УДК 130.122

О ДУХОВНЫХ И НАУЧНЫХ ОСНОВАХ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Пробин Павел Сергеевич
Академия социального управления
к.э.н., доцент, доцент кафедры сервиса

Аннотация
Туризм является важнейшим направлением развития не только в масштабах всей экономики страны, но и на уровне отдельно взятых регионов, поскольку процесс развития туристской инфраструктуры позволяет ускорить темпы развития социально – рыночной инфраструктуры территорий. В данном случае кластерный подход, реализуемый в рамках федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма, во многом позволяет эффективно решать данные вопросы. Особое внимание при этом следует уделять проблеме развития экологического туризма, в частности, его духовным основам.

Ключевые слова: проблемы экологии, социально – рыночная инфраструктура, туристский кластер, федеральная целевая программа, экологический туризм


ABOUT SPIRITUAL AND SCIENTIFIC BASES OF MODERN ECOLOGICAL TOURISM

Probin Pavel Sergeevich
Academy of Social Management
PhD Econ., associate professor, associate professor of the service department

Abstract
Tourism is the most important direction of development not only in scales of all national economy, but also at the level of separately taken regions. Development of tourist infrastructure allows to accelerate rates of extension socially – market infrastructure of the territories. In this case the cluster approach realized within the federal target program for development of internal and entrance tourism in many respects allows to resolve the matters effectively. Special attention at the same time should be paid to a problem of ecological tourism development, in particular, to its spiritual bases.

Keywords: ecological tourism, environmental problems, federal target program, socially – market infrastructure, tourist cluster


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Пробин П.С. О духовных и научных основах современного экологического туризма // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/21978 (дата обращения: 27.05.2017).

Прежде, чем переходить рассмотрению духовных, философских основ экологического туризма, нам необходимо будет ввести его четкое определение. К сожалению, на сегодняшний день существует значительное количество трактовок термина «экологический туризм». При этом данная ситуация характерна как в отношении отечественных, так и зарубежных источников. Помимо путаницы в вопросах содержания понятия экотуризм, на практике нередко возникают ситуации, когда разные авторы придерживаются весьма отличающихся друг от друга точек зрения касательно функций, выполнение которых возлагается на данный вид туризма. По данному вопросу была опубликована замечательная работа Шестаковой Е.С., Рудык А.Н., Бутовой Т.Г. «Функции экологического туризма» (Сервис в России и за рубежом, №2 (63), Том 10, 2016 г.). [1, c. 239 – 252].

В свою очередь, наиболее полная подборка определений экологического туризма содержится в учебном пособии О.Ю. Дмитрук «Экологический туризм: современные концепции менеджмента и маркетинга» (2004 г., 192 с.). В частности, в разделе 1 представлена таблица с различными вариантами определений экологического туризма. Любопытно отметить, что, несмотря на длительный характер существования феномена экологического туризма, дискуссии по установлению его четкого определения продолжаются и по сей день. Среди существующих в отечественной и зарубежной практики различных определений экологического туризма считаем необходимым и достаточным остановиться на следующих вариантах:

Экологический туризм – это любой вид доходной туристической деятельности, что способствует формированию экологического мировосприятия, приносит пользу окружающей среде…..с целью устойчивого развития туристических регионов, повышения культурного уровня и достатка их населения; в том числе путем отчисления определенной части полученной прибыли на финансирование проектов, направленных на достижения указанных задач (В.А.Емельянов).

Экологический туризм – составная часть рекреационной деятельности, при которой негативное влияние на природную среду и ее компоненты является минимальным. Экологический туризм предполагает гармоничное единение человека, средств рекреации, среды и рекреационной инфраструктуры (А.А. Бейдик).

Экотуризм – любое путешествие, в течение которого путешественник изучает окружающую среду, путешествие, в котором природа является главной ценностью (Ward N.K.).

Экотуризм – путешествия с низким антропогенным воздействием на окружающую среду или туры в природе (Marcus L. Endicott).

В отношений вопроса характеристики функций экологического туризма мы всецело доверимся позиции Шестаковой Е.С., Рудык А.Н., Бутовой Т.Г. , изложенной в статье «Функции экологического туризма»: «Авторы выделяют рекреационную, просветительскую, природоохранную и экономическую функции экологического туризма и анализируют их специфику» [1, c.239].

В большинстве случаев авторы, придерживающиеся различных взглядов на экотуризм, как правило солидарны касательно ключевых функций данного направления туризма, а именно, рекреационной и природоохранной. Рекреационная функция реализуется в процесс восстановления у туристов духовных и физических сил. В свою очередь, природоохранная функция состоит в предотвращении / минимизации негативных последствий для окружающей среды со стороны туристов.

Далее вернемся к вопросам духовных основ экотуризма. Дабы читателю не показалось слишком пафосным название этой статьи, с одной стороны, а также учитывая желание автора досконально разобраться во всех вопросах, которые будут исследованы в контексте этой темы, мы будем вынуждены вновь вернуться к теоретическим основам (терминологии). Итак, что же представляет из себя духовность ? Как показывает практика, весьма значительное количество людей используют данный термин в повседневной речи, подчас всерьез не задумываясь о его смысловой нагрузке. Однако в начале нам следует исходить не из понятия духовности, а из понятия духа. Крайне примечательно, что, как и в случае с понятиями «экологического туризма», «духовности», существует значительное количество трактовок этого термина, приведем некоторые из них. Дух – это:

-       философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме – воля, чувство, воображение, интуиция  и  т.  п. (Большой энциклопедический словарь);

-       бестелесное существо: обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира (Толковый словарь Даля);

-       сущность, первопричина и главная действующая сила всего сущего. Словом «дух» также определяются и духовные силы человека (Исторический  словарь).

Далее рассмотрим основные подходы к определению духовности. В данном случае мы также можем наблюдать феномен карнавальности трактовок этого термина. Если мы обратимся к диссертации Неробеева А.Б. «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза» (Кострома, 2006 г.), то в разделе 1.1. «Понятие «духовность», «нравственность» и их характеристика» мы увидим следующие варианты определений духовности, выделенных автором:

«В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение духовности: «Духовность – состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий… все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» (52, 503-504). «В словаре русского языка» СИ. Ожегова «духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» (140, 186). Психологический словарь понятие «духовность» человека характеризует как «индивидуальную выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других» (159, 98). Словарь по этике дает следующее определение духовности: «Духовность – специфически человеческое качество… характеризующее мотивацию и смысл поведения личности… Духовность – позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам – нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений» [2, c.12]

Также автор хочет отметить весьма интересную работу профессора Осипова А.И. «Все больше смешивают добро и зло», размещенную на портале pravmir.ru (дата публикации 03 марта 2015 года). Представим ее небольшой фрагмент: «Оказывается, духовность сопряжена с душой человека, а, точнее говоря, уже с состоянием этой души, с особым каким-то состоянием души. И духовность может быть очень различной, ибо состояние души различно. И если душа – это духовная субстанция, значит, духовность может быть сама по себе различной. Она может доходить до полного уничтожения того, что мы назовем духовным в человеке. И мы говорим тогда: бездуховный человек. Или можем даже сказать, что у него духовность отрицательная. Может иметь какое-то положительное развитие». [3]

В итоге, в целях получения объективных конечных результатов, ввиду имеющейся неопределенности по всем ключевым понятиям в рамках нашего исследования, мы вынуждены установить некие «реперные точки», которые бы служили отправным пунктом для нашего дальнейшего исследования.

В первую очередь мы должны определиться с понятием экологического туризма. Возьмем за основу определения, сформулированные Ward N.K. и Marcus L. Endicott: Экотуризм – любое путешествие с низким антропогенным воздействием на окружающую среду, в течение которого турист изучает окружающую среду, а сама природа является главной ценностью.

Во – вторых, мы должно ввести определение духовных основ. В рамках данной статьи условимся, что под духовными основами мы будем понимать следующее: духовные основыбазовые принципы, знания, а также личный опыт индивида и опыт окружающих его людей в рассматриваемой области, составляющие базис для дальнейшего формирования у личности представления о превосходстве духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, и содействующие развитию у личности: а) индивидуальной потребности познания; б) социальной потребности  в организации своей трудовой деятельности и повседневной жизни на благо окружающего мира.

В – третьих, введем определение духовных основ экологического туризма. И так: духовные основы экологического туризма – система воспитательно – нравственных норм, основанных на научных знаниях об окружающем растительном и животном мире, составляющая фундаментальную основу для последующего развития у личности стремления к познанию окружающего мира и служению идеалам гуманизма (в рамках данного определения автор понимает под гуманизмом отношение индивида к окружающим людям, выстроенное на основе милосердия, уважения, чуткости, сострадания, справедливости, любови, заботе).

За «закладку» духовных основ в исследуемой области прежде всего должны отвечать учителя школ и родители учащихся. Кроме того, опыт индивида также имеет важное значение в процессе формирования духовных основ. За этот этап развития личности отвечают в том числе лица, организующие и проводящие экотуры. Важно отметить, что духовные основы экотуризма могут быть эффективно сформированы на ранних стадиях развития личности. Именно в период раннего возраста человеку гораздо проще привить понимание идей гуманизма через призму заботы об окружающей среде.

Безусловно, в области исследований в сфере экотуризма есть весьма существенная проблема, которая носит больше философский характер. А проблема эта (как ни покажется странным) – вопрос о фактической возможности существования экологического туризма как такового. Ведь если человек вторгается на территорию леса / поля, то он уже по факту наносит ущерб местной экосистеме (например, утаптывание травы, перенос семян растений / насекомых / микроорганизмов на своей одежде / обуви в места, где они раньше не обитали и пр.). Даже выпуск рыб из аквариума в местный водоем или выбрасывание на берег червей после окончания рыбалки в ряде случаев может оказать весьма значительное влияние на окружающий мир и привести к существенным изменениям флоры и фауны. За примерами далеко ходить не приходится: активное заселение водоемов России рыбой ротаном, появление борщевика Сосновского вне ареалов его исторического произрастания  и пр.).

Кроме того, открытым остается вопрос о возможности непосредственного контакта человека и животных в ходе экотуров. Для некоторых живых организмов нахождение, например, в контактных зоопарках зачастую приводит к стрессу и их последующей гибели. В этой связи отдельный интерес на наш взгляд представляют вопросы исследования смертности животных в контактных зоопарках.

В заключение отметим, что познание окружающего мира, в совокупности с популяризацией идей о сохранении природы, безусловно составляют базис для личностного развития человека. Через бережное отношение к природе во многом приходит и понимание о бережном отношении к окружающим нас людям. Однако экотуризм требует в дальнейшем значительных научных исследований. Только многоплановое изучение комплексного характера последствий влияния деятельности человека на окружающую среду сможет создать тот необходимый научный базис, на основе которого будет формироваться (и в дальнейшем совершенствоваться) воспитательный процесс будущих поколений по вопросам охраны окружающей среды.

В итоге мы приходим к выводу, что экологический туризм должен основываться в равной степени как на идеях гуманного отношения к природе, так и на системе научных знаний о самой природе и ее законах. Однако если последний компонент будет в значительной степени отстающим по отношению к первому, то это может вызвать весьма негативные последствия.  Достаточно привести пример, когда ребенок, желая спасти рыбку из высыхающего водоема, приносит ее домой, затем заполняет банку водой из крана и запускает в нее рыбу, а через сутки она умирает из – за отсутствия в воде достаточного количества кислорода и бактерий, перерабатывающих аммиак в нитриты, а затем в менее токсичные нитраты и т.д. В рамках данного примера четко видно, что человек руководствовался желанием помочь живому существу, однако, отсутствие знаний по данному вопросу стоило рыбе жизни. В ряде случаев, исходя из стремительных темпов развития туризма, в том числе и экологического, мы не имеем объективной возможности оценить – на сколько серьезный вред экологические туры наносят самой экосистеме. Данный вопрос лежит в плоскости сразу нескольких научных направлений и заслуживает отдельного исследования.


Библиографический список
  1. Шестакова Е.С., Рудык А.Н., Бутова Т.Г. «Функции экологического туризма». Сервис в России и за рубежом, №2 (63), Том 10, 2016 г.
  2. Неробеев А.Б. автореферат диссертации «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза». Кострома, 2006 г.
  3. Осипов А.И. «Все больше смешивают добро и зло». pravmir.ru (дата публикации 03 марта 2015 года)


Все статьи автора «Пробин Павел Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: