УДК 34

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ РЕЖИМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

Мазалева Людмила Валерьевна
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы научного определения термину "режим" в различные исторические периоды.

Ключевые слова: исправительные учреждения, режим, режим исполнения наказаний


PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF THE MODE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA

Mazaleva Lyudmila Valerevna
Vladimir Law Institute of the Russian Federal Penitentiary Service
senior teacher of the department and supervisory regime Faculty of Law

Abstract
In the article the questions of scientific definition of the term "mode" in different historical periods.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Мазалева Л.В. Проблемы законодательной регламентации режима исполнения наказаний в исправительных учреждениях России // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23514 (дата обращения: 26.05.2017).

Как мы знаем, режим является ключевым понятием в уголовно-исполнительном законодательстве. Пенитенциарной наукой советского периода были подробно изучены теоретические аспекты режима, его концепции и содержания.  Понятие режима исполнения наказания изначально вошло в исправительно-трудовое законодательство РСФСР вместе с понятием «лишение свободы».

Режим (франц. regime, от лат. regimen – власть) регламентирует жизнь осужденного в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока отбывания наказания, причем режимные правила в равной мере обязательны как для осужденных, так и для администрации исправительных учреждений.

Вопрос о режиме отбывания наказания является в науке уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права одним из самых важных и дискуссионных. Уже в юридической литературе начала ХХ века проводилось различие между режимами содержания подследственных и осужденных. При характеристике режима содержания подследственных арестантов И. Я. Фойницкий писал, что «оптимальной является система одиночного заключения, кроме случаев, когда по медицинским соображениям оно должно было заменяться общим. Права на свидания и переписку могли быть ограничены только в тех пределах, которые требовались в целях предупреждения побега»[1].

Первые попытки дать научное определение термину «режим» относятся к 1920-м гг. В то время уже различался режим в широком и узком смысле этого слова. Первое определение режима предложил С. В. Познышев, который считал, что «пенитенциарный режим в широком смысле этого слова обнимает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей»[2]. В свою очередь Б. С. Утевский полагал, «что режим в узком смысле слова складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в пределах места лишения свободы, из правил, устанавливающих формы общения лишенных свободы с внешним миром, из системы мер поощрения и мер дисциплинарного взыскания и т. п., то есть из всего того, что составляет совокупность внешних признаков лишения свободы, специфических для этой меры репрессии»[3]. В то же время некоторые исследователи считали нецелесообразным разграничение понятий режима в широком и узком смысле слова, поскольку оно ничего не давало для анализа и оценки режима как одного из средств исправительно-трудового воздействия на заключенных[4].

На практике чаще всего используют понятие режима в узком смысле этого слова, когда хотят обозначить порядок содержания заключенных. При этом термин «режим» относится к отбыванию только одного наказания – лишения свободы. Из определения режима вытекает сама суть наказания – кара, которая раскрывается для лишенных свободы в ряде ограничительных мер прежде всего в изоляции. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, режимом охватываются и такие правила, которые хотя и обеспечиваются принудительно, по своему содержанию не выражают кару. Это, в частности, требование быть вежливым, соблюдать чистоту и пр.[5].

В советских исправительно-трудовых учреждениях режим выполнял различные функции. Прежде всего,  он являлся одним из средств исправления и перевоспитания заключенных и выражал установленные для них правоограничения. Режим регулировал деятельность администрации мест заключения по исполнению судебных приговоров, устанавливал объем ее полномочий при организации работы по исправлению и перевоспитанию заключенных и обязанности по применению норм исправительно-трудового законодательства.

В процессе отбывания наказания в виде лишения свободы режим регулировал также поведение и образ жизни заключенных, определял объем их обязанностей и прав, создавал необходимые условия для реализации мер исправительно-трудового воздействия. Все перечисленные функции режима должны были в конечном счете направляться на достижение самой важной цели – исправления и перевоспитания заключенных.

Практика показала, что до стабилизации обстановки на территории РСФСР вопросам режима содержания заключенных уделялось недостаточно внимания. В отчете Карательного отдела Наркомюста РСФСР за 1919 г. указывалось, что «в период строительства новой власти, и, принимая во внимание сильное переполнение мест заключения, нельзя было думать о режиме, когда все внимание было обращено на разгрузку тюрем». Только в июле 1920 г. Карательный отдел ввел в действие Временные правила внутреннего распорядка в местах заключения, действовавшие до издания соответствующего положения.

Сравнительный анализ Временных правил и Правил внутреннего распорядка, предусмотренных Общей тюремной инструкцией 1915 г., позволяет утверждать, что отработанный десятилетиями опыт царских тюрем по содержанию заключенных, поддержанию порядка в местах лишения свободы и организации борьбы с преступлениями заключенных невозможно было игнорировать.

Так, во Временных правилах сохранялись условия содержания заключенных, присущие тюремным учреждениям: размещение в специально оборудованных запираемых камерах без права свободного выхода из них; постоянный надзор за ними (находились под охраной и наблюдением надзирателей); систематическое проведение обысков тюремных камер и заключенных; досмотр их личных вещей и др.[6].

В отечественном законодательстве термин «режим» был впервые употреблен в словосочетании «режим подследственных» во Временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», утвержденной, постановлением Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. Указанная инструкция регламентировала некоторые элементы режима: для заключенных предусматривались отпуска, прогулки, свидания, передачи и переписка; приводились меры взыскания в отношении нарушителей порядка и дисциплины.

В более поздних документах первых лет советской власти, например в Положении об общих местах заключения в РСФСР 1920 г., уже имелся специальный раздел «Режим в общих местах заключения». А с принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. (ИТК РСФСР) термин «режим» получил законодательное закрепление и стал широко использоваться как в научной литературе, так и в нормативных актах[7].

Раздел третий ИТК РСФСР назывался «Общий режим в местах заключения, его основы и организация». В нем подробно регламентировались общие вопросы организации режима, его особенности в каждом из видов мест заключения, порядок приема, размещения и освобождения заключенных, дисциплинарные меры воздействия. В общей сложности вопросам режима содержания заключенных в ИТК РСФСР 1924 г. было посвящено более ста статей, что свидетельствует о важности и практической значимости рассматриваемого института.

Кодекс (ст. 48) предусматривал, что «режим в местах заключения основывается на правильном сочетании принципов обязательного труда заключенных и культурно-просветительной работы». В соответствии с установленным порядком исполнения наказаний и положениями прогрессивной системы (ст. 50) режимные требования должны были трансформироваться в сторону смягчения. Отбывая лишение свободы, заключенный должен был пройти несколько этапов и в зависимости от поведения и отбытого срока наказания менялись и условия его содержания. Соответственно увеличивался и объем льгот, которыми могли пользоваться заключенные.

В ст. 49 Кодекса было зафиксировано положение, согласно которому «режим в местах заключения должен быть лишен всяких признаков мучительства, отнюдь не допуская применения физического воздействия: кандалов, наручников, карцера, строго-одиночного заключения, лишения пищи, свиданий заключенных с их посетителями через решетку». Нельзя не отметить, что содержание этой нормы было по тем временам достаточно прогрессивным; более того, спустя несколько десятилетий оно было воспроизведено в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г. Однако сопоставление данной нормы с другими положениями Кодекса дает основание для вывода об их противоречивости. В частности, согласно его ст. 171 в изоляторах специального назначения свидания допускались только через решетку.

Еще одним важным средством обеспечения исполнения заключенными требований режима, установленного в исправительно-трудовых учреждениях, являлись дисциплинарные меры, регламентированные главой VI Кодекса. Наряду с этим они оказывали воспитательное воздействие на заключенных, допускавших нарушение установленных для них правил поведения. Ни одно правонарушение заключенного не должно было остаться без соответствующей реакции со стороны администрации. Однако это не означало, что за любой, даже самый незначительный проступок должно было применяться дисциплинарное воздействие. Очевидно, что в одних случаях с нарушителем достаточно побеседовать, разъяснить ему вредность его поведения, а в других – могло оказаться полезным коллективное обсуждение проступка или воздействие на правонарушителя самодеятельной организации заключенных.

Принципиально новым и важным явилось положение Кодекса о том, что дисциплинарные меры применялись к заключенным «в соответствии с характером нарушения и свойством их личности» (ст. 145). Всего же этот закон предусматривал восемь дисциплинарных мер, которые в зависимости от тяжести можно разделить на две части.

К первой можно отнести меры, применявшиеся к правонарушителю в том же месте заключения и не связанные с переводом заключенного в другие места заключения (пп. 1-7 ст. 145). Вторую часть образует одна дисциплинарная мера в виде перевода в другие места заключения, которая, как правило, влекла за собой изменение условий содержания в сторону их ухудшения.

Следует констатировать, что реализации установленных ИТК РСФСР 1924 г. режимных требований препятствовало переполнение мест лишения свободы. Средний показатель их загруженности по тридцати губерниям РСФСР в 1926 г. составлял 165,4 %. При этом содержавшиеся сверх лимита питались фактически за счет других осужденных.

Эти два обстоятельства существенно затрудняли деятельность администрации исправительно-трудовых учреждений и способствовали росту недовольства среди заключенных, что приводило к массовым волнениям и выступлениям против режима содержания. Беспорядки, сопровождавшиеся массовым отказом от работы, голодовками, погромами, угрозами и неподчинением администрации мест заключения, прокатились по стране.

Серьезные затруднения на практике вызывало весьма неопределенное толкование понятия режима в Кодексе. Прежде всего, это касалось определения объема функций сотрудников мест заключения и оценки эффективности их деятельности.

В 60-90 годы прошлого века режим исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы был определен Положением об ИТК и тюрьмах 1961 г., установившим все основные его содержательные характеристики. Более поздние нормативные акты вносили лишь незначительные уточнения.

Основы исправительно-трудового законодательства и ИТК РСФСР 1970 г. относили режим отбывания наказания к основным средствам исправления и перевоспитания осужденных. Понятие режима законодательно не определялось. Устанавливались только его основные требования в местах лишения свободы, которые конкретизировались в отдельных институтах исправительно-трудового законодательства и применительно к различным видам учреждений, исполняющих наказания[8].

Строгое соблюдение является ключом к успеху в достижении целей наказания в процессе его исполнения. Режим производен от сущности и содержания наказания, поскольку в нем выражается кара (набор используемых в отношении осужденных ограничений). В то же время режим обеспечивает порядок реализации правоограничений, поэтому его следует рассматривать в качестве средства обеспечения законности процесса исполнения (отбывания) наказания, защиты прав, законных интересов осужденных, средства обеспечения пенитенциарной безопасности.

Режим является юридическим средством влияния на лиц, отбывающих уголовное наказание, он также устанавливает правила поведения для всех субъектов уголовно-исполнительных отношений. Требования  режима относятся не только к осужденным, сотрудникам и администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, но и к другим лицам, участвующим в уголовной сфере, в том числе представители контролирующих органов.

Необходимо обратить внимание и на техническую погрешность ч. 2 ст. 9 УИК РФ, где к основным средствам исправления осужденных относится установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), а не режим, понятие которого раскрывается как установленный законом порядок исполнения (отбывания) наказания.

Наиболее полно раскрывается понятие режима законодателем применительно к наказанию  в виде лишения свободы. ч.1 ст.82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Из данного определения следует, что надзор в местах лишения свободы является неотъемлемым элементом режима, поэтому некорректно его выделять в качестве самостоятельной категории. Так, например, в структуру ФСИН России входит Управление по режиму и надзору. В соответствии с законом в качестве средств, обеспечивающих режим в исправительных учреждениях, могут применяться личный обыск осужденных, досмотр их вещей, обыск жилых помещений (ч.5 ст.82 УИК РФ).

Режим отбывания наказания включает запрет осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать определенные вещи и предметы, перечень которых установлен действующим законодательством.

Общественная опасность проникновения (т.е. проноса, провоза, переброса, пересылки, сокрытия и т.д.) запрещенных предметов состоит не только в нарушении нормальной деятельности исправительных учреждений, но и, как правильно отмечают Ю.В. Трунцевский и О.В. Пенин, «в снижении эффективности применения к осужденным мер исправительного воздействия, а также в создании условий, способствующих совершению ими нарушений режима отбывания наказания, а в отдельных случаях и преступлений с использованием запрещенных предметов в отношении персонала и лиц, отбывающих наказание»[9].

Поступление к осужденным денег приводит в движение противоправный механизм, с помощью которого они реализуют преступные замыслы.

Деньги могут явиться средством для подкупа сотрудников, других лиц с целью склонения их к совершению противоправных действий по доставке осужденным спиртных напитков, наркотических средств, мобильных телефонов, оружия, предоставления им различного рода «льгот», установления связей с преступным миром и т.д.

Большую общественную опасность представляет поступление в исправительные учреждения средств связи (мобильных телефонов). С использованием этих технических средств осужденными совершаются новые преступления. Администрация исправительных учреждений вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которые распространяются режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч.6 ст.82 УИК РФ).

Необходимо отметить, что в настоящее время на законодательном уровне не определены правовые средства, обеспечивающие «непенитанциарный режим» при исполнении наказаний без изоляции осужденных от общества, что существенно снижает эффективность их исполнения, а также правовую защищенность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.

Правила режима охватывают все сферы жизнедеятельности осужденных к лишению свободы. Очевидно, что такая детальная регламентация распорядка дня в исправительном учреждении не стимулирует у осужденных чувство ответственности, не способствует их самостоятельности, затрудняет социальную адаптацию и последующую реинтеграцию в общество.

В этом и заключается самая большая сложность реализации задач пенитенциарного режима, нейтрализации его негативных факторов. Решение данных проблем во многом зависит от эффективности мер, предусмотренных ч.1, ч.2 ст.78УИК РФ, ст.ст.87,89,90,91,92, 94,95,96,97,98,103 ,105,108,109,112 УИК РФ, ч.3 ст.121, п.«б», ч.1 ст.129, ч.4 ст.133 УИК РФ.

Таким образом, режим является сложным многоаспектным понятием. С одной стороны, режим является обязательным элементом процесса исполнения (отбывания) наказания, процесса исправления осужденных, способствующим их ресоциализации, с другой – затрудняющим социальную адаптацию осужденных к лишению свободы.

Международные акты не раскрывают понятие и содержание режима. Более того, в Минимальных стандартных Правилах обращения с заключенными (1955 г.)[10] сам термин «режим» не используется, а в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (1990 г.)[11] применяется «режим обращения».

Европейские тюремные правила (2006 г.) содержат раздел «Режим содержания» (п.п.25.1-25.4), который входит в Часть II «Условия тюремного заключения». В то же время из текста документа следует, что режим включает в себя: труд заключенных; занятия спортом и досуг; обучение; правила реализации свободы слова, совести и вероисповедания; получение информации; имущество; правила перемещения, которые регулируются самостоятельными разделами.

Часть VIII «Осужденные заключенные» Правил содержат такие разделы, как «Цели режима» (п.п.102.1-102.2) и «Реализация режима для осужденных» (п.п.103.1-103.8).

Европейские правила в отношении несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера (2008 г.) в Части III «Лишение свободы» рассматривают режим в качестве воспитательного воздействия и воспитательной работы (Е.10. Режим п.п. 76.1, 76.2)[12].

Таким образом, согласно ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ под режимом понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания. Причем указано, что при помощи данного порядка обеспечиваются такие задачи, как охрана и изоляция осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализация их прав и законных интересов, личная безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Как видно, законодатель указал на наличие в местах лишения свободы определенных правил: во первых – исполнения, и во вторых – отбывания наказания, которые должны реализовываться при помощи соответствующих действий.[13]

Представляется, что определенные правила и соответствующие действия – это и есть понятие «порядок», при помощи которого обеспечивается выполнение вышеуказанных задач. Причем УИК РФ определяются основные формы действий администрации исправительных учреждений в данном направлении, к каковым можно отнести: проведение обысков, досмотров, наблюдения за осужденными и т. д.

Режим содержания в местах лишения свободы наделен особыми, имеющимися лишь у него, чертами. Он представляет собой определенный и регламентированный нормами права принудительный порядок поведения осужденных, который содержит элементы кары и имеет своей целью исправление лиц, которые приговорены судом к лишению свободы. В соответствии с его происхождением и содержанием, по своим задачам, он связан с борьбой государства за искоренение преступности в стране.


Библиографический список
  1. Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. – СПб., 1889. – С. 481.
  2. Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. – М., 1923. – С. 113–114.
  3. Утевский Б. С. Советская исправительно-трудовая политика. – М., 1934. – С. 176.
  4. Беляев Н. А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. – Л., 1963. – С. 114.
  5. Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. – Саратов, 1970. – С. 226–227.
  6. Криминология. Исправительно-трудовое право. История юридической науки / А. С. Шляпошников, О. Ф. Шишов, С. Г. Келина, Ф. М. Решетников; отв. ред. В. Н. Кудрявцев. – М., 1977. – С. 131.
  7. Фумм А. М. Исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях в Советской России (1917–1991 гг.) / История отечественной уголовно-исполнительной системы: сборник научных cтатей. – М., 2013. – С. 118.
  8. Уголовно-исполнительное право России / под ред. А.И.Зубкова. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – С. 253-254.
  9. Трунцевский Ю.В., Пенин О.В. Проникновение запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы // Мировой судья. 2013. № 12. С. 10.
  10. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 290-311.
  11. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 290—311.
  12. Сборник документов Совета Европы/ Составители и перевод: В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. М.: PRI, 2011. – С. 90.
  13. Лихварев В.В. Указ. соч. С.34-40.


Все статьи автора «Мазалева Людмила Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: