УДК 340

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Ибрагимова Гузель Шарафутдиновна
Тюменский Государственный Университет

Аннотация
Несколько лет назад Европы, и весь мир поразил миграционный кризис, который приобрел масштабный характер, и стал одним из самых тяжелых за все время. Он имеет свои правовые, экономические и политические последствия. В данной статье рассмотрена данная проблема в правовом аспекте, а также то, как данный кризис повлиял на правовую систему стран Европы.

Ключевые слова: беженцы, государства, Европейская комиссия, Европейский союз., кризис, мигранты, миграция, убежище


MIGRATION CRISIS: LEGAL ASPECT

Ibragimova Guzel Sharafutdinovna
Tyumen State University

Abstract
A few years ago in Europe, and the world crisis hit the immigration, which has gained in scale, and has become one of the most difficult of all time. It has its own legal, economic and political consequences. This article describes this problem in the legal aspect, as well as how the crisis has affected the European legal system.

Keywords: crisis shelter, migrants, migration, refugees, the European Commission, The European Union, the state


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Ибрагимова Г.Ш. Миграционный кризис: правовой аспект // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/21759 (дата обращения: 27.05.2017).

В настоящее время Европу, как и весь мир, поразил миграционный кризис, который стал одним из самых масштабных за все время. Беженцы с различных стран бегут от войн, революций в более благополучные страны, такие как Германия, США, Великобритания и другие.

Общий режим, который бы регулировал одинаковый статус всех иностранцев на территории ЕС, отсутствует. И, как результат, сегодняшняя, практически не контролируемая, ситуация в Европе по беженцам. Этому способствовали и общемировые геополитические перемены, дестабилизация мирового рынка труда. Начиная с подписания Римского договора 1957 г. и в последующие годы, Европейское экономическое сообщество закрепило правовое положение работников – мигрантов и членов их семей. В 1977 году была принята Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов, нормы которой урегулировали вопросы предоставления возможности работать данным лицам в любой стране сообщества с правом безвизового перемещения, то есть полная свобода перемещения. Позднее, Маастрихтским договором 1992 г. о Европейском союзе были определены общие принципы предоставления убежища, установлены единые правила пересечения границ и единая иммиграционная политика. Лиссабонский договор 2007 г. определил контроль на внешних границах, регламентировал вопросы предоставления убежища и иммиграции.

Мы отмечаем, что приоритеты миграционной политики направлены в первую очередь на упрощение перемещения собственных граждан, а не граждан третьих стран. В отношении беженцев и лиц, ищущих убежище, предусмотрены жесткие миграционные правила. На сегодняшний день на территории ЕС отсутствует общая процедура признания статуса «беженец». Правовыми документами, которыми регулируются данные вопросы, являются Конвенция ООН 1951 г. о статусе беженцев и национальное иммиграционное законодательство.

Согласно Шенгенского права ЕС (состоит из Соглашения 1985 г. о постепенной отмене контроля на общих границах, Конвенции 1990 г. о применении Соглашения и протоколов о присоединении), к категории «нелегальный мигрант» отнесены три категории граждан: 1) те, кто въезжает нелегально на территории государств-членов; 2) кто въезжает легально, но по истечении срока пребывания (проживания) не выезжает, либо меняет цель приезда; 3)те, кто не выезжает с территории ЕС после отказа в ходатайстве о признании беженцами. В ч. 2 ст. 29 Конвенции 1990 г. о применении Шенгенского соглашения, содержится норма о том, что, каждая сторона сохраняет право отказать заявителю во въезде в государство и о предоставлении убежища, а также выслать в третью страну.

Дублинское соглашение, заключенное в 1990 году между государствами ЕС, определяет, какая страна-член Европейского Союза ответственна за рассмотрение заявлений о предоставлении статуса беженца, поданных в одном из договаривающихся государств. Пункт 5 ст. 3 данной Конвенции устанавливает, что каждое государство может переадресовать заявителя к третьей стороне на основании своего внутреннего закона.

Система двойных стандартов ЕС в области иммиграции способствует действию механизма формальных ограничений для нежелательных лиц, прибывающих из третьих стран. Сегодняшние реалии жизни показывают, что Западная Европа все более движется к закрытию своих границ для граждан третьих стран.

Причинами столь массового потока мигрантов стали революции, бесконечные войны на Ближнем Востоке, в Африке, на Украине ЕС “Фронтекс” установил, что  за первые девять месяцев 2015 года на территорию стран Евросоюза прибыло более 710 тыс. мигрантов . Общая численность нелегальных мигрантов в Европе, по разным оценкам, составляет 7 млн. человек.  В результате «арабских революций» все чаще стали фиксироваться незаконные пересечения границы ЕС. За первые семь месяцев 2015 года порядка 340 000 мигрантов прибыли в страны Евросоюза – сообщает европейское пограничное агентство Frontex. В 2014 году было принято лишь 123 тысячи  мигрантов, которые просили убежище.

Мы уверены, что миграционный кризис показал несвоевременность принимаемых мер наднациональными институтами Европейского Союза. На сегодняшний день отсутствует единая политика государств-членов ЕС в отношении нелегальной миграции. Меры, принимаемые странами ЕС оказались неэффективны.

Согласно Дублинской конвенции всю ответственность за незаконного мигранта несет та страна, которая первая приняла его заявку на убежище.

В результате разбираться с нелегалами приходится небогатым государствам Южной Европы.

Мы отмечаем, что миграционное законодательство формируется на уровне национального законодательства каждого государства-члена. В последнее время фактически правительство каждого из государств-членов ужесточает правила пребывания иностранцев на своих территориях. Это прослеживается в сокращении сроков пребывания кандидатов в беженцы, снижается размер пособий, усиливаются карательные меры, как на национальном уровне, так и на наднациональном.

Мы отмечаем, что законодательство ЕС  в отношении  нелегальных мигрантов достаточно гуманно. За незаконное пребывание на территории Евросоюза как таковых санкций  к  таким лицам не предусмотрены. Единственным ограничением является высылки в добровольном либо принудительном порядке, что не является определенным препятствием для их повторного въезда.

Данный кризис усилил противоречия между странами ЕС, которые назрели достаточно давно. Особенно остро стоит вопрос с квотами. Многие страны хотят принимать у себя беженцев. Осознав, что весь поток беженцев не удастся  интегрировать, государства ЕС стали применять меры по ограничению числа въезжающих. Страны укрепляют границы колючей проволокой, вводят дополнительный полицейский контроль, берут у всех мигрантов отпечатки пальцев и отказывают во въезде всем, кто оказался без паспорта. Кроме того, Македония ввела запрет на въезд для всех граждан Афганистана. Такие страны как Франция, Австрия, Германия и другие ужесточили паспортный контроль для беженцев и мигрантов. Данные тенденции вызывают беспокойство у Еврокомиссии.  В Брюсселе понимают: под угрозу ставится главное завоевание  так называемой «единой Европы», которым она привыкла гордиться, и которые имеют социальное, экономическое и политическое значение.

Путем договоренности страны ЕС установили квоты принятия беженцев: Франция – 24 тыс.  человек, Швеция –65 тыс., Великобритания –20 тыс.,  Дания – 11 тыс. Венгрия – 18 тыс. США и Канада  10 тысяч Австралия – 12 тысяч мигрантов. Интересно, что принять беженцев согласились и страны, которые не являются членами ЕС.

Параллельно с ограничениями, в ЕС реформируется система приема беженцев. 12 июня 2015 года Европарламент утвердил новые правила, призванные ускорить и создать единую систему приема беженцев во всех странах ЕС. По новым правилам, на нее отводится 6 месяцев [4].

Чтобы как-то изменить ситуацию страны ЕС и Турция 18 марта 2016 года единогласно одобрили на саммите в Брюсселе пакетное соглашение по миграции, которое предполагает возвращение в Турцию всех нелегалов, прибывших в Грецию с турецкой территории, и прием Евросоюзом легальных беженцев-сирийцев из Турции по принципу «один за одного».
С 4 апреля 2016 года вступила в силу новая  схема возврата прибывших в Европу через Турцию беженцев. Турция начала принимать нелегалов. Каждого нелегала в поездке сопровождает один сотрудник европейского агентства по контролю границ Frontex[8]. Однако данный выбор не является решением миграционного кризиса, он только загнал лидеров ЕС еще в один тупик. Ситуация с беженцами до сих пор не решена,  их приток растет. Лидеры ЕС на саммите, который прошел в начале февраля 2017 года, на Мальте обсудили проблему с беженцами. Лидеры европейских государств ожидают изменения достаточно серьезных изменений. План, который разработан лидерами ЕС, включает в себя увеличение помощи Ливии — прежде всего, на укрепление береговой охраны и создание лагерей для беженцев разных стран, а также финансовую поддержку мигрантов, которые  все-таки решили добровольно вернуться на родину.

Таким образом, мы считаем, что в данный момент Шенгенское право претерпевает серьезные изменения, которые связаны с влиянием на него внешней миграции.


Библиографический список
  1. В ЕС появились новые правила для приема беженцев.  [Электронный ресурс]. // Белорусский портал «TUT.BY».  – URL: http: //news.tut.by/HYPERLINK “http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fnews.tut.by%252Fworld%252F352959.html%26ts%3D1459785040%26uid%3D1403363641419152710&sign=d0b7ff0de507ceb7a9cd9e0f8c7a275e&keyno=1″worldHYPERLINK “http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fnews.tut.by%252Fworld%252F352959.html%26ts%3D1459785040%26uid%3D1403363641419152710&sign=d0b7ff0de507ceb7a9cd9e0f8c7a275e&keyno=1″/352959.html (дата обращения 3.12.2016 г.)
  2. Даже скандинавы отказываются от гостеприимства.  [Электронный ресурс].  // Интернет-издание «Вся Европа». –  URL: http://alleuropalux.org/?p=12573 (дата обращения: 26.12.2016 г.)
  3. Европа между мигрантами и колючей проволокой.  [Электронный ресурс].  // Интернет-издание «Газета.ru». –  URL:https://www.msn.com/ru-ru/news/other/европа-между-мигрантами-и-колючей-проволокой/ar-BBq07RB (дата обращения: 26.12.2016 г.)
  4. Ивашкина Д. ЕС решил немедленно усилить контроль на границах. [Электронный ресурс]. //  Интернет-издание « Комсомольская правда». – URL: http://HYPERLINK “http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Falleuropalux.org%252F%253Fp%253D12573%26ts%3D1459785040%26uid%3D1403363641419152710&sign=86c22b7c7e8568d05b204566528b9c4c&keyno=1″ http://www.kp.ru/online/news/2227944/HYPERLINK “http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Falleuropalux.org%252F%253Fp%253D12573%26ts%3D1459785040%26uid%3D1403363641419152710&sign=86c22b7c7e8568d05b204566528b9c4c&keyno=1″    (Дата обращения: 26.12.2016 г.)
  5. С 4 апреля вступила в силу схема возврата прибывших в Европу через Турцию беженцев. [Электронный ресурс]. // Информационное агентство  ТАСС. –  URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3173563. (дата обращения: 4.12.2016 г.)


Все статьи автора «Ибрагимова Гузель Шарафутдиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: