ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Камнева Елена Владимировна1, Полевая Марина Владимировна2, Ширванов Руслан Алексеевич3
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология»
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Управление персоналом и психология»
3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, аспирант кафедры «Управление персоналом и психология»

Аннотация
В статье рассматриваются психологические особенности российского населения, связанные, с переживанием нестабильной экономико-политической ситуации, которая оказывает существенное влияние на особенности менталитета граждан страны и содействует повышению уровня эгоцентризма/эгоцентрической направленности личности российского населения.

Ключевые слова: информационно-психологическое воздействие, манипулятивное воздействие, массовое сознание, паттерн поведения, эмоциональное состояние


INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT ON THE MASS CONSCIOUSNESS OF THE MASS MEDIA

Kamneva Elena Vladimirovna1, Polevaya Marina Vladimirovnа2, Shirvanov Ruslan Alexeyevich3
1Finance University under the Government of the Russian Federation, PhD in in Psychological Science, Associate Professor of Department «Personnel Management and Psychology»
2Finance University under the Government of the Russian Federation, ScD (Economics), Head of Department «Personnel Management and Psychology»
3Finance University under the Government of the Russian Federation, Graduate of chair «Personnel Management and Psychology»

Abstract
The article deals with the psychological characteristics of the Russian population, associated with the experience of the unstable economic and political situation, which has a significant impact on the features of the mentality of its citizens and contributes to increase the level of self-centeredness / self-centered orientation of the person of the Russian population.

Keywords: behavior pattern, emotional state, information and psychological impact, manipulative influence, mass consciousness


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Камнева Е.В., Полевая М.В., Ширванов Р.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание средств массовой коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/21354 (дата обращения: 21.02.2024).

В современный период применения разнообразных методов информационного, психологического, технологического прессинга достаточно остро поднимаются вопросы информационно-психологического воздействия на массовое сознание в различных сферах жизнедеятельности общества, что особенно связано с развитием современных технологий, позволяющих одновременно оказывать влияние на психику значительного числа человек без взаимодействия и прямого контакта с ними [7].

Данная проблематика является междисциплинарной, исследования в данной области ведутся философами, психологами, культурологами, социологами, политологами, экономистами, юристами (Г.М. Андреева, В.А. Анникова, А.А. Бодалев, Л.В. Виноградова, Б.А. Грушин, Г.Г. Дилигенский, Т.В. Науменко, Д.В. Ольшанский, А.К. Уледов и др.) [1; 3; 5; 12; 13].

Массовое сознание является особым типом общественного сознания; продуктом осознания индивидами социальных условий жизни, социального бытия и усвоения информации и знаний, которые предоставляются средствами массовой информации, социальными и политическими коммуникациями. Массовым сознанием пронизаны все сферы общественной жизни (сфера материального производства, социальная жизнь, сферы социальной регуляции и духовной), в которых оно может проявляться в разной степени.

Можно выделить два основных подхода, рассматривающих массовое сознание:

1. В качестве конкретного варианта общественного сознания, который отчетливо проявляется лишь в нестабильных, динамичных периодах общественного развития, причем в стабильных периодах его функционирование происходит на малозаметном, обыденном уровне. Массовое сознание одновременно может содержать в себе отдельные компоненты разнообразных видов сознания, которые объединяют представителей различных социальных групп, но не имеющих явного группового характера. Следовательно, проявления массового сознания будут иметь случайный характер и являются признаками временного стихийного варианта развития.

2. Согласно второму подходу массовое сознание является достаточно самостоятельным феноменом и, следовательно, – сознанием вполне определенного социального носителя – «массы», возникающее в виде отражения, переживания и осознания обстоятельств, действующих в значительных социальных масштабах, в том или ином отношении всеобщих для членов разных социальных групп, оказывающихся в схожих жизненных условиях и их уравнивающих. Данный подход рассматривает массовое сознание как более глубокое образование, отражение действительности «первичного порядка», которое лишь только впоследствии приобретает необходимые психологические признаки социальной определенности [1].

Следовательно, массовое сознание рассматривается в качестве особого, специфического вида общественного сознания, свойственного «массам», определяемого в качестве совпадения в какой-нибудь момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа различных «классических групп» общества, но, тем не менее, несводимого к ним.

Массовое сознание, представляющее собой особую форму группового и общественного сознания, является неоднородным внутренне противоречивым и многоуровневым образованием. Его противоречивость заключается в том, что оно может играть как роль стабилизирующего фактора, то есть креативную роль, так и деструктивную роль, усиливая противоречия общества и доводя их до кризиса. В массовом сознании, с одной стороны, содержится как консервативный элемент, проявляющийся как «сопротивление среды» социальным преобразованиям, так и как «радикализм массовых настроений», который можно охарактеризовать через склонность к неповиновению и революционным изменениям имеющегося порядка, с другой стороны. Массовое сознание может содержать в себе несовместимые взгляды, прогрессивные и негативные реакции, оно отличается размытостью, фрагментарностью, аморфностью. Массовому сознанию свойственно упрощенное отражение действительности. Оно характеризуется инерционностью, консерватизмом и стереотипностью [5]. Следует отметить еще одно важное, на наш взгляд, свойство – эмоциональность массового сознания.

Выразителем массового сознания является общественное мнение, выражающее отношение (скрытое или явное) разных социальных групп к определенным событиям действительности и определяемое как поведение как отдельных субъектов, так и целых социальных групп [12], которое может возникать как стихийно, так и – вырабатываться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями и средствами массовой информации.

Информационно-психологическое воздействие является видом психологического воздействия, которое определяется, как «способ оказывать влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемого для изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с применением различных способов явного и скрытого психологического принуждения» [9].

Целью информационно-психологического воздействия (воздействия с помощью информации) является формирование определенных идеологических (социальных) идей, убеждений, взглядов, представлений. Следует отметить, что одновременно у человека вызываются различные эмоции (положительные или отрицательные), чувства и массовые реакции [8; 9], изменяются эмоциональные состояния, стимулируются определенные типы поведения.

Выделяют следующие формы информационно-психологического воздействия:

с помощью вербальных средств;

с применением печатных и изобразительных средств;

с применением радио, телевидения и компьютерной техники.

Под влиянием информационно-психологического воздействия возможны различные формы перестройки психики:

по широте – изменения от психологического качества (мнения индивида о конкретном явлении) до более общих изменений психики (изменения совокупности психологических качеств человека (или группы);

по временной устойчивости – кратковременные и длительные.

Информационно-психологическим воздействием затрагиваются следующие сферы психики отдельного индивида, социальных групп людей и массового сознания в целом:

потребностно-мотивационная сфера (ценностные ориентации, желания, влечения, убеждения, знания);

интеллектуально-познавательную сфера (ощущения, восприятие, представления, воображение, мышление и память);

эмоционально-волевая сфера (настроения, эмоции, чувства, воля);

коммуникативно-поведенческая сфера (характер и специфика межличностного восприятия и взаимодействия, общения).

Таким образом, только при учете присущих указанным сферам особенностей функционирования индивидуального, группового и общественного сознания информационно-психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект.

Рассматривая информационно-психологическое воздействие, следует отметить присущие ему следующие закономерности:

при его направленности в первую очередь на потребностно-мотивационную сферу людей результаты воздействия сказываются, прежде всего, на влечениях и желаниях людей;

воздействие на эмоциональную сферу психики связано с изменением в области внутренних переживаниях, а также – межличностных отношений;

совокупность воздействий на потребностно-мотивационную и эмоциональную сферы дает возможность управлять поведением людей, так как такое воздействие влияет на их волевую активность;

при влиянии на взаимоотношения и общение, относящихся к коммуникативно-поведенческой сфере, создаются условия для социально-психологического комфорта и дискомфорта, что заставляет индивида либо сотрудничать, либо конфликтовать с окружающими;

результатом информационно-психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу будет изменение характера восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его представление о мире [9].

При любом воздействии, имеющем своей целью изменить поведение объекта в нужном для субъекта направлении, даже если оно происходит с пользой для объекта, но без его согласия, имеет место манипулятивное воздействие [11], главной особенностью которого является не то, что им не учитываются интересы объекта воздействия, а то, что это воздействие будет осуществляется только ради интересов субъекта, для осуществления которых могут применять разные методы, в том числе и информационно-психологическое воздействие на объект в целях подчинения его поведения поставленным субъектом целям.

Также, говоря о информационно-психологическом воздействии относительно его последствий для его объекта (объектов), следует выделить еще два вида информационно-психологического воздействия: положительного и негативного. В данном исследовании нас будет интересовать негативное информационно-психологическое воздействие.

Авторами научных исследований данного направления выделяется значительное количество видов негативного информационно-психологического воздействия: фальсификация (подтасовка) и дезинформация; «зомбирование» или целевое программирование на выполнение тех или иных, в том числе и негативных действий; причинение вреда жизни и здоровью [6]; астротерфинг, определяемое как намеренное централизованное манипулирование общественным мнением в сети Интернет с целью дезинформации, искажения статистических сведений и злоупотребления общественным мнением; троллинг – размещение провокационных сообщений в целях склонения пользователей к дискуссии определенного направления или создания конфликтной ситуации [10] и т. п. Например, в современных условиях применяются специальные манипулятивные технологии, среди которых как наиболее универсальная и широко и активно используемая в массовых информационных процессах  отмечается «технология формирования и распространения образов» [4], сущность которой состоит  в том, что в зависимости от цели и задач создают и распространяют заранее «сконструированные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм, ценностей, программ, товаров и т. п., которые, как правило, не адекватно отражают их реальные существенные характеристики и тем самым дезориентируют людей, подверженных информационно-психологическому воздействию.


Библиографический список
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2014. 363 с.
  2. Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Специфика российского менталитета в условиях нестабильности // Научный вестник МГИИТ. 2011. № 2. С. 101-115.
  3. Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2007. № 4. С. 53-65.
  4. Беспалова Е.В. Информационно-психологическое воздействие на формирование ценностных ориентаций личности // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2011. № 10. С. 2.
  5. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 104-110.
  6. Дворянкин С.В. Противодействие негативным мультимедийным негативным информационно-психологическим воздействиям // Известия ЮФУ. Технические науки. 2003. № 4 (33). С. 339-342.
  7. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – Санкт-Петербург: Скифия, 2008. 403 с.
  8. Камнева Е.В. Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки) // Вопросы кибербезопасности. 2016. № 5 (18). С. 51-55.
  9. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). – Минск: Харвест, 1999. 448 с.
  10. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в контексте информационно-психологической безопасности личности: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012.
  11. Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. №1(34). С. 101-119.
  12. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6. С.63-70.
  13. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.


Все статьи автора «Камнева Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: