УДК 748

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Фертикова Дарья Олеговна
ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова"

Аннотация
В статье раскрывается проблема неподготовленности выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что в школе-интернате ведется целенаправленная подготовка детей к выпуску, однако для большей результативности не хватает комплексности и интерактивных форм проведения мероприятий.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Фертикова Д.О. Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23800 (дата обращения: 27.05.2017).

Детство важнейший период в жизни любого человека, именно в этот период формируются качества, которые определяют успешную социализацию человека. Дети, которые по какой-либо причине были лишены родительского воспитания относятся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы численность детей, оставшихся без попечения родителей, снижается. Так, на конец 2015 года это 481 921 ребенок (в 2014 г. – 493071 ребенок), но, несмотря на уменьшение количества детей, оставшихся без попечения родителей, цифра,  по-прежнему достаточно высока [1].

Большинство выпускников интернатных учреждений оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Находясь на государственном обеспечении, дети получают все блага без особых усилий. Поэтому выпускники детских домов испытывают трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными [2, с. 97].

Для выявления готовности воспитанников интернатного учреждения к самостоятельной жизни нами было проведено анонимное анкетирование среди воспитанников МОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Семья» города Магнитогорска. Цель анкетирования – выяснить сформированность социальных навыков у выпускников школы-интерната.

В ходе анкетирования было опрошено 30 человек в возрасте от 15 до 17 лет, из которых 11 девочек и 19 мальчиков, что говорит об объективности представленных результатов. Большинство опрошенных воспитанников начали обучаться в школе-интернате со старших классов,  всего 3 человек прибыли в учреждение в начальной школе. Это говорит о сформированности навыков и привычек у большинства ребят. Такая ситуация может как положительно, так и негативно сказываться  на формировании социальных навыков, ведь возможно, дети поступают с полезными привычками и сформированными навыками, или, что сформированы негативные привычки и навыки или во взрослом возрасте навыки не сформированы совсем.

Важно было выяснить какие планы у воспитанников на жизнь после выпуска из интерната. Чаще всего дети затруднялись с ответом (14 человек), 7 воспитанников хотели бы после окончания интерната начать работать,  5 человек планируют сидеть дома. Всего 2 человека хотят продолжить профессиональное обучение, это может быть обоснованно тем, что средне-профессиональное образование воспитанники получают,  еще проживая в интернате, и при выпуске уже имеют профессию. Две девочки отметили свой вариант «выйти замуж». Ответы на этот вопрос показали, что зачастую дети, просто не знают чем им заняться, после окончания школы-интерната, так как все учебные и досуговые мероприятия заканчиваются вместе с окончанием интернатного учреждения.

Следующим вопросом, было планирование проживания воспитанников после окончания интернатного учреждения. Около трети опрошенных (9 человек) планируют проживать в общежитии, продолжая профессиональное обучение. Снимать квартиру собираются 6 воспитанников. Проживать с родственниками будут 3 человека. Вариант «у меня свое жилье» не выбрал не один человек, однако в свободную строку 9 человек вписали «получу квартиру». Также 3 человека отметили вариант «проживание у друзей». Положительным моментом можно считать то, что ни один из воспитанников, участвующих в анкете, не затруднился  с вопрос и не вписал вариант «не знаю».

На вопрос о том, где необходимо оплачивать счета за квартиру, 9 воспитанников поставили прочерк или вписали вариант «не знаю». Треть опрошенных (10 человек) ответили, что это необходимо делать в банке, 6 человек отметили, что оплачивать  можно через интернет, 4 человека написали «тому, у кого снимаешь квартиру» и всего один человек указал МФЦ. Все варианты можно считать верными при ответе на данный вопрос, а разнообразие ответов говорит о том, что дети знают несколько альтернативных вариантов ответа на данный вопрос, однако не стоит оставлять без внимания, что достаточно большой процент опрошенных не смогли ответить на данный вопрос.

Нами был задан вопрос о деятельности центра занятости населения. Около двух трети опрошенных (22 человека) написали, что центр занятости «помогает найти работу» или «устраивает на работу». Также были указаны варианты «выплачивает пособие» и «помогает обучиться новой профессии». Из 30 опрошенных 8 человек оставили пустой данную графу или написали, что не знают ответа на вопрос, что говорит о том, что не все воспитанники получили или усвоили знания о деятельности центра занятости.

Особое внимание мы уделили вопросу о бытовых навыках, формируемых в школе-интернате, 26 опрошенных отметили, что их обучают навыкам уборки. Треть опрошенных указали, что их учат шить или ремонтировать одежду. Вариант «готовить еду» выбрали 8 человек. Обучение навыкам стирки и глажки отметили 7 воспитанников. В графу «другое» 9  человек вписали вариант «ремонтировать вещи» или «делать ремонт».

Для выяснения наличия знаний у выпускников  школы-интерната нами был задан вопрос о том,  какими знаниями обладают воспитанники интерната. Все опрошенные ответили, что знают, где и как купить продукты, а также 24 из 30 человек знают, где приобрести средства личной гигиены. О том как распределить свой бюджет знают 13 человек, что говорит о необходимости проведения работы в данном направлении.

На вопрос о знаниях цен, 21 человек сказали, что знают сколько стоят продукты питания, 20 человек знают цены н одежду и обувь. Всего 11 человек знают о ценах проезда в транспорте, что объясняется тем, что воспитанникам предоставляются проездные, и им нет необходимости самостоятельно оплачивать проезд.

Воспитанниками школы-интерната были названы следующие мероприятия, формирующие социальные навыки: клуб «Хозяюшка», «Швея», лекции и беседы в семьях, а также уроки труда. Что говорит о достаточно большом количестве мероприятий по подготовки детей к выпуску.

В заключение, мы решили узнать, какие формы мероприятий были бы наиболее интересными для воспитанников. Наибольшее количество ребят выбрали игровые формы (13 человек), чуть менее выбрали вариант выхода на экскурсии (10 человек). Беседовать с воспитателями предпочитают 4 человека, а слушать лекции всего 3 человека.

Таким образом, в школе-интернате ведется целенаправленная работа по подготовке детей выпуску. Но для большей заинтересованности воспитанников и улучшения показателей необходимо внедрять комплексные программы по формированию социальных навыков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовящихся к выпуску из учреждения, в том числе с применением интерактивных форм проведения занятий.


Библиографический список
  1. Количество детей-сирот в России за прошлый год сократилось на 2,3% [Электронный ресурс] –  Режим доступа:  https://ria.ru/adaptation/20160601/ 1441503135.html  (дата обращения: 07.03.2017)
  2. Фертикова Д.О. Проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Оренбург, 12 января 2017). / в 3 ч. Ч.3 – Стерлитамак: АМИ, 2017. – №1 – 3. – С. 96-98


Все статьи автора «Фертикова Дарья Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: