ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МИФА «АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ» В РОМАНЕ «МОЙ МУЖ – КОММУНИСТ!»

Питерская Снежана Эдуардовна1, Чаплыгин Алексей Сергеевич2
1Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина, заведующая отделом иностранной литературы и межкультурных коммуникаций
2Забайкальский государственный университет, студент 2 курса направления подготовки «РСО»

Аннотация
В данной статье анализируется своеобразие отражения «американской мечты» и ее трансформация на примере отдельно взятой семьи в историческом контексте. Автор обращается к теме нивелирования этнической принадлежности героев в погоне за «мечтой».

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Питерская С.Э., Чаплыгин А.С. Художественное воплощение мифа «американской мечты» в романе «Мой муж – коммунист!» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24437 (дата обращения: 22.02.2024).

Второй роман из трилогии Ф.Рота продолжает раскрывать тему «американской мечты» и ее последствия. В романе автор рассматривает «американскую мечту» через проблему двойственности личности главного героя – Айры Рингольда.

Как и в «Американской пасторали» судьба главного героя неотделима от политических реалий того времени. Ф.Рот изображает в хронологическом порядке исторические события и детально описывает  политических деятелей, что позволяет ему показать крах «американской мечты», ее мифичность.

Именно в этот период возникает дихотомия «американец – не американец», которая зависела от политических убеждений и национальной принадлежности. Оказалось, что Америка не является страной равноправия, свободы выбора и вероисповедания. «Стивен А. Дуглас в лицо Линкольну объявлял: «Я против того, чтобы неграм предоставлять гражданство…., это государство создано на базе белой расы…. на благо белых… гражданством не следует жаловать негров, индейцев и представителей других неполноценных рас» [1, с.38] Рот, Ф. Мой муж -коммунист! /Ф. Рот. СПб: Пресс, 2007. – 456 с.

Метаморфоза «американской мечты» заключается в искажении первичных ценностей их деформации. Ф. Рот поднимает в романе проблемы нацизма и отношения к ней:  Айра Рингольд верит в свободу выбора в своей стране, бороться с несправедливостью: «…я от вас про негров слышу, – это злобная брань…. Вы только и знаете: Гитлер то, Гитлер это!» [1, с.72].

Действие романа «Мой муж – коммунист!» разворачивается в 50-е годы в период маккартизма. Айра Рингольд – еврей, выросший в бедной семье, достигший  «американской мечты» долгим и упорным трудом, несмотря на свое происхождение. «Маленький человек был истинным воплощение простого американца». [1, с.60]  Айра Ринкольд становится частью истории своей страны: «Ты вливаешься в историю, и история вливается в тебя!»[1, с.60].

Филип Рот изображает путь Ринкольда к успеху довольно иронично: Айра Ринкольд, будучи евреем и коммунистом, предстает в образе Авраама Линкольна – национального героя Америки, символа демократии и свободы.

Авраам Линкольн – 16-й президент США, борец за справедливость и равноправие, «дает» возможность высказывать Железному Рину свободно точку зрения на сложившуюся политическую систему. Айра пытается бороться с дискриминацией: расовой, религиозной и национальной, открыто заявляя что он «…белый…, протестант….» [1, с.185].

Айра Рингольд  обретает успех в американском капиталистическом обществе, добившись всего того о чем мечтает рядовой американец: герой переезжает из Ньюарка (еврейский квартал) в Нью-Йорк, становится радиозвездой и женится на «самой любимой народом радиоактрисе» . [1, с.69].

Ф. Рот продолжает развивать тему потери самоидентификации главного героя, подобно, как и в первом романе  «Американская пастораль» своей трилогии Айра Рингольд «утрачивает» свое имя и становится Железным Рином.

Эва Фрейм супруга Ринкольда также является  воплощением «американской мечты». Она блистала в немом кино, далее, оставив Голливуд, становится кумиром радиослушателей. Для достижения положения и успеха в обществе, Эва Фрейм тщательно скрывает свою национальную принадлежность, и презирает представителей своего этноса низкого происхождения: «…типичных, простых людей с нью-йорским выговором…, больше всего ее раздражали еврейские дамы, которые любили ее…»[1, с.80]. В сознании Эвэ происходит конфликт двух противоположно направленных личностей с одной стороны еврейская с другой польская, и все это усугубляется тем, что Фрейм пытается стать частью культуры Америки. Духовные ценности и установки Эвы Фрейм модифицировались вместе с ее желанием удержать «американскую мечту»  она была:  «вынуждена прятать свои чувства от светского окружения… и от Айры их тоже приходилось прятать» [1, с.221].

Желание быть успешным  ценой отказа от собственного «я» приводит к трагедии, абрисом успеха становится дом Эвэ Фрейм и тот аристократический образ жизни, который она ведет: «…эта женщина, ее прекрасный дом…., жизнь, полная состоявшихся людей, солидных, интересных, образованных, – все это было тем, чего ему всегда не хватало. Что он и сам уже чего-то хотел добиться….» Дом! – у него появился дом!…»[1, с.101]

Дом «американской мечты» с полным отсутствием семейных ценностей,  не сложившиеся отношения между Эвой Фрейм и ее дочерью Сильфидой: страх перед собственной дочерью, злость Сильфиды на мать за обретение личного счастья, нежелание Эвы Фрейм иметь детей – все это разрушило «идеальную» на первый взгляд семью. Далее происходит спиралевидное движение от «американской мечты» к ее уничтожению, разрушение не только семейных ценностей, но и личностных качеств: «… Сильфида бьют мать по голове….. и тут Сильфидочка открывает ротик: «… подстилка жидовская..» [1, с.161] .

Америка, некогда провозглашенная Раем, превращается для общества в «страну гнева»:  «….Америка в которую мы возвратились, оказалась местом, где можно злится… страна была полна сердитых евреев…» [1, с.233]. Эмигранты, прибывшие из Старого Света с отвращением и насмешкой говорят о своей родине, называя ее «идиотской страной»[1, с.233], аргументируя это свободой нравом и отсутствием табу.

У каждого героя романа своя «американская мечта»  для Айры Рингольда это  слава,  дом, свобода мысли и слова, для Эмы Фрейм -  высшее общество, богемная жизнь, узнаваемость, у Хельги эмигрантки из Эстонии, любовницы Айры свое представление о мечте -  материальное благо: «Америка – страна возможностей, клиенты ее ценят…» [1, с.161].Связь между Железным Рином и Хельги рассматривается в контексте свободы, которую Айра Рингольд утратил в борьбе за права человека, гражданские права.

Железный Рин подобно Сеймуру Шведу Лейвоу представляет собой Америку жизнь, которого гармонично вписана в американскую историю: «… собственными ногами прошел американскую географию, кто сталкивался  с таким же количеством всяческого – но ведь американского, нашего – отребья» [1, с.260].

Построенный иллюзорный мир Железного Рина рушится в одно мгновенье, когда Эва Фрейм, из мести издает книгу «Мой муж-коммунист!», где Айра Рингольд предстает тираном и представителем коммунистических идей. Параллельно и ломается  мечта самой Эвэ, узнав о ее происхождении и подлинной истории общество отвергает ее.

Отказ от первозданной личности для Айры Рингольда оказалось трагичным, попытка воплотить «американскую мечту» в том виде, в каком он ее представлял, попытка подавить в себе личность стала губительной для него.

Таким образом, Фили Рот изображает несколько вариаций на тему «американской мечты» в романе «Мой муж-коммунист!» – от культа приобретательства, карьеры и славы до желания статью частью высшего общества, при этом утратив этническую принадлежность. Герои романа испытывают дегорманизацию не только отношению к себе, но и по отношению к социуму. В попытке занять свою нишу в американском обществе, утрачивают духовно-нравственные ценности, происходит разрушение личности героев.


Библиографический список
  1. Рот, Ф. Мой муж -коммунист! /Ф. Рот. СПб: Пресс, 2007. – 456 с.


Все статьи автора «Питерская Снежана Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: