют на наше субъективное восприятие времени:

  1. Возраст. Психологи, путем социологического опроса, выявили, что чем старше мы становимся, тем быстрее идет его субъективное  время. Один год для пятилетнего ребенка, равный 1/5 его жизни, кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека, равный 1/50 его жизни.
  2. Плотность поступающей информации/впечатлений/наполненность занятости в данном промежутке времени. Когда человек чем-то занят или увлечен, упомянутая ранее ритмическая смена возбуждений и торможений в коре головного мозга позволяет  воспринимать этот промежуток времени как единое целое; а когда же человек пребывает, например, в ожидании чего-либо, то его внимание переключается на сам ход времени, разбивая, таким образом, его «на части».  В данной ситуации время ощущается гораздо медленнее.
  3. Эмоциональное и физическое состояние. У людей с положительными эмоциями время ускоряется, а при отрицательных эмоциях замедляется. Если говорить о стрессе (физиологические изменения), то время так же ведет себя неоднозначно, у одних людей оно сужается, у других растягивается.
  4. Наличие психосенсорных расстройств восприятия, в частности дереализация и болезни с ней связанные.
  5. Существуют и другие факторы, влияющие на восприятие времени: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), концентрация (всякий раз, когда человек обращает внимание на течение времени, оно кажется ему длиннее) и т. д. Также доказано, что время в момент движения кажется короче, чем в покое. [14]

В рамках заданной темы,  нас особенно интересует третий пункт перечисленных факторов, разберем его подробнее.

 Существует такое понятие, как хроностазис и  в переводе с греческого означает остановка времени. Данного эффекта достигали  в лабораториях в экспериментах с чужеродным предметом. Например, испытуемому демонстрируют  изображение груши с одинаковой частотой, и в какой-то момент предъявляют сапог и демонстрируют ровно столько же времени. Но при этом у испытуемого возникает ощущение более длительного предъявления.  Это объясняется тем, что мозг, цепляясь за новое изображение, таким образом, дает нам возможность лучше его  рассмотреть. Что же касается экстремальной ситуации, то здесь будет уместным упомянуть эксперимент доцента нейробиологии, психиатрии и биологических наук Девида Инглмана. Он в 2007 году, совместно с 2-мя аспирантами медицинского колледжа Бейлора  – Чесом Стетсоном и Меттью Фиеста арендовал в парке аттракционов вышку высотой 30-50м ( по разным источникам) и предлагали спрыгнуть с нее добровольцам на страховочную сетку без страховки. По рассказам испытуемых – падение казалось более длительным как минимум на треть чем в действительности. Или же вспомним более ранний эксперимент Дж. Маршалла (1966-1972гг.) по воздействию эмоциональных короткометражных роликов на зрителя. Его первый ролик с хулиганом, трясущим коляску с ребенком, длился всего 42секунды, но зрители, особенно женщины, оценивали его в 1,5-3 минуты. В конце 80-х годов XX века его эксперименты повторила группа Элизабет Лофтус и результаты подтвердились. А в совместном эксперименте 2003 года В. В. Нуркова, Э. Лофтус и Д. М. Бернштейн провели анализ  искаженности воспоминаний о временных интервалах. Испытуемых в Москве и в Нью-Йорке спрашивали о временной протяженности террористических актов (москвичей спрашивали про теракт 1999 года, а нью-йоркцев про атаку всемирного торгового центра). В обоих случаях время было переоценено. В Москве общий процент переоценки был 25,5 % и 67,4 % для крушения башен в Нью-Йорке. [15]

В общественных форумах, на чатах, можно прочитать подобные истории: на борту самолета, на котором находились командир и два пилота – произошла неисправность. Оценив ситуацию за считанные секунды, командир дал команду пристегнуться, для экстренной эвакуации и нажал на кнопку. В результате командир выжил, а два  пилота – нет. Когда же начали проводить расследование, то выяснилось, что пилоты просто не успели пристегнуться и их, вместе с креслами, выбросило в открытое небо. Командир же утверждал, что все это происходило не секунды, а минуты, поэтому, он был уверен, что пилоты успели пристегнуться.

Из перечисленных примеров  можно сделать вывод о том, что концентрация событий во временном промежутке субъективно влияет на оценку его протяженности в дальнейшем, по принципу – чем больше событий в единицу времени, тем длительнее воспринимается данный промежуток времени.

Таким образом, мы можем утверждать, что в состоянии стресса, либо сильного эмоционального потрясения   субъективное восприятие времени у жизнестойкого (по С.Мадди)  человека смещается в сторону увеличения, т.е. замедляется.

Подводя итоги данной статьи, можно вывести следующие выводы:

  1. Восприятие времени – сложный процесс, который затрагивает как биологические, так и психологические составляющие индивидуума;
  2. На восприятие времени влияют множество факторов, которые, так, или иначе, искажают восприятие единицы времени. Одним из значительных факторов выступает стресс;
  3. Экстремальные ситуации, как правило, сопровождаются стрессом, поэтому, высокая стрессоустойчивость является одним ключевых профессиональных качеств сотрудников правоохранительных органов, которая, в свою очередь, увеличивает шансы на более объективную оценку промежутка времени.

Библиографический список
  1. Болдырев А.В., Болдырева Т.А., Тхоржевская Л.В. Психодиагностические маркеры феномена недоверия у сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1 (34). С. 88-94.
  2. Бушов Ю.В. Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследования. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 1. С. 95-103.
  3. Зубова Л.В., Рыжухин А.В. Особенности восприятия времени: многогранность проблемы. // Фундаментальные исследования. 2008. № 10. С. 64-66.
  4. Квасова О.Г. Временная перспектива личности в экстремальной ситуации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 2. С. 66-72.
  5. Козловская Т.Н. Ценностный аспект категории времени в педагогике. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 6. С. 56-63.
  6. Кузнецов Д.Ю. Негативные эмоциональные состояния у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности и пути их психологической профилактики. – Дисс. … кандидата психологических наук / Академия управления МВД Российской Федерации. Москва, 2010
  7. Николаева Н.В., Коноплёва И.Н. Выраженность стрессового напряжения и работоспособность сотрудников правоохранительных органов. // Психология и право. 2014. № 2. С. 87-100.
  8. Сергиенко Е.А. Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиции онтогенетических исследований. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С. 16-37.
  9. Тхоржевская Л.В., Болдырева Т.А. Оптимизм в трудной жизненной ситуации: функциональный подход. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1-1. С. 55-60.
  10. Шихова А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников, специализированных подразделений дознания органов внутренних дел // Вестник психотерапии. 2007. Т. 29. № 24. С. 207-210.
  11. Щербинина О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9 (59). С. 79-86.
  12. Зимина С. В. Восприятие времени человека: медико-психологические аспекты. // http://studopedia.info
  13. Селье Г. Стресс без дистресса // Издательство «Прогресс». 1982.
  14. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас /Н.И. Моисеева. – Л.: Лениздат, 1991. – 156с.
  15. Нуркова В.В. Общая психология в семи томах. Том 3. Память. — Москва, Россия: Издательский центр “Академия”, 2006. — С. 112-113. — 320 с.


Все статьи автора «Никулина Екатерина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: