УДК 316.628.5

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Хорошая Виктория Сергеевна
Кубанский государственный университет
студент

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме теоретического осмысления проблемы соотношения потребностей и мотивов деятельности личности. Рассматриваются основные потребности личности и мотивы, определяющие деятельность по их достижению. Выделяются мотивы деятельности личности. Делается вывод о необходимости комплексного изучения потребностной и мотивационной сфер деятельности индивида как взаимодополняющихся и взаимообусловленных.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Хорошая В.С. К постановке проблемы соотношения потребностей и мотивов деятельности личности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24341 (дата обращения: 02.09.2017).

В современном мире проблема определения потребностной деятельности человека имеет высокую актуальность. Понятие и сущность человеческих потребностей, ее специфика и влияние на человека, его социальное окружение, а также основания ее системы, основные закономерности функционирования и развития рассматривается в трудах многочисленных классиков психологии, социологии и других наук.

Рассматривая динамично изменяющиеся поведенческие характеристики личности человека такие, как его личностные потребности, мотивы деятельности, интересы, жизненные установки, ценностные ориентации, и т.д., т. е. то, чего хочет человек, к чему он стремится – можно понять и раскрыть содержание выполняемых им социальных ролей в социуме, его статус и позицию, которую занимает личность.

Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности [1, с. 518].

Таким образом, потребность – это неосознанный побудитель активности.

Из этого следует, что потребность человека в чем-либо является компонентом внутреннего душевного мира человека. Потребность является структурным элементом субъекта деятельности, но не самой деятельности Данное обстоятельство не означает, что потребность полностью отделена от деятельности. Как побудитель, она переплетается с самой деятельностью, при этом стимулируя ее в целях получения желаемого результата.

К. Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент» [2, с. 30].

Таким образом, по Марксу, человек начинает действовать только в том случае, когда его к этому побуждают потребности. Когда потребности отсутствуют, человек бездействует.

При рассмотрении потребности в качестве основной причины деятельности человека без учета посредствующих факторов, которые находятся между потребностью и результатом деятельности, а также не учитывая уровень развития общества и конкретной личности, формируется теоретическая модель человека-потребителя.

Недостаток этого подхода к определению системы потребностей человека заключается в том, что потребности личности выводятся из естественной природы человека, в которой он непосредственно существует, не учитывая роль существующего в данный момент и в данное время типа общественных отношений, выступающих в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производственных процессов, делая их человеческими потребностями.

В отечественной литературе (В.Д. Шадриков) потребности личности делятся по предмету потребностей. Среди них выделяются такие потребности как:

– материальные, т.е. физиологические (еда, укрытие), социальные (деньги, предметы обихода);

– социальные, т.е. потребность в общении, в самоактуализации, в служении обществу,  в социальном признании;

– духовные, т.е. потребность в признании, в эстетическом наслаждении, в творчестве [3, с. 54].

Все эти виды потребностей взаимосвязаны между собой.

Оценивая связанные с мотивацией деятельность по осуществлению потребности, а также факторы, которые будут способные удовлетворить их, при этом учитывая собственные способности, а также условия  мотивационной деятельности удовлетворения своих потребностей, индивид принимает решение осуществления того или иного вида деятельности, определение его направления и желаемого результата.

Осуществление деятельности по достижению цели порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования целостной системы мотивационной деятельности.

Наиболее известной и широко используемой системой потребностей личности является «Пирамида потребностей», предложенная А. Маслоу [4, с. 189]. В ней все потребности человека разделены  по иерархическому признаку, т.е. от низших к высшим.

Согласно А. Маслоу, нижний уровень пирамиды потребностей составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, далее – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании. На самом верху пирамиды находится стремление личности к самореализации.

Однако в настоящее время эти потребностями можно дополнить еще несколькими актуальными потребностями современного человека. Так, это могут быть потребности в познании, свободе, красоте и т.д.

Человек сознает свободу собственных действий, и это является следствием того, что ему начинает казаться, будто он имеет возможность выбора поступать тем или иным образом. Но познание людьми истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Люди не всегда могут ясно осознавать истинность мотивов и причин собственных поступков. Поэтому наряду с потребностями человека необходимо рассматривать и мотивы его деятельности.

Существуют различные подходы к классификации мотивов деятельности индивида, исходя из преобладающих социальных установок, направляемого вида деятельности, степени ее осознанности и т. д. Здесь мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности личности. Под мотивом также часто понимают причину, которая лежит в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Мотивы человеческой деятельности могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее простой классификацией является классификация по отношению мотивов к деятельности. Если мотивы, побуждающие деятельность личности, не связаны с ней, то они определяются как внешние мотивы по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними мотивами. Также мотивы потребностной деятельности человека могут разделяться по уровню осознания человеком осуществляемой деятельности (т.е. осознаваемые и неосознаваемые) [5, с. 115].

Из этого следует, что индивид может сознательно двигаться к цели, но может и не осознавать, что заставляет его поступать и действовать тем или иным образом.

На основании этого, можно заключить, что мотив является основным средством на пути к достижению удовлетворения потребности человека. Мотив является причиной, побудителем деятельности по осуществлению потребностей. Невозможно рассматривать мотивы и потребности отдельно друг от друга.

Мотивация определяет выбор между различными возможными действиями, которые регулирует действия, направленные на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность.

Разделяя потребности личности на первичные и вторичные, необходимо отметить, что первые являются фундаментальными и едиными для всех людей. Удовлетворение этих потребностей обуславливает динамичное развитие личности человека.

Система потребностей и мотивов деятельности отдельного индивида характеризует его индивидуальность, определяет смысл его существования.  Изучение потребностей и мотивов человека имеет высокую актуальность также в связи с тем, что совокупность сформировавшихся потребностей личности и мотивов по их осуществлению оказывает значительное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития.


Библиографический список
  1. Философский энциклопедический словарь. М.: Книга по Требованию, 2012. 840 с.
  2. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Собрание сочинений. Т. 46. Ч.1. 910 с.
  3. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс. 2012. 328 с.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 353 с.
  5. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. М.: Альфа-М. 2013. 431 с.


Все статьи автора «Хорошая Виктория Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: