УДК 004.9

ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕРМИНАЛОВ В МАГАЗИНЫ ЭЛЕКТРОНИКИ

Абдулгалимов Грамудин Латифович1, Микеров Сергей Сергеевич2
1Московский педагогический государственный университет
2Индивидуальный предприниматель

Аннотация
В этой статья рассматривается исследовательский проект будущего магистра инноватики по проектированию, созданию и внедрению электронных терминалов для выбора товара в магазинах электроники. Описывается конкретный пример разработки интерактивного терминала по автомобильной акустике Pioneer, реализованного в супермаркете.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Абдулгалимов Г.Л., Микеров С.С. Проект разработки и внедрения интерактивных терминалов в магазины электроники // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23900 (дата обращения: 29.05.2017).

Развитие техники и технологий (в т.ч. информационных технологий (ИТ)) позволило в последние десятилетия современной экономике встать на рельсы инновационного развития. Различные отрасли экономики стремятся использовать достижения науки и техники, для максимизации прибыли от любой коммерческой деятельности и минимизации в ней расходов. Продуктивному решению подобных экономических задач способствует комплексное внедрение средств ИТ не только в бухучет и документооборот, но и в: производство, области оказания различных услуг, менеджмент предприятий и организаций, маркетинг, рекламную деятельность, логистику, торговлю и т.д.

В связи с бурным развитием и внедрением ИТ появилось такое понятие, как «электронная коммерция». Электронная коммерция – это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Электронная коммерция подразделяется на: электронную торговлю, электронные деньги, электронный банкинг, электронный маркетинг и др. [1]. При выполнении различных задач потребителя одновременно могут быть задействованы средства и методы из нескольких перечисленных направлений электронной коммерции.

Методы и технологии в современной торговле принципиально изменились с развитием электронной торговли и Интернет-магазинов, где имеется возможность выбора и покупки товаров дистанционно, не отправляясь в магазины. В выборе и оплате товара могут использоваться методы электронной торговли, маркетинга и банкинга.

Однако это не означает, что количество реальных магазинов и супермаркетов стало или станет в будущем меньше. Как показывает статистика, не все товары удобно или возможно приобрести дистанционно или многие покупатели абсолютно не доверяют Интернет-магазинам, и предпочитают совершать покупки в реальных магазинах и супермаркетах, где товар предварительно можно осмотреть, пощупать, примерить и самое главное получить по нему профессиональную  консультацию от продавца.

Продавец-консультант, вместе с покупателем, является главным действующим лицом в системе розничной торговли, и от продавца напрямую зависит выручка за смену и в итоге прибыль от магазина. Зарплата продавца-консультанта, обычно, не фиксирована, состоит из базовой части и различных надбавок, которые накапливаются в зависимости от эффективности и качества его работы за смену, в основном, схема надбавок проста – чем больше продажи конкретного продавца, тем выше его зарплата.

Естественно, что продавцы-консультанты магазинов (авто- и мото-техники, мебели, электроники, бытовой техники и др.) предпочитают консультировать и продавать более дорогие товары, где начисляемый бонус от продаж выше. Действительно, время и энергию продавец тратит примерно одинаково, например, на консультацию по телевизору (за 20000 руб.) и, например, по записывающему диску DVD (за 20 руб.), однако начисляемые бонусы при этом ощутимо отличаются. Так, в сфере торговли возникает естественная проблема снижения продаж более дешевых товаров.

Для решения этой проблемы мы начали исследовательский проект, который завершился написанием магистерской диссертации по направлению Инноватика. Выполнение проекта было направлено главным образом на формирование и контроль сформированности профессиональных компетенций будущего магистра, соответствующих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению Инноватика [2,3].

В ходе выполнения проекта было установлено, что объемы продаж недорогих товаров (до 2000 руб.) в магазинах с большим ассортиментом товаров разных цен (например, супермаркет электроники) напрямую зависят от продвижения этих товаров продавцом, что было доказано в одном из московских супермаркетов. Так, в отделе электрики (лампочки, розетки, настольные лампы и др.) и в отделе носителей информации и аксессуаров (карты памяти, диски, флешки, различные кабели, чехлы и др.) в течение недели покупателей консультировали наши студенты-практиканты. Они были в яркой и заметной одежде, специально не зазывали покупателей и не рекламировали товар, но консультировали по характеристикам товара. В результате эксперимента было установлено повышение продаж на 8% в отделе электрики и 11% – в отделе носителей информации. Конечно, студенты-практиканты работали бесплатно, но если возник бы вопрос об оплате еще восьмерых консультантов, то для магазина этот шаг оказался бы экономически невыгодным, даже убыточным. Следовательно, решение проблемы консультирования покупателей и оказания им помощи в выборе товара может быть реализовано другим способом, и как мы решили – с использованием средств ИТ.

Консультирование и выбор товара можно организовать с помощью интерактивных терминалов, установленных в различных отделах торгового зала. Эти терминалы должны отличатся от установленных ныне во многих магазинах терминалов или компьютеров, со сложным пользовательским интерфейсом, где для работы на них требуется очередной консультант. Мы предположили что, новый интерактивный терминал должен соответствовать следующим специфическим требованиям:

  • быть привлекательным и оригинальным по дизайну;
  • иметь веселый, игровой и дружественный пользовательский интерфейс;
  • быть простым и понятным в обращении;
  • предоставлять подробную справочную информацию по товару;
  • оказывать помощь в выборе товаров конкретной категории, возможно даже конкретного бренда.

Рассмотрим реализованный нами проект создания и внедрения интерактивных терминалов по выбору автомобильной акустики Pioneer в магазинах электроники М.Видео. Компания автомобильной электроники Pioneer в данном проекте выступил в качестве спонсора, и получила возможность размещения на терминале своего рекламного логотипа, а цель компании М.Видео в данном проекте как заказчика – добиться повышения продаж автомобильной акустики.

Рассмотрим бизнес-план проекта, т.е. рассчитаем расходы на изготовление терминалов (10 шт.), с учетом выполняемых работ и приобретаемых материалов и комплектующих:

Таблица 1. Финансовый план проекта разработки терминалов.

Наименование

Цена

Кол-во

Сумма

СИСТЕМНЫЙ БЛОК

Мат. плата MSI J1900I <Celeron J1900, 2*SO-DIMM DDR3, PCI-Ex1, SVGA, DVI, HDMI, GB Lan, mini-ITX, USB3.0, Retail> 4828 р. 10шт. 48280 р.
Блок питания MAXcase 200W TFX-R200, TFX, v2.3, 2x SATA, 2x MOLEX, Fan 8 cm, RTL box, 1.2m power cord 1448 р. 10шт. 14480 р.
Сет.адаптер Wi-Fi 300Мбит/сек. D-Link “DWA-131/E1A” 802.11b/g/n (USB2.0) (ret) 502 р. 10шт. 5020 р.
SSD диск 60ГБ 2.5″ SmartBuy “S9M” SB60GB-S9M-25SAT3 (SATA III) (oem) 2362 р. 10шт. 12620 р.
Модуль памяти SO-DIMM 4ГБ DDR3 SDRAM Kingston “ValueRAM” KVR13S9S8/4 (PC10600, 1333МГц, CL9) (ret) 1749 р. 10шт. 17490 р.
Монитор 7400 р. 10шт. 74000 р.
Сенсорная панель

14400 р.

10шт. 144000 р.
СУММА: 315890 р.
НЕСУЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ
Конструкция терминала

17490 р.

10шт 174900 р.
СУММА: 174900 р.
РАЗРАБОТКА И ДИЗАЙН ПО
Дизайн ПО

100000 р.

1шт. 100000 р.
Верстка

25000 р.

1шт. 25000 р.
Программирование логики

25000 р.

1шт. 25000 р.
СУММА: 200000 р.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ
Зарплата менеджеру проекта

50000 р.

3 шт. 150000 р.
Грузоперевозки в магазины

2500 р.

10 шт. 25000 р.
Грузоперевозки для презентаций в офис

2500 р.

5 шт. 12500 р.
Установка

2000 р.

10 шт. 20000 р.
Разработка 3D модели

10000 р.

1 шт. 10000 р.
Разработка чертежей

5000 р.

1 шт. 5000 р.
СУММА: 217500 р.
ИТОГО: 1.740.580 р.

Для составления и реализации этого бизнес-плана были выполнены следующие основные работы:

  • подбор аппаратных ресурсов и электронных компонентов терминала;
  • выбор дизайна и материалов для создания несущей конструкции и корпуса терминала;
  • разработка программного обеспечения (ПО) терминала;
  • сборка, презентация и внедрение терминалов в магазины.

Для определения и подбора аппаратных ресурсов и электронных компонентов терминала вспомним что, по функциональным свойствам терминал не отличается от обычного персонального компьютера. Поэтому электронная «начинка» терминала содержит: материнская плата с процессором, с встроенной видеокартой и интерфейсами; монитор со встроенной сенсорной панелью для управления; накопитель информации (желательно SSD т.к. HDD  имеют низкую скорость работы и высокое энергопотребление); WI-FI адаптер; блок питания.

Выбор дизайна терминала и материалов для создания корпуса и несущей конструкции терминала частично можно перенять от платежных терминалов и банкоматов. Однако, корпус терминала мы решили изготовить из черного искусственного камня, в цвет автомобильной акустической аппаратуры и с красной подсветкой – в цвет логотипа магазина заказчика. Черный отполированный камень будет красиво сочетаться со стендом автомобильной аппаратуры в магазине, а контурные красные линии с подсветкой подчеркнут принадлежность к бренду магазинов компании.

Разработка программного обеспечения терминала состояла из следующих этапов: разработка алгоритма и логики работы программы, разработка и выбор дизайна главной страницы и остальных страниц, выбор системы программирования, ввод базы данных и тестирование. Алгоритм и логику работы всей программы подчинено древовидной логике и структуре выбора товара с всплывающими справочными подсказками.  Для реализации нашего проекта, учитывая все достоинства и недостатки различных распространенных систем программирования, были выбраны языки JavaScript и PHP. Выбор дизайна главной страницы, из четырех созданных вариантов, остановили на концепции приборной панели автомобиля, где стрелки на приборах будут динамичными для красоты и привлечения внимания.

После разработки программы было составлено краткое руководство по эксплуатации терминала, которое содержало следующие разделы: общие сведения, меры предосторожности, подключение, уход и техническое обслуживание. Рассмотрим раздел «ПОДКЛЮЧЕНИЕ»:

  1. Подключите терминал к электрической сети 220 в.
  2. По периметру корпуса и в основании стойки загорится красная подсветка.
  3. Найдите в основании ноги (сбоку) «скрытую» кнопку (утоплена в вентиляционное отверстие и коротким нажатием включите системный блок терминала.
  4. Подождите 10 секунд.
  5. Если экран монитора загорелся, значит подключение выполнено верно.
  6. Подключите терминал к организованной wi-fi сети, как обычный компьютер, используя сенсорный экран и экранную клавиатуру на нем. Экранная клавиатура вызывается нажатием на значок экранной клавиатуры, который расположен в правом нижнем углу около часов.
  7. Откройте браузер Chrome.
  8. Введите в адресную строку «http://rubr1kat0r/» (без кавычек) и нажмите Enter на экранной клавиатуре. Откроется рубрикатор.
  9. Нажмите кнопку меню в браузере и выберите режим отображения страницы «полноэкранный».
  10. Терминал готов к работе.

   

Готовый терминал в магазине

На терминале настроена система дистанционного управления. Если вы заметили удаленное управление, убедительно просим вас не вмешиваться в процессы и не отключать терминал от питания. Просим вас оказывать содействие во время удаленной настройки работы системы терминала.

После разработки программы и закладки баз данных, предоставленных заказчиком, было проведено тестирование, с последующим исправлением ошибок и презентацией первого экземпляра заказчику и представителю информационного спонсора. После успешной презентации был начат запуск серийного производства первой партии терминалов в количестве 10 штук.

В заключении следует отметить, что исследовательский магистерский проект по коммерциализации конкретной идеи разработки и внедрения интерактивных терминалов был успешно завершен. Терминалы, установленные в магазинах электроники. действительно решают не только актуальные задачи оказания информационной помощи покупателям, экономии времени и предоставления удобств в выборе товара покупателям, но и увеличивают продажи и прибыль магазина, например, в первый месяц эксплуатации терминалов продажи автомобильной радиоэлектронной аппаратуры возросли на 5%, второй месяц – 7%. Как показали дальнейшие наблюдения, такой терминал востребован покупателями и не вызывает затруднений  в эксплуатации.


Библиографический список
  1. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции.  М.: Горячая линия-Телеком. 2007. – 480.
  2. Абдулгалимов Г.Л. Проблемы и решения внедрения ФГОС. Педагогика. 2013. № 10. С. 57-61.
  3. Абдулгалимов Г.Л. Переход к информационному обществу и проблемы развития кадрового потенциала. Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 11. С. 109-112.
  4. Люк Веллинг, Лора Томсон. Разработка web-приложений с помощью PHP и MySQL.  Издательский дом “Вильямс”. 2010. -837.


Все статьи автора «Микеров Сергей Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: