УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

Овасапян Тигран Усикович1, Макаров Василий Николаевич2, Алешин Анатолий Иванович3
1Московский технологический университет, студент 4 курса
2Московский технологический университет, студент 4 курса
3Московский технологический университет, начальник цикла военной кафедры, старший преподаватель

Аннотация
В статье рассмотрена тема психологической работы в воинском коллективе. Описаны основные методы психологического изучения военнослужащих. Показана важность грамотной психологической работы с личным составом.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Овасапян Т.У., Макаров В.Н., Алешин А.И. Психологическая работа с личным составом // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23946 (дата обращения: 27.05.2017).

Психологическое изучение военнослужащих является необходимым направлением профессиональной деятельности психолога. Важность данной работы обосновывается потребностью в получении объективных, объемных и достоверных данных о психологических особенностях военнослужащих. Эффективная деятельность может быть обеспечена исключительно целенаправленным и систематическим взаимодействием командиров подразделений и психолога. Последующая работа психолога определяется результатами психологического изучения воинского коллектива.

Выделяют этапы психологического изучения военнослужащих:

  • проведение профессионального психологического отбора военнослужащих;
  • изучение призывников на этапе приема;
  • углубленное изучение военнослужащих;
  • дальнейшее изучение военнослужащих.

Рассмотрим подробно этапы психологического изучения военнослужащих.

Рис. 1. Действия по осуществлению профессионального психологического отбора 

Психологическое обследование включает в себя оценку общих способностей человека. Выявляется зависимость от общего «контекста» жизнедеятельности и возможность включения в различные виды деятельности. Общие способности являются основанием для осуществления эффективной деятельности, отражают вероятность успешного обучения. При описании способностей учитывается природные психофизиологические особенности человека.

Социально-психологическое изучение на этапе приема предполагает рассмотрение индивидуальных условий развития и воспитания личности, оценку нравственных, социальных качеств личности, анализ организаторских способностей, особенностей поведения в коллективе, уровня профессиональной и образовательной подготовленности.

Психологические изучение военнослужащих проводится в воинской части. Работу по психологическому изучению организует командир части. Первичное изучение личного состава проводится всеми должностными лицами для получения объективной информации о военнослужащих, их способностях, оценки адаптационных возможностей.  Основную работу по социально-психологическому изучению воинов выполняет нештатная группа ППО, в которую в обязательном порядке входит психолог.

Углубленное изучение личного состава происходит с учетом данных, полученных на предыдущем этапе исследования. В особом порядке изучают тех военнослужащих, у которых были обнаружены признаки нервно-психической неустойчивости, сложности в адаптации к военной службе.

Последующее социально-психологическое исследование личного состава проводится в процессе повседневной жизнедеятельности офицерами подразделений, психологом воинской части и направлено на изучение качеств личности военнослужащих, которые могут повлиять в процессе выполнения поставленных боевых задач. По итогам изучения личного состава вырабатываются рекомендации должностным лицам, которые направлены на укрепление воинской дисциплины, формирование здорового морально-психологического климата.

Психологическое изучение воинского коллектива включает:

  • оценку процессов межличностного общения, восприятия, группообразования, межэтнического взаимодействия, внутриколлективного поведения отдельных представителей воинского коллектива;
  • оценку межличностных предпочтений военнослужащих, функционально-ролевых взаимосвязей;
  • оценку групповых потребностей воинского коллектива, внутригрупповых ролей, морально-психологического климата, микроколлективов.

Процесс социально-психологического изучения воинского коллектива зависит от решаемых задач, условий деятельности, морально-психологического состояния личного состава, которое определяется готовностью к безотлагательному и добросовестному выполнению поставленных боевых задач.

Основными методами психологического изучения являются: анализ документов, опрос, наблюдение и тестирование.

Работа с документами является важной, трудоемкой частью деятельности психолога воинской части. В процессе анализа документов вырабатывается             предварительное представление о социально-психологическом состоянии военнослужащего. К документам относятся анкеты, справки, письма, автобиографии, фотографии, карты профессионального психологического отбора.  Анализ и изучение документов позволяет:

  • выявить предпосылки к формированию у военнослужащих тех индивидуально-психологических качеств, которые способствуют или ведут к торможению адаптации к военной службе;
  • выделить проявления, свидетельствующие об активности различных психических процессов, о степени зрелости, о ценностных ориентациях.

Опрос является методом сбора информации путем общения с респондентами, обращения с вопросами к опрашиваемым. Опрашиваемый может предоставить информацию о своих предпочтениях, интересах, потребностях, жизненных планах, ценностных ориентациях и т.п.

Могут применяться как устные, так и письменные опросы, выборочные, экспертные, стандартизированные и т.д. Более «психологической» формой опроса является индивидуальная беседа, которая применяется для получения информации об индивидуально-психологических качествах опрашиваемого на основе прямого словесного контакта.

Метод наблюдения является одним из наиболее надежных и объективных методов психологии. Представляет собой систематическое изучение действий военнослужащих, поведения в целом, анализ фактов, характеризующих способности, характер и другие личностные качества военнослужащих.

Метод наблюдения может применяться как для выявления действий отдельного человека (индивидуальное наблюдение), так и для определения межличностных контактов членов воинского коллектива (групповое наблюдение).

Метод наблюдения направлен на определение не внешних действий самих по себе, а на их психологическое содержание. Важность метода заключается в том, что в процессе анализа внешней стороны деятельности военнослужащих, вырабатывается психологическая интерпретация поступков наблюдаемого.

Тестирование – метод исследования личности, который может быть построен на ее оценке по результатам стандартизированного задания.

Выделяют следующие группы тестов:

  • тесты интеллекта – исследование интеллектуальных способностей человека (внимание, мышление, память);
  • тесты достижений – оценка того, какими знаниями владеет военнослужащий, навыками и умениями, которые могут быть использованы при решении задач воинской деятельности;
  • групповые тесты – изучение аспектов личности: интересов, мотивации, ценностных ориентаций и др.;
  • проективные техники – исследуют глубинные индивидуальные способности личности, которые не доступны иным методам психологического изучения. Заключается в предъявлении военнослужащему стимула, порождающего процессы воображения, фантазии, которые могут раскрыть те или иные личностные качества испытуемого.

Выбор методики исследования зависит от объекта, цели и условий исследования, морально-технического оснащения, профессиональной подготовленности психолога.

Грамотная психологическая работа с личным составом способствует росту взаимопонимания, согласованности в воинском коллективе.


Библиографический список
  1. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х кн. М.: ВУ, 1998. Кн. 2.
  2. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. Учебное пособие. – М., 2005.
  3. Глебов В.Г. «Психологическая адаптация военнослужащих к служеб- но-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта» // Ориентир – 2005


Все статьи автора «Макаров Василий Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: