УДК 94

СКИФЫ ЕВРОПЕЙСКИЕ: СКОЛОТЫ

Юдин Тимофей Михайлович1, Гумелёв Василий Юрьевич2, Постников Александр Александрович3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, канд. техн. наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, адъюнкт

Аннотация
В статье сделан краткий обзор сведений о происхождении, обычаях и нравах, образе жизни и религии европейских скифов, которые называли сами себя сколотами. Также приведены некоторые аргументы в пользу гипотезы о родстве скифов и славян. В статье также уточнен целый ряд вопросов, затронутых авторами в предыдущих публикациях.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Скифы европейские: сколоты // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23810 (дата обращения: 04.07.2017).

Как мы уже упоминали в публикации [1] народы скифского суперэтноса в I тысячелетии до Р.Х. и в первых столетиях I тысячелетия по Р.Х. проживали не только на просторах Азии. Скифские народы также достаточно плотно заселили территорию Восточной и Центральной Европы. Уточним еще раз – Европу, как и Азию в статье [1] мы будем рассматривать в современных границах. Уточненная РГО восточная граница Европы на настоящее время представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Восточная граница Европы по Уральскому хребту, предлагаемая Русским географическим обществом (РГО), 2010 год

Далее граница между Европой и Азией проходит по северному и западному побережью Каспийского моря до устья реки Аракс в Закавказье. Затем граница проходит по руслу Аракса и южному побережью Черного моря к восточному берегу Мраморного.

Основные сведения о европейских скифах мы черпаем из античных источников, в первую очередь из трудов «отца истории» древнегреческого ученого Геродота.

ДЛЯ СПРАВКИ. Во времена Геродота из Галикарнаса (484 – 425 года до Р.Х.) восточной границей Европы считалась река Дон. Сделанное выше уточнение о том, что мы в дальнейшем будем подразумевать под территорией Европы, позволит избежать ненужной путаницы при ссылке на источники.

Многочисленные археологические раскопки, проведенные и проводимые в землях, заселенных в древности скифами, позволяют нашим современникам дополнить и уточнить общую картину скифской истории и быта, известную нам по работам современников скифов.

Начнем с появления скифов в Северном Причерноморье. По Геродоту [2, IV, 11] около 700 года до Р.Х. в результате поражения от массагетов (тоже народа, принадлежавшего скифскому суперэтносу [1]), скифы вынуждены были покинуть современный Западный Туркестан, и, продвигаясь вдоль южного и западного побережья Каспийского моря, проникли в Северное Причерноморье. Из южнорусских степей скифы вытеснили кочевников-киммерийцев. Были ли киммерийцы родственны скифам и насколько – неизвестно [3, 4]. Согласно Геродоту [2, IV, 12] киммерийцы оказались на Переднем Востоке, спасаясь от преследовавших их скифов.

М.И. Артамонов, опираясь на данные археологических исследований, обосновано сомневается в сведениях Геродота о скифском вторжении в земли киммерийцев [5] (рисунок 2).

Рисунок 2 – Фрагмент страницы 13 работы М.И. Артамонова [5]

ДЛЯ СПРАВКИ. Так или иначе, но в VIII до Р.Х. киммерийцы проникли на Передний Восток (рисунок 3), а за вслед за ними туда устремились и скифы. Согласно ассирийским источникам [6, с.23-26] в период, предшествующий 714 году до Р.Х., киммерийцы сумели наголову разгромить войско Русы I, царя государства Урарту. Ассирийцы называли их (киммерийцев), народом «гимирру». В войнах киммерийцы применяли главным образом большие массы легкой конницы.

Рисунок 3 – Царство Урарту (IX – VII века до Р.Х.), направления вторжения киммерийцев и скифов на Передний Восток

Каждый воин был природным кавалеристом и отменно владел луком (рисунки 4, 5). Именно это обеспечивало киммерийцам победы в сражениях.

Рисунок 4 – Изображение киммерийцев на этрусской вазе

 

Рисунок 5 – Киммериец, VII до Р.Х. Реконструкция. Художник Е. Край

В Малой Азии народ «гимирру» создал свое государство (рисунок 6), которое просуществовало в течение большей части VII века до Р.Х.

Рисунок 6 – Ассирийская империя около 654 года до Р.Х., киммерийцы и скифы (на карте районы расположения этих народов отмечены красными стрелками)

Но значительная, видимо, большая часть киммерийцев, оказавшись под жестким военным давлением скифов, устремилась в Западную Европу, где разгромила и покорила, а затем колонизировала и ассимилировала целый ряд племен и народов европейских аборигенов. Так что бесследно киммерийцы никуда не исчезли, и в современном мире проживает немало их дальних потомков.

Согласно [7] следующие европейские: «   валлийский, гэльский, ирландский, корнийский, армориканский, мэнкский и древний галльский язык являются родственными языками, ведущими начало от единого киммерийского или кельтского праисточника».

То есть Тернер, высоко эрудированный английский историк XIX века, пользовавшийся огромным количеством источников при написании своих трудов, ставит знак равенства между кельтами и киммерийцами.

Далее Шэрон Тернер сообщает, что по сведениям античных историков киммерийцы достигли побережья Балтики, Атлантического океана и проникли в Италию, где заселили земли близ Неаполя (рисунок 7). Галаты (галлы), потомки кимвров, следуя традиции своих предков, вторглись в Малую Азию вновь в начале III века до Р.Х. и почти пятьдесят лет грабили и разоряли соседние регионы. В конце концов, они были ассимилированы. Но в современной Турции до сих пор существует историческая область называемая Галатией.

Рисунок 7 – Расселение кельтских племен в VI – III веках до Р.Х.

В 113 – 101 годах до Р.Х. кимвры, один из народов, чьими предками были киммерийцы, вторглись в союзе с другими «варварскими» народами из Южной Балтики в пределы Римской республики [204]. Они несколько раз громили войска римлян.

Но в 101 году до Р.Х. уже непосредственно на территории Италии в битве при Верцеллах (современное название этого города в северной Италии Верчелли) кимвры были разбиты римским полководцем Марием (рисунок 8) и, практически, физически истреблены, включая детей и женщин.

Рисунок 8 – Битва при Верцеллах. Художник Дж.Б. Тьеполо (1725 – 1729 года), Италия

В плен римляне взяли от 60 до 80 тыс. человек, главным образом детей и женщин. Все они были проданы в рабство. Кимвры, как народ, исчезли из истории навсегда [8, 9]. За год до этого союзники кимвров, тевтоны (народ германского происхождения) были также разбиты тем же Марием в Италии и тоже почти полностью вырезаны. Из истории так же, как и кимвры, тевтоны исчезли навсегда.

Но вернемся к скифам. Скифы вслед за киммерийцами, но позже их на пятьдесят лет, проникли на передний Восток. С семидесятых годов VII века до Р.Х. скифы господствовали на Переднем Востоке. Они завоевали Мидию, Сирию, Палестину, обложили данью Египет. В восточном Закавказье скифы основали свое государство Ишкуза. Царь скифов Мадий (654 – 625 года) разгромил в битве киммерийского царя Лагдамиса. Государство народа «гимирру» перестало существовать. Почти тридцать лет скифы практически безраздельно господствовали на всем Ближнем Востоке. Вот как этот период охарактеризовал Геродот [2, I, 106]:

«28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь, помимо того что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось».

Но в начале VI века до Р.Х. мидийский царь Киаксар отравил верхушку скифов, приглашенную им на пир. После этого скифское войско вернулось в причерноморские степи.

Геродот приводит еще две версии происхождения и появления скифов в южнорусских степях – скифскую и греческую. Сам историк считает их менее вероятными, чем рассмотренная нами первой об их вторжении из Средней Азии. Греческая версия создана эллинами, жившими на северном берегу Черного моря, и носит, по-видимому, чисто конъюнктурный и торгашеский характер. Она объявляет скифов потомками пришлого в скифские земли Геракла, героя древнегреческой мифологии, местной полудевы, полузмеи [2, IV, 8-10]. То есть скифы по сути – это всего лишь не совсем полноценные греки, младшие и дальние родственники эллинов. Со всеми вытекающими из этого последствиями: скифы должны почитать и уважать греков, а грекам не грех и обмануть дальних родственников с достаточно темным происхождением.

Куда более интересен скифский миф о происхождении своего собственного народа [2, IV, 5, 6]. Кратко, не вдаваясь в подробности, суть мифа в следующем. Три сына первого скифа поделили между собой упавшие с неба золотые плуг, ярмо, секиру и чашу (рисунок 9). От трех братьев произошли четыре скифских племени. «Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами».

Рисунок 9 – Иллюстрации к Геродоту. Золотые дары скифам с неба. Художник В.А. Бахтов

Золотой плуг – это дорогого стоит. Так высоко ценить простое, но очень важное сельскохозяйственное орудие, предназначенное для вспашки земли, могут только природные землепашцы, крестьяне, говоря современным языком. Значит, не такими уж отъявленными кочевниками были скифы, во всяком случае, их немалая часть.

Севернее города Ольвии, греческой колонии, лежали земли скифов-земледельцев, выращивавших зерно на продажу, а восточнее их – скифы-кочевники, которые не сеют и не пашут. Царские скифы жили в междуречье Днепра и Дона. Северная граница их владений – реки Донец и Конская, а южная – горная цепь Тавр (Яйла) в Южном Крыму [2, IV, 17-20]. Как Геродот различает скифов-пахарей и скифов-земледельцев – непонятно. Во всяком случае, в переводе его «Истории», сделанном Г.А. Стратановским. Карта Скифии и соседних с ней народов и племен с VII по II век до Р.Х. представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 – Скифия и соседние с ней народы и племена с VII по II век до Р.Х. [10, с. 14]

Территория Скифии представляла собой квадрат со сторонами в пределах около 700 км. Северная сторона квадрата проходила по рекам Сейм и Уж от горда Курска до города Сарны (Ровенская область современной Украины). Юго-западный угол этого квадрата располагался в юго-восточных предгорьях Карпат, а юго-восточный – на восточный конец Кеченского полуострова.

Скифы много раз воевали против современных им «сверхдержав».

В VI веке скифы продолжили вторгаться в Переднюю Азию, но не из Северного Причерноморья, а из Средней Азии. В 530 году до Р.Х. персидский царь Кир II напал на земли массагетов – азиатских скифов. В этой войне царь был убит в ходе проигранного им сражения [11, c. 114-115].

Его преемник на персидском престоле Дарий I продолжил войну против скифов – в 519-518 годах он совершил успешный поход в земли саков [12, c. 79-80] и присоединил их к Персидской империи. Примерно в 512 году до Р.Х. царь Дарий решил продолжить войну против скифов. На этот раз против сколотов – скифов Северного Причерноморья. По понтонному мосту персидское войско во главе с Дарием переправилось через Дунай и вторглось в земли сколотов (рисунок 11).

Рисунок 11 – Основные направления завоевательных походов персов и образование Персидского царства (VI век до Р.Х.)

Скифы в ходе стратегического отступления буквально применили тактику выжженной земли (рисунок 12), попутно уничтожая отставшие от основных сил мелкие персидские отряды, фуражиров и интендантов.

Рисунок 12 – Скифский воин, поджигающий степь. Реконструкция. Художник А. Дерученко

Постоянное беспокоящее воздействие на армию Дария оказывали скифская легкая кавалерия, воины которой могли поражать противника, одновременно стреляя из лука двумя стрелами на полном скаку боевого коня практически из любого положения. Скифские лучники представлены на рисунке 13.

Рисунок 13 – Скифские лучники. Реконструкция. Художник А. Дерученко

Персы бежали из Скифии, так как их царь не решился вступить в генеральное сражение против сколотов. Сам Дарий I едва сумел спастись. Этот его скифский поход завершился позорным поражением и потерей огромной армии [2, VI, 83-142].

Также успешно скифы отразили нападение на них войск Александра Македонского. Зопирион, назначенный наместником Понта и Фракии перед тем, как македонский царь отправился в длительный военный поход в Персию, решился напасть на сколотов в 331 году до Р.Х. во главе тридцатитысячного войска. Зопирион вторгся в Скифию так же, как и Дарий, форсировав Дунай. Македонский полководец и его войско бесследно сгинуло в скифских степях.

Хотя азиатские скифы в ходе похода македонян в Среднюю Азию (329 – 327 года до Р.Х.) и потерпели поражение от войск Александра, но далее наступать в скифские земли полководец не решился.

А как выглядели скифы-сколоты? Какая у них была внешность?

На эти вопросы в первую очередь отвечают многочисленные находки, сделанные в ходе раскопок скифских курганов. Например, артефакты из царского кургана Солоха, который находится в Запорожской области Украины. Массивный золотой гребень весом 294 г, высотой 123 мм при ширине 102 мм был найден в изголовье царя (рисунок 14).

а

б

Рисунок 14 – Золотой царский гребень из кургана Солоха (а) (IV век до Р.Х.) и его золотое навершие (б)

На гребне изображен бой трех скифских воинов. С удивительным реализмом исполнены фигуры и лица людей. Ныне гребень хранится в Эрмитаже г. Санкт-Петербурга [12].

Кубок из кургана Куль-Оба (г. Керчь, Крым) представлен на рисунке 15.

 

Рисунок 15 – Кубок из кургана Куль-Оба (IV век до Р.Х.)

Высота кубка, изготовленного из электра (сплава золота и серебра) 130 мм. Ныне он также хранится в Эрмитаже.

На кубке размещены четыре сцены из жизни скифов-сколотов. С поразительной, можно сказать фотографической, точностью изображен на нем внешний вид сколотов, их одежда и вооружение. На рисунке 16 представлены прорисовки сюжета этого предмета искусства.

                                                                                                  а                                                      б

                                                                                                  в                                                        г

а – лучник; б – перед боем; в – врачевание; в – перевязка раненного

Рисунок 16 – Прорисовки сцен, изображенных на кубке из кургана Куль-Оба. Художник Е. Край

Все рисунки, безусловно, объединены единым замыслом.

«Отец медицины» Гиппократ (460 – 370 года до Р.Х.), который был практически современником Геродота, так описывает скифов-савроматов [13] (рисунки 17, 18), которые по Геродоту произошли от браков между сколотами и амазонками [2, VI, 110-117] и поэтому говорили на исковерканном скифском языке. Отметим, что Гиппократ лично посещал Скифию и, видимо, общался с савроматами.

Рисунок 17 – Фрагмент страниц 298-299 труда Гиппократа [209]

Рисунок 18 – Фрагмент страницы 299 труда Гиппократа [13]

В принципе его описание внешнего вида савроматов у Гиппократа довольно-таки расплывчатое. Из него следует только то, что представители этого народа были крупными рыже- или светловолосыми европеоидами плотного телосложения с сильно загорелыми и обветренными лицами.

В ходе раскопок скифских курганов Северного Причерноморья были найдены останки захороненных там людей. Современные ученые восстановили внешний облик скифов-сколотов (рисунок 19).

                                                                                        а                                                                      б                                      в

а – скифский царь Скилур (II век до Р.Х.); б – скиф из Приднепровья (V век до Р.Х.); в – скифская женщина (IV век до Р.Х.)

Рисунок 19 – Внешний облик скифов-сколотов. Скульптурные реконструкции мастерской М.М. Герасимова

Результаты сотен реконструкций внешнего облика европейских скифов (сколотов, сарматов) и их азиатских сородичей (саков и других народов) по методу М.М. Герасимова показали, что внешне современные русские люди и древние скифы удивительно похожи друг на друга и в основном и относятся к достаточно близким антропологическим типам. Хотя скифские народы южнорусских степей имеют отчетливые антропологические различия между степными и лесостепными группами скифов. Это полностью соответствует многочисленным изображениям скифов, выполненными ими же самими.

ДЛЯ СПРАВКИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ. Но что об этом думает наука?

Согласно воззрениям М.В. Ломоносова (XVIII век) [14, с.10]: « … Славяне и Венды вообще суть древние Сарматы». Сарматы (савроматы) являлись родственным скифам-сколотам народом [2, VI, 110-117].

Цитата из труда В.Н. Татищева представлена на рисунке 20 (XVIII век) [15, c. 398].

Рисунок 20 – Фрагмент страницы 398 труда В.Н. Татищева [15]

Д.И. Иловайский (1832 – 1920 года) сделал следующий вывод [16, VIII]:

«По нашему мнению, не может быть никакого сомнения в том, что Рось или Русь и Роксаланы ϶ᴛᴏ одно и то же название, один и тот же народ. Роксаланы иначе выговаривалось Россаланы».

Согласно [17] роксоланы – это союз скотоводческих сарматских племен, обитавшевших в Северном Приазовье. Роксоланы во II – I воевали то в союзе со скифами против Понтийского царства, то против самих скифов. В любом случае роксоланы являлись одним из скифских народов. Вот так выглядели древние сарматы (рисунок 21).

Л. Нидерле (1865 – 1944 года), выдающийся чешский славист, считал [18], что будины Геродота [2, VI, 21, 102, 108] вероятнее всего были славянами. Будины жили где-то на реке Десне и в районе среднего течения Дона. Также к славянам Л. Недерле относил и скифов-земледельцев [2, VI, 17, 18, 53, 54] (рисунок 10).

Рисунок 21 – Внешний облик сарматов. Скульптурные реконструкции Т.С. Балуевой. Южное Приуралье, Филипповские курганы, V – IV века до Р.Х. (URL: http://organizmica.ru/archive/703/atrk.shtml)

В.Г. Вернадский (1887 – 1973 года) пришел к следующему выводу [19, II]:

«Правящая скифская орда была, возможно, иранского происхождения; некоторые второстепенные орды могли состоять из угров и монголов; и таким же образом не исключено, что другие группы, известные под именем скифов – как, например, скифы-пахари – были протославянского происхождения».

Далее он делает предположение, что название народа «русь» происходит от названия сарматских племен роксоланы и аорсы (в переводе с иранского «светлый» и «белый», соответственно) [19, III].

Ведущий советский и русский славист, археолог академик Б.А. Рыбаков (1908 – 2001 года) в работе [20] (глава «Сколоты-праславяне») делает следующие выводы:

- сколотский племенной союз в VII веке до Р.Х. вошел в большую федерацию народов, условно называвшийся Скифией;

- сколоты-праславяне имели определенную автономию и свою систему крепостей, защищавшую их от кочевников с юга;

- праславяне вне земель царских скифов через порт Ольвию торговали зерном с эллинами;

- культура праславян (сколотов) со временем стала сильно срастаться со скифской;

- славяне восприняли основные элементы скифской культуры (оружие, конская сбруя, звериный стиль в искусстве, частично – даже язык).

На рисунке 22 представлены скифы-сколоты (праславяне).

1 – знатный сколот; 2 – сколотка; 3 – сколотский воин

Рисунок 22 – Скифы-сколоты (праславяне). Реконструкция, V век до Р.Х. Художник Агнус Мак-Брайд

Видный советский скифолог Б.Н. Граков в работе [21, с. 172] (рисунок 23) сделал вывод о полном единстве языка и культуры царских скифов, скифов-кочевников и скифов земледельцев, который полностью согласуется со сведениями Геродота [2, IV, 5-6].

 

Рисунок 23 – Фрагмент страницы 172 труда работы Б.Н. Гракова [21]

Ямы и катакомбы в выше приведенной цитате из труда [21] (рисунок 23) – это виды ингумации (трупоположения), которыми пользовались древние жители скифского Елизаветинского городища (находится в четырех километрах от города Ростов-на-Дону в дельте реки Дон) при погребении умерших. В степях Северного Причерноморья ямная культура предшествовала катакомбной, время расцвета которой 2000 – 1500 года до Р.Х. Археологические культуры были названы по способу погребения умерших. На смену катакомбной культуре пришла срубная культура (скифская эпоха). Но в катакомбных захоронениях находят целые кувшины срубной культуры [22]. Наличие ямных и катакомбных погребений в один и тот же период времени может свидетельствовать о том, что значительная часть скифского населения была автохтонным, то есть местным, коренным по происхождению.

Способ ингумации отражает религиозное мировоззрение того, или иного народа. Наличие нескольких способов трупоположения в одном регионе есть свидетельство того, что на одной территории проживают разные народы, как минимум, различного вероисповедования.

Профессор А.А. Клесов, один из ведущих современных русских специалистов в области генетической генеалогии (наукой, называемой еще ДНК-генеалогией, которая благодаря специальным ДНК-тестам позволяет узнать только мужчинам, был ли у них когда-либо общий предок по мужской линии) считает [23]:

«И вот если мы по всей справедливости будем считать языки в данном контексте вторичными факторами, то картина вырисовывается вполне четкая: арии, скифы и восточные славяне – это одни и те же люди, в своей естественной хронологической динамике».

И о самоназвании скифов, которое есть сколоты. Европейских скифов, так же как и их азиатских собратьев, принято считать ирано- или тюркоязычным народом [5, с.7; 24, IV]. Но так ли это?

Скифы, как и славяне, поклонялись солнечному диску. Круг, в том числе и солнечный диск, на многих древних славянских языках назывался «коло».

В русском языке имеется много различных слов, которые являются производными от слова «коло»: околоток, около, колокол, колодец, коловорот, коловращение, колесо, колено, кольцо, кол (опора с поперечным сечением в виде круга), сокол (птица, летающая рядом с солнцем, то есть «со коло») и другие. Так вот, согласно [25] самоназвание скифского народа «сколоты», возможно, означает соколята, то есть дети сокола. А сокол, вероятно, был тотемной птицей древних славян или русов. Но подробнее вопрос о тотемах и соколе мы рассмотрим несколько позже.

Из вышеприведенных работ следует, что значительная часть скифов европейских (сколотов и сарматов) могла быть древними славянами (праславянами) и русами. Славяне и русы – разные народы. Различия между славянами и русами мы также рассмотрим несколько позже. Но они были и достаточно четко сформулированы в труде Л.Н. Гумилева [26, Ч.2, VII, 37]. Вторая часть скифов – пришлые из степей саки. Персы европейских скифов так и называли – саки заморские. Но общим для двух народов Скифии – славян и саков – в результате этногенеза стал славянский язык, или же сколоты были двуязычным народом.

Версия Н.Д. Бурланкова [25] вполне логичная и намного более достоверная, например, версии известного немецкого слависта М. Фасмера о происхождении русского слова «изба» от немецкого «stuba» [27].

Выводы об этногенезе сколотов делайте сами.

О характере скифов-сколотов Геродот сообщает, что скифы среди всех известных ему народов обладают очень важным в жизни искусством [2, IV, 46]:

«Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого».

«Отец истории» объясняет это искусство скифов вести войны их национальным характером и отсутствием городов в Скифии. Ведь по Геродоту скифы – кочевники. Насчет национального характера не спорим. Но насчет скифских городов Геродот явно был неправ – у скифов, чья страна по данным самого Геродота накрывала практически всю территорию современной Украины, были города и селения, и их было очень много (рисунок 24).

а

б

а – скифские городища и курганы, упомянутые в книге [12];

б – скифские городища и селища Крыма (реверс первого листа обложки книги [28]);

Рисунок 24 – Скифские городища, селища и курганы

Но почему-то города и селения скифов современные ученые называют городищами и селищами. Скифы-пахари и скифы-земледельцы выращивали пшеницу, а скифы-пахари продавали ее на экспорт через Ольвию.

В Боспорском царстве (рисунок 25), государстве, современном Скифии, титульным народом были греки, хотя и самых различных «варваров» во всех социальных слоях царства хватало.

Рисунок 25 – Северное Причерноморье в V – II веках до Р.Х. и Боспорское царство (столица – город Пантикапей)

Но у них, у греков, в том же Крыму – все, как у людей – города и селения. Так же иначе – эллины, Европа, однако …

А рядом с ними – скифские городища и селища.

Кстати, когда Геродот сообщает об отсутствии городов у скифов, то он, скажем мягко, несколько лукавит. В [2, IV, 108-109] он сообщает о городе Гелоне, столице одноименного племени скифского народа будинов. В трудах Геродота немало таких противоречий.

Гелон – это город, защищенный деревянной стеной с деревянными домами и святилищами. Б.А Шрамко считал, что древний Гелон размещался на месте Бельского городища [29] (Украина, Полтавская область, Котелевский район, село Бельск).

Размеры Гелона по сведениям Геродота поражают – длина его стен по периметру была равна около двадцати двух километров (для сравнения – длина оборонительных стен Вавилона составляла по данным археологов от 8 до 15 км [30]). Но далеко не все современные ученые разделяют выводы Шрамко [30].

Будины, чьей столицей был Гелон, выглядели следующим образом [2, IV, 108-109]: «Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы».

«Будины – коренные жители страны – кочевники».

Будины были народом многочисленным, жили в лесах и питались тем, что в лесах сами добывали. То есть, если называть вещи своими именами, будины – коренные жители Скифии, скифы местные, а не пришлые из Азии, кочевники, но их столица очень крупный город по временам Геродота. Видимо, у будинов были и другие лесные города и городки.

Ну чем не ранние славяне?

Теперь перейдем непосредственно к городам скифов (городищам по общепринятой терминологии). В таблице 1 представлены краткая характеристика нескольких городищ скифского времени (на самом деле на территории Скифии известных науке городищ десятки, если не сотни).

Т а б л и ц а 1 – Скифские городища

Название

городища

Площадь, га

Место нахождения / время существования / краткая

характеристика

Аверинское

13

Россия, Воронежская обл., Острогожский район, хутор Аверино / V – начало III века до Р.Х. / крепость

Ходосовское

свыше 2000

Украина, город Киев / VIII до Р.Х. – непрерывно до нашего времени / крепость, торговый и ремесленный центр

Бельское

4875

Украина, Полтавская обл., Котелевский район,

село Бельск / VIII – начало III века до Р.Х. / крепость, торговый и ремесленный центр

Елизаветинское

от 40 до 55

Россия, Ростовская обл., Азовский район,

станица Елизаветинская / VI – середина III века до Р.Х. / крепость, торговый и ремесленный центр

Каменское

1200

Украина, Запорожская обл., Каменко-Днепровский район, город Каменко-Днепровская / V – конец III-начало II века до Р.Х. / вероятная столица Скифии, крепость, ремесленный и торговый центр

Мотронинское

около 200

Украина, Черкасская обл., Чигиринский район, село Мельники / VII – IV век до Р.Х. / крепость и ремесленный центр

Неаполь

Скифский

около 20

Россия, Республика Крым, город Симферополь / III век до Р.Х – III век по Р.Х. / крепость, столица позднескифского государства, торговый и ремесленный центр

Немировское

145

Украина, Винницкая обл., Немировский район, город Немиров / VIII – рубеж VI/V веков до Р.Х. / мощное оборонительное сооружение: периметр более 4 км окружен огромным валом и рвом

Трахтемировское

630

Украина, Черкасская обл., Каневский район, село Трахтемиров / VII – конец VI века до Р.Х. / крепость, торговый и ремесленный центр

Хотовское

65

Украина, Киевская обл., Киевско-Святошинский район,

село Хотов / конец VI – возможно III век до Р.Х / крепость и торговый центр

Каменское городище площадью 12 км2 представляло собой город мастеров: литейщиков, кузнецов и оружейников [21, с. 38, 128-131]. Территория городища защищена обрывистыми берегами рек Днепр и Конка, Белозерского лимана (рисунок 26).

Рисунок 26 – Схематический план Каменского городища в начале 50-х годов ХХ века. С.39 [21]

И только с юго-востока был сооружен древними жителями городища оборонительный вал со рвом (рисунок 27).

 

Рисунок 27 – Остатки оборонительного вала Каменского городища

По верху вала, вероятно, шла невысокая каменная или кирпичная стена, но основой скифской степной фортификации все же оставался земляной вал [21, с. 46-51]. О ремесленниках, живших а работавших в Каменском городище, об их изделиях подробно рассказано в [21, с. 115-139]. Рядом с городищем было много селищ [21, с. 151-165] и находятся одни из самых богатых скифских захоронений: курганы Солоха, Гайманова могила, Чертомлык, Толстая могила (рисунки 24, 25). Каменское городище, видимо, было административным, культовым и ремесленным центром всей державы скифов, то есть ее столицей. Во времена царя Атея (429 – 339 года до Р.Х.) в Скифии чеканили собственную серебряную монету (рисунок 28).

Рисунок 28 – Монета скифского царя Атея

В более поздней период времени столицей Скифии стал Неаполь Скифский. Город был расположен на возвышенности. Фрагмент древнейшей оборонительной стены Неаполя представлен на рисунке 29.

Рисунок 29 – Древнейшая оборонительная стена Неаполя Скифского. Фотография из книги [28, с.16]

Толщина стены в некоторых местах достигала 7,35м [28, с.16-18]. Скифы в Неаполе Скифском, как и греки, сооружали здания на каменном фундаменте из необожженного кирпича-сырца [28, с.20-21]. Были здания и из камня (рисунок 30).

Рисунок 30 – Башня над могилой царя скифов Скилура

Реконструкция Неаполя Скифского представлена согласно рисунку 31. В III веке по Р.Х. Неаполь был разрушен готами.

 

Рисунок 31 – Неаполь Скифский. Реконструкция Б.В. Кондрацкого. По материалам доктора исторических наук Т.Н. Высотской

Сравним скифские городища с городами греков в Северном Причерноморье. Возьмем для этого Пантикапей – столицу Боспорского царства. Город был основан в VII веке до Р.Х. греками из города Милета (западное побережье Малой Азии) и разрушен готами практически в одно время с Неаполем Скифским. Площадь Пантикапея никогда не превышала 100 га. Город был защищен мощной каменной стеной. В Пантикапее чеканили свою монету, город был административным, ремесленным и торговым центром.

В общем, города эллинов не далеко ушли от скифских городищ. Просто скифам не было нужды строить каменные городские укрепления, а когда нужда возникла, то у скифов нашлись необходимые знания и умения. Но Гелон будинов или Каменское городище скифов выполняли те же самые функции, что и греческие города. И, думается, не хуже. Многие из скифских городищ, кстати, были в разы больше городов эллинов (таблица 1).

Далее о скифских городищах и селищах. Согласно [12, 13] скифы вели кочевой образ жизни. Их жилища на повозках Гиппократ описывает согласно рисунку 32.

Рисунок 32 – Фрагмент страницы 298 труда Гиппократа [13]

Реконструкция скифской повозки представлена на рисунке 33.

Рисунок 33 – Повозки скифской эпохи. Реконструкция. Художник Е. Край

Климат в Скифии по Гиппократу влажный и холодный, почти круглый год стоит непрерывная зима, лишь на короткое время прерываемая нежарким летом: «Густой туман обнимает целый день поля, на которых живут скифы …». Это значит, что климат в Северном Причерноморье в V – VI веках до Р.Х. стоял морской, влажный. Зимы должны были быть снежными. В таких повозках зимой без отопления скифы просто физически выжить не могли, да и не собирались. Кто не верит в трудность выживания зимой без очага и обогрева, тому рекомендуем пожить в палатке (даже сильно утепленной) но без обогрева, чтобы нельзя было просушить промокшую одежду и вещи, где-нибудь на южном берегу Крыма. А пищу готовить исключительно на очаге, расположенном на свежем воздухе. И так прожить года три. Уверяем, что у вас будет масса впечатлений. Если вы выживете.

Был еще один очень важный фактор, который вынуждал сколотов проводить зиму в селениях (селищах, по-научному). В Евразии пастьба скота на заснеженных пастбищах зимой (тебеневка) возможна только в тех регионах, где стоят малоснежные зимы, например, в Казахстане или Монголии. Северные берега Черного моря в скифское время к таким регионам не относились. Из-за глубины снега далеко не каждая домашняя скотина в этом регионе сможет прокормиться, добывая траву из-под снега. Сложнее всего при тебеневке приходится овцам. Даже если предположить, что во времена Геродота и Гиппократа (V – IV века до Р.Х.) климат был совершенно другим и зимой снег в Северном Причерноморье вообще никогда не выпадал и, поэтому, можно было содержать скот на подножном корму, то люди в неотапливаемых кибитках (рисунок 33) все равно бы не выжили. А передвижных отапливаемых жилищ типа юрт, судя по современным скифам письменным источникам и результатам археологических раскопок, сколоты просто не использовали или не знали. Кроме того, представьте себе, как волы в осеннюю или весеннюю распутицу тянут такую повозку по степному чернозему. Особенно в весеннюю, когда животные ослабли от голода после зимовки. Представили?

Поэтому сколотам приходилось зиму проводить в селениях, предварительно заготавливая сено для подкормки скотины, особенно во время сильного весеннего гололеда, когда тебеневка становилась полностью невозможной. Как известно, сенокос – труд не из самых легких. Так что скифам приходилось жить еще и значительную часть лета в своих поселениях во время заготовки сена.

Как мы видим (карты рисунков 24, 25) городищ и селищ в Скифии было много и сколотов номадами следует называть очень аккуратно.

Непобедимость сколотов была основана на их умении беспощадно, умело и яростно воевать. Скифам было проще умереть, чем склонить голову перед врагом.

Народ, умеющий и любящий воевать, а именно такими были скифы-сколоты, должен был отличаться суровым нравом. Но применять к скифским обычаям и нравам слово «суровые» было бы в корне неправильно. Встреча со скифами никому ничего хорошего не обещала. Даже если Геродот Галикарнасский где-то сильно и преувеличил («ужастики» про ближних и дальних соседей были популярны во все времена), то даже в V веке до Р.Х. многие скифские обычаи, так сказать во всем их многообразии и по совокупности, просто наводили ужас на другие народы. Когда в VII веке до Р.Х. скифы-сколоты разоряли Передний Восток, то у них была возможность поучиться нечеловеческой жестокости. Например, у ассирийских воинов – признанных мастеров заплечных дел (рисунок 34). Прекрасные ребята, умевшие быстро и легко содрать кожу с еще живого человека [31, с. 374-375], и старательно передававшие это мастерство своим молодым бойцам.

Рисунок 34 – Ассирийцы казнят пленных – сажают их на кол. Барельеф из Ниневии. Британский музей, Лондон, Великобритания

О скифских обычаях и нравах судите сами.

Всех своих рабов скифы на всякий случай, чтобы в дальнейшем они не создавали никаких проблем своим хозяевам, ослепляли [2, IV, 2] (рисунок 35). Естественно, самым варварским методом – как и положено в те времена – без всякого обезболивания.

Рисунок 35 – Иллюстрации к Геродоту. Доение кобылиц ослепленными рабами. Художник В.А. Бахтов

 

Скифы поклонялись следующим богам: Табити – женское божество, похожее на греческую богиню Гетию, Папай был похож на Зевса эллинов, Апи соответствовала Гее, Гойтосир – Апполону, Аргимпаса – Афродите, Фагимасад – Посейдону.

Скифы своим богам, кроме бога войны, не ставили кумирни и храмы [2, IV, 59]. Имя верховного скифского бога Папая (рисунок 36) – Небесного отца – для очень многих народов до сих пор перевода не требует. Папа – он и есть папа, даже если назовешь его Папаем.

                                                                         а                                                                                                                               б

а – скифское божество (возможно, Папай). Золотая пластина из кургана Соболева могила, Украина, Днепропетровская область, V век до Р.Х.; б – Иллюстрации к Геродоту. Скифский бог Папай. Художник В.А. Бахтов

Рисунок 36 – Скифский бог Папай

Бог Папай окружен хищными птицами (рисунок 36, а), возможно, это соколы. А эта птица, вполне вероятно, являлась тотемическим животным скифов (или их правящего клана), священным земным воплощением верховного мужского божества. Значит, скифы были детьми Папая, то есть детьми сокола, «соколятами» [32]. Слово «соколята» великий грек из Галикарнаса записал на своем языке как слышал и как мог – вот и получились из «соколят» сколоты.

Обряд жертвоприношения всем богам, за исключением бога войны, у сколотов заключался в том, что животное, опрокинутое на землю, жрец душил веревочной петлей [2, IV, 60, 61] (рисунок 37). После этого жертвенное животное разделывали, его мясо варили, а затем начинался пир.

Рисунок 37 – Иллюстрации к Геродоту. Ритуал жертвоприношения. Художник В.А. Бахтов

Богу войны в жертву приносились, кроме скота, еще и военнопленные [2, IV, 62]. По одному с каждой сотни. Но когда воины и народ благодарят божественные силы за помощь в страшном ратном деле, за победу над врагом, то грешно скупиться на жертвы, тем более, что богу войны жертвуют воинов противника. Человеческие жертвы приносились в специальных святилищах, которые устанавливались в каждом округе каждой области Скифского царства. То есть у скифов капищ богу войны было много. Языческий храм представлял собой круглую каменную площадку (рисунок 38) [33], сверху на нее насыпали больше сотни возов хвороста [2, IV, 62]. Верхнюю часть кучи хвороста скифы разравнивали и там, на алтаре, устанавливали воткнутый железный меч.

а

 

б

а – святилище бога войны, выложенное из камня. Диаметр святилища около пятисот метров; б – алтарь языческого храма

Рисунок 38 – Капище скифов, посвященное богу войны, IV век до Р.Х. Село Кременевка, Никопольский район, Донецкой области, Украина

Обряд жертвоприношения был жесток и прост – людей закалывали, их кровь собирали в специальный священный сосуд, а затем этой кровью окропляли меч на алтаре святилища. Заколотым жертвам обрубали правые руки и бросали их отдельно от тел. Затем приносили в жертву животных.

Военные обычаи суровых скифских воинов также были очень далеки от самых примитивных понятий гуманизма [2, IV, 64-66] (рисунок 39):

- добычу между своими воинами скифы делили в зависимости от количества убитых ими врагов. Бойцу на слово не верили. Контроль эффективности воина в бою был очень прост – только отрубленная голова врага, предъявленная царю, давала право на участие в дележе награбленного. Чем больше вражеских голов, тем больше доля;

Рисунок 39 – Иллюстрации к Геродоту. Военные ритуалы скифов. Художник В.А. Бахтов

- затем с головы убитого врага скифы снимали скальп, кожу особым образом обрабатывали, затем прикрепляли скальп к конской уздечке «и гордо щеголяли» им пред сородичами (этот рассказ Геродота полностью подтвержден археологическими находками на Алтае, где тоже проживали скифские народы). Дополнительно вражеский скальп использовался еще и в качестве полотенца;

- вообще, кожу, снятую с врагов, скифы научились мастерски выделывать и шили из нее плащи, делали чехлы для колчанов (для этой цели использовалась снятая чулком вместе с ногтями кожа правой руки убитого), и, наконец, кожу убитого противника натягивали на доски и в виде чучела на коне возили за собой. Были, видимо, и другие поделки, неизвестные Геродоту. Ведь полет творческой фантазии мастера не знает пределов;

- из черепов своих самых доблестных или лютых врагов скифы делали пиршественные чаши и угощали из них самых уважаемых гостей;

- раз в год правитель каждого скифского округа организовывал пир. Тем, кто за год не убил ни одного врага, пить вино не полагалось. Они считались опозоренными. Отличившиеся воины с несколькими новыми скальпами на конской уздечке пили сразу из двух чаш.

О скифских жрецах (прорицателях) Геродот сообщает следующее [2, IV, 67-69]:

- прорицателей у скифов много, чтобы предсказать будущее они гадают на ивовых прутьях (как персы и мидяне) или при помощи липового мочала;

- причиной болезни царя скифы считали ложную клятву кого-либо из  их сородичей богами царского очага. Негодяя, наведшего порчу на царя, определяли три наиболее уважаемых прорицателя. Преступнику отрубали голову, а его имущество доставалось прорицателям;

- если обвиняемый смог доказать свою невиновность с помощью других прорицателей, то первую тройку лжепророков сжигали живьем, уложив на повозку с хворостом, запряженную быками (рисунок 40), казнят также и всех сыновей опальных прорицателей;

- прорицателей сжигают и во многих других случаях, если их пророчества окажутся ложными.

Рисунок 40 – Иллюстрации к Геродоту. Наказание лжепророков. Художник В.А. Бахтов

Скифы-сколоты обряду погребения своих умерших придавали огромное сакральное значение [2, IV, 71-72]. Особенно сложным был обряд погребения царя. Труп умершего царя скифы бальзамировали и затем тело царя провозили по всем областям царства (рисунки 41, 42).

Рисунок 41 – Иллюстрации к Геродоту. Похороны скифского царя. Художник В.А. Бахтов

Рисунок 42 – Царская погребальная повозка из Александропольского кургана (III век до Р.Х.), село Александрополь, Солонянский район, Днепроперовская область, Украина. Реконструкция. Художник Е. Край

Сколоты выражали свою скорбь, расцарапывая себе лица, протыкая левую руку стрелой и пр. После прощания народа с правителем труп царя привозили к месту погребения скифских правителей (область Герры в нижнем течении реки Днепр). Также, как и их азиатские сородичи [1], сколоты хоронили царей в курганах (рисунок 43).

Рисунок 43 – Скифский курган. Художник Е. Край

Некоторые курганы были огромными и представляли собой достаточно сложное и трудоемкое сооружение. Например, высота Александропольского кургана свыше 20 метров при его диаметре около 100 метров.

Царей хоронили главным образом в погребениях срубного типа (рисунок 44) вместе с принесенными в жертву наложницами, слугами, конями, другими животными, оружием, богатыми золотыми и серебряными украшениями, одеждой и т.п.

Рисунок 44 – Скифский курган в разрезе. Художник Е. Край

Через год на могиле царя вновь совершались погребальные обряды, в ходе которых убивали пятьдесят юношей из свободных скифов и пятьдесят коней. Мертвых всадников на мертвых конях закрепляли на специальных кольях вокруг царского кургана (рисунок 45). Мертвыми они продолжали служить своему господину и охраняли его вечный покой в загробном царстве. Со временем вместо мертвых стражей вокруг кургана устанавливались каменные фигуры.

Рисунок 45 – Иллюстрации к Геродоту. Ритуал поминовения скифского царя. Художник В.А. Бахтов

Рядовых скифов хоронили не только в срубных погребениях, устроенных, естественно, во много раз проще и гораздо беднее, но также в ямных и катакомбных [21, с.172]. Перед погребением тело усопшего возили по округе на повозке сорок дней. Друзья умершего встречали людей, сопровождающих покойного, и устраивали поминки, на которых все обильно угощались различными яствами. После похорон скифы-сколоты проводили обряд очищения [2, IV, 73-74]. Он заключался в том, что на кольях растягивался в виде юрты войлок, и под ним устраивалась паровая баня – на раскаленные камни плескали горячую воду и бросали семена конопли (рисунок 46). Люди впадали в наркотическое опьянение и громко кричали от удовольствия.

Рисунок 46 – Иллюстрации к Геродоту. Скифская баня. Художник В.А. Бахтов

Согласно Геродоту [2, IV, 76-80] скифы-сколоты крайне ревностно соблюдали свои обычаи, а также веру и религиозные традиции. Вероотступников ожидала смерть, даже несмотря на их принадлежность к царскому роду.

Вышерассмотренный материал позволяет сделать следующие выводы:

- царство скифов-сколотов было многонациональным государством (поражает та легкость, с которой либо сторонники арийского происхождения скифов либо их оппоненты, утверждающие, что скифы были предками тюрок, доказывают свою правоту), в котором, судя по названию титульного народа, славяне занимали далеко не последнее место;

- скифское государство имело четкое административное деление на области, которые, в свою очередь, делились на округа. Во главе каждой административной единицы стоял воинский начальник, отвечающий за вверенные ему территорию и войска;

- Скифское царство имело жесткую вертикаль власти в форме деспотии, власть царя была практически не ограничена ничем, кроме традиций;

- на территории Скифии было много городов и селений. Жители занимались выращиванием пшеницы, в том числе и на экспорт, отгонным скотоводством и металлургией, также Скифское царство чеканило свои деньги;

- армия скифов представляла собой главным образом конное войско, состоящее из легкой кавалерии, вооруженной луками. Искусное применение в войнах крупных и мелких отрядов кавалерии позволяло скифам успешно вести боевые действия,причем, как в дальних походах, так и на своей территории;

- религия и традиции в жизни скифов играли огромную роль;

- государство скифов, видимо, имело жесткую сословную структуру и состояло из трех основных каст – воинов, жрецов, а также земледельцев, скотоводов и ремесленников;

- через территорию Скифского царства проходили многочисленные торговые пути [34]. Торговля способствовала обогащению правящей верхушки, что и доказывает золото, найденное в скифских курганах;

- развитая государственность предполагает наличие письменности у скифов. Для того, чтобы государство могло содержать войско и царский двор необходимо было собирать с населения налоги. С этой целью просто необходимой становилась перепись населения и его имущества. Без учета и контроля, а письменность для этого просто необходима, сбор любых налогов превращается, практически, в грабеж собственного населения, также невозможна и прибыльная торговля [36, 37, 38, 39].

В середине III века до Р.Х. царство скифов разгромили сарматы, близко родственный сколотам народ, входящий в скифский суперэтнос. От Скифии осталось только Нижнее Поднепровье, Центральный Крым [35, с. 16-17] и так называемая Малая Скифия.

ДЛЯ СПРАВКИ. Малая Скифия – это территория вдоль западного побережья Черного моря на правом берегу реки Дунай. В более поздние времена эта историческая область называлась Добруджа. В наше время Добруджа поделена между Румынией и Болгарией.

Больше царство сколотов в мировой геополитике существенной роли никогда не играло.


Библиографический список
  1. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. Скифы азиатские // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19845  (дата обращения: 14.02.2017).
  2. Сайт «Античная литература». Геродот. История в девяти книгах. Издательство «Наука», Ленинград, 1972. Перевод и примечания Г.А. Стратановского, под общей редакцией С.Л. Утченко. Редактор перевода Н.А. Мещерский [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/index.htm
  3. Сайт «Академик». БСЭ. Киммерийцы [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/95372/Киммерийцы
  4. Сайт «Академик». Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Киммерийцы [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Киммерийцы
  5. Артамонов, М.И. Киммерийцы и скифы [Текст] / М.И. Артамонов – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1974. – 156 с.
  6. Иванчик, А.И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII-VII вв. до н.э. [Текст] / А.И. Иванчик. – М.: РАН, 1996 – 324 с.
  7. Сайт «britanniae.ru» Шэрон Тернер. История Англо-саксов с древнейших времен до норманнского завоевания. Книга Первая. Глава II [Электронный ресурс]. URL: http://britanniae.ru
  8. Сайт «Historic.ru» Всемирная история. Энциклопедия. Том 2 (1956 год) Глава XII. [Электронный ресурс]. URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st048.shtml
  9. Сайт «Академик». Советская историческая энциклопедия. Верцеллы [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/3232/ВЕРЦЕЛЛЫ
  10. Граков, Б.Н. Скифы [Текст] / Б.Н. Граков – М.: Издательство Московского Университета, 1971. – 200 с.
  11. Дандамаев, М.А. Иран при первых Ахеменидах (VI век до н.э.) [Текст] / М.А. Дандамаев – М.: АН СССР, Издательство восточной литературы, 1963 – 293 с.
  12. Сайт «Археология». И.Б. Брашинский. В поисках скифских сокровищ. Ленинград. Издательство «Наука»: 1979. 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://arheologija.ru/i-b-brashinskiy-v-poiskah-skifskih-sokrovishh/
  13. Гиппократ. Избранные книги [Текст] / Гиппократ. – М.: ОГИЗ БИОМЕДГИЗ, 1936. – 736 с.
  14. Ломоносов, М.В. Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года [Текст] / М.В. Ломоносов. – СПб.: Императорская Академия Наук, 1766. – 126 с.
  15. Татищев, В.Н. История Российская. В 3 томах. Т. 1 [Текст] / В.Н. Татищев – М.: АСТ: Ермак. – 568 с.
  16. Сайт «FanRead». Иловайский Дмитрий Иванович. Начало Руси [Электронный ресурс]. URL: http://fanread.ru/book/10766254/?page=17
  17. Сайт «Академик». БСЭ. Роксоланы [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/128055/Роксоланы
  18. Сайт «FanRead» Нидерле Любор. Славянские древности [Электронный ресурс]. URL: http://fanread.ru/book/9176157/?page=8
  19. Сайт «FanRead». Вернадский Георгий Владимирович. Древняя Русь [Электронный ресурс]. URL: http://fanread.ru/book/231985/?
  20. Сайт «Археология». Борис Александрович Рыбаков. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М., Издательство «Наука», 1979. – 242 с. [Электронный ресурс]. URL: http://arheologija.ru/ryibakov-gerodotova-skifiya-istoriko-geograficheskiy-analiz/
  21. Граков, Б.Н. Каменское городище на Днепре [Текст] / Б.Н. Граков – М.: Издательство АН СССР, 1954. – 240 с.
  22. Сайт «Тайны истории». Татьяна Борисовна Попова Хронология катакомбной культуры [Электронный ресурс]. URL: https://secrethistory.su/385-hronologiya-katakombnoy-kultury.html
  23. Сайт «Мировой кризис – хроника и комментарии». Клесов А.А. Кто такие скифы, кто их предки и потомки? [Электронный ресурс]. URL: http://worldcrisis.ru/crisis/1730507
  24. М. Закиев. Происхождение тюрок и татар. [Электронный ресурс]. URL: http://s155239215.onlinehome.us/turkic/20Roots/ZakievGenesis/ZakievGenesisCoverRu.htm
  25. Сайт «Книгоман». Бурланков Николай Дмитриевич. Сколоты –  предки славян? [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/b/burlankow_nikolaj_dmitriewich/skoloty.shtml
  26. Сайт «Gumilevica». Лев Николаевич Гумилев. Древняя Русь и Великая степь [Электронный ресурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/index.html
  27. Сайт «Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера». Происхождение слова изба [Электронный ресурс]. URL: https://vasmer.lexicography.online/и/изба
  28. Высотская, Т.Н. Скифские городища [Текст] / Т.Н. Высотская – Симферополь: Таврия, 1989. – 96 с.
  29. Шрамко, Б.А. Бельское городище скифской эпохи (город Гелон) [Текст] / Б.А. Шрамко – К.: Наукова думка, 1987. – 182 с.
  30. Сайт «История Древнего Рима». Медведев А.П. Гелон Геродота: к проблеме соотношения античного нарратива и историко-археологических реалий [Электронный ресурс]. URL:  http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1351691456
  31. Авдеев, В.И. История Древнего Востока [Текст] / В.И Авдеев – М.: Высшая школа, 1970. – 608 с.
  32. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. The Cimmerians and the Scythians-Skolots // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/78918  (дата обращения: 11.03.2017).
  33. Полин, С.В. Скифский курган IV в. до н.э. у села Кременевка в Северо-Восточном Приазовье [Текст] / С.В. Полин, Е.Г. Карнаух // Археология, этнография и антропология Евразии. – Новосибирск, 2012. – № 4 (52) – С. 116 – 128.
  34. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. Торговые пути древней Евразии // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17067  (дата обращения: 20.11.2016).
  35. Полин, С.В. От Скифии к Сарматии [Текст] / С.В. Полин – К.: АН Украины, 1992. – 201 с.
  36. Гумелёв В. Ю., Юдин Т. М., Постников А. А. Киммерийцы и скифы европейские // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970138.htm. [Дата обращения: 03.05.2017].
  37. Гумелёв В. Ю., Юдин Т. М., Постников А. А. Города скифов-сколотов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970162.htm. [Дата обращения: 03.05.2017].
  38. Юдин Т. М., Гумелёв В. Ю., Постников А. А. Сколоты: нравы и обычаи народа Скифского царства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970168.htm. [Дата обращения: 03.05.2017].
  39. Гумелёв В. Ю., Юдин Т. М., Постников А. А. Германо-скандинавские боги были родом из южнорусских степей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570098.htm. [Дата обращения: 03.05.2017].


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: