УДК 316.774:654.1

ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «МУЖСКОЕ/ЖЕНСКОЕ» НА АУДИТОРИЮ

Коварж Галина Юрьевна
Томский государственный университет
студентка кафедры социологии

Аннотация
В статье рассматривается телепередача «Мужское/Женское», а именно ее основные темы и цели, которые преследует данная передача. Анализ был проведен методом контент-анализа для выявления частоты встречаемых тем, чтобы позднее сделать вывод о пользе и целях данной программы.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Коварж Г.Ю. Возможности влияния содержания телепередачи «Мужское/Женское» на аудиторию // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24424 (дата обращения: 29.09.2017).

На сегодняшний день телевидение вошло в каждый дом. Оно является поставщиком визуальных образов и образцов поведения, то есть становится одним из важнейших факторов, влияющим на изменение образа жизни населения, которая является потребителем услуг телевещания. Современный человек может извлечь для себя пользу, просматривая образовательные передачи, узнает о событиях, происходящих в мире, отдыхает, просматривая любимые развлекательные программы и сериалы. Также популярностью пользуются различные шоу не только развлекательного характера, но и повествующие о жизненных ситуациях различных людей. К таким передачам можно отнести: «Пусть говорят», «Мужское/женское», «Наедине со всеми», «Прямой эфир» и так далее.

Цель: выявить наиболее распространённые темы телепередачи «Мужское/Женское» и рассмотреть возможность влияния содержания передачи на аудитории.

Задачи:

  1. Рассмотреть содержание выпусков данной телепередачи;
  2. Выявить какие цели ставят данная программа;
  3. Определить, есть ли внутри передачи задачи рекламного характера;
  4. Выяснить, ставят ли создатели передачи цель изменить установки телезрителей;
  5. Выявить, ставят ли создатели программы цель изменить поведение телезрителей.

Гипотезы:

  1. Внутри выпусков телепередачи содержатся фрагменты рекламного характера;
  2. Основной акцент в содержании программы направлен на семейные отношения;
  3. Создатели передачи в большинстве выпусков ставят цель изменить установки телезрителей.

Методом контент анализа будет исследовано содержание передачи «Мужское/Женское». Это «проект, который пытается помочь мужчинам и женщинам разобраться в их отношениях. В студии обсуждаются самые острые и животрепещущие истории, с которыми приходят герои». Анализу были подвергнуты выпуски программы с 14 декабря 2016 года по 12 января 2017 года. Передача выходит в будние дни (с понедельника по пятницу).

Были выделены следующие категории анализа: Отношения между мужчиной и женщиной, положительный образ семьи, неблагополучные семьи, дети и подростки, отношения между родственниками, любовь, встреча (например, после долгой разлуки), скандал, обман/конфликт, здоровье, отношения между людьми, государственные органы (администрация, поликлиники, органы опеки, МЧС, политические деятели и т.д.).

Таблица 1 – Частота встречаемости тем телепередачи

Отношения м/у мужчины и женщиной Положительный образ семьи Неблагополучные семьи Дети и подростки Отношения между родственниками Отношения между людьми Любовь Встреча Благотворительность Обман/конфликт Здоровье Государственные органы
14.12.16 1 1 1 1 1
15.12.16 1 1 1 1 1 1 1 1
16.12.16 1 1 1 1 1 1 1
19.12.16 1 1 1
20.12.16 1 1 1 1
21.12.16 1 1
22.12.16 1 1 1
27.12.16 1 1 1
28.12.16 1 1 1 1 1 1 1
29.12.16 1 1 1 1 1
30.12.16 1 1 1
09.01.17 1 1 1
10.01.17 1 1 1 1 1 1
11.01.17 1 1
12.01.17 1 1 1 1 1

Таким образом, в выпусках программ «Мужское/Женское», подвергнутых анализу затрагиваются следующие темы:

Таблица 2 – Основные темы телепередачи

Категории Проценты
Отношения между мужчиной и женщиной 40%
Положительный образ семьи 33%
Неблагополучная семья 27%
Дети и подростки 67%
Отношения между родственниками 53%
Любовь 27%
Встреча 26%
Благотворительность 13%
Обман/Конфликт 20%
Здоровье 33%
Государственные органы 60%

Отношения между мужчиной и женщиной затрагиваются как в позитивном, так и в негативном ключе. Положительный образ семьи и образ, исходя из содержания передачи и высказываний ведущих, показывается в качестве примера для подражания. Неблагополучные же семьи скорее вызывают у ведущих и гостей программы осуждение и выглядят как отрицательный пример (то есть как не должно быть). Дети и подростки чаще всего являются участниками программы в контексте семейных отношений. Соответственно точно в таком же контексте затрагиваются отношения между родственниками. Любовь упоминается в рамках отношений между мужчиной и женщиной, причин же для упоминания две: либо показать, чем это заканчивается, либо же как в качестве примера. Категория встреча проявляется в приглашении на программу родственников, благотворителей, либо просто встречи со значимыми персонами (чаще всего программа помогает найти родственников, с которыми участники не виделись много лет). Благотворительность упоминается в программах достаточно редко лишь когда это является одной из центральных тем сюжета. Обман/Конфликт затрагивается в сюжетах, посвященным семейным отношениям (неблагополучные семьи и отношения между родственниками). Тема здоровья нередко является одной из основных в выпуске и нередко связана с благотворительность. Часто обратившиеся с письмом к программе получают помощь в решении проблем со здоровьем. Государственные органы упоминаются как в положительном, так и в отрицательном контексте, но не являются центральными в выпуске (скорее затрагиваются вскользь).

Выводы

Во-первых, целями телепередачи является следующее:

  1. Показать в студии не только проблемы отношений между мужчиной и женщиной, но просто во взаимоотношениях различных людей, а также обсудить эти проблемы и найти им решение;
  2. Помочь тем, кто в этом нуждается и показать положительные примеры этой помощи;
  3. Показать зрителям негативные примеры семейных отношений и указать как не стоит себя вести.

Во-вторых, внутри данной телепередачи мной н были замечены какие-либо рекламные материалы. Так как программа не ставит перед собой задачи рекламного или «пиарского» характера, то первая гипотеза отвергается.

В-третьих, исходя из содержания выпусков данной передачи можно отметить, что существует цель изменить установки и поведение телезрителей относительно семейных отношений и взаимоотношений с детьми. В выпусках негативные примеры семейных отношений осуждаются, а положительные наоборот поощряются. Таким образом третья гипотеза подтверждается.

Также подтверждается и вторая гипотеза, так как большинство сюжетов посвящено семейным отношениям.



Все статьи автора «Коварж Галина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: