УДК 332.87

ТЕХНОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Чупина Валентина Александровна1, Живилов Евгений Михайлович1
1Уральский государственный экономический университет

Аннотация
Рассмотрены технологии экономического развития жилищно-коммунального хозяйства, методы начисления налога на добавленную стоимость в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период до 2006 года и после принятия изменений в Налоговый кодекс Российской федерации с 1 января 2006 года. Влияние налогообложения на налоговую нагрузку предприятий жилищно-коммунального хозяйства, требуемые меры для оздоровления отрасли.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Чупина В.А., Живилов Е.М. Технологии экономического развития жилищно-коммунального хозяйства // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24429 (дата обращения: 01.10.2017).

В современной экономике России одной из актуальных проблем является  развитие жилищно-коммунального хозяйства, что требует разработки эффективных  технологий жизнеобеспечения населения качественными коммунальными услугами и  оптимизации деятельности предприятий-поставщиков коммунальных услуг.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства являются важной частью территориальной инфраструктуры муниципалитетов. В подавляющем большинстве это муниципальные унитарные предприятия (МУП) наделенные муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения. Тарифная политика по коммунальным услугам напрямую зависит от налогообложения. Существует две системы налогообложения предприятий. Первая – это общая система налогообложения, при которой уплачиваются все виды налогов и сборов. Вторая – это специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения) при которой существует ряд налоговых льгот, например освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.[2]  В большинстве своем предприятия жилищно-коммунального хозяйства находятся на общей системе налогообложения. Это приводит к тому, что в тарифы на жилищно-коммунальные услуги включаются такие прямые налоги как водный, транспортный, земельный, налог на имущество, плата за негативное воздействие на окружающую среду и косвенные налоги налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги изначально заниженные, то есть заведомо убыточные и как следствие себестоимость выше реальных доходов.

До 01.01.2006 года момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)  по налогу на добавленную стоимость определялась как :

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, – день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, – день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).[4.7]

Из этого следует, что предприятия имели право выбора налогооблагаемой базы. Как правило, предприятия выбирали момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) утвердивших в учетной политике для целей налогообложения. Сумма к уплате в бюджет рассчитывалась как разница между выставленными и оплаченными счетами фактурами (с учетом налога на добавленную стоимость) и принятыми к учету оплаченных счетов фактур (с учетом налога на добавленную стоимость) от контрагентов.

Вступивший в силу с 1 января 2006 года новый порядок определения налоговой базы, установивший единое для всех налогоплательщиков правило   определения налоговой базы по наиболее ранней из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или  день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, сформировал единственный метод определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов. Это означало, что налогоплательщикам, работавшим ранее по мере поступления денежных средств,  приходится платить налог на добавленную стоимость, не дожидаясь фактического поступления денежных средств.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации официально разъяснила, что следует понимать под терминами “дата отгрузки”. Датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика).[3,5]

Таким образом, налоговая нагрузка на предприятия увеличилась и эту разницу приходится покрывать текущими поступлениями от физических и юридических лиц за оказанные услуги.

Не всегда у предприятий есть возможность вовремя погасить образовавшеюся задолженность по налогам и сборам вследствие ряда причин. В таком случае начинают действовать санкции в отношении данных предприятий: начисление пени за просрочку платежа, закрытие банковских счетов и т.д., что  заводит предприятия в финансовый тупик. Ведь эти денежные средства могли бы пойти, например, на ремонт теплотрасс, водопроводов, ремонт котельных и прочее. При отсутствии реальных инвестиций в убыточную отрасль ЖКХ денежные средства, потраченные на восстановление ветхих сетей, инфраструктуры можно было бы назвать «внутренние инвестиции», когда предприятие, экономя на налоговых льготах, вкладывается в свое развитие.

Предприятия жилищно-коммунальной сферы работают в условиях рыночной экономики. Из этого следует, что деятельность предприятий должна быть рентабельной, а работы должны выполняться в срок и с должным качеством. Население оплачивает большую часть услуг из собственного семейного бюджета и их не волнуют проблемы жилищно-коммунального комплекса также как  и юридических лиц, которых они обслуживают. Все тарифы на коммунальные услуги являются регулируемыми, и их рост ограничивается индексами – дефляторами, отражающими плановую инфляцию по прогнозам Минэкономразвития. На основании постановления правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» и ряда других постановлений, региональные энергетические комиссии принимают постановления об установлении организациям тарифов с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.[8] Реально же на протяжении ряда последних лет фактическая инфляция в разы выше прогнозной, что диктует необходимость изменения параметров регулирования тарифов на краткосрочной основе.

Таким образом, для того чтобы предприятия жилищно-коммунальной сферы вышли из зоны убыточности,  нужно пересматривать и тарифную политику, и налогообложение в этой сфере: освободить на определенный срок предприятия жилищно-коммунальной сферы от уплаты налога на добавленную стоимость до момента поступления денежных средств; предоставить ряд льгот, таких как  льготы по налогу на имущество, на восстановление основных фондов и др. Сэкономленные денежные средства целесообразно направить на «внутреннее инвестирование».

Убыточное состояние отрасли жилищно-коммунального хозяйства обусловлен многими факторами, к которым можно отнести большой износ основных фондов предприятий (более чем 50%) многие основные фонды давно с амортизированы на 100 % и остаточная стоимость равна нулю, постоянная текучесть кадров, огромного числа неплательщиков за потребленные услуги населением, коммерческими предприятиями, бюджетных организаций, дефицит собственных оборотных средств, высокие процентные ставки по кредитам, формализованный подход к разработке инвестиционных программ, нет реконструкции и перевооружения предприятий жилищно-коммунальной сферы, нет оптимизации схем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и что не мало важно отсутствие инициативы и желания у собственников муниципального имущества к привлечению инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения социально важных проблем. Одним из выходов из сложившейся ситуации является привлечение на рынок коммунальных услуг частных компаний, которые не позволили бы монополистам навязывать населению постоянный рост тарифов. Другой мерой является разработка бизнес-проектов, которые учитывали бы  объем работ, сроки исполнения бизнес-проекта, возможную экономическую выгоду, источники финансирования. Эффективной технологией  является  создание  единых стандартных программ  по направлению деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве: теплоснабжение, водоотведение, водоснабжение, содержание и ремонт жилищного фонда, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, что  позволило бы муниципальным органам адаптировать данные программы к своим конкретным условиям.  Серьезной поддержкой в реализации предложенных мер могла бы стать деятельность Правительства Российской Федерации  по разработке   экономических стимулов развития системы жилищно-коммунального хозяйства. Основными источниками финансирования программ могли бы стать средства от оплаты за жилищно-коммунальные услуги, финансирование из бюджетов всех уровней, частный капитал, налоговые кредиты, банковские кредиты.

К большому сожалению, коммерческие банки  отказываются работать в этой сфере с предприятиями жилищно-коммунального комплекса в виду убыточной финансовой деятельности. Зачастую невозможно оформить коммерческий или овердрафтный кредит. Очень часто предприятию просто жизненно необходим овердрафтный кредит.

Преимущество овердрафтного кредита заключается в том, что в погашение задолженности направляются все суммы, поступающие на счёт клиента. Иногда предоставляется льготный период пользования овердрафтом, в течение которого проценты за использование кредита не начисляются. Это зависит от кредитной политики банка. Овердрафтный кредит позволил бы предприятию быстро погасить имеющуюся кредиторскую задолженность перед поставщиками энергоресурсов. Хоть предприятия жилищно-коммунальной сферы и являются  убыточными предприятиями, но на счетах таких предприятий постоянно аккомулируются «живые» деньги поступающие от оплаты за коммунальные услуги. Как раз овердрафтое кредитование этой отрасли помогло бы сократить финансовый дефицит и более менее стабилизировать платежную дисциплину перед поставщиками энергоресурсов. Не будем забывать о сезонности производства таких предприятий. В осеннее-зимнимний период выручка от производства жилищно-коммунальных услуг намного выше, чем в весеннее-летний. Это связано с отоплением и горячей водой. Соответственно и поступления на расчетный счет разные. Кредитные риски при работе с такими предприятиями конечно же высокие, но как инструмент можно использовать муниципальные гарантии тогда кредитный риск становится намного меньше.  В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации п.1 ст.115 Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:  надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства); возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.[1,9]

В регионах России активно обсуждают возможности реформирования жилищно-коммунального комплекса за счет частных инвестиций. Эксперты указывают, что привлечение частного капитала в отрасль станет возможным только после внедрения целого ряда стимулирующих мер, в том числе налоговых льгот с целью повышения эффективности участия малых предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо незамедлительно рассмотреть и принять закон об оздоровлении предприятий, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо разработать меры, направленные на налоговое стимулирование притока инвестиций в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры. В первую очередь следует принять меры, направленные на изменение условий налогообложения налогом на добавленную стоимость. Освобождение либо льготирование по налогам  должно происходить лишь при использовании современных технологий, оборудования при проведении реконструкции инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Положительно может отразиться также предоставление предприятиям  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек на период реформирования. Это позволит существенно снизить тарифы, а значит, увеличить собираемость платежей, следовательно, повысить привлекательность для новых субъектов деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.[6]


Библиографический список
  1. Борисов А.Н. Комментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации. Юстицинформ, 2008. – 776 с.
  2. Региональная экономика : теория и практика: научно-практический и аналитический журнал.. – 2009. – №№31/42.
  3. Семенихин В.В. Налог на добавленную стоимость. – 2 изд. – М.: Гроссмедиа, 2014. – 2344 с.
  4. Полисюк Г.Б.,Сухачева Г.И Гражданско-правовая защита налогоплательщика . – 2 изд. – М.: Палеотип, 2005. – 96 с.
  5. И.А.Феоктистова,Ф.Н.Филина Постатейный коментарий к налоговому кодексу Российской Федерации. – М.: Гроссмедиа, 2011. – 1064 с.
  6. Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством: Учеб. пособие. -Ульяновск: УлГТУ, 2009-160с.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]: – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (вместе с “Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации”) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 (ред. от 12.09.2017)  –Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31.07.1998 N 145-ФЗ(ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]:  – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


Все статьи автора «Живилов Евгений Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: