УДК 286.15

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ ВЛАДИМИРСКОГО КРАЯ

Соколов Юрий Валентинович
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
студент, кафедра истории и теории культуры

Аннотация
Данная статья посвящена религиозным общинам евангельских христиан-баптистов на территории Владимирской области. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в близком к моноконфессиональности регионе евангельские христиане-баптисты являются важной составляющей гражданского общества, являют собой пример продуктивного межконфессионального взаимодействия.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Религия

Библиографическая ссылка на статью:
Соколов Ю.В. Евангельские христиане-баптисты Владимирского края // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24363 (дата обращения: 01.10.2017).

Несмотря на относительную немногочисленность, Владимирские баптисты имеют длительную историю. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема взаимодействия между собой различных религиозных и национальных групп, а так же, взаимодействие этих групп с государством. Представляет интерес структура баптистских общин, их доктринальные и организационные особенности.

Баптисты — одна из крупнейших протестантских деноминаций, которая возникла в Англии в первой половине XVII в. Основные вероучительные воззрения евангельских христиан-баптистов заключаются в следующих догматах: основой вероучения евангельских христиан-баптистов признается Священное Писание; церковь должна состоять исключительно из “возрожденных” людей; только “возрожденные” люди могут принимать участие в Крещении и Вечере Господней; каждая отдельная поместная церковь признается независимой; все члены поместной церкви равноправны; все одинаково пользуются свободой совести; церковь должна быть отделена от государства [5].

В настоящее время особенно много евангельских христиан-баптистов проживает в США. Многочисленны европейские общины.

В России баптизм появился в XVIII – XIX вв. благодаря немецким колонистам, первоначально на территории южных губерний: Таврической, Херсонской, Киевской, Екатеринославской, Бессарабской. Затем он распространился на Кубани, Дону и Закавказье, а с конца 80-х гг. XIX в. в Поволжье. Другим цетром распространения баптизма был Санкт-Петербург, где он нашел благодатную почву в аристократических кругах [1]. К 1905 г. в России было около 21 тыс. евангельских христиан. К этому времени баптисты уже жили на територии Владимирской губернии.

К 1910 году подавляющее большинство жителей Владимирской губернии исповедовали православие (97,5% от общего числа: 1999 тыс. и 2 050 600 чел. соответственно), единоверцев было 0,3% (6 тыс. чел.), старообрядцев — 1,95% (40 тыс. чел.), представителей других христианских конфессий и других религий (католики, протестанты, иудаисты, мусульмане — 5,2 тыс. чел.) — 0,25%.) [2]. Среди этих немногочисленных протестантов были и евангельские христиане-баптисты, первое упоминание о которых относится к 1911 году [6, с. 406].

Установление советской власти первоначально не оказало существенного влияния на жизнь евангельских христиан-баптистов. Однако, нетерпимость большевиков к религиозному мировоззрению, стала причиной массовых гонений, несмотря на провозглашенную свободу вероисповедания.

Советская власть рассматривала религию как враждебную идеологию. В марте 1929 г. ВЦСПС разослал циркуляр № 53 «Об усилении антирелигиозной пропаганды», в котором подчеркивалась «необходимость усиления идейной борьбы с религиозным мировоззрением, в частности с развитием баптизма, учением евангелистов и т. п.»; а также утверждалось, что Церковь и различные религиозные секты «служат прикрытием для антисоветской работы кулацких и капиталистических элементов в стране и для международной буржуазии». В резолюции II Всесоюзного съезда воинствующих безбожников (апр. 1929) баптисты, евангелисты, адвентисты и методисты зачисляются в разряд религиозных организаций, верхушка которых является «политической агентурой… и военно-шпионскими организациями международной буржуазии». 8 апр. 1929 г. вышло постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях», в котором права религ. организаций значительно сокращались по сравнению с декретом 1918 г. Так, например, от них стали требовать обязательной регистрации. В мае 1929 г. вносится поправка в Конституцию РСФСР: «свобода религиозной пропаганды» заменяется на «свободу религиозных исповеданий». В соответствии с последующими официальными разъяснениями «проповедь Евангелия и деятельность с привлечением новообращенных в среду верующих людей рассматривается как преступление перед государством» [1].

Начались массовые репрессии среди деятелей баптизма и евангельского христианства как в центре страны, так и на периферии. К 1931 г. большинство общин баптистов и евангельских христиан официально прекратило свою деятельность. К 1936 г. почти все поместные общины были сняты с регистрации, молитвенные дома отобраны, а пресвитеры репрессированы.

В годы Великой Отечественной Войны репрессивная политика государства в отношении верующих была смягчена. Начался непродолжительный период продуктивного сотрудничества государства и религиозных общин. Баптисты собирали средства в пользу фронта, добровольно работали в госпиталях и приютах [1].

В конце 50-х гг. КПСС, поставившая задачу быстрого перехода от социализма к коммунизму, в котором нет места религии, объявила курс на ликвидацию религиозных объединений и сокращение числа верующих. В 1959 г. на пленуме ВСЕХБ по «рекомендации» Совета по религиозным культам были приняты «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», где ограничивались права баптистских общин [1].

Во Владимирской области к 1950 г. было только две баптистские общины. Однако, их число росло несмотря на противодействие властей: к 1962 г. их число достигло шести (во Владимире, Александровском, Владимирском, Вязниковском, Гусь-Хрустальном и Ляховском районах), к 1966 г. — десяти [2].

Официально собрания баптистов были разрешены советскими властями в 1967 году (в частном доме на ул. Гражданской, 12). В 1976 году баптисты во Владимире были зарегистрированы как церковь [6, с. 406].

1980-е годы были периодом бурного роста числа членов и посетителей церкви, много молодежи приходило на собрания по пригласительным объявлениям, которые баптисты впервые за долгое время смогли открыто развешивать на улицах города [6, с. 406]. В 90-х гг. XX в. во Владимире построили молитвенный дом, ставший областным центром баптистов [2].

К 1 янв. 2003 г. во Владимирской области действовали следующие общины протестантского направления: 1 община Евангелическо-лютеранской церкви, 10 общин евангельских христиан-баптистов, 6 общин евангельских христиан, 10 общин христиан веры евангельской — пятидесятников, 10 общин христиан веры евангельской, 10 общин адвентистов Седьмого дня, община уэслианцев (веслианцев) [2].

В настоящее время в структурах евангельских христиан-баптистов зарегистрировано 130 членов, молитвенные собрания посещает около 200 человек, около половины – потомственные баптисты [6, с. 406].

Большая часть зарегистрированных во Владимирской области баптистстских организаций (6) входит в Российский Союз Евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ). В соответствии с баптистским вероучением, РС ЕХБ не вмешивается во внутрицерковную жизнь общин. В зону ответственности РС ЕХБ входит «представление интересов церквей во взаимоотношениях с органами власти, обществом и различными религиозными организациями, развитие богословия, проведение межцерковных мероприятий на федеральном уровне, развитие сети учреждений евангельского образования» [7]. Две общины входят в Объединение Церквей евангельских христиан-баптистов Владимирской и Ивановской областей, еще две не входят в центральные религиозные организации.

Перечень религиозных организаций Владимирской области по состоянию на 01.02.2017 года включает в себя следующие организации [8]:

Российский Союз евангельских христиан-баптистов

1. Местная религиозная организация Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г. Владимира (г. Владимир, ул. Гражданская, д. 1а).

2. Местная религиозная организация Церковь Евангельских Христиан-Баптистов города Александров и Александровского района Владимирской области (Владимирская область г. Александров, ул. Горького, 20).

3. Местная религиозная организация Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г.Гусь-Хрустальный Владимирской области (Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Мещерская, 35).

4. Местная религиозная организация Церковь Евангельских Христиан-Баптистов поселка Уршельский Владимирской области (Владимирская область Гусь-Хрустальный район, поселок Уршельский, ул. Школьная, 18).

5. Местная религиозная организация Церковь Евангельских Христиан-Баптистов города Вязники и Вязниковского района Владимирской области (Владимирская область, г. Вязники, ул. Мошина, д.11).

6. Местная религиозная организация Церковь Евангельских Христиан-Баптистов города Меленки Владимирской области (Владимирская область г. Меленки, ул.Советская, д.11).

Объединение Церквей евангельских христиан-баптистов Владимирской и Ивановской областей

1. Местная религиозная организация Церковь Евангельских Христиан города Карабаново Александровского района Владимирской области «Церковь Христа Спасителя» (Владимирская область, Александровский район, г. Карабаново, ул. Карпова, д. 2).

2. Местная религиозная организация Церковь Евангельских Христиан-Баптистов «Возрождение» города Коврова и Ковровского района Владимирской области (Владимирская область, г. Ковров, ул. Орджоникидзе, д. 36).

Не входят в состав ЦРО

1. Местная религиозная организация Евангельских Христиан-Баптистов «Владимирская Христианская Миссия “Благовестие» ( г. Владимир,ул. Гражданская, д. 1-а)

2. Местная религиозная организация Церковь Евангельских Христиан-Баптистов «Воскресение» города Муром Владимирской области (Владимирская область, г. Муром, ул. Серова, д. 16).

Приоритетным направлением своей деятельности руководство общин евангельских христиан-баптистов считает работу с детьми и молодежью. Миссионерское служение среди студентов проводится во Владимирском педуниверситете в рамках клуба по изучению английского языка, спортивных занятий. Студенческие встречи проводятся в кафе, многие из студентов участвуют в социальных проектах. По воскресеньям работает школа для детей в молитвенном доме [6, с. 406].

Организуются летние лагеря для детей в сотрудничестве с американскими миссионерами. В течении нескольких лет в школах Владимира и Владимирской области, по согласованию с администрацией, проводились факультативные курсы с «внеконфессиональным» преподаванием Библии.

Региональное отделение христианской миссии евангельских христиан «Благовестие» занимается обучением пасторов на базе баптистской церкви [6, с. 407].

Церковь помогает малообеспеченным, в двух суздальских интернатах осуществляет благотворительные программы. Представители ЕХБ проводят занятия в военных частях и тюрьмах, организуют беседы с призывниками в военкоматах.

Отношение властей к владимирским баптистам, по их собственному признанию, достаточно лояльно. В отношениях с другими конфессиями руководство общины также не отмечает особенных конфликтов. Баптисты регулярно принимают участие в семинарах по преодолению межрелигиозных и межнациональных конфликтов, по образованию и социальной работе [6, с. 407].

В целом, можно отметить искреннее стремление баптистов к межконфессиональному сотрудничеству. По их словам, “христиане-баптисты и верующие православных церквей почитают и признают одну и ту же Библию в качестве вероучительного документа, исповедуют Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя души, разделяют Библейское учение о Триедином Боге, веруют в бессмертие души и воскресение тела”. “Не соглашаясь с искажениями Евангелия, баптисты в то же время признают право каждого человека на свободу выбора и отрицают всякие методы принуждения и насилия над личностью в духовно-воспитательном процессе» [4].

Таким образом, община христиан баптистов во Владимирской области представляет собой устойчивую, долговременную структуру (состоит в основном из потомственных баптистов), ведет активную миссионерскую деятельность, не склонна к экстремизму и занимает конструктивную позицию по вопросу о взаимодействии с государством и РПЦ МП.


Библиографический список
  1. Баптисты // Православная энциклопедия, Т. 4, С. 310-328 (URL: http://www.pravenc.ru/text/77510.html Дата обращения: 15.03.17)
  2. Владимирская область // Православная энциклопедия, Т. 9, С. 61-64 (URL: http://www.pravenc.ru/text/154967.html#part_9 Дата обращения: 15.03.17)
  3. Дектярева А. Владимирская область – «русско-православный монолит» URL:http://www.vladimir.kp.ru/daily/25797.4/2778213/?top=5 (дата обращения: 15.03.17)
  4. Попов В., магистр богословия. Евангельские христиане-баптисты в России: история и современность URL: http://baptist.org.ru/faith/history (дата обращения: 15.03.17)
  5. Принципы баптизма. Сайт Росийского Союза евангельских христиан-баптистов URL: http://baptist.org.ru/faith/principles (дата обращения 15.03.17)
  6. Религиозно-общественная жизнь российских регионов. т. I / Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. – М.: Летний сад, 2014. – 620 с. ISBN 978-5-98856-125-5
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Российский_союз_евангельских_христиан-баптистов (дата обращения: 15.03.17)
  8. Сайт комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области URL: http://www.avo.ru/web/kossmi/banki-dannyh (дата обращения: 15.03.17)


Все статьи автора «Соколов Юрий Валентинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: