УДК 81.366.5

УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ (УПРАЖНЕНИЯ)

Чехонина Ирина Евгеньевна1, Титова Людмила Андреевна2, Чехонина Наталия Александровна3
1Российский университет дружбы народов, доцент кафедры русского языка Медицинского института
2Российский университет дружбы народов, доцент кафедры русского языка Медицинского института
3ОЧУ "Газпром школа", учитель

Аннотация
Данная статья является частью учебного пособия, адресованного иностранным студентам старших курсов, изучающим русский язык. В данной статье представлены учебные материалы, направленные на преодоление трудностей при изучении видов глагола.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Чехонина И.Е., Титова Л.А., Чехонина Н.А. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида в прошедшем времени (упражнения) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24416 (дата обращения: 04.10.2017).

ТЕМА 1.  ПРОШЕДШЕЕ  ВРЕМЯ

 

 Глаголы  совершенного вида  в прошедшем времени   могут обозначать действие как конкретный целостный факт, ограниченный пределом, тогда как

глаголы несовершенного вида в прошедшем времени    представляют действие в процессе его осуществления.

 

Учёный открыл (СВ) этот закон в прошлом году.

В этом районе специалисты открывают (НСВ)  новые месторождения.

 

 

Задание 1   . Прочитайте предложения и объясните употребление   выделенных глаголов. Напишите видовые пары.

1. В международной олимпиаде приняли участие иностранные  студенты с разных факультетов. А Вы принимали участие  в международных конференциях? – Да, принимал

2. Молодой специалист быстро  обнаружил компьютерный вирус   Раньше обнаруживали этот вирус?  – Да, обнаруживали.

3. В этой лаборатории провели эксперимент  студенты медицинского факультета. Раньше они проводили этот эксперимент? – Да, проводили.

4. Школьник из Сибири победил  на олимпиаде по математике.. Раньше он побеждал на подобных олимпиадах? – Да, побеждал.

5. В университете он выучил испанский язык. Раньше он учил  испанский язык? – Да, учил.

6. Мы спустились с горы поздно вечером. Раньше вы спускались с этой горы? – Да, спускались.

Задание  2.

А)Продолжите предложения по образцу. Объясните употребление глаголов НСВ и СВ.

Образец:  Артём пишет контрольную работу а я уже …..  .

Артём пишет контрольную работу, а я уже написал.

1. Антон ещё одевается, а Дмитрий  уже.

2. Он принимает лекарство, а я уже …..    .

3. Дима ложится спать, а Карлос уже ….  .

4. Ему удаляют зуб, а моему другу уже …..  .

5. Эту собаку лечат ,  а эту кошку уже …..  . она здорова

6. Они отказываются от  этого предложения , а я уже …..  .

7. Мальчик поправляется и скоро пойдёт в школу, а девочка уже  …… и уже ходит в школу.

8. Они выражают своё отношение к этой проблеме, а мы уже …..    .

9. Мои  жалуются на плохое обслуживание, а я уже …..    .

10. Он открывает свою фирму, а моя знакомая уже …..

11, Девушка спускается по лестнице, а мы уже …..    .

12. Этот студент защищает  диплом,  а моя знакомая уже …..

13. Он берёт в деканате допуск, а я уже …..   .

14. Они обсуждают серьёзную проблему, а мы уже  ….    её.

Б) Составьте диалоги по образцу:

-  Ты составлял  план этого текста?

- Я уже составил.

  1. Ты объявлял о своём решении?
  2. Ты узнавал, когда будет зачёт?
  3. Он передавал мне привет?
  4. Она собирала свои вещи?
  5. Он отвечал на письмо мамы?
  6. Они  делали домашнее задание?
  7. Он  добивался своей цели??
  8.  Они разрешали въезд в страну?
  9. Они запрещали выезд из страны?

Задание  3  Ответьте на вопросы, используя следующие ответы.

                          Я готовился к экзамену

                          Я подготовился к экзамену

  1. Почему Вы не пришли на концерт индийских студентов?
  2. Вы играли в футбол вчера ?
  3. Вы можете пойти со мной в театр завтра вечером?
  4. Что Вы делали вчера?
  5. Вы свободны  сейчас?
  6. Вы сдадите экзамен завтра?

Задание 4 .Напишите предложения, выбрав  нужный глагол. Объясните свой выбор.

1.  После окончания магистратуры    молодая девушка (сдавать/сдать) экзамены в аспирантуру.  2. Из-за плохой погоды  лётчик (прекращать/прекратить) полёт. 3. Для примера преподаватель (отобрать/отбирать) несколько  вариантов ответа.4. Во время каникул студенты (отдыхать/отдохнуть)  дома. 5. Туристы (осматривать/осмотреть)  достопримечательности города целую неделю . 6. Ежегодно выпускники школ (собираться/собраться) на выпускной вечер. 7. Эта женщина (воспитывать/воспитать) троих детей.  8. Девушка  (вырастать/вырасти), и теперь сможет  работать на этом заводе . 9 Моя подруга  (стареть/постареть)  и я не (узнавать –узнать) её сразу.

Задание  5  Составьте диалоги по образцу:

- Где мой словарь? (класть – положить)

- Ты положил его на стол

  1. Где моя глагольная тетрадь? (давать  – дать  новой студентке)
  2. Где мой мобильный телефон? (забывать – забыть в университете)
  3. Где моя красная ручка?(оставлять  – оставить в аудитории)
  4. Где  учебник по гистологии? ( возвращать – вернуть другу)
  5. Где мой атлас по анатомии?  ( сдавать – сдать в библиотеку)
  6. Где мой новый галстук?  (брать – взять)

Задание  6    Составьте диалоги по образцу:

- Ты знаешь, что завтра будет собрание? Тебе сказали об этом?

- Да, мне сказали об этом.

1. В понедельник вы будете сдавать экзамен по русскому языку.  (предупреждать – предупредить)

2. Завтра вам привезут эту книгу.   (получать- получить сообщение)

3. В субботу будет экскурсия в Ярославль.  (звонить – позвонить)

4. В среду вы будете писать контрольную работу. ( сообщать – сообщить)

5. В сентябре будет проходить международная конференция. ( информировать – проинформировать)

6. В этом году приедет ваш брат. ( писать- написать)

7. Сегодня вечером вы будете готовиться к экзамену. ( передавать – передать эту информацию)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

В русском языке есть слова (индикаторы) , которые часто употребляются в сочетании с глаголами НСВ или СВ. Они  помогают правильно выбрать глагол нужного вида.

 

Слова , указывающие на длительность действия  и употребляющиеся с глаголами несовершенного вида: всё время, целый год, целый месяц,  весь год, всю неделю, некоторое время, пять дней, четвёртый месяц, несколько недель, пять минут, долго, недолго и т.д. 

 

Слова, подчёркивающие  законченность действия, получение результата и употребляющиеся с глаголами совершенного вида: за всё время, за пять минут, за целый год, за восемь часов , за три недели   и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7 . Ответьте на вопросы

1. Сколько времени вы изучали русский язык?

2.  За сколько времени он освоил другую специальность?

3. Сколько часов проходила аттестация преподавателей?

4. За сколько времени  Вы организовали это мероприятие?

5. Сколько лет эта балерина выступала на сцене Большого театра?

6. Сколько месяцев ваша группа  готовилась к  медицинской практике?

7. За сколько времени студент  подготовил диплом к защите?

8. За сколько времени  Вы выполнили домашнее задание?

9. Сколько лет учёные решали проблему предупреждения пародонтоза?

10. За сколько времени  Вы  провели пресс-конференцию?

11. За сколько времени  они обсудили этот интересный проект?

Задание 8  Прочитайте текст. Объясните употребление выделенных глаголов. Напишите видовые  пары.

а) Перепишите текст, используя слова, указывающие на длительность действия (см. таблицу выше)

б)  Замените глаголы НСВ глаголами СВ в прошедшем времени. Скажите, с какими глаголами возможно употребление слов со значение законченности действия. Напишите эти предложения.

В прошлом году я приехал в Россию учиться в РУДН.    Я удивлялся многому увиденному. Передо мной открывались новые  возможности. Постепенно я привыкал к новой жизни. Я отказывался от многих старых привычек.  Я встречал и провожал своих новых друзей. Я посещал интересные места в Москве.  Я встречался с новыми друзьями и обсуждал с ними много интересных тем. Я чувствовал себя несчастным, потому что со мной не было родителей. Но я понимал, что обещал родителям хорошо учиться. Я вспоминал слова своих родителей о том, что каждый достигает цели упорным трудом. Я сдавал экзамены и зачёты. Я пугался, когда преподаватели спрашивали меня на уроках. Я пробовал изучать французский  язык, но у меня ничего не получалось.  Я пропускал занятия по уважительной причине. Когда я болел, врач освобождал меня от занятий. Я  радовался, когда узнавал, что мои друзья на родине не забывают меня. В письмах я часто предлагал моему хорошему другу приехать в Москву, но его родители запрещают ему учиться в другой стране. Когда я звоню домой, я благодарю своих родителей  за то , что они разрешали  мне самому выбирать университет и страну, в которой я буду учиться.

в) Вместо  местоимения  Я  употребите   МОЙ ДРУГ,  МОИ ДРУЗЬЯ  и напишите тексты по аналогии.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

на слова  со значением повторяемости

Cлова со значением повторяемости и употребляющиеся с глаголами несовершенного вида в прошедшем времени: каждый день (час, раз, год  и т.д.), иногда , обычно, редко, часто, ежедневно, много раз, всегда . неоднократно и т.д.
 

Глаголы совершенного вида в прошедшем времени обозначают действие  в его целостности и единичности.

 

Задание 9  . Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление.

А) 1. Занятия иностранным языком проводятся на факультете по средам и пятницам. 2. Больной принимал лекарства каждый день . 4. Каждую зиму земля покрывается снегом.5. Эти студенты часто одерживали победы  в олимпиадах. 6. Он много раз видел этот фильм.7. Каждый раз, когда родители уходили на  работу, он оставался дома.8. Она часто обижалась на своего друга, когда он не звонил ей. 9. Он всегда отказывался от этого предложения

Б) 1. Больной принял лекарство вчера вечером. 2.Правительство предотвратило финансовый кризис.  3. По телевизору сообщили интересную новость . 4. Наступил вечер и стало прохладно. 5. В статье она выразила своё отношение к этому писателю. 6. Этот врач вылечил мою хорошую знакомую от аллергии. 7. В прошлом году издательство РУДН выпустило новый учебник по русскому языку. 8. Они поздоровались друг с другом и пошли дальше. 9. Он не возглавил эту компанию  из-за болезни.

Задание 10. Прочитайте текст (задание № 8) ещё раз. Измените предложения (где это возможно) , используя слова со значением повторяемости , приведённые в таблице.

Задание 11. Прочитайте предложения. Используя глаголы НСВ и слова со значением повторяемости, превратите неповторяющиеся ситуации в повторяющиеся.

Образец: Она написало письмо другу. Каждый день она пишет письма другу.

1)    Она посетила больную маму в больнице.

2)    Мы оглянулись, когда услышали громкий крик.

3)    Вы пожаловались врачу на головную боль?

4)    Он принял лекарство рано утром.

5)    Я выключила телевизор, когда началась программа новостей.

6)    Моя сестра осталась в университете на дополнительные занятия.

7)    Она села за рояль и  сыграла известную сонату.

8)    Врач назначил мне лечение.

9)     Эта команда одержала победу .

10) Моя подруга предупредила меня о компьютерном тесте.

11) Мы устроили настоящий праздник нашему другу.

12) Студенты с интересом рассмотрели  новый экспонат нашего музея.

13) Она собралась написать сообщение другу, но забыла его номер.

14) Вы поздоровались со старшим преподавателем?

15) Они потребовали решения этого вопроса.

16) Отец вызвал врача больной матери.

Задание 12. Создайте диалоги по образцу:

-  Александр встал сегодня  в 7 часов утра

-  Он всегда встаёт так рано?

-  Нет ,сегодня он встал в 7 часов  первый раз.

  1. На тренировке девушка упала.
  2. Девушка успела приготовить ужин к приходу мамы.
  3. Друзья исправили мои ошибки .
  4. Мы заметили на вечеринке нового молодого человека.
  5. Вчера я купила два билета в консерваторию.
  6. Мы вернулись из университета очень поздно.
  7. Наши студенты выступили на концерте.
  8. Студенты нашей группы приняли участие в международной конференции?
  9. Cтуденты поздравили преподавателя с днём рождения.
  10. Врач осмотрел больного дома.
  11. Я послал СМС моей подруге.
  12. Моей подруге предложили новую должность.
  13. Ему удалили зуб в этой поликлинике.
  14. Студенты встали, когда вошёл преподаватель.
  15.  Он пообещал принести фотографию своего брата.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на употребление глаголов СВ  и  НСВ  с отрицанием в прошедшем времени

 

 

Глаголы совершенного вида в прошедшем времени с

отрицанием могут указывать  на отмену действия, которое планировалось выполнить , или  на то, что действие завершилось безрезультатно.

 

Студенты  не  выполнили тест.  задачу. Он не принял участие в конференции, потому что  заболел.

 

Глаголы несовершенного вида в  прошедшем времени с отрицанием могут указывать на отсутствие    действия

 

Студенты не писали эту контрольную работу.

 

 

Задание 13.  Определите значение выделенных глаголов и объясните их употребление.

1.  Моя подруга искала этот документ  во многих архивах, но так и не нашла его.  2.   Из-за серьёзной травмы студентка не написала дипломную работу. 3. Во время каникул я готовился к сдаче ЕГ  и совсем не отдохнул. 4. Вчера  мои друзья не играли в футбол.. 5. Специалисты  ещё не обсуждали новую программу по русскому языку.. 6. В этом году  он  плохо сдал экзамены и не

поступил в аспирантуру. 7. Текст  был трудный, и студент не понял его. 8. Несмотря на все усилия  конфликт между двумя футбольными  клубами не предотвратили. 9. Этот  пациент никогда не лечился в этом медицинском центре.. 10. Эту тему преподаватель  на уроке не объяснял. 11. Студенты младших курсов  не  принимали участие в международной студенческой конференции..  12. Мы не изучали в школе итальянский язык.



Все статьи автора «Чехонина Ирина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: