Второй роман из трилогии Ф.Рота продолжает раскрывать тему «американской мечты» и ее последствия. В романе автор рассматривает «американскую мечту» через проблему двойственности личности главного героя – Айры Рингольда.
Как и в «Американской пасторали» судьба главного героя неотделима от политических реалий того времени. Ф.Рот изображает в хронологическом порядке исторические события и детально описывает политических деятелей, что позволяет ему показать крах «американской мечты», ее мифичность.
Именно в этот период возникает дихотомия «американец – не американец», которая зависела от политических убеждений и национальной принадлежности. Оказалось, что Америка не является страной равноправия, свободы выбора и вероисповедания. «Стивен А. Дуглас в лицо Линкольну объявлял: «Я против того, чтобы неграм предоставлять гражданство…., это государство создано на базе белой расы…. на благо белых… гражданством не следует жаловать негров, индейцев и представителей других неполноценных рас» [1, с.38] Рот, Ф. Мой муж -коммунист! /Ф. Рот. СПб: Пресс, 2007. – 456 с.
Метаморфоза «американской мечты» заключается в искажении первичных ценностей их деформации. Ф. Рот поднимает в романе проблемы нацизма и отношения к ней: Айра Рингольд верит в свободу выбора в своей стране, бороться с несправедливостью: «…я от вас про негров слышу, – это злобная брань…. Вы только и знаете: Гитлер то, Гитлер это!» [1, с.72].
Действие романа «Мой муж – коммунист!» разворачивается в 50-е годы в период маккартизма. Айра Рингольд – еврей, выросший в бедной семье, достигший «американской мечты» долгим и упорным трудом, несмотря на свое происхождение. «Маленький человек был истинным воплощение простого американца». [1, с.60] Айра Ринкольд становится частью истории своей страны: «Ты вливаешься в историю, и история вливается в тебя!»[1, с.60].
Филип Рот изображает путь Ринкольда к успеху довольно иронично: Айра Ринкольд, будучи евреем и коммунистом, предстает в образе Авраама Линкольна – национального героя Америки, символа демократии и свободы.
Авраам Линкольн – 16-й президент США, борец за справедливость и равноправие, «дает» возможность высказывать Железному Рину свободно точку зрения на сложившуюся политическую систему. Айра пытается бороться с дискриминацией: расовой, религиозной и национальной, открыто заявляя что он «…белый…, протестант….» [1, с.185].
Айра Рингольд обретает успех в американском капиталистическом обществе, добившись всего того о чем мечтает рядовой американец: герой переезжает из Ньюарка (еврейский квартал) в Нью-Йорк, становится радиозвездой и женится на «самой любимой народом радиоактрисе» . [1, с.69].
Ф. Рот продолжает развивать тему потери самоидентификации главного героя, подобно, как и в первом романе «Американская пастораль» своей трилогии Айра Рингольд «утрачивает» свое имя и становится Железным Рином.
Эва Фрейм супруга Ринкольда также является воплощением «американской мечты». Она блистала в немом кино, далее, оставив Голливуд, становится кумиром радиослушателей. Для достижения положения и успеха в обществе, Эва Фрейм тщательно скрывает свою национальную принадлежность, и презирает представителей своего этноса низкого происхождения: «…типичных, простых людей с нью-йорским выговором…, больше всего ее раздражали еврейские дамы, которые любили ее…»[1, с.80]. В сознании Эвэ происходит конфликт двух противоположно направленных личностей с одной стороны еврейская с другой польская, и все это усугубляется тем, что Фрейм пытается стать частью культуры Америки. Духовные ценности и установки Эвы Фрейм модифицировались вместе с ее желанием удержать «американскую мечту» она была: «вынуждена прятать свои чувства от светского окружения… и от Айры их тоже приходилось прятать» [1, с.221].
Желание быть успешным ценой отказа от собственного «я» приводит к трагедии, абрисом успеха становится дом Эвэ Фрейм и тот аристократический образ жизни, который она ведет: «…эта женщина, ее прекрасный дом…., жизнь, полная состоявшихся людей, солидных, интересных, образованных, – все это было тем, чего ему всегда не хватало. Что он и сам уже чего-то хотел добиться….» Дом! – у него появился дом!…»[1, с.101]
Дом «американской мечты» с полным отсутствием семейных ценностей, не сложившиеся отношения между Эвой Фрейм и ее дочерью Сильфидой: страх перед собственной дочерью, злость Сильфиды на мать за обретение личного счастья, нежелание Эвы Фрейм иметь детей – все это разрушило «идеальную» на первый взгляд семью. Далее происходит спиралевидное движение от «американской мечты» к ее уничтожению, разрушение не только семейных ценностей, но и личностных качеств: «… Сильфида бьют мать по голове….. и тут Сильфидочка открывает ротик: «… подстилка жидовская..» [1, с.161] .
Америка, некогда провозглашенная Раем, превращается для общества в «страну гнева»: «….Америка в которую мы возвратились, оказалась местом, где можно злится… страна была полна сердитых евреев…» [1, с.233]. Эмигранты, прибывшие из Старого Света с отвращением и насмешкой говорят о своей родине, называя ее «идиотской страной»[1, с.233], аргументируя это свободой нравом и отсутствием табу.
У каждого героя романа своя «американская мечта» для Айры Рингольда это слава, дом, свобода мысли и слова, для Эмы Фрейм - высшее общество, богемная жизнь, узнаваемость, у Хельги эмигрантки из Эстонии, любовницы Айры свое представление о мечте - материальное благо: «Америка – страна возможностей, клиенты ее ценят…» [1, с.161].Связь между Железным Рином и Хельги рассматривается в контексте свободы, которую Айра Рингольд утратил в борьбе за права человека, гражданские права.
Железный Рин подобно Сеймуру Шведу Лейвоу представляет собой Америку жизнь, которого гармонично вписана в американскую историю: «… собственными ногами прошел американскую географию, кто сталкивался с таким же количеством всяческого – но ведь американского, нашего – отребья» [1, с.260].
Построенный иллюзорный мир Железного Рина рушится в одно мгновенье, когда Эва Фрейм, из мести издает книгу «Мой муж-коммунист!», где Айра Рингольд предстает тираном и представителем коммунистических идей. Параллельно и ломается мечта самой Эвэ, узнав о ее происхождении и подлинной истории общество отвергает ее.
Отказ от первозданной личности для Айры Рингольда оказалось трагичным, попытка воплотить «американскую мечту» в том виде, в каком он ее представлял, попытка подавить в себе личность стала губительной для него.
Таким образом, Фили Рот изображает несколько вариаций на тему «американской мечты» в романе «Мой муж-коммунист!» – от культа приобретательства, карьеры и славы до желания статью частью высшего общества, при этом утратив этническую принадлежность. Герои романа испытывают дегорманизацию не только отношению к себе, но и по отношению к социуму. В попытке занять свою нишу в американском обществе, утрачивают духовно-нравственные ценности, происходит разрушение личности героев.
Библиографический список
- Рот, Ф. Мой муж -коммунист! /Ф. Рот. СПб: Пресс, 2007. – 456 с.