Концепция культуры П. Сорокина выделяется принципиальной новизной в понимании культурно-исторического процесса, таким образом существенно отличаясь от оказавших огромное влияние на понимание культуры в ХХ веке теорий, акцентировавших внимание на неповторимой уникальности культур («Закат Европы» О. Шпенглера, «Постижение истории» А. Тойнби и др. [1, 2]).
П. Сорокин предложил типологию культур; критерием выделения стало «содержание» культуры, что позволило уловить динамику культурно-исторического процесса.
Определяя культуру предельно широко (в классификации подходов к культуре это, скорее, антропологический подход), П. Сорокин говорит о том, что культурой можно обозначить всё созданное и преобразованное в результате человеческой активности двух и более индивидов, в конечном счёте поведенчески воздействующих друг на друга.
В культуре выделяются два взаимосвязанных аспекта: внутренний (смыслы, ценности, значения культуры) и манифестирующий внутренний аспект – внешний, или материальный (формальное выражение внутреннего содержания культуры).
Явления культуры могут образовывать культурную систему, что находит выражение в смысловой связанности её «внутренних» элементов. По мере всё большей охваченности смысловым единством элементов культуры выделяются «культурные комплексы» вплоть до «культурной суперсистемы», где все элементы культуры логически взаимосвязаны. Однако в действительности этого достичь практически невозможно. Таким образом, культурные системы балансируют между двумя крайними состояниями: от полной неупорядоченности» до «предельного порядка».
Кризис культуры сопровождается полным распадом её основополагающих элементарных форм. Так, в ХХ веке П. Сорокин констатирует кризис западной культуры, выраженный в рассогласованности образа мыслей, поведения – всей жизни человека западного общества, что является следствием разложения науки, философии, искусства, права, морали, религии, институтов брака, семьи и т.д.
Ядром любой суперсистемы являются представления о природе и потребностях человека, а также способах их удовлетворения.
В зависимости от способа ответа на вопросы П. Сорокин выделяет идеационную (подлинная реальность – недоступное органам человеческих чувств бытие; истинные потребности – духовные, достижение которых – в трансформации личности, её духовном перерождении, в аскезе) и сенсативную культуру (отражённое органами человеческих чувств и есть подлинная реальность; истинные потребности человека носят физический характер, источником их удовлетворения является внешняя среда).
Ни идеационная, ни сенсативная культура в чистом виде не существуют, скорее дело – в их пропорции: культуры могут пребывать в режиме «смешения» (идеалистический тип культуры: признание и чувственной, и сверхчувственной реальностей (и, соответственно, потребностей и способов их удовлетворения), но последняя обладает высшей ценностью, подчиняя себе чувственные компоненты) этих типов, либо в доминировании того или другого типа культуры. Так, западная культура, по мнению П. Сорокина, находится в режиме сенсативной культуры, что и обусловливает «диагноз» её упадка.
Особенно явственно деградация культуры заметна по искусству: становясь массовым, приобретает статус рекламного товара, спутника более «самоценных» вещей – автомобилей, марок пива и т.д. Искусство отражает все формы социальной патологии, когда в центре внимания помещаются не позитивные идеалы, а носители девиантных образцов поведения: маньяки, убийцы…
Возникшее в западном искусстве авангардно-модернистское искусство становится своего рода реакцией на упадок культуры, поскольку всё в нём направлено на прорыв в сверхчувственный мир.
Наука в сенсативной культуре тоже отмечена печатью упадка, что в первую очередь выражается в равноценности всех истин (постмодернизм), истина становится правдой. (Сегодня западный мир изобрёл новое понятие – постправды («правда – то, что мне нравится»)).
Подобное разложение захватывает и юриспруденцию, и мораль в целом. Общество впадает в архаическое состояние «войны всех против всех» (Т. Гоббс).
Однако концепция П. Сорокина не предполагает «заката Европы»: на смену сенсативной культуре, согласно динамике культурно-исторического процесса, должна прийти идеационная культура. «Мы – между двумя эпохами, между умирающей сенсативной культурой нашего великого вчера и грядущей идеационной культурой творческого завтра» [3].
Библиографический список
- Пятилетова Л. В., Зорихина Е. М. Культурологическая концепция А. Тойнби: новые грани прочтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13258.htm.
- Пятилетова Л. В., Савина В. М. Возраст цивилизации: к вопросу о переоценке культурологической концепции Освальда Шпенглера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14035.htm.
- Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика [Электронный ресурс]. URL: http://antimilitary.narod.ru/antology/sorokin/Sorokin_Dynamics_1.htm (дата обращения: 30.06.2017).