В современный период применения разнообразных методов информационного, психологического, технологического прессинга достаточно остро поднимаются вопросы информационно-психологического воздействия на массовое сознание в различных сферах жизнедеятельности общества, что особенно связано с развитием современных технологий, позволяющих одновременно оказывать влияние на психику значительного числа человек без взаимодействия и прямого контакта с ними [7].
Данная проблематика является междисциплинарной, исследования в данной области ведутся философами, психологами, культурологами, социологами, политологами, экономистами, юристами (Г.М. Андреева, В.А. Анникова, А.А. Бодалев, Л.В. Виноградова, Б.А. Грушин, Г.Г. Дилигенский, Т.В. Науменко, Д.В. Ольшанский, А.К. Уледов и др.) [1; 3; 5; 12; 13].
Массовое сознание является особым типом общественного сознания; продуктом осознания индивидами социальных условий жизни, социального бытия и усвоения информации и знаний, которые предоставляются средствами массовой информации, социальными и политическими коммуникациями. Массовым сознанием пронизаны все сферы общественной жизни (сфера материального производства, социальная жизнь, сферы социальной регуляции и духовной), в которых оно может проявляться в разной степени.
Можно выделить два основных подхода, рассматривающих массовое сознание:
1. В качестве конкретного варианта общественного сознания, который отчетливо проявляется лишь в нестабильных, динамичных периодах общественного развития, причем в стабильных периодах его функционирование происходит на малозаметном, обыденном уровне. Массовое сознание одновременно может содержать в себе отдельные компоненты разнообразных видов сознания, которые объединяют представителей различных социальных групп, но не имеющих явного группового характера. Следовательно, проявления массового сознания будут иметь случайный характер и являются признаками временного стихийного варианта развития.
2. Согласно второму подходу массовое сознание является достаточно самостоятельным феноменом и, следовательно, – сознанием вполне определенного социального носителя – «массы», возникающее в виде отражения, переживания и осознания обстоятельств, действующих в значительных социальных масштабах, в том или ином отношении всеобщих для членов разных социальных групп, оказывающихся в схожих жизненных условиях и их уравнивающих. Данный подход рассматривает массовое сознание как более глубокое образование, отражение действительности «первичного порядка», которое лишь только впоследствии приобретает необходимые психологические признаки социальной определенности [1].
Следовательно, массовое сознание рассматривается в качестве особого, специфического вида общественного сознания, свойственного «массам», определяемого в качестве совпадения в какой-нибудь момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа различных «классических групп» общества, но, тем не менее, несводимого к ним.
Массовое сознание, представляющее собой особую форму группового и общественного сознания, является неоднородным внутренне противоречивым и многоуровневым образованием. Его противоречивость заключается в том, что оно может играть как роль стабилизирующего фактора, то есть креативную роль, так и деструктивную роль, усиливая противоречия общества и доводя их до кризиса. В массовом сознании, с одной стороны, содержится как консервативный элемент, проявляющийся как «сопротивление среды» социальным преобразованиям, так и как «радикализм массовых настроений», который можно охарактеризовать через склонность к неповиновению и революционным изменениям имеющегося порядка, с другой стороны. Массовое сознание может содержать в себе несовместимые взгляды, прогрессивные и негативные реакции, оно отличается размытостью, фрагментарностью, аморфностью. Массовому сознанию свойственно упрощенное отражение действительности. Оно характеризуется инерционностью, консерватизмом и стереотипностью [5]. Следует отметить еще одно важное, на наш взгляд, свойство – эмоциональность массового сознания.
Выразителем массового сознания является общественное мнение, выражающее отношение (скрытое или явное) разных социальных групп к определенным событиям действительности и определяемое как поведение как отдельных субъектов, так и целых социальных групп [12], которое может возникать как стихийно, так и – вырабатываться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями и средствами массовой информации.
Информационно-психологическое воздействие является видом психологического воздействия, которое определяется, как «способ оказывать влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемого для изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с применением различных способов явного и скрытого психологического принуждения» [9].
Целью информационно-психологического воздействия (воздействия с помощью информации) является формирование определенных идеологических (социальных) идей, убеждений, взглядов, представлений. Следует отметить, что одновременно у человека вызываются различные эмоции (положительные или отрицательные), чувства и массовые реакции [8; 9], изменяются эмоциональные состояния, стимулируются определенные типы поведения.
Выделяют следующие формы информационно-психологического воздействия:
с помощью вербальных средств;
с применением печатных и изобразительных средств;
с применением радио, телевидения и компьютерной техники.
Под влиянием информационно-психологического воздействия возможны различные формы перестройки психики:
по широте – изменения от психологического качества (мнения индивида о конкретном явлении) до более общих изменений психики (изменения совокупности психологических качеств человека (или группы);
по временной устойчивости – кратковременные и длительные.
Информационно-психологическим воздействием затрагиваются следующие сферы психики отдельного индивида, социальных групп людей и массового сознания в целом:
потребностно-мотивационная сфера (ценностные ориентации, желания, влечения, убеждения, знания);
интеллектуально-познавательную сфера (ощущения, восприятие, представления, воображение, мышление и память);
эмоционально-волевая сфера (настроения, эмоции, чувства, воля);
коммуникативно-поведенческая сфера (характер и специфика межличностного восприятия и взаимодействия, общения).
Таким образом, только при учете присущих указанным сферам особенностей функционирования индивидуального, группового и общественного сознания информационно-психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект.
Рассматривая информационно-психологическое воздействие, следует отметить присущие ему следующие закономерности:
при его направленности в первую очередь на потребностно-мотивационную сферу людей результаты воздействия сказываются, прежде всего, на влечениях и желаниях людей;
воздействие на эмоциональную сферу психики связано с изменением в области внутренних переживаниях, а также – межличностных отношений;
совокупность воздействий на потребностно-мотивационную и эмоциональную сферы дает возможность управлять поведением людей, так как такое воздействие влияет на их волевую активность;
при влиянии на взаимоотношения и общение, относящихся к коммуникативно-поведенческой сфере, создаются условия для социально-психологического комфорта и дискомфорта, что заставляет индивида либо сотрудничать, либо конфликтовать с окружающими;
результатом информационно-психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу будет изменение характера восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его представление о мире [9].
При любом воздействии, имеющем своей целью изменить поведение объекта в нужном для субъекта направлении, даже если оно происходит с пользой для объекта, но без его согласия, имеет место манипулятивное воздействие [11], главной особенностью которого является не то, что им не учитываются интересы объекта воздействия, а то, что это воздействие будет осуществляется только ради интересов субъекта, для осуществления которых могут применять разные методы, в том числе и информационно-психологическое воздействие на объект в целях подчинения его поведения поставленным субъектом целям.
Также, говоря о информационно-психологическом воздействии относительно его последствий для его объекта (объектов), следует выделить еще два вида информационно-психологического воздействия: положительного и негативного. В данном исследовании нас будет интересовать негативное информационно-психологическое воздействие.
Авторами научных исследований данного направления выделяется значительное количество видов негативного информационно-психологического воздействия: фальсификация (подтасовка) и дезинформация; «зомбирование» или целевое программирование на выполнение тех или иных, в том числе и негативных действий; причинение вреда жизни и здоровью [6]; астротерфинг, определяемое как намеренное централизованное манипулирование общественным мнением в сети Интернет с целью дезинформации, искажения статистических сведений и злоупотребления общественным мнением; троллинг – размещение провокационных сообщений в целях склонения пользователей к дискуссии определенного направления или создания конфликтной ситуации [10] и т. п. Например, в современных условиях применяются специальные манипулятивные технологии, среди которых как наиболее универсальная и широко и активно используемая в массовых информационных процессах отмечается «технология формирования и распространения образов» [4], сущность которой состоит в том, что в зависимости от цели и задач создают и распространяют заранее «сконструированные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм, ценностей, программ, товаров и т. п., которые, как правило, не адекватно отражают их реальные существенные характеристики и тем самым дезориентируют людей, подверженных информационно-психологическому воздействию.
Библиографический список
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2014. 363 с.
- Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Специфика российского менталитета в условиях нестабильности // Научный вестник МГИИТ. 2011. № 2. С. 101-115.
- Анникова В.А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2007. № 4. С. 53-65.
- Беспалова Е.В. Информационно-психологическое воздействие на формирование ценностных ориентаций личности // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2011. № 10. С. 2.
- Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 104-110.
- Дворянкин С.В. Противодействие негативным мультимедийным негативным информационно-психологическим воздействиям // Известия ЮФУ. Технические науки. 2003. № 4 (33). С. 339-342.
- Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – Санкт-Петербург: Скифия, 2008. 403 с.
- Камнева Е.В. Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки) // Вопросы кибербезопасности. 2016. № 5 (18). С. 51-55.
- Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). – Минск: Харвест, 1999. 448 с.
- Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в контексте информационно-психологической безопасности личности: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012.
- Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. №1(34). С. 101-119.
- Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6. С.63-70.
- Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.